Авторы: Окунева Юлия Александровна, Юлия Александровна Окунева
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ школа №1194
Населённый пункт: Зеленоград
Наименование материала: "Большая психологическая игра для старших дошкольников"
Тема: "День психологического здоровья"
Раздел: дошкольное образование
ДЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
(Большая психологическая игра
для старших дошкольников)
Цели:
пропаганда
здорового
образа
жизни;
профилактика
стресса;
развитие
когнитивной сферы учащихся.
Материалы: свисток, карты-подсказки с заданиями, секундомер.
Ход занятия
Ведущий. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами День здоровья. Кто из вас знает,
что такое здоровье? Да, правильно. Здоровье – это состояние, противоположное болезни.
А какие виды здоровья вы знаете? Психическое, физическое, эмоциональное и т. д.
Молодцы, какие же вы умненькие, оказывается!
Сегодня мы с вами будем поправлять свое здоровье, а для этого мы отправимся в
увлекательное путешествие по городам и странам. В каждой из них, местные жители
будут давать вам карту-подсказку, где указан маршрут, по которому вы будете двигаться
дальше.
Вся хитрость в том, что у вас несколько команд и победит тот, кто финиширует
первым, правильно выполнив все задания. А сейчас вы получите первые карты-подсказки
и по моему свистку начнется игра.
Ведущий ждет, когда все команды получат карты, и дает стартовый свисток.
Команды раскрывают карты, читают задания и бегут по маршруту. Маршруты всех
команд не должны пересекаться ни в одной точке, т. е. все команды проходят одни и те
же препятствия и станции, но в разном порядке. Здесь предлагается один из
возможных маршрутов.
Маршрут «А»
(текст карт-подсказок)
1. Бегите в город Близнецов, там будьте внимательны, все не так просто, как кажется!
2. Из города Близнецов дорога ведет в Сообразилию, но попасть туда можно только,
минуя глубокую пропасть Беспамятства. Будьте осторожны!
3. Вам нужно в Вундеркиндию? Да… это не просто. Ваш путь лежит через дремучий
лес Ссор и глубокие и темные пещеры Невежества. Лес Ссор опасен тем, что люди,
попавшие в него, тут же начинают ссориться и вместо того чтобы сплотиться и
держаться вместе, помогая друг другу, они расходятся по одному и сами ищут выход из
леса. Многие люди заблудились в том лесу и не вернулись домой. Но будьте осторожны,
недалеко от леса Ссор находится еще одно опаснейшее место – это болото Лени. Может,
вы откажетесь и не пойдете туда? Нет? Тогда счастливого пути и удачи вам!
4. Если вы читаете эту подсказку, значит вы добрались до Вундеркиндии. Поздравляю
вас, вы молодцы! Теперь вам предстоит попасть в край Журчащих ручьев, а туда можно
попасть только, минуя пустыню Однообразия, где очень ждут вашей помощи,
поторопитесь!
5. Ваш путь лежит в город по имени Финиш, где произойдет самое интересное –
подведение итогов игры!
На каждой из станций учащихся встречают наряженные под местных жителей
педагоги, которые проводят с детьми игры и испытания и вручают им карты подсказки.
Правильность выполнения условий игры проверяется на Финише наличием всех 5-ти
карт-подсказок.
Описание станций
1. Город Близнецов.
Ребят встречают 2 воспитателя в одинаковых костюмах и
говорят им: «Здравствуйте, ребята! Вы попали в город Близнецов, где живут близнецы и
близняшки. Все они на первый взгляд одинаковые, но это не так.
Вот вам первое испытание: найдите все отличия между этими близняшками. (См.
Приложение А.)
Отлично, молодцы, но, чтобы получить карту, вам нужно справиться и со вторым
испытанием. Перед вами две близняшки Маша и Даша. Дорисуйте их платья так, чтобы у
обеих девочек они были одинаковыми. (См. Приложение Б.)
Вы справились с заданиями и получаете свою первую карту-подсказку.
2. Пропасть Беспамятства. На полу нарисована пропасть, а через нее сделан мостик
из кирпичей и досок. У пропасти стоит человек и говорит: «Здравствуйте, ребята. Я –
Хранитель, и стою я здесь для того, чтобы путники, идущие в Сообразилию, не упали в
эту пропасть. Но просто так пропустить вас я не могу, по этому мосту может пройти
только тот, у кого хорошая память. Я дважды назову вам 10 слов, тот, кто запомнит
больше 5, сможет пересечь этот мост и идти дальше».
Хранитель дважды называет 10 слов: вода, дорога, рюкзак, трава, карта, береза,
ведро, солнце, камень, дождь.
3. Сообразилия. Ребят встречает воспитатель в костюме звездочета или ученого и
говорит: «Добро пожаловать в Сообразилию, страну умных и любознательных людей.
Местные жители очень любят головоломки и отдадут карту лишь тем, кто их решит.
Приступайте. (См. Приложения В, Г.)
После того как дети справились с заданием, воспитатель отдает им подсказку и желает
доброго пути.
4. Лес Ссор. Здесь ребят встречает воспитатель в костюме лешего (Хозяина леса).
Леший. Здравствуйте дети, я – Леший, хозяин этого леса. Зачем вы пришли сюда? А-
а-а, вам нужно пройти через мой лес, как сказано в карте-подсказке. Я пропущу вас, если
вы выполните 2 задания.
1) Задача каждого ребенка в максимально маленький срок дотронуться до «Сердца
дружбы». Способ ребята выбирают сами. «Сердце дружбы» находится в самом дальнем
углу зала и на пути к нему нужно преодолеть множество препятствий, их Леший
обговаривает сразу, когда объясняет задание: «Каждый из вас должен дотронуться до
«Сердца дружбы», которое находится (здесь Леший показывает детям, где оно) на
вершине холма. Я буду засекать время, поэтому вам нужно сделать это как можно
быстрее. Приготовились, начали!»
2) Леший. Молодцы, вы справились с первым заданием. Посмотрим, совладаете ли со
вторым? Перед вами чаша с горохом и фасолью. Вам нужно как можно быстрее отделить
горох от фасоли и подсчитать, сколько всего горошин и фасолин. Я засекаю время.
Приготовились, начали!». После того как дети закончили, Леший говорит: «Ну что ж, вы
справились и с этим заданием. Теперь вы можете идти дальше. Счастливого пути!
Сразу за лесом Ссор находится болото Лени, в нем сидят два воспитателя, играя роль
учеников-лентяев. (Они неопрятно одеты, с кляксами на щеке и руках, не расчесаны).
Они кричат и просят о помощи: «Помогите, ребята, помогите нам! Мы застряли! Мы
ленились ходить в школу и учиться, и поэтому не знаем, как стать хорошим человеком,
как быть вежливым. Мы застряли в этом болоте Лени! Помогите, научите нас». Дети
вместе с нерадивыми учениками заполняют схему. (Схему см. в Приложении Д.)
После заполнения схем ученики-лентяи освобождены и благодарят ребят за помощь.
Ребята идут дальше, в пещеру Невежества.
5.
Пещера Невежества.
Здесь детей встречает Олежа-невежа (воспитатель с
взъерошенными волосами, угол рубахи торчит из брюк, с рогаткой за поясом. Типичный
образ двоечника и хулигана из мультфильма): «О! Наконец-то вы пришли, я вас так ждал!
В этой пещере мне было так холодно и страшно. Я попал сюда из-за того, что не знаю
ничего о здоровье, зачем оно нужно и как его беречь? Помогите мне вырастить цветы на
поляне Здоровья, расскажите мне о здоровье, и тогда я смогу снова попасть домой».
(Схемы см. в Приложении Е.)
1) Какое бывает здоровье? Что может быть здоровым? (Зубы, волосы, внутренние
органы и т. д.)
2) Что нужно делать, чтобы не заболеть, сохранить здоровье? (Одеваться по погоде,
не пить холодную воду, чистить зубы, хорошо и регулярно кушать, принимать
витамины, закаляться, делать по утрам зарядку, дышать свежим воздухом, не курить,
не нервничать, мыть руки с мылом перед едой, есть только мытые овощи и фрукты и
т. д.)
– Что же делать, если ты уже заболел? (Обратиться к врачу.)
3) Есть ли враги у нашего здоровья? Кто они? (Вредные привычки, лень, плохое
питание, переживания, страхи и т. д.)
После выполнения всех заданий Олежа-невежа благодарит ребят и говорит: «Спасибо
вам, ребята, я теперь понял, что нужно хорошо учиться. Теперь я вернусь домой и
обязательно буду учиться на одни пятерки! А вам пора идти дальше, вас ждут
удивительные приключения, удачи вам. До свидания».
6. Вундеркиндия.
Здесь ребят встречает Знайка (воспитатель в этом образе: в
костюме, очках, с папочкой в руках): «Я рад приветствовать вас, вы пришли в
Вундеркиндию. Здесь живут самые умные и старательные люди, поэтому и карту-
подсказку я отдам только тем, кто справится с моими заданиями. Вы готовы? Тогда
приступим». (Задания см. в Приложении Ж.)
Знайка проверяет правильность расшифровки поговорки, спрашивает у ребят, о чем
она. Они ему рассказывают. Далее он им говорит: «Молодцы, вы справились с первым
заданием, а теперь попробуйте отгадать мои загадки». Он читает им загадки, если дети
никак не могут догадаться, Знайка делает им небольшие подсказки.
Знайка. «Ну что ж вы справились и с этим заданием. Вот ваша карта». Отдает им
карту, и ребята бегут дальше.
7. Пустыня Однообразия. Здесь живут племена Тумба-Юмба, сегодня у них большой
праздник. Ребят встречают несколько человек, одетых как папуасы: в цветные юбки и
бусы, перья в волосах и т. п.) Они представляются: «Здравствуйте, я Тумба, а я Юмба.
Мы живем в пустыне Однообразия, поэтому каждый день у нас происходит одно и то же.
Но сегодня у нас большой праздник, к нам приехали вы – наши гости. Мы очень хотим
поиграть с вами в нашу любимую игру. Она называется «Изобрази». Нам нужен один
доброволец. Мы скажем ему название животного, а он постарается без помощи слов
изобразить его, ваша задача отгадать, что это за животное». Так папуасы загадывают
ребятам 3 животных (слон, змея, зебра). Затем они говорят: «Ой, ребята, вы такие
молодцы, с вами так весело играть. Но у нас к вам есть одна просьба. В нашей пустыне
живет один дракон. Он очень необыкновенный. Мы решили написать про него сказку, а
как это сделать, не знаем. Мы придумали начало, а вам нужно придумать ее продолжение
и конец». (Рисунок см. в Приложении З.) Детям дается картинка с началом сказки. На эту
работу им отводится 10 минут, при необходимости им можно немного помогать. Далее
папуасы зачитывают вслух сказку и хвалят ребят, благодарят за помощь и показывают
путь до края Журчащих ручьев.
7. Край Журчащих ручьев. Здесь их встречает воспитатель в голубом или синем
платье и представляется: «Здравствуйте, ребята. Я – королева этого края, я – Водная
стихия. Каж-дый день вы встречаете меня: я наполняю реки и озера, я падаю с неба в
виде дождя или снега, вы пьете меня из-под крана. Скажите, пожалуйста, а вода может
быть полезной? А может ли она приносить нам вред? В каких случаях?». Героиня
обсуждает с детьми свойства воды и заполняет схему. (Схему см. в Приложении И.)
Затем она их спрашивает: «А зависит ли как-то наше здоровье от воды? (Да.) Как? (Если
мы не будем пить, мы умрем; если пить холодную воду, можно заболеть.)
– Какую воду нельзя пить? (Грязную, холодную.)
– А чистая ли вода течет из-под крана, можно ли ее пить? (Нет, в ней есть хлорка; ее
берут из реки, а в реку сбрасывают отходы заводов, фабрик и т. д.)
– Можно ли загрязнять реки и озера? Почему? (Нет, потому что люди, животные и
растения из них пьют.) Правильно, молодцы ребята. Помните, вода – это самое большое
наше богатство!» Водная стихия благодарит ребят за знакомство, прощается с ними и
отдает им последнюю карту-подсказку. Ребята бегут на станцию Финиш, где будет
проходить подведение итогов и награждение команд.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ЗАНЯТИЮ
«ДЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»
Приложение А
Приложение Б
Дорисуйте платья так, чтобы они у обеих девочек были одинаковыми.
Приложение В
Приложение Г
Найди названия частей тела
а) Задание повышенной сложности.
О т в е т ы: локоть, спина, плечо, нога, рот, нос, колено, ладонь, палец, рука, ухо, лоб,
голова, живот, бедро, щека, шея, ступня, губа.
б)
Приложение Д
Вежливый человек
– Какого человека можно назвать вежливым? Какие вы знаете вежливые поступки?
Заполни схему: в середину цветка напиши, какого человека можно назвать вежливым,
а на лепестках напиши вежливые поступки.
Приложение Е
Поляна здоровья
1)
Чтобы вырастить цветы на поляне Здоровья, нужно сначала вписать внутрь овалов
названия здоровья, затем присоединить к овалам лепестки, на которых предварительно
необходимо написать, что нужно делать, чтобы сохранить этот вид здоровья.
2)
Впишите в круги «врагов» нашего здоровья.
Приложение Ж
Пословица. Расшифруй русскую народную пословицу. Объясни, что она значит.
Отгадай загадки.
Один болтун,
Другой свистун,
Третий едун,
Два брата видаки,
А два слышаки,
Два бегуна,
Да два брата ухватки.
(Язык, нос, рот, глаза, уши, ноги, руки.)
Два Егорки
Живут возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга не глядят.
(Глаза и нос.)
Из двух прозрачных тучек
Дождь прошел могучий,
Нескончаемый поток
Из двух тучек тек и тек.
Из двух тучек две реки,
Не сладки и не горьки –
Обе солоны на вкус,
И в обоих скрыта грусть.
(Плач.)
На волю рвется,
Свободно льется,
Преград не знает –
Веселый малый.
(Смех.)
Приложение З
Приложение И
ПРИЛОЖЕНИЯ
*
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3