Автор: Возчикова Алена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Колчеданский детский сад"
Населённый пункт: Свердловская область, с.Колчедан
Наименование материала: Проект социального партнерства
Тема: "Вместе с книгой я расту"
Раздел: дошкольное образование
Проект социального партнерства
«Вместе с книгой я расту».
Введение.
Важной задачей современного общества является создание и поддержание
такого
образовательного
пространства,
которое
соответствует
лучшим
культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также
способствует
развитию
и
становлению
всесторонне
развитой
личности,
формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал.
Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и
учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, домов творчества
и так далее.
Актуальность.
Современные
дети
предпочитают
проводить
свободное
время
за
просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век
информационных
технологий,
стремительного
развития
всемирной
информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее
глубокого и вдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему
встала в ряд задач государственной важности. Повышенное внимание педагогов
дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры
воспитанников продиктовано изменением социально – экономических условий. В
ситуации
острого
дефицита
общения,
снижения
востребованности
высокохудожественных
книг,
фильмов,
невысокого
уровня
культурных
ценностных
запросов
многих
семей
педагоги
и
родители
испытывают
затруднения в воспитании детей культурными и социально – активными.
Гипотеза.
Дошкольники в общепринятом понятии не являются целевой аудиторией
библиотек, но мы работники детских садов знаем, что именно в этом нежном
возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании
ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть,
милосердие и участие.
Хорошим подспорье при решении данной проблемы, как одна из форм
организации работы по социализации личности ребёнка, стало взаимодействие с
библиотекой.
Понимание этого стало ключевым мотивом для разработки и внедрения проекта
«Вместе с книгой я расту».
Паспорт проекта.
Название проекта: «Вместе с книгой я расту».
Участниками проекта: дети, родители, воспитатель старшей группы МКДОУ
«Колчеданский детский сад №1» и Першина Елена Анатольевна, библиотекарь
Колчеданской библиотеки им. И.Я. Стяжкина.
1
Вид проекта: информационно – творческий.
Тип проекта:
-по доминирующему методу: практико – ориентированный;
-по характеру контактов: педагог, дети и родители одной возрастной группы в
контакте с работниками сельской библиотеки;
-по количеству участников: групповой;
-по продолжительности: долгосрочный.
Срок реализации: учебный год.
Цель проекта
- объединить усилия дошкольного учреждения с сельской
библиотекой для социокультурной самореализации участников образовательного
процесса.
Задачи проекта:
-развитие творческого потенциала и познавательной активности участников
образовательного процесса;
-помощь семье в формировании духовно-нравственной культуры воспитанников;
-воспитание у детей культуры чтения (развитие художественного вкуса и
потребности общения с книгой);
-привлечение внимания родителей к проблеме детского чтения, её решению
(совместное семейное чтение).
Предполагаемый результат:
-укрепление имиджа библиотеки как открытого и доступного центра развития
творческого потенциала детей дошкольного возраста;
-укрепление связей
библиотеки с ДОУ, родителями, направленными на
пропаганду и развитие института семейного чтения;
-расширение детской и взрослой аудитории библиотеки.
Этапы реализации:
Разработка
данного
проекта
социального
взаимодействия
строилось
поэтапно. Каждый этап имел свои цели и решал конкретные задачи.
1 этап – подготовительный.
Его цель - определение целей и форм
взаимодействия с объектом социума.
Задачи данного этапа:
-анализ объектов социума для определения целесообразности установления
социального партнерства;
-установление контактов с организацией (библиотекой);
-определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм
взаимодействия, составление плана совместных мероприятий.
2
Здесь хочется отметить, что идейными вдохновителями проекта стали сами
дети. Во время очередной экскурсии по родному селу, когда мы знакомились с
социально значимыми объектами села, мои воспитанники обратили внимание на
здание библиотеки.
Выяснилось, что большинство детей знакомы с понятием «библиотека», её
предназначением, но лишь единицы бывали в ней и тем более пользуются
предоставляемыми ею услугами. Так было принято совместной решение
познакомиться поближе с деятельность библиотеки.
Сотрудники нашей сельской библиотеки им. Стяжкина библиотеки в лице
Елены Анатольевны Першиной с большим энтузиазмом
приняли наше
предложение о сотрудничестве. В тесном взаимодействии был разработан план
основных мероприятий на предполагаемый проектный период, подобрана
художественная
и
методическая
литература,
медиа
материалы,
создана
развивающая среда. Обсудили возможность использования книжного фонда
библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.
Отобрали наиболее приемлемые формы осуществления преемственности:
-экскурсии в библиотеку;
-посещение мини-музея библиотеки;
-участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;
-выставки рисунков и поделок;
-участие в театрализованной деятельности;
-просветительская работа с родителями;
-совместные праздники.
Стартовал второй этап проекта.
2 этап – практический. Его цель - реализация сотрудничества с организацией
согласно программным договорённостям.
Задачи данного этапа:
-проведение экскурсий для воспитанников группы в библиотеку;
-посещение
воспитанниками
проводимых
в
библиотеке
познавательных
мероприятий, участие в творческих конкурсах, выставках, викторинах и т.д.;
-создание и последующая коррекция развивающей среды;
-работа с родителями (просветительская и творческая).
Самой популярной и запоминающейся формой взаимодействия стала – экскурсия.
Начиная с ознакомительных, заканчивая тематическими, посвященными тому или
иному писателю, памятной дате – все они, всегда вызывали неподдельный
интерес и восторг у детей.
«Здравствуй книжный дом!» - так называлась серия экскурсий, во время
которых дети знакомились с порядком работы библиотеки, её правилами и
традициями, с людьми помогающими отрыть полный чудес и волшебства мир
детской книги. Знакомство завершилось организованной работниками библиотеки
3
выставкой совместных детско-родительских рисунков «В Книжляндию!», в
которых воспитанники смогли выразить свои впечатления от узнанного и
увиденного.
Ещё одно из наших посещений было приурочено ко Дню Победы «Спасибо
деду за победу». Тогда Елена Анатольевна организовала для нас экскурсию по
мини – музею, где были собраны экспонаты времён Великой Отечественной
войны. Она рассказала о героях, жителях нашего села сражавшихся за нашу
Родину на полях ВОВ. А затем все вместе ходили к памятнику погибшим воинам
на возложение цветов.
Всегда
с
большим
нетерпением
дети
ждали
т.н.
тематический
литературный час, во время которых сотрудники библиотеки знакомили детей с
биографией и произведениями отечественных и зарубежных поэтов, писателей.
Так к 130-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского было
проведено развлечение «В гостях у дедушки Чукоши», где дети, опираясь на свой
опыт и знания, участвовали в викторине по произведениям гениального поэта
публициста.
Другая игра-викторина «Любимые книжки – любимые игрушки» была
посвящена различным писателям в чьи герои произведений стали прототипами
игрушек или были задуманы как игрушка-персонаж. Дети вспомнили стихи
А. Барто, «Кузю» Татьяны Александровой и т.п.
Много впечатление вызвало виртуальное знакомство с детским поэтом М.
Придворовым, который с экрана читал свои поэтические творения, задавал
вопросы, шутил, а в конце рассказал добрую, поучительную, захватывающую
сказку.
Считаю, что при помощи подобных мероприятий решается задача привития
детям интереса к книге как источнику информации, чтению.
Трудно переоценить значимость такого направления деятельности как цикл
громких чтений и обсуждений.
Громкое чтение помогает формировать интерес и потребность в чтении
(восприятии ) книг; развивать литературную речь, художественное восприятие и
эстетический вкус, расширять кругозор воспитанников; формировать у детей
ценностных установок путем знакомства с культурой и традициями родной
страны, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности,
воспитание патриотических чувств.
Цикл
громких
чтений
и
обсуждений
проводился
каждый
день
и
согласовывался с тематическим планом образовательной программы ДОУ и
календарем литературных дат.
Показательным примером могут быть громкие чтения приуроченный к
годовщине произведения А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».
В рамках чтений дети познакомились с произведением, а в ходе обсуждения
4
поступков,
характеров
героев
сказки,
смогли
определить
заложенные
в
произведении нравственные ориентиры.
Положительное влияние на приобщение детей к книге оказал цикл
творческих
мероприятий:
выставки
рисунков,
поделок
по
мотивам
художественных произведений; театрализованная деятельность; сочинение сказок
и выставки книг, созданных детьми совместно с родителями.
Надолго запомнилось детям участие в инсценировке народной сказки
«Колобок»,
которую
мы
организовали
в
группе.
Постановка
спектакля
осуществлялась в виде кукольного представления, где куклы-персонажи для
инсценировки изготовили сами воспитанники, они же осуществили постановку.
После показа мы подарили атрибуты детям средней группы.
Много веселых, интересных и поучительных минут подарили детям
организованные
сотрудниками
библиотеки
театрализованные
праздники
и
развлечения «В гостях у домового», «Как Иванушка уму-разуму учился»,
«Пришла коляда, отворяй ворота…» или игровая программа ко дню Защиты детей
«Читаем, рисуем, играем».
В педагогике всегда подчеркивалась существенная роль, в процессе
развития и воспитания ребенка, адекватной пространственной среды.
Еще на самом первом этапе реализации проекта мною и сотрудниками
библиотеки была достигнута договоренность о взаимопомощи при оформлении
т.н. книжного уголка в группе. Поэтому изучение любой темы по ознакомлению с
окружающим миром начиналось с того, что я просила библиотекарей подготовить
подборки книг по теме для меня и для детей. Вместе с детьми мы приходили за
этими книгами в библиотеку, а в детском саду уже рассматривали, читали,
обсуждали их.
Так же в группе была проведена акция, направленная на пополнение центра
театрализованной деятельности атрибутами по мотивам русских народных сказок.
Библиотека это, безусловно, центр семейного воспитания через книгу и
чтение. И она всячески способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек
к совместному чтению с детьми; информирует их о новой педагогической,
психологической и иной литературе в помощь по воспитанию детей.
Одним из ведущих направлений сотрудничества с библиотеки я вижу в
популяризации
семейного
чтения.
Работники
библиотеки
неоднократные
участники родительских собраний в группе с выступлениями «Моя первая
библиотека», «Читаем лучшее. 2015 секунд чтения». Для родителей мною
составлено несколько памяток и информационных листовок, в которых даются
ценные советы родителям, по вопросам организации семейного чтения, например,
каких принципов нужно придерживаться, какие произведения использовать и
т.д.При поддержке Елены Анатольевны в групповом родительском уголке были
оформлены папки-передвижки «Семейному чтению – ДА!», «Стихокарусель»,
информационные листовки «Это ИНТЕРЕСНО знать!».
5
3 этап – заключительный (аналитический). Его цель – подведение итогов
социального партнерства.
Задачи данного этапа:
-проведение анализа проделанной работы;
-определение
эффективности,
целесообразности,
перспектив
дальнейшего
сотрудничества.
Результаты проекта.
Считаю, что представленная мною система сотрудничества дошкольного
учреждения (группы), родителей и библиотеки повысила интерес детей к книге,
формируя положительное начало в социально-нравственном развитии личности
воспитанников.
Характерным стало избирательное отношение детей к произведениям
определенного содержания и жанра (отрицательное отношение к произведениям,
где традиционное, авторское прочтение, дополняется горе издателями сценами
жестокости или кровавыми подробностями). Они стали делиться с окружающими
впечатлениями от прочитанного, обсуждать содержание, рассказывать сюжеты
понравившихся книг, читать любимые стихотворения. Значительно обогатились
организация и содержание семейного чтения (дети чаще стали приносить в
группу книги, купленные и прочитанные дома). Благодаря совместной работе с
родителями,
у
детей
сформировалось
определенное
представление
об
окружающем мире и детской литературе.
Таким образом, сотрудничество детского сада и библиотеки значительно
расширило
возможности
этих
учреждений
в
воспитании
и
образовании
подрастающего
поколения,
приобщении
детей
к
национальным
и
общечеловеческим духовным ценностям, создании условий для формирования
активной гражданской позиции.
6