Авторы: Захарова Наталья Владимировна, Цыганова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 103"
Населённый пункт: город Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование здорового образа жизни у дошкольников "Познай себя и будь здоров"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад № 103 «Гномик» города Чебоксары Чувашской
Республики
Выступление из опыта работы
«Формирование здорового образа жизни у
дошкольников
“Познай себя и будь здоров”
Подготовила и провела:
Воспитатель 1 кв. категории
Захарова Н.В.
Чебоксары
Забота
о
здоровье
ребенка
состоит
не
только
в
правильно
организованном питании и отдыхе. Современный человек должен хорошо
знать свой организм, его потребности и возможности. С раннего детства,
формируя самосознание ребенка нужно дать ему знания о своем физическом
«Я»,
состоящем
не
только
из
внешних,
но
и
внутренних
органов
человеческого тела. Понимание простейших физиологических процессов,
происходящих в человеке, часто удерживает от вредных привычек и
необдуманных поступков.
В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» здоровье детей
относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере
образования. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы:
- Как эффективно организовать воспитательно - образовательный процесс
без ущерба здоровью дошкольников?
- Как развить интерес детей к двигательной активности, потребности в
здоровом образе жизни?
Ответить на эти вопросы мне помогла работа по самообразованию по
теме «Формирование здорового образа жизни у дошкольников».
Работа строилась с учётом диагностики, включающей в себя следующие
разделы здорового образа жизни:
• Личная гигиена;
• Оптимальный двигательный режим;
• Здоровое питание;
• Закаливание;
• Я – человек.
Проанализировав
данные
результаты
диагностики,
убедилась
в
целесообразности
выбранной
темы
и
необходимости
организации
целенаправленной работы с детьми, т. к. у детей имелись некоторые знания,
которые
приобретались
по
мере
накопления
жизненного
опыта:
в
познавательных и двигательных видах деятельности, при общении с
взрослыми, но знания эти поверхностные, не глубокие, высокий уровень
почти отсутствовал.
В
основном
дети
трактовали
понятие
«здоровье»
как
состояние
выздоровления после болезни, не могли назвать причины заболеваний, имели
частичные представления о частях тела и их функциях. Но у детей хорошо
сформированы культурно-гигиенические навыки, они имеют представления
о режиме дня, полезных привычках. Так как дети должны получать не только
теоретические знания о ЗОЖ, но и практические умения и навыки, то я
решила проводить работу по этому направлению в процессе специально
организованного обучения, совместной деятельности педагога с детьми,
самостоятельной деятельности детей.
Систему работы построила с учётом возрастных, психофизических и
психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Работа с детьми предполагает различные формы, средства и методы
формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами являются:
занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники.
Специально организованное обучение – это занятия познавательного
характера, они включаются в раздел «Познавательное развитие» 1 раз в
месяц. На занятиях идёт формирование представлений детей о человеке, его
организме и здоровье, зависимости здоровья человека от образа жизни, о
безопасном поведении в быту и природе. Знакомлю детей с элементарными
знаниями о внешнем строении человека, внутренних органах, с основами
оказания первой помощи. При знакомстве с организмом человека, стараюсь
подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле.
Наблюдение:
Знакомство со строением человека под руководством взрослых. Это
непосредственно
образовательная
деятельность,
целевые
прогулки
в
медицинские кабинеты ДОО и в ближайшие поликлиники.
Труд:
осваиваются простейшие меры оказания первой помощи.
Фото1 нельзя закидывать голову назад, чтобы кровь не затекала в глотку.
Фото2 тампонирование носового прохода.(3% раствор водорода или просто
холодной водой).
С детьми провожу беседы на темы: «Если хочешь быть здоров», «Наши
верные друзья», «Чистота – залог здоровья»,
разговор о правильном
питании и другие.
В течение дня с детьми использую различные виды игр: подвижные,
сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, а также игры с
элементами массажа. Подвижные игры помогают воспитывать активность,
самостоятельность,
инициативу
детей.
Они
позволяют
оптимально
чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку детей в течение дня.
При проведении игр с элементами массажа происходит целенаправленное
воздействие на биологически активные точки кожи, но ребенок здесь не
просто «работает», а играет своим телом.
В настольной дидактической игре «Валеология» закрепляю с детьми
правила гигиены, которые помогают сохранить зубы, уши, глаза здоровыми,
обсуждаем поступки детей, выясняем причины болезни, приводим примеры
из собственной жизни.
Моделирование:
работа
с
плоскими
и
объемными
моделями
человеческого тела и отдельных органов.
Экспериментирование:
Формируются обследовательские навыки, умение делать заключения о
скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах объекта.
Фото1Если дотронуться до горячего утюга, то мгновенно отдернешь руку это
возможно благодаря сигналам спинного мозга, потому, что он отвечает за
движение.
Фото2 Стенки желудка впитывают пищу.
Воспитание
культурно-гигиенических
навыков
в
режимных
моментах
предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться,
ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести
себя при кашле, чихании. С младшего возраста полоскание рта после
каждого приема пищи. Для детей это просто необходимая и увлекательная
деятельность, в результате которой воспитанники начинают осознавать:
почему именно так надо умываться, чистить зубы, мыть руки, зачем нужен
сон и зарядка, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть,
пользоваться салфеткой, полоскать рот. Для закрепления знаний о ЗОЖ
использую ИКТ (презентации, мультфильмы «Мойдодыр», «Ох и Ах»,
«Девочка чумазая»).
Закаливание
является
важным
средством
укрепления
здоровья
и
представляет собой определенную систему, простую в исполнении и
отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. В
своей группе я использую такие методы закаливания как: ходьба босиком по
массажным коврикам в групповой комнате, хождение босиком по мокрым
дорожкам, облегченная одежда во время дневного сна.
В совместной деятельности с детьми закрепляем знания о здоровье через
продуктивную деятельность (лепка, аппликация, рисование): «Овощи и
фрукты - полезные продукты», «Предметы гигиены», «Зимняя прогулка»,
«На зарядку становись!», рисование человека по представлению, с натуры;
составление изображения по типу мозаики из геометрических форм.
Досуги, совместные праздники здоровья, театрализованные постановки
способствуют
созданию
условий
эмоционального
восприятия
детьми
сведений
о
ЗОЖ,
закреплению
полученных
представлений
и
их
систематизации: «Поможем кукле Андрюше», «В гостях у феи Чистоты»,
«Путешествие по станциям здоровья», «Нас излечит, исцелит добрый доктор
Айболит!».
В прогулки включаю следующие оздоровительные мероприятия –
подвижные и спортивные игры, занятия физической культурой, в тёплое
время года - игры с водой, самомассаж, ходьба босиком по песку.
Детская
художественная
литература
способствует
развитию
познавательного интереса к человеку, его здоровью.
С помощью иллюстраций дошкольники более глубоко знакомятся с внешним
и внутренним строение человека. Они
с удовольствием слушают и
обсуждают сказки «Волшебный морж», «Простуда и здоровье», «Спаси
Веронику», разучивают стихотворения, отгадывают загадки, знакомятся с
пословицами и поговорками. Беседа с детьми после прочитанной книги
углубляет ее воспитательное воздействие, дети устанавливают связь рассказа
со своим опытом, делают несложные обобщения.
Работая
по
данной
теме,
собрала
материал
по
использованию
здоровьесберегающих технологий, разработала картотеки игр и упражнений,
выпустила папки – передвижки, составила памятки для родителей.
В процессе работы накопила определённый опыт, которым делилась с
педагогами по вопросу формирования культуры ЗОЖ у дошкольников на
педсоветах, семинарах, открытых занятиях.
Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться
решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его
физическое воспитание, практически невозможно. Поэтому, одним из
основных
направлений
оздоровительной
работы
с
детьми
является
совместная работа с семьей в решении вопросов укрепления здоровья.
Для этого использовала различные формы:
• Групповые родительские собрания: «Здоровье детей в наших руках»,
«Укрепим здоровье в условиях детского сада»;
• Анкетирование «Здоровье вашего ребенка», «Семья и ЗОЖ»;
• Совместные акции: спортивные развлечения, дни здоровья.
Индивидуальные консультации, рекомендации по организации режима
дня, развитию двигательных навыков;
• Папки - передвижки, буклеты из серии «Ступеньки здоровья»;
• выставки детских работ по изодеятельности на тему ЗОЖ;
• «Библиотека» - специальная литература по здоровью для ознакомления
родителей;
• Совместное изготовление нестандартного оборудования, атрибутов;
Наряду
с
просветительской
работой
вовлекала
родителей
в
образовательный процесс. В рамках «Дня открытых дверей» родители
присутствовали
при
проведении
непосредственно
образовательной
деятельности: «Будь здоров!», «Страна счастья», цель которых – знакомство
детей с органами чувств, их значением для человека; формирование
представлений
о
зависимости
здоровья,
о
двигательной
активности,
закаливании, гигиены и чистоты; воспитание желания заботиться о своем
здоровье.
Совместно с родителями были организованы и проведены спортивные
развлечения: «Мама и я – спортивная семья», «Бравые солдаты», досуг «В
гости к клоуну», «Всей семьей на старт» (на лыжах).
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни.
Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери,
как образца для подражания, а так же родительское слово, как метод
педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример,
реальные проявления, а так же оценки поведения детей совпадали и тем
самым закрепляли представления ребенка о том, «что такое хорошо и что
такое плохо». Поэтому, я объясняю родителям, что дома важно подкреплять
предъявляемые к детям
требования
личным
поведением,
специально
демонстрировать образцы гигиенической культуры, добиваться единства в
подходе к ребенку. И благодаря этому тесному сотрудничеству дошкольники
овладевают основными культурно – гигиеническими навыками (умывание,
чистка зубов, культура еды, правилами личной безопасности, а так же
основными правилами здорового образа жизни.
Заключение.
Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия и различные виды
деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе
жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Главная задача
состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья
ребенка. Выполнить его можно лишь при наличии четко продуманной
системы, включающей оздоровительные мероприятия, гигиенический режим,
психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов.
Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься
сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность
приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно
вдвойне
Данный опыт помог по-новому взглянуть на проблему формирования
здорового образа жизни. В дальнейшем работа по теме «Формирование основ
здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» будет продолжена.
9
Была использована методика исследования самооценки дошкольников
(В.Г.Щур, с. Г.Г.Якобсон в модификации В.В.Ветровой).
Цель: изучить особенности самооценки ребенка дошкольника.
Анализ результатов показал отсутствие заниженной самооценки,
большинство детей оценивают себя адекватно – это 80%, завысили
самооценку – 5 человек, что составляет 20%.
Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу
жизни.
Цель: изучить особенности ценностного отношения детей старшего
дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому
образу жизни.
Для
достижения
обозначенной
цели
использовалась
методика
«Неоконченные предложения».
В планах по теме своего самообразования собрать анатомическую модель
человеческого торса Высотой 50 см, где кровеносная система будет иметь
светодиодную подсветку, освещающую вены и артерии организма. А так же
дополнительные элементы (мягкие на ощупь легкие, сердце, печень, мозг).
Элементы мастер класса
А сейчас я хочу рассказать вам об одной необычной стране, называется
она – Человекия. И жители в ней необычные называют их органами.
Настроили они городов один другого чуднее.
На самой высокой горе расположился город под названием голова. По форме
он круглый похожий на мяч. Украшают этот город два чудных озера,
непроходимый лес, пещера, холм, и два локатора улавливающих звук. В этом
городе живет правитель Человекии – головной мозг.
Чуть ниже головы раскинулся самый большой город Человекии под название
Туловище. Он прямоугольной формы и такой просторный, что в нем
умещается много жителей, в этом городе живет премьер – министр
Человекии и зовут его – Сердце. А еще в туловище живут братья Легкие,
сестрички Почки, Печень, Желудок, Кишечник и другие. Живут они дружно,
всегда друг другу помогают, никого не обижают, вместе борются с врагами_
вирусами и бактериями.
К туловищу слева и справа пристроился город, разделенный на две части,
под названием рука, и так как их две то левая и правая. Между собой
особенно дружат жители пяти переулков на каждой стороне, расходящиеся с
площади - ладоней, которые называются Пальцами.
К нижней части города туловище пристроили еще половинки одного города
под названием Нога. Они также называются правая и левая нога. По форме,
как и город руки, напоминают две палки.
Вот такие интересные города есть в Человекии. Чтобы правителю Головному
мозгу было легче управлять страной, были проложены каналы и дороги,
через которые передается информация, энергия и пища.
Страна имеет
костный каркас и укрепленный крепкими нитями – мышцами. Вот такая
интересная страна Человекия.
Поиграем в игру «Назови часть тела»
Чем мы топаем?... (Ногами.)
Чем рисуем мы?... (Руками.)
Чем же смотрим мы?...(Глазами.)
А чем слушаем?...(Ушами).
Нюхаем и дышим?...(Носом)
Я задам еще вопросы.
А едим и пьем мы?...(Ртом.)
И язык во рту зачем?...(Говорить.)
Чем мы думаем, друзья?...(Головой.)
Это точно голова.
Что на голове растет
Непрерывно круглый год?
(Волосы.)
Чем мы узелок завяжем
И куда идти покажем?
(Пальцами.)
Чем мы можем наклониться,
А потом и распрямиться.
Вправо, влево повернуться
И опять к земле нагнуться?
(Телом.)
Хочется
завершить
свое
выступление
высказыванием
Василия
Александровича Сухомлинского «Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(В.А. Сухомлинский)