Напоминание

"Формирование представления о сезонных изменениях в природе у детей старшего возраста через познавательно – исследовательскую деятельность".


Автор: Елизарова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №13 "Вишенка"
Населённый пункт: Выкса Нижегородская область
Наименование материала: Проект по познавательному развитию
Тема: "Формирование представления о сезонных изменениях в природе у детей старшего возраста через познавательно – исследовательскую деятельность".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

детский сад №13 «Вишенка».

Проект

Тема: «Формирование представления о сезонных изменениях в природе у детей

старшего возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».

Актуальность.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их

любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно

находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту

деятельность, а наоборот, активно помогать. Организация проектно –

исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит

сформировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать

и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять,

сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно –

следственную связь. Одним словом, необходимо предоставить детям возможность

приобретать знания самостоятельно. Поэтому мною было принято решение по

активному внедрению экспериментальной деятельности в работу с детьми старшего

дошкольного возраста, для усвоения ими представлений о взаимосвязи природы и

человека и формирования навыков экспериментирования.

Характеристика проекта

Тип проекта: долгосрочный познавательно – исследовательский.

Срок реализации проекта: с 10.09.2019 года - 25.05.2020 года.

Участники проекта: дети возрастной группы 5 -6 лет, воспитатель, родители.

Гипотеза:

Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволяет

значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его

любознательности, внимания и логического мышления.

Цель: Усвоение системы знаний о природе: её компонентах и взаимосвязях между

ними.

Задачи:

Развивать у детей навыки исследовательской деятельности:

наблюдательность, любознательность, умение сравнивать,

предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы

и умозаключения.

Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между

живой и неживой природой.

Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков,

символов в календарях погоды, в тетрадях наблюдений и т.д..

Формировать умения пользоваться объектами и материалами

метеоплощадки, использовать свои знания в повседневной

деятельности.

Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к

родному краю.

Активизировать позицию родителей как участников педагогического

процесса детского сада.

Ожидаемые результаты:

У детей сформируются гуманно – ценностные отношения к природе:

увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием

языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном

и растительном мире.

Будут развиты навыки исследовательской деятельности: в

наблюдениях, любознательности, умение сравнивать, предполагать,

анализировать, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Применение своих знаний в повседневной практики в пользование

объектов и материалов на метеоплощадке при определение и

прогнозировании погоды .

Творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование

умений описывать природу, изображать её в разнообразной технике.

Активное участие родителей в совместных с детьми мероприятиях,

экспериментально-познавательной деятельности.

Реализация проекта:

1 этап организационно – подготовительный.

Формы работы

задачи

Срок

Изучение литературы по

теме.

Повышение профессиональной

компетентности в вопросах

проектирования педагогического

процесса на основе интеграции

образовательных областей в рамках

реализации ФГОС по теме проекта.

август

2019г.

Разработка:

1.перспективного

планирования;

2.календаря природы

(см. приложение №2)

3.диагностики

( приложение №3)

Овладение методами и приёмами

создания модели комплексно-

тематического планирования по

теме проекта.

август – первая

половина сентябрь

Организация предметно

– развивающей среды в

группе

Пополнения предметно –

развивающей среды.

в течение всего

проекта

подготовка информации

для родителей:

1.

Анкета для

родителей (См.

приложения №1)

2.

Консультации для

родителей.

3.

Презентации для

родителей.

4.

Папка –

передвижка «Учим

времена года»

Заинтересовать родителей жизнью

группы, вызвать желание

участвовать в ней.

в течение всего

проекта

2. этап – основной.

Беседа на тему «Что

такое погода?» дид.

игра: «Что нам нужно

одеть осенью».

Объяснить детям, что такое

погода, как она может изменять и

влиять на образ жизни людей и

животных. Дать представление о

понятии «климат». Обратить

внимание как люди и животные

приспосабливаются к жизни в

зависимости от погоды и

климаты.

Срок

пополнение

развивающей среды

сентябрь

Дневник наблюдений.

Продуктивная

деятельность «Нарисуй

погоду». Муз. сопров.

И. Брамс

«Колыбельная»

Совместная

деятельность с

детьми: «Как

заполнять календарь

погоды». Дид. игра

«Какая погода

сейчас».

Познакомить детей с календарем

погоды, условными

обозначениями; учить рисовать

значки; развивать интерес к

наблюдениям за природой.

сентябрь

Дневник наблюдений,

условные обзначения

погодных явлений,

дней недели.

Беседа на тему:

«Откуда дикторы

радио и телевидения

узнают о погоде».

Логическая задача: «О

чем говорят эти

вещи», д/и «Подбери

слово,

противоположное по

смыслу».

познакомить детей с работой

метеорологов (работой

метеостанций, спутников).

сентябрь

Игровое поле,

символизирующее

четыре времени года;

предметные картинки

(зонт, резиновые

сапоги, валенки,

солнечные очки,

панама).

организованная

образовательная

Познакомить детей с народным

названием месяца, народными

сентябрь

Выставка детских

деятельность на тему

«Сентябрь –

златоцвет», стихи З.

Федоровской

«Сентябрь – первый

месяц осени».

приметами (в лесу много рябины

– осень будет дождливая, мало –

сухая» и др.

работ: «Рябиновые

бусы» муз. сопр – ие: П.

Чайковского «Осенняя

песнь» (из цикла

«Времена года»)

Беседа: «Как

измерить температуру

воздуха» опыт с

термометром;

Правила пользования

термометром.

дать детям представление о

температуре воздуха.

Познакомить с термометром, его

устройством и применением.

Научить отсчитывать температуру

воздуха по термометру и

записывать её в дневнике

наблюдений. Подвести к

пониманию зависимости между

температурой воздуха и

характером осадков, между

температурой воздуха и

состоянием растений.

октябрь

Персонаж Знайка;

термометр для

воспитателя, модели

термометров для детей;

оборудование для

опытов: стакан с теплой

и холодной водой.

Беседа на тему:

«Дождик, дождик,

подожди» ; сказка «О

солнышке и

дождике»; опыт

«Пусть пойдет

дождь».

Дать знания о дожде как о

природном явлении. Познакомить

с условиями дождя, его

характером в зависимости от

сезона.

октябрь

Персонаж: Капитошка

– капелька;

оборудование для

опыта: поднос с водой,

губки и стаканчики на

каждого ребенка муз.

сопр – ие С. Майкапара

«Дождик».

Знакомство с

оборудованием

метеоплощадки.

Познакомить с оборудованием

метеоплощадки, его назначением

(Флюгер показывает направление

ветра, ветряной рукав – силу

ветра, осадкомер- количество

осадков).

октябрь

простейшие

метеорологические

приборы.

ООД на тему

«Октябрь – грязник,

листопад»; дид. игра:

«Когда это бывает?»,

«Что сначала, что

потом».

Познакомить детей с народным

названием месяца.

октябрь

Книжка - календарь;

кроссворд «Осень».

совместная

деятельность с

детьми: Рисование на

тему «Унылая пора»

Учить отражать в рисунке осенние

явления.

октябрь

Выставка детских

рисунков на тему:

«Унылая пора».

ООД на тему «Как

рождается дождь»;

стихи А. Тараскин

Дать детям представление о

количестве воды на земле, её

состоянии в разные времена года.

ноябрь

Глобус – модель

земного шара; дид.

«Сколько знаю я

дождей»; О.

Григорьева «Какой

дождь».

Познакомить детей с

образованием дождя, его

характером в зависимости от

сезона года. Выяснить значение

дождя для животных и растений.

картинки : разное

состояние воды (снег,

иней, туман, сосульки,

лед, морозные узоры).

Беседа на тему

«Ветер, ветер,

ветерок»; загадки о

ветре; стихи А.

Костецкий «Февраль»,

А Барто «Эти

капризы»; опыт

«Ветер – это

движение воздуха»;

дид .игра «Какой

ветер?»; продуктивная

деятельность:

изготовление игрушек

для игры с ветром.

познакомить детей с таким

природным явлением, как ветер,

причинами его возникновения,

ролью в жизни живых организмов,

в том числе и человека.

ноябрь

Выставка поделок с

ветром; оборудование

для опыта: две свечки;

репродукции картин:

«как изображен ветер

на картинах

художников И.

Айвозовского

«Девятый вал», И.

Грабаря «На озере»,

муз. сопр. Е. Ботярова

«Ветер злой, осенний».

Экскурсия на

метеостанцию.

Познакомить детей с работой

метеостанции, её оборудованием.

ноябрь

Фото - выставка

Беседа на тему:

«Ноябрь – ворота

зимы, полузимник»,

Познакомить с народным

названием месяца, приметами

(«Синица к избе – зима на

дворе».)

ноябрь

Выставка рисунков на

тему примет.

Совместная

деятельность с

детьми: итоговое

мерроприятие на тему

«Осень проходит;

работа с календарем

погоды».

Уточнить представления детей об

осенних явлениях природы,

последовательных изменениях в

жизни растений, животных.

Формировать умение

пользоваться календарем погоды,

рассказывать о явлениях природы

по знакам и символам.

Формировать умение

анализировать сравнивать :

изменения в растительном и

животном мире; как изменился

световой день.

ноябрь

Выступление детей с

отчетами; выставка дет.

работ «Осень в

рисунках детей». Муз.

сопр. : А. Вивальди

«Осень».

Беседа на тему «Снег,

снег, снежок»; загадки

о снеге; стихи З.

Александрова

«Снежок», «Первый

снег».

Дать представление о том, как

образуется снег, показать

зависимость формы, величины

снежинок от температуры

условий: в мороз – отдельные

снежинки, в теплую погоду –

хлопья, при ветре -в виде крупы.

декабрь

Модель термометра;

продуктивная

деятельность:

вырезание снежинок

муз. сопр.: Э. Грик

«Вальс – экспромт».

Беседа на тему:

«Пернатые

Познакомить детей, как по

поведению птиц можно

декабрь

Мультимедийная

синоптики»

предсказывать погоду: перед

морозом вороны и галки садятся

на верхушку деревьев, на снег – к

оттепели.

презентация о птицах;

рисование на темы

примет.

Беседа на тему:

«Декабрь – студень».

Познакомить с народным

названием месяца, приметами

(«Солнце- на лето , зима – на

мороз», «Снегирь поет зимой – к

снегу, вьюге, слякоти»).

декабрь

Выставка детских работ

на темы примет. Муз.

сопр. : М. Крутицкий

«Зима».

Беседа на тему «Снег

и лёд»

Познакомить детей с таким

явлением как снег, лед, иней.

Объяснить, почему снежинка

имеет шестиконечную форму.

декабрь

Мультимедийная

презентация на тему

«Снег и лед».

Совместная

деятельность с

детьми: рисование

«Стали звездочки

кружиться»

Продолжать учить отображать в

рисунке зимние явления.

декабрь

Выставка детских работ

муз. сопр.: П.

Чайковский «Святки»

(из цикла «Времена

года»).

Беседа на тему:

«Снежная шуба».

Познакомить детей с зимними

явлениями природы: снегопад,

поземка, пороша, вьюга, иней;

учить сравнивать эти явления,

находить сходства и различия.

январь

Мультимедийная

презентация «Признаки

глубокой зимы» муз.

сопр.: Э. Григ «Зимние

холода».

Беседа на тему:

«Январь – просинец»

заучивание стих. С.

Маршака «Январь».

Познакомить детей с народными

названием месяца,

приметами(«Растет день, растет и

холод» и др.)

январь

народный календарь,

модель года, дневник

наблюдений.

Совместная

деятельность с

детьми: итоговое

мероприятия –

Развлечение «Времена

года»; дид. игра «НЕ

зевай»

Закреплять названия месяцев,

времен года и их

последовательность. Развивать

внимательность,

любознательность.

январь

Модель года (куклы:

старик годовик, куклы

по сезонам, 12 кукол –

месяцы).

Рисование «Дым

столбом – мороз за

окном».

Учить детей отображать в рисунке

погодные явления, приметы;

развивать творчество.

январь

Выставка детских

работ.

Беседа на тему:

«Знать вчера недаром

кошка умывала

нос…», домашнее

задание: наблюдение

за поведением

домашних животных,

получить

продолжать знакомить детей с

животным – синоптиками: собаки

валяются в снегу – к метели;

кошка в печурку, стужа – на

дворе.

февраль

Выставка: народные

приметы в рисунках

детей.

информацию, по

приметам от

родителей.

совместная

деятельность с

детьми: рисование

«Стали звездочки

кружится»

Продолжать учить отображать в

рисунке зимние явления.

февраль

Книжка – самоделка

«Веселые –

рифмушки».

Беседа на тему:

«Февраль –боизгрей»

Познакомить детей с народным

названием месяца, приметами ( «У

февраля два друга-метель да

вьюга», «В феврале зима с весной

встречаются впервой»).

февраль

Выставка дет. работ на

тему народных примет.

Совместная

деятельность с детьми

: Развлечения

«Веселые снежинки».

Создать приятную атмосферу,

вызвать веселое настроение. В

увлекательной форме раскрыть

детям некоторые свойства

природных объектов(настоящие

снежинки летают на улице, а в

комнате тают).

февраль

Снежинки из разных

материалов.

Совместная

деятельность с

детьми: итоговое

мероприятие на тему

«Прощай зима

холодная»

Уточнить представления детей о

зимних, явлениях природы,

последовательных изменениях в

жизни растений и животных.

Продолжать учить пользоваться

календарем погоды, рассказывать

о явлениях зимы по знакам и

символам.

февраль

Выставка дет. работ на

тему зима.

Беседа на тему:

«Погода и человек»;

дид. игра «Что нам

нужно одеть?»; дид.

упраж-е «Хорошо –

плохо»

Дать представления детям о том,

как погода влияет на человека, его

деятельность.

март

Разработка памятки

«Правила ЗОЖ».

Беседа на тему

«Плывут в небе

облака» Д/И «На что

похожи облака»

Познакомить детей с облаками:

перистые, кучевые, слоистые.

Показать зависимость количества

облаков от таяния снега.

март

Выставка: «Такие

разные облака».

Беседа на тему «Март

– протальник»

познакомить детей с народными

названиями («Грач на горе – весна

и на дворе», «Длинные сосульки к

долгой весны».

март

Книжка – самоделка

«Веселые –

рифмушки».

Беседа на тему:

«Природа дарит

чудеса».

Закреплять умение работать с

календарем природы, фиксировать

результаты наблюдений и

впечатлений в рисунках. При

выполнение задания

март

Персонаж –

«Капитошка –

капилька»; календарь

погоды.

договариваться между собой,

работать в паре, развивать

наблюдательность,

любознательность.

совместная

деятельность с

детьми: рисование

«Грач на горе- весна

на дворе».

Продолжать учить детей

отображать в рисунке погодные

явления, приметы.

март

Выставка дет. работ

муз. сопр.: А. Вивальди

«Весна».

Беседа на тему:

«Когда улыбается

фиалка»; стихи: В.

Лукша

«Удивительные

часы»; дид. игра

«Найди нужный

цветок».

Продолжать знакомить детей с

растениями – барометры.

апрель

мультимедийная

презентация; дид.

картинки с

изображением цветов:

василёк, ромашка,

клевер, цикорий,

колокольчик,

ветреница, мак,

незабудка, кувшинка,

одуванчик, фиалка,

календула.

Совместная

деятельность с

детьми: «Праздник

ветерка».

Создать веселое, бодрое

настроение. В увлекательной

форме закрепить представление о

природном явлении. Развивать

творчество; воображение.

апрель

Игрушка – самоделки

для игр с ветром:

вертушки, султанчики,

медузы.

Беседа на тему:

«Апрель - снегогон».

Познакомить детей с народным

названием месяца, приметами;

«Апрельские ручьи землю будят»,

«Чайка прилетела лед идет».

апрель

Выставка рисунков на

темы примет.

Беседа на тему: «Чудо

рядом с тобой».

Пробудить познавательный

интерес; научить видеть

необычное в привычном, вызвать

чувство удивления и восхищения.

Продолжать знакомство с

растениями – барометрами.

апрель

мультимедийная

презентация о

животных, растениях –

синоптиках.

Совместная

деятельность с детьми

:Экскурсия на

метеостанцию.

продолжать знакомить с работой

метеостанции.

май

фото выставка

Беседа на тему:

«Насекомые –

предсказатели

погоды».

Познакомить детей, как

насекомые могут предсказать

погоду: «паук плетет паутину – к

ясной погоде», «Муравьи

закрывают ходы в муравейник – к

дождю.»

май

мультимедийная

презентация о

насекомых –

синоптиках муз. сопр.:

Н. Римский – Корсаков

«Полет шмеля».

Беседа на тему: «Май

– травник».

Познакомить детей с народными

названием месяца, приметы «Май

леса наряжает – лето в гости

ожидает», «Когда цвете черемуха

– живет холод».

май

Рифмование примет,

муз.сопр.: П.

Чайковский

«Подснежник» (из

цикла «Времена года»).

Итоговое

мероприятие на тему:

«Весна – красна».

Уточнить представления детей о

весенних явлениях природы.

Сформировать представления о

сезоне. О меняющихся условиях

жизни для растений и животных.

Продолжать учить рассказывать о

явлениях природы по знакам и

символам.

май

выставка детских работ

«Весна, весна на

улице»; презентация

книжке – самоделки

«Веселые рифмушки»,

отчеты детей по

результатам

наблюдения за погодой

весной.

3 этап – заключительный

1. Проведение диагностики.

Результат проекта:

1.

Сформировалось у детей гуманно – ценностные отношения к

природе: увлеченность к познанию природы, открытия ее законов,

понимания языка природы, внимательное отношение к изменениям

в животном и растительном мире.

2.

У детей развиты навыки исследовательской деятельности: в

наблюдениях, сравнениях, предположениях, рассуждениях,

логических мышлениях и в умениях делать выводы.

3.

Дети овладели знаниями в использование объектов и материалов

на метеоплощадке при определении и прогнозирование погоды в

повседневной практике.

4.

Творческое развитие детей: расширился кругозор, сформировались

умения описывать природу, изображать её в разнообразной

технике, умение вести календарь природы.

5.

Родители активно принимают участие в совместных с детьми

мероприятиях; экспериментально-познавательной деятельности.

Список литературы:

1.

Основная общеобразовательная программа МБДОУ д/с №13 «Вишенка»

Разработана на основе программы «От рождения До Школы» Вераксы Н.Е.

2. Развитие познавательных способностей дошкольников

Е.Е. Крашенинников, О. Л. Холодова 2014г. «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ»

3. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов 2014г. «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ»

4 Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. Мозаика

Синтез, 2008г.

6

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. Мозаика

Синтез, 2008г.

7

О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением – М.

Мозайка Синтез, 2008г.

Приложения № 1

Анкета для родителей.

1.

Что такое экология?

2.

Вы считаете домом только, то место, где вы непосредственно живете с семьей?

3.

Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?

4.

Вы часто гуляете с ребенком? Где?

5.

Как ваш ребенок относится к объектам природы?

6.

Какую погоду вы любите, почему?

7.

Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?

8.

Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?

9.

Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?

10.Как ребенок выражает свои эмоции, если видит необычное в природе (радуга,

гроза, роса …)?

11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с водой, снегом,

льдом?

12.Как вы думаете, получает ли ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Приложения № 2

Календарь природы

Приложения № 3

Диагностика

Методика диагностика экологических знаний

старших дошкольников

(основана на методике О. Соломенниковой).

В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит

идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает

формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам,

а также ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать

экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру

природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Таким образом, диагностика экологической воспитанности дошкольников проведена с

учетом

их

возрастных

особенностей

по

двум

направлениям:

формирование

экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям

и объектам.

Экологическая образованность дошкольников рассматривается по следующим блокам:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

Для определения уровня сформированности экологических знаний испытуемым

предлагаются контрольные задания.

Задание 1

направлено на определение уровня знания дошкольников о характерных

особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым

ребенком).

Процедура проведения диагностики заключается в том, что педагог предлагает

испытуемым распределить карточки следующим образом:

1) выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания;

2) выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению;

3) выбрать насекомых и разместить их на карте.

После того как испытуемый справился с заданием, педагог предлагает выбрать два

изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем

ответить на соответствующие вопросы.

Задание 2 направлено на определение характерных особенностей растительного мира

(проводится индивидуально с каждым ребенком).

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их. Испытуемым

следует ответить на вопросы об условиях жизни, роста, развития комнатных растений,

правилах ухода, отношении к растительному миру.

Затем предлагается из представленных растений выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Задание 3 направлено на определение характерных особенностей неживой природы

(проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Педагог предлагает испытуемому определить содержимое баночки. После того как

ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на вопросы о

свойствах песка, камней, воды, способах их использования.

Задание 4 направлено на определение знаний времен года (проводится индивидуально

или маленькими подгруппами).

Процедура

проведения

заключается в

том,

что

педагог

задает

вопросы

об

особенностях времен года. Затем предлагает назвать время года в соответствии с

характерными проявлениями природы.

Задание 5 направлено на выявление экологического отношения дошкольника к миру

природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель - определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Педагог предлагает ответить на вопросы по уходу за домашними животными, о

деятельности людей, связанных с природой; о возможной помощи зимующим птицам

и т.п.

Оценка результатов диагностики заключается в подсчете баллов по каждому блоку и

определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников о мире

животных, растениях, неживой природе, временах года. (высокий, средний, низкий).



В раздел образования