Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: Кемеровская область, Мариинский район, деревня 2-я Пристань
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Речевая подготовка детей к школе в семье"
Раздел: дошкольное образование
Консультация
«Речевая подготовка детей к школе в семье»
Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение,
сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или
неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем
его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления
в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка
составляет от 3000 до 7000 слов.
Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если
ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает,
что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не
является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе.
Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают
родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь
ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного
усвоения им письменной речи (чтения). Будущий школьник должен иметь
достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли,
запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От
степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка
зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каждому ребёнку
необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным
уровнем развития связной устной речи и мышления.
Не все родители понимают значимость процесса развития речи детей.
Некоторые считают, что их дети и так самые умные, некоторые считают, что
у них нет сил для этого, многие думают, что детский сад и так всё за них
сделает. Большинство родителей мало внимания уделяют развитию речи у
ребёнка. Вот некоторые ответы родителей: «Читаем по слогам», «Пишем», «
Возим в цирк». По данным результатам можно сделать вывод, что родители
не понимают, какими методами и способами нужно развивать речь своему
ребёнку.
Есть, конечно, и другие ответы: «Составляем рассказы по картинкам»,
«Развиваем мелкую моторику», «Читаем книги», «Придумываем загадки»,
«Разговариваем об окружающем мире». Но это ответы тех мам, которые сами
являются педагогами, либо у кого уже есть старшие дети.
Поэтому основная роль по развитию речи лежит на педагогах ДОУ:
воспитателях, психологах, логопеде.
Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых
навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три
одинаково важных и взаимно связанных компонента-общение с ребёнком,
игра с ним и его обучение. При этом можно использовать как простые,
известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и
разработанные психологами методики обучения. Для того чтобы ребёнок
одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал
необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное
помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не
большим, успехом в свободной и совершенно непринуждённой обстановке-
на детской площадке, в группе, на экскурсии, в музыкальном зале.
Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские
игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.
Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого
условия развития навыков чтения (письменной речи), я предлагаю некоторые
развивающие игры и методические рекомендации: