Напоминание

"Вместе с книгой я расту"


Автор: Возчикова Алена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Колчеданский детский сад"
Населённый пункт: Свердловская область, с.Колчедан
Наименование материала: Проект социального партнерства
Тема: "Вместе с книгой я расту"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект социального партнерства

«Вместе с книгой я расту».

Введение.

Важной задачей современного общества является создание и поддержание

такого

образовательного

пространства,

которое

соответствует

лучшим

культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также

способствует

развитию

и

становлению

всесторонне

развитой

личности,

формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал.

Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и

учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, домов творчества

и так далее.

Актуальность.

Современные

дети

предпочитают

проводить

свободное

время

за

просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век

информационных

технологий,

стремительного

развития

всемирной

информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее

глубокого и вдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему

встала в ряд задач государственной важности. Повышенное внимание педагогов

дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры

воспитанников продиктовано изменением социально – экономических условий. В

ситуации

острого

дефицита

общения,

снижения

востребованности

высокохудожественных

книг,

фильмов,

невысокого

уровня

культурных

ценностных

запросов

многих

семей

педагоги

и

родители

испытывают

затруднения в воспитании детей культурными и социально – активными.

Гипотеза.

Дошкольники в общепринятом понятии не являются целевой аудиторией

библиотек, но мы работники детских садов знаем, что именно в этом нежном

возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании

ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть,

милосердие и участие.

Хорошим подспорье при решении данной проблемы, как одна из форм

организации работы по социализации личности ребёнка, стало взаимодействие с

библиотекой.

Понимание этого стало ключевым мотивом для разработки и внедрения проекта

«Вместе с книгой я расту».

Паспорт проекта.

Название проекта: «Вместе с книгой я расту».

Участниками проекта: дети, родители, воспитатель старшей группы МКДОУ

«Колчеданский детский сад №1» и Першина Елена Анатольевна, библиотекарь

Колчеданской библиотеки им. И.Я. Стяжкина.

1

Вид проекта: информационно – творческий.

Тип проекта:

-по доминирующему методу: практико – ориентированный;

-по характеру контактов: педагог, дети и родители одной возрастной группы в

контакте с работниками сельской библиотеки;

-по количеству участников: групповой;

-по продолжительности: долгосрочный.

Срок реализации: учебный год.

Цель проекта

- объединить усилия дошкольного учреждения с сельской

библиотекой для социокультурной самореализации участников образовательного

процесса.

Задачи проекта:

-развитие творческого потенциала и познавательной активности участников

образовательного процесса;

-помощь семье в формировании духовно-нравственной культуры воспитанников;

-воспитание у детей культуры чтения (развитие художественного вкуса и

потребности общения с книгой);

-привлечение внимания родителей к проблеме детского чтения, её решению

(совместное семейное чтение).

Предполагаемый результат:

-укрепление имиджа библиотеки как открытого и доступного центра развития

творческого потенциала детей дошкольного возраста;

-укрепление связей

библиотеки с ДОУ, родителями, направленными на

пропаганду и развитие института семейного чтения;

-расширение детской и взрослой аудитории библиотеки.

Этапы реализации:

Разработка

данного

проекта

социального

взаимодействия

строилось

поэтапно. Каждый этап имел свои цели и решал конкретные задачи.

1 этап – подготовительный.

Его цель - определение целей и форм

взаимодействия с объектом социума.

Задачи данного этапа:

-анализ объектов социума для определения целесообразности установления

социального партнерства;

-установление контактов с организацией (библиотекой);

-определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм

взаимодействия, составление плана совместных мероприятий.

2

Здесь хочется отметить, что идейными вдохновителями проекта стали сами

дети. Во время очередной экскурсии по родному селу, когда мы знакомились с

социально значимыми объектами села, мои воспитанники обратили внимание на

здание библиотеки.

Выяснилось, что большинство детей знакомы с понятием «библиотека», её

предназначением, но лишь единицы бывали в ней и тем более пользуются

предоставляемыми ею услугами. Так было принято совместной решение

познакомиться поближе с деятельность библиотеки.

Сотрудники нашей сельской библиотеки им. Стяжкина библиотеки в лице

Елены Анатольевны Першиной с большим энтузиазмом

приняли наше

предложение о сотрудничестве. В тесном взаимодействии был разработан план

основных мероприятий на предполагаемый проектный период, подобрана

художественная

и

методическая

литература,

медиа

материалы,

создана

развивающая среда. Обсудили возможность использования книжного фонда

библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.

Отобрали наиболее приемлемые формы осуществления преемственности:

-экскурсии в библиотеку;

-посещение мини-музея библиотеки;

-участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;

-выставки рисунков и поделок;

-участие в театрализованной деятельности;

-просветительская работа с родителями;

-совместные праздники.

Стартовал второй этап проекта.

2 этап – практический. Его цель - реализация сотрудничества с организацией

согласно программным договорённостям.

Задачи данного этапа:

-проведение экскурсий для воспитанников группы в библиотеку;

-посещение

воспитанниками

проводимых

в

библиотеке

познавательных

мероприятий, участие в творческих конкурсах, выставках, викторинах и т.д.;

-создание и последующая коррекция развивающей среды;

-работа с родителями (просветительская и творческая).

Самой популярной и запоминающейся формой взаимодействия стала – экскурсия.

Начиная с ознакомительных, заканчивая тематическими, посвященными тому или

иному писателю, памятной дате – все они, всегда вызывали неподдельный

интерес и восторг у детей.

«Здравствуй книжный дом!» - так называлась серия экскурсий, во время

которых дети знакомились с порядком работы библиотеки, её правилами и

традициями, с людьми помогающими отрыть полный чудес и волшебства мир

детской книги. Знакомство завершилось организованной работниками библиотеки

3

выставкой совместных детско-родительских рисунков «В Книжляндию!», в

которых воспитанники смогли выразить свои впечатления от узнанного и

увиденного.

Ещё одно из наших посещений было приурочено ко Дню Победы «Спасибо

деду за победу». Тогда Елена Анатольевна организовала для нас экскурсию по

мини – музею, где были собраны экспонаты времён Великой Отечественной

войны. Она рассказала о героях, жителях нашего села сражавшихся за нашу

Родину на полях ВОВ. А затем все вместе ходили к памятнику погибшим воинам

на возложение цветов.

Всегда

с

большим

нетерпением

дети

ждали

т.н.

тематический

литературный час, во время которых сотрудники библиотеки знакомили детей с

биографией и произведениями отечественных и зарубежных поэтов, писателей.

Так к 130-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского было

проведено развлечение «В гостях у дедушки Чукоши», где дети, опираясь на свой

опыт и знания, участвовали в викторине по произведениям гениального поэта

публициста.

Другая игра-викторина «Любимые книжки – любимые игрушки» была

посвящена различным писателям в чьи герои произведений стали прототипами

игрушек или были задуманы как игрушка-персонаж. Дети вспомнили стихи

А. Барто, «Кузю» Татьяны Александровой и т.п.

Много впечатление вызвало виртуальное знакомство с детским поэтом М.

Придворовым, который с экрана читал свои поэтические творения, задавал

вопросы, шутил, а в конце рассказал добрую, поучительную, захватывающую

сказку.

Считаю, что при помощи подобных мероприятий решается задача привития

детям интереса к книге как источнику информации, чтению.

Трудно переоценить значимость такого направления деятельности как цикл

громких чтений и обсуждений.

Громкое чтение помогает формировать интерес и потребность в чтении

(восприятии ) книг; развивать литературную речь, художественное восприятие и

эстетический вкус, расширять кругозор воспитанников; формировать у детей

ценностных установок путем знакомства с культурой и традициями родной

страны, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности,

воспитание патриотических чувств.

Цикл

громких

чтений

и

обсуждений

проводился

каждый

день

и

согласовывался с тематическим планом образовательной программы ДОУ и

календарем литературных дат.

Показательным примером могут быть громкие чтения приуроченный к

годовщине произведения А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».

В рамках чтений дети познакомились с произведением, а в ходе обсуждения

4

поступков,

характеров

героев

сказки,

смогли

определить

заложенные

в

произведении нравственные ориентиры.

Положительное влияние на приобщение детей к книге оказал цикл

творческих

мероприятий:

выставки

рисунков,

поделок

по

мотивам

художественных произведений; театрализованная деятельность; сочинение сказок

и выставки книг, созданных детьми совместно с родителями.

Надолго запомнилось детям участие в инсценировке народной сказки

«Колобок»,

которую

мы

организовали

в

группе.

Постановка

спектакля

осуществлялась в виде кукольного представления, где куклы-персонажи для

инсценировки изготовили сами воспитанники, они же осуществили постановку.

После показа мы подарили атрибуты детям средней группы.

Много веселых, интересных и поучительных минут подарили детям

организованные

сотрудниками

библиотеки

театрализованные

праздники

и

развлечения «В гостях у домового», «Как Иванушка уму-разуму учился»,

«Пришла коляда, отворяй ворота…» или игровая программа ко дню Защиты детей

«Читаем, рисуем, играем».

В педагогике всегда подчеркивалась существенная роль, в процессе

развития и воспитания ребенка, адекватной пространственной среды.

Еще на самом первом этапе реализации проекта мною и сотрудниками

библиотеки была достигнута договоренность о взаимопомощи при оформлении

т.н. книжного уголка в группе. Поэтому изучение любой темы по ознакомлению с

окружающим миром начиналось с того, что я просила библиотекарей подготовить

подборки книг по теме для меня и для детей. Вместе с детьми мы приходили за

этими книгами в библиотеку, а в детском саду уже рассматривали, читали,

обсуждали их.

Так же в группе была проведена акция, направленная на пополнение центра

театрализованной деятельности атрибутами по мотивам русских народных сказок.

Библиотека это, безусловно, центр семейного воспитания через книгу и

чтение. И она всячески способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек

к совместному чтению с детьми; информирует их о новой педагогической,

психологической и иной литературе в помощь по воспитанию детей.

Одним из ведущих направлений сотрудничества с библиотеки я вижу в

популяризации

семейного

чтения.

Работники

библиотеки

неоднократные

участники родительских собраний в группе с выступлениями «Моя первая

библиотека», «Читаем лучшее. 2015 секунд чтения». Для родителей мною

составлено несколько памяток и информационных листовок, в которых даются

ценные советы родителям, по вопросам организации семейного чтения, например,

каких принципов нужно придерживаться, какие произведения использовать и

т.д.При поддержке Елены Анатольевны в групповом родительском уголке были

оформлены папки-передвижки «Семейному чтению – ДА!», «Стихокарусель»,

информационные листовки «Это ИНТЕРЕСНО знать!».

5

3 этап – заключительный (аналитический). Его цель – подведение итогов

социального партнерства.

Задачи данного этапа:

-проведение анализа проделанной работы;

-определение

эффективности,

целесообразности,

перспектив

дальнейшего

сотрудничества.

Результаты проекта.

Считаю, что представленная мною система сотрудничества дошкольного

учреждения (группы), родителей и библиотеки повысила интерес детей к книге,

формируя положительное начало в социально-нравственном развитии личности

воспитанников.

Характерным стало избирательное отношение детей к произведениям

определенного содержания и жанра (отрицательное отношение к произведениям,

где традиционное, авторское прочтение, дополняется горе издателями сценами

жестокости или кровавыми подробностями). Они стали делиться с окружающими

впечатлениями от прочитанного, обсуждать содержание, рассказывать сюжеты

понравившихся книг, читать любимые стихотворения. Значительно обогатились

организация и содержание семейного чтения (дети чаще стали приносить в

группу книги, купленные и прочитанные дома). Благодаря совместной работе с

родителями,

у

детей

сформировалось

определенное

представление

об

окружающем мире и детской литературе.

Таким образом, сотрудничество детского сада и библиотеки значительно

расширило

возможности

этих

учреждений

в

воспитании

и

образовании

подрастающего

поколения,

приобщении

детей

к

национальным

и

общечеловеческим духовным ценностям, создании условий для формирования

активной гражданской позиции.

6



В раздел образования