Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка д/с № 17 «Журавлик»
Эссе
«
Моя
педагогическая
инициатива
»
Автор
:
воспитатель
МБДОУ
ЦРР
–
детский
сад
№
17 «
Журавлик
»
Альхова
Алёна
Абдулкаюмовна
Любить и верить…
Воспитатель… Воспитатель детского сада. Могла ли я подумать, что эта профессия
станет смыслом всей моей жизни. Каждое утро с радостью спешу в свой детский сад,
нетерпеливо
ожидая
встречи
с
самыми
лучшими
на
свете
малышами
и
самыми
дружелюбными взрослыми – моими «родственниками по детству».
Каждую минуту я проживаю чувство огромной ответственности и радости от того,
что рядом со мной, рука об руку, идёт новый человек, который плачет, если ему больно,
смеётся, когда смешно, восхищается красотой мира. Такой маленький, пока ещё не всё в
жизни
понимающий,
но
уже
чувствующий
человек.
Он
открыт
для
большой
воспитательской любви. А воспитательской любви необходимо учиться : любить детей
совсем не просто, они такие разные – мои малыши: весёлые и грустные, болтливые и
замкнутые, послушные и шаловливые, тихие и озорные. Любовь к детям и умение строить
работу с ними, согласно современным педагогическим концепциям, нельзя разложить на
две чаши. Я иду от реальных, индивидуальных особенностей каждого ребёнка, принимая
его
таким,
какой
он
есть. Стараюсь
увидеть
в
нём
только
хорошее
и
искренне
его
полюбить.
Считаю,
что
каждый
ребёнок
талантлив.
А вера
в
детский
талант
–
явление
глубинное и животворное. Наш мир такой притягательный и сложный. И нужно в нём
жить,
действовать,
включаться
в
него.
Но
как
тут
без
веры
можно
обойтись?
Она
поднимает, укрепляет резервы души маленького человека, помогает расцветать всем его
задаткам и способствует развитию чувства созидания. Если любовь – ласковое теплое
солнце, то вера – благодатный дождь.
Моя вера в успешность ребёнка укрепляет его веру в себя. Ребёнок приобретает
качество, о котором мечтают все взрослые, находящиеся с ним рядом, и он сам. Это новое
качество жизни для малыша -
самостоятельность. Самостоятельный ребёнок, в полном
смысле этого слова, - имеющий возможность «стоять сам без поддержки».
Для этого,
в
любой детской деятельности,
стараюсь предоставить своим
воспитанникам свободу и право выбора , создать в группе атмосферу, в которой дети
чувствуют себя свободными и самостоятельными. Но при этом они с удовольствием
занимаются тем, что предлагаю им я.
Право выбора начинается с первых минуток вхождения детей в детсадовский день,
когда
мы
вместе,
в
«общем
кругу»
планируем
этот
день.
Каждый
вносит
своё
предложение, но каждый прислушивается к мнению сверстника. Учитываются интересы,
желания, потребности каждого ребёнка. Деятельность, выбранная детьми свободно и по
желанию, без жёсткой заданности темы, с использованием разнообразных нестандартных
материалов,
протекает
эмоционально,
творчески,
радостно,
успешно.
Особенно
это
проявляется в художественно-продуктивной деятельности моих воспитанников. Я никогда
не ограничиваю моих «мастеров» в выборе материалов, предоставляя им их разнообразие.
Я не даю им готовых образцов, а создаю проблемные ситуации, когда привычные способы
действия не всегда эффективны, когда необходимо сделать выбор, самостоятельно принять
решения, а в случае необходимости, суметь перестроиться. Конечно, это нелегкий и для
меня, и для моих воспитанников путь, но это путь к их интеллектуальному развитию,
развитию их творческих способностей, к проявлению самостоятельности и инициативы,
путь к новым открытиям, дорога к успеху.
Ребёнок творец. Он из всего делает чудо, всё стремится превратить в чудо. Любая
палочка, дощечка, камешек может превратиться
в «доченьку», «машинку», «медведя».
А в основе выбора всегда лежит интерес . То, что не затронет сердце ребёнка, никогда
не будет воспроизводить его руки.
И если он не
просит помощи, то своим невмешательством в его деятельность я
доказываю ему, что верю в него, в его силы. Но я всегда рядом, я его союзник и помощник
в случае неудачи. «Я могу, я справляюсь» - это заявление и убеждение ребёнка многого
стоит. Каждый из моих воспитанников ощущает радость от
своих достижений. Моя
щедрая и, заслуженная ребёнком, похвала: «У тебя получается всё лучше и лучше», «Ты
потрудился на славу», «Я всегда в тебя верила» - укрепляет его веру в себя, повышает
детскую самооценку. Похвала взрослого – витамин для души ребёнка. А ошибки, если
они и случаются, мы разбираем намного позже, когда у дошкольника поутихнут эмоции по
поводу своего «великого свершения».
Правильность
выбранного
мною
метода
доказывают
победы
моих
«мастеров»
в
творческих детских конкурсах.
Право на свободу выбора – условие сохранения индивидуального в ребёнке, условие
развития его самостоятельности. А изучение характера свободного выбора ребёнком той
или иной творческой деятельности, позволяет мне выявить детские интересы и на этой
основе их развивать.
Я стараюсь научить ребёнка не конкурировать, а сотрудничать; не соперничать, а
любить; не брать, а отдавать. Учу этого маленького человека верить в себя, верить, что всё
ему по плечу. И в то же время, сама учусь у ребёнка познавать этот удивительный мир
счастливого детства, оставляя в нём крупицы своего жизненного опыта, заботы и доброты.
Любовь и вера - могучие инструменты ,
ваяющие прекрасную душу ребенка ,
открытую людям, счастью, свету и радости. А как важно, чтобы это поняли и приняли
самые близкие ребенку люди - его родители. Я советую им не опекать своего ребёнка там,
где можно обойтись без опеки, дать возможность маленькому человеку самостоятельно
стать большим.
Советую им не торопиться видеть результаты родительского труда:
у
каждого ребенка своя скорость развития .
Родители моих воспитанников активные участники и помощники в
проектной
деятельности. Именно они помогают создать в нашей группе необходимую развивающую
среду по темам проектов, подготовить информационный и познавательный материал.
Сегодня,
на
«пороге
школы», мы
с
удовлетворением
отмечаем,
что
у
наших
детей
формируется потребность в самостоятельном поиске возможностей для их саморазвития.
Детство не начало большой жизни, не узенький ручеек, превращающийся потом в
большую реку. Детство само по себе – особое время жизни, не очень подчиняющееся
земным законам. Мне думается, что в детстве два мира – земной и небесный, которые,
пересекаясь, создают удивительный сплав реальности и чуда. Я счастлива, что причастна к
этому миру и не являюсь в нем гостьей. Сея, по мере своих сил, то «самое доброе, умное,
вечное», вижу, что крошечные росточки моей заботы и любви проросли и взошли, обещая
« золотой урожай» .