Напоминание

"Занимательные опыты" общеинтеллектуальное направление


Авторы: Нехорошкова Татьяна Алексеевна, Останкович Маргарита Анатольевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: Карпогорской средней школы № 118
Населённый пункт: село Карпогоры
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Занимательные опыты" общеинтеллектуальное направление
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карпогорская средняя школа №118»

Программа внеурочной деятельности

«Занимательные опыты»

(общеинтеллектуальное направление)

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Останкович Маргарита Анатольевна,

Нехорошкова Татьяна Алексеевна

учителя начальных классов

МБОУ «Карпогорская СШ №118»

Карпогоры

2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Занимательные опыты»

составлена в соответствии с требованиями федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования.

Она расширяет предметную область «Обществознание и естествознание» за

счет введения дополнительных сведений о явлениях и законах окружающего

мира, с которыми дети непосредственно сталкиваются в повседневной

жизни.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке

регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы

знаний, умений и навыков. Изучение окружающего мира во внеурочной

деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к

изучению физических, биологических, химических явлениях, практически

значимых

в

повседневной

жизни.

Программа

обеспечивает

развитие

интеллектуальных

возможностей

и

способностей

обучающихся,

необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности

ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий

потенциал.

Введение данного курса - это возможность, не перегружая детей,

используя игровые формы, привить интерес к предметам естественного

цикла и постепенно подготовить их к дальнейшей исследовательской

деятельности.

Наиболее запоминающимися и интересными для учеников являются

опыты. Поэтому большую часть времени программы отводится

на

демонстрацию и проведение опытов, домашние эксперименты.

Материал, используемый в программе курса «Занимательные опыты»,

позволит

обучающимся

принимать

активное

участие

в

конкурсах,

викторинах,

познавательных

играх,

олимпиадах,

исследовательской

и

проектной деятельности, готовить сообщения и проекты.

Основное место в курсе «Занимательные опыты» занимают самостоятельная

и

творческая

работа

обучающихся

-

индивидуальная

и

групповая.

Применение

игровой

методики

для

развития

интеллекта

позволит

школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по физике,

химии и биологии,

демонстрировать их своим сверстникам, другим

обучающихся, родителям. Курс подталкивает ученика к самостоятельному

мышлению, логике и рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а

также умению анализировать наблюдаемую ситуацию и приходить к

правильному решению, умению видеть главное и делать правильные выводы.

Содержание курса позволяет ученику любого уровня подготовки активно

включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои

возможности и способности.

Цель: формирование умений наблюдать и выполнять опыты объектов

и явлений природы.

Задачи программы:

1)

способствовать

формированию

первоначальных

представлений

о

физических, биологических, химических явлениях, практически значимых в

повседневной жизни;

2)

познакомить обучающихся с проведением простейших

опытов,

раскрывая закономерности наблюдаемых явлений;

3)

развивать внимание, умение наблюдать, сравнивать, анализировать,

делать выводы;

4)

создать

условия для формирования и развития исследовательских

умений

обучающихся,

вовлечение

их

в

активную

проектно-

исследовательскую деятельность;

5) развивать навыки сотрудничества со сверстниками при работе в паре,

группах.

На занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются

теоретическая

работа с

практическими

работами,

уделяется

большое

внимание анализу данных, получаемых экспериментально, предоставляется

возможность проводить опыты самостоятельно.

Принципы реализации программы:

1.

Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания

научно-обоснованными

и

практически

апробированными

методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной

психологии и педагогики.

2.

Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения

непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской

деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной

деятельности педагога и детей.

3.

Принцип систематичности и последовательности:

обеспечивает единство

обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисково-

исследовательской деятельности младших школьников.

4.

Принцип доступности: предоставление возможности обучаться каждому

ребенку, с учетом его возрастных и психологических возможностей.

Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых

знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они

сами

делают

«открытия»,

узнают

новое

путем

решения

доступных

проблемных задач.

5.

Принцип

наглядности

обучения:

наглядное

пособие

всегда

средство

познания,

основа формирования чувственного образа представления из

которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.

6.

Принцип результативности: предусматривает получение положительного

результата

проводимой

работы

по

теме

независимо

от

уровня

интеллектуального развития детей.

7.

Принцип

интеграции образовательных

областей

в

соответствии

с

возрастными возможностями и особенностями обучающихся, спецификой и

возможностями образовательных областей.

Данная образовательная программа реализуется в 3 классе (возраст

детей – 9-10 лет)

Срок реализации программы – 1 год.

Количество часов –12.

Занятия проводятся по 45 минут 1 раз в неделю во внеурочное время.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В

процессе

освоения

программы

«Занимательные

опыты»

у

обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные,

коммуникативные универсальные учебные действия.

Познавательные:

- Наблюдать и проводить простейшие опыты, раскрывая закономерности

наблюдаемых явлений в области физики, химии, биологии, практически

значимых в повседневной жизни.

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и

явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

рассказы

на

основе

простейших

моделей

(предметных,

рисунков,

схематических рисунков).

- Осуществлять сравнение,

классификацию, самостоятельно выбирая

основания и критерии для указанных логических операций.

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей.

-

Создавать

схематические

модели

с

выделением

существенных

характеристик объекта.

-

Уметь

определять

возможные

источники

необходимых

сведений,

производить

поиск

информации,

анализировать

и

оценивать

ее

достоверность.

Личностные:

- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его

познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно

выстраивать собственное целостное мировоззрение.

- Осознавать потребность и готовность к самообразованию.

- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни

и сохранения здоровья.

- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и

общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические

нормы)

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь

на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке

других участников группы и педагога, как поступить

Регулятивные:

- Определять цель учебной деятельности.

-

Выдвигать

версии

решения

проблемы,

осознавать

конечный

результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства

достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при

необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-

В

диалоге

с

учителем

совершенствовать

самостоятельно

выработанные критерии оценки.

- Проговаривать последовательность действий на занятии. Средством

формирования этих действий служит технология проблемного диалога на

этапе знакомства с новым явлением.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях. Средством

формирования

этих

действий

служит

технология

оценивания

образовательных достижений (учебных успехов).

Коммуникативные:

-

самостоятельно

организовывать

учебное

взаимодействие

в

группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и

т.д.);

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной

и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других,

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать

ошибочность своего мнения и корректировать его;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),

доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми

иных позиций.

- совместно договариваться о правилах общения и следовать им.

-

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,

критика).

Для

оценки

достижений

по

окончанию

курса

обучающиеся

демонстрируют опыты, защищают проекты.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 час)

Что изучает химия, физика, биология. Инструктаж по технике

безопасности. Правила работы в группе, паре.

В мире химии ( 6 часов)

Занимательные опыты по химии.

Тема 1(1 час). Наблюдения и опыты

- «Молочный пластик» - превращение молока в молочную пластмассу.

- «Резиновое яйцо» - наблюдение за размягчением яичной скорлупы.

Тема 2 (1 час) Наблюдения и опыты.

- «Вязкая кукуруза» - наблюдение за свойствами вязкой массы.

- «Зеленая слизь» - преобразование веществ в слизь.

- «Слайм» - превращение в слайм.

Тема 3 ( 1 час) Наблюдения и опыты

- «Кругом кристаллы» - наблюдение за появлением звездочек при росте

крошечных кристаллов.

- «Снежинка» - образование снежинки из соли.

Тема 4 (1час) Наблюдения и опыты

- «Невидимые чернила» - наблюдение за появлением невидимого

послания.

- «Домашний клей» - приготовление нетоксичного, экологически

дружелюбного клея.

Тема 5(1 час) Наблюдения и опыты

- «Мыльные лодочки» - как заставить лодочку из бумаги двигаться по

воде.

- «Выдувание мыльных пузырей» - определение какое моющие

средство лучше подходит для мыльных пузырей.

Тема 6 (1 час) Наблюдения и опыты

- «Круговорот цветов» - создание круговых разноцветных узоров на

молоке.

Оформление результатов опытов в альбом.

В мире физики (2 часа)

Занимательные опыты по физике.

Тема 1(1 час) Наблюдения и опыты

- «Испытывая давление» - наблюдение как действует атмосферное

давление.

-«Наблюдение ионов в действии» - можно ли притянуть кусочки

бумаги к шарику.

Тема 2(1 час) Наблюдения и опыты

- «Скользкая змея» - наблюдения действия магнита через стекло.

Оформление результатов опыта в альбом.

В мире биологии (2 часа)

Занимательные опыты по биологии.

Тема 1(1 час) Наблюдения и опыты

- «Самое старое дерево» - определение возраста деревьев.

Тема 2 (1 час) Наблюдения и опыты

- «Лимонная флотилия» - может ли лимон плавать на воде.

- « Волшебный шарик» - надувание шарика газом, полученным из

дрожжей.

Оформление результатов опыта в альбом.

Итоговое занятие

Проектная работа. Демонстрация опытов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Дата

Название разделов, тем программы

Количество

часов

Введение ( 1 час)

1

Что изучает химия, физика,

биология. Инструктаж по технике

безопасности. Правила работы в

группе.

1час

В мире химии (6 часов)

2

Опыты: «Молочный пластик»,

«Резиновое яйцо».

1 час

3

Опыты: «Вязкая кукуруза»,

«Зеленая слизь», «Слайм».

1 час

4

Опыт: «Кругом кристаллы».

1 час

5

Опыты: «Невидимые чернила»,

«Домашний клей».

1час

6

Опыты: «Мыльные лодочки»,

«Выдувание мыльных пузырей».

1час

7

Опыт : «Круговорот цветов».

1 час

В мире физики (2 часа)

8

Опыты: « Испытывая давление»,

«Наблюдение ионов в действии»

1 час

9

Опыт : «Скользкая змея»

1 час

В мире биологии ( 2 часа)

10

Опыт: «Самое старое дерево»

1 час

11

Опыты: «Лимонная флотилия», «

Волшебный шарик».

1 час

Итоговое занятие ( 1час)

12

Проектная работа. Демонстрация

опытов.

1 час

Итого

12 часов

МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Начальное образование существенно отличается от всех последующих

этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В

связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной

ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и

воспитания младших школьников в целом.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения

в

начальной

школе,

так

как

именно

наглядность

лежит

в

основе

формирования представлений о странах, их истории и культурном наследии.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие

наглядные пособия:

Учебно-наглядные пособия:

схемы, образцы и модели;

иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;

презентации по темам курса.

Технические средства обучения:

мультимедийный проектор;

компьютер

Материалы и оборудование для опытов

Название опыта

Материалы, оборудование

1

«Молочный пластик»

- стакан жирного молока

-уксус 9%

- пипетка

2

«Резиновое яйцо»

-яйцо

-стакан

-уксус 9%

3

«Вязкая кукуруза»

- вода

- 2 столовые ложки кукурузной

муки

- миска

-ложка

4

«Зеленая слизь»

- жидкий крахмал (1 стакан

крахмала, любого, можно

кукурузный, на литр воды)

- обычный школьный клей ПВА

(белый или прозрачный)

5

«Слайм»

- клей для слайма

- тетропарат

6

«Кругом кристаллы»

- большой лист черного картона

- ножницы

-0,5 чашки горячей воды

-крупная соль

- маленькая губка

7

«Невидимые чернила»

- лимонный сок

- ватная палочка

-лист белой бумаги

- утюг

8

«Домашний клей»

- мука

- вода

- банка с крышкой

- ложка

- кисточка

9

«Мыльные лодочки»

- картон

- емкость с водой

- жидкость для мытья посуды

10

«Выдувание мыльных пузырей»

- моющие средства (любые)

- банки с водой

- трубочки

- петельки из проволоки

11

«Круговорот цветов»

- низкое блюдо или глубокая

тарелка

- средство для мытья посуды

- разноцветные краски

- молоко

12

« Испытывая давление»

- стакан

- вода

- кусочек картона размером с

почтовую открытку.

13

«Наблюдение ионов в действии»

- воздушный шарик

- бумага

- дырокол

14

«Скользкая змея»

- скрепка для бумаги

- пластилин

- банка

-магниты

15

«Самое старое дерево»

- большой моток веревки

- ножницы

- клейкая лента

- сантиметровая лента

- карандаш

- лист бумаги

16

«Лимонная флотилия»

- лимон

- миска с водой

- разделочная доска

17

«Волшебный шарик»

- пакетик сухих дрожжей

- теплая вода

- сахар

- чайная ложка

- прозрачная пластиковая

бутылка

- воздушный шарик

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Быков И.П.

Исследовательские лабораторные работы по физиологии

растений. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001

2.

Добротин Д. Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек. - М.: Интеллект-

Центр, 2009.

3.

Дубова

М.В. Организация

проектной

деятельности

младших

школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.

БАЛЛАС,2008

4.

Лаврова С. А. Занимательная химия для малышей. - М.:Белый город, 2009

Мойе Стивен У.; Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми

вещами. - АСТ, 2007

5.

Рабиза Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей. - М.: Детская

литература, 2002.

6.

Савенков

А.И.

Методика

исследовательского

обучения

младших

школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

Приложение 1.

Отзывы обучающихся, посещающих курс внеурочной деятельности

«Занимательные опыты»

Вехорева Виктория, 3б класс

Разбежкин Максим, 3б класс

Ивахнов Владислав, 3б класс

Мельникова Полина, 3б класс



В раздел образования