Автор: Елизарова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №13 "Вишенка"
Населённый пункт: Выкса Нижегородская область
Наименование материала: Проект по познавательному развитию
Тема: "Формирование представления о сезонных изменениях в природе у детей старшего возраста через познавательно – исследовательскую деятельность".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
детский сад №13 «Вишенка».
Проект
Тема: «Формирование представления о сезонных изменениях в природе у детей
старшего возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».
Актуальность.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их
любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно
находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту
деятельность, а наоборот, активно помогать. Организация проектно –
исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит
сформировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать
и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять,
сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно –
следственную связь. Одним словом, необходимо предоставить детям возможность
приобретать знания самостоятельно. Поэтому мною было принято решение по
активному внедрению экспериментальной деятельности в работу с детьми старшего
дошкольного возраста, для усвоения ими представлений о взаимосвязи природы и
человека и формирования навыков экспериментирования.
Характеристика проекта
Тип проекта: долгосрочный познавательно – исследовательский.
Срок реализации проекта: с 10.09.2019 года - 25.05.2020 года.
Участники проекта: дети возрастной группы 5 -6 лет, воспитатель, родители.
Гипотеза:
Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволяет
значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его
любознательности, внимания и логического мышления.
Цель: Усвоение системы знаний о природе: её компонентах и взаимосвязях между
ними.
Задачи:
Развивать у детей навыки исследовательской деятельности:
наблюдательность, любознательность, умение сравнивать,
предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы
и умозаключения.
Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между
живой и неживой природой.
Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков,
символов в календарях погоды, в тетрадях наблюдений и т.д..
Формировать умения пользоваться объектами и материалами
метеоплощадки, использовать свои знания в повседневной
деятельности.
Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к
родному краю.
Активизировать позицию родителей как участников педагогического
процесса детского сада.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируются гуманно – ценностные отношения к природе:
увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием
языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном
и растительном мире.
Будут развиты навыки исследовательской деятельности: в
наблюдениях, любознательности, умение сравнивать, предполагать,
анализировать, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Применение своих знаний в повседневной практики в пользование
объектов и материалов на метеоплощадке при определение и
прогнозировании погоды .
Творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование
умений описывать природу, изображать её в разнообразной технике.
Активное участие родителей в совместных с детьми мероприятиях,
экспериментально-познавательной деятельности.
Реализация проекта:
1 этап организационно – подготовительный.
Формы работы
задачи
Срок
Изучение литературы по
теме.
Повышение профессиональной
компетентности в вопросах
проектирования педагогического
процесса на основе интеграции
образовательных областей в рамках
реализации ФГОС по теме проекта.
август
2019г.
Разработка:
1.перспективного
планирования;
2.календаря природы
(см. приложение №2)
3.диагностики
( приложение №3)
Овладение методами и приёмами
создания модели комплексно-
тематического планирования по
теме проекта.
август – первая
половина сентябрь
Организация предметно
– развивающей среды в
группе
Пополнения предметно –
развивающей среды.
в течение всего
проекта
подготовка информации
для родителей:
1.
Анкета для
родителей (См.
приложения №1)
2.
Консультации для
родителей.
3.
Презентации для
родителей.
4.
Папка –
передвижка «Учим
времена года»
Заинтересовать родителей жизнью
группы, вызвать желание
участвовать в ней.
в течение всего
проекта
2. этап – основной.
Беседа на тему «Что
такое погода?» дид.
игра: «Что нам нужно
одеть осенью».
Объяснить детям, что такое
погода, как она может изменять и
влиять на образ жизни людей и
животных. Дать представление о
понятии «климат». Обратить
внимание как люди и животные
приспосабливаются к жизни в
зависимости от погоды и
климаты.
Срок
пополнение
развивающей среды
сентябрь
Дневник наблюдений.
Продуктивная
деятельность «Нарисуй
погоду». Муз. сопров.
И. Брамс
«Колыбельная»
Совместная
деятельность с
детьми: «Как
заполнять календарь
погоды». Дид. игра
«Какая погода
сейчас».
Познакомить детей с календарем
погоды, условными
обозначениями; учить рисовать
значки; развивать интерес к
наблюдениям за природой.
сентябрь
Дневник наблюдений,
условные обзначения
погодных явлений,
дней недели.
Беседа на тему:
«Откуда дикторы
радио и телевидения
узнают о погоде».
Логическая задача: «О
чем говорят эти
вещи», д/и «Подбери
слово,
противоположное по
смыслу».
познакомить детей с работой
метеорологов (работой
метеостанций, спутников).
сентябрь
Игровое поле,
символизирующее
четыре времени года;
предметные картинки
(зонт, резиновые
сапоги, валенки,
солнечные очки,
панама).
организованная
образовательная
Познакомить детей с народным
названием месяца, народными
сентябрь
Выставка детских
деятельность на тему
«Сентябрь –
златоцвет», стихи З.
Федоровской
«Сентябрь – первый
месяц осени».
приметами (в лесу много рябины
– осень будет дождливая, мало –
сухая» и др.
работ: «Рябиновые
бусы» муз. сопр – ие: П.
Чайковского «Осенняя
песнь» (из цикла
«Времена года»)
Беседа: «Как
измерить температуру
воздуха» опыт с
термометром;
Правила пользования
термометром.
дать детям представление о
температуре воздуха.
Познакомить с термометром, его
устройством и применением.
Научить отсчитывать температуру
воздуха по термометру и
записывать её в дневнике
наблюдений. Подвести к
пониманию зависимости между
температурой воздуха и
характером осадков, между
температурой воздуха и
состоянием растений.
октябрь
Персонаж Знайка;
термометр для
воспитателя, модели
термометров для детей;
оборудование для
опытов: стакан с теплой
и холодной водой.
Беседа на тему:
«Дождик, дождик,
подожди» ; сказка «О
солнышке и
дождике»; опыт
«Пусть пойдет
дождь».
Дать знания о дожде как о
природном явлении. Познакомить
с условиями дождя, его
характером в зависимости от
сезона.
октябрь
Персонаж: Капитошка
– капелька;
оборудование для
опыта: поднос с водой,
губки и стаканчики на
каждого ребенка муз.
сопр – ие С. Майкапара
«Дождик».
Знакомство с
оборудованием
метеоплощадки.
Познакомить с оборудованием
метеоплощадки, его назначением
(Флюгер показывает направление
ветра, ветряной рукав – силу
ветра, осадкомер- количество
осадков).
октябрь
простейшие
метеорологические
приборы.
ООД на тему
«Октябрь – грязник,
листопад»; дид. игра:
«Когда это бывает?»,
«Что сначала, что
потом».
Познакомить детей с народным
названием месяца.
октябрь
Книжка - календарь;
кроссворд «Осень».
совместная
деятельность с
детьми: Рисование на
тему «Унылая пора»
Учить отражать в рисунке осенние
явления.
октябрь
Выставка детских
рисунков на тему:
«Унылая пора».
ООД на тему «Как
рождается дождь»;
стихи А. Тараскин
Дать детям представление о
количестве воды на земле, её
состоянии в разные времена года.
ноябрь
Глобус – модель
земного шара; дид.
«Сколько знаю я
дождей»; О.
Григорьева «Какой
дождь».
Познакомить детей с
образованием дождя, его
характером в зависимости от
сезона года. Выяснить значение
дождя для животных и растений.
картинки : разное
состояние воды (снег,
иней, туман, сосульки,
лед, морозные узоры).
Беседа на тему
«Ветер, ветер,
ветерок»; загадки о
ветре; стихи А.
Костецкий «Февраль»,
А Барто «Эти
капризы»; опыт
«Ветер – это
движение воздуха»;
дид .игра «Какой
ветер?»; продуктивная
деятельность:
изготовление игрушек
для игры с ветром.
познакомить детей с таким
природным явлением, как ветер,
причинами его возникновения,
ролью в жизни живых организмов,
в том числе и человека.
ноябрь
Выставка поделок с
ветром; оборудование
для опыта: две свечки;
репродукции картин:
«как изображен ветер
на картинах
художников И.
Айвозовского
«Девятый вал», И.
Грабаря «На озере»,
муз. сопр. Е. Ботярова
«Ветер злой, осенний».
Экскурсия на
метеостанцию.
Познакомить детей с работой
метеостанции, её оборудованием.
ноябрь
Фото - выставка
Беседа на тему:
«Ноябрь – ворота
зимы, полузимник»,
Познакомить с народным
названием месяца, приметами
(«Синица к избе – зима на
дворе».)
ноябрь
Выставка рисунков на
тему примет.
Совместная
деятельность с
детьми: итоговое
мерроприятие на тему
«Осень проходит;
работа с календарем
погоды».
Уточнить представления детей об
осенних явлениях природы,
последовательных изменениях в
жизни растений, животных.
Формировать умение
пользоваться календарем погоды,
рассказывать о явлениях природы
по знакам и символам.
Формировать умение
анализировать сравнивать :
изменения в растительном и
животном мире; как изменился
световой день.
ноябрь
Выступление детей с
отчетами; выставка дет.
работ «Осень в
рисунках детей». Муз.
сопр. : А. Вивальди
«Осень».
Беседа на тему «Снег,
снег, снежок»; загадки
о снеге; стихи З.
Александрова
«Снежок», «Первый
снег».
Дать представление о том, как
образуется снег, показать
зависимость формы, величины
снежинок от температуры
условий: в мороз – отдельные
снежинки, в теплую погоду –
хлопья, при ветре -в виде крупы.
декабрь
Модель термометра;
продуктивная
деятельность:
вырезание снежинок
муз. сопр.: Э. Грик
«Вальс – экспромт».
Беседа на тему:
«Пернатые
Познакомить детей, как по
поведению птиц можно
декабрь
Мультимедийная
синоптики»
предсказывать погоду: перед
морозом вороны и галки садятся
на верхушку деревьев, на снег – к
оттепели.
презентация о птицах;
рисование на темы
примет.
Беседа на тему:
«Декабрь – студень».
Познакомить с народным
названием месяца, приметами
(«Солнце- на лето , зима – на
мороз», «Снегирь поет зимой – к
снегу, вьюге, слякоти»).
декабрь
Выставка детских работ
на темы примет. Муз.
сопр. : М. Крутицкий
«Зима».
Беседа на тему «Снег
и лёд»
Познакомить детей с таким
явлением как снег, лед, иней.
Объяснить, почему снежинка
имеет шестиконечную форму.
декабрь
Мультимедийная
презентация на тему
«Снег и лед».
Совместная
деятельность с
детьми: рисование
«Стали звездочки
кружиться»
Продолжать учить отображать в
рисунке зимние явления.
декабрь
Выставка детских работ
муз. сопр.: П.
Чайковский «Святки»
(из цикла «Времена
года»).
Беседа на тему:
«Снежная шуба».
Познакомить детей с зимними
явлениями природы: снегопад,
поземка, пороша, вьюга, иней;
учить сравнивать эти явления,
находить сходства и различия.
январь
Мультимедийная
презентация «Признаки
глубокой зимы» муз.
сопр.: Э. Григ «Зимние
холода».
Беседа на тему:
«Январь – просинец»
заучивание стих. С.
Маршака «Январь».
Познакомить детей с народными
названием месяца,
приметами(«Растет день, растет и
холод» и др.)
январь
народный календарь,
модель года, дневник
наблюдений.
Совместная
деятельность с
детьми: итоговое
мероприятия –
Развлечение «Времена
года»; дид. игра «НЕ
зевай»
Закреплять названия месяцев,
времен года и их
последовательность. Развивать
внимательность,
любознательность.
январь
Модель года (куклы:
старик годовик, куклы
по сезонам, 12 кукол –
месяцы).
Рисование «Дым
столбом – мороз за
окном».
Учить детей отображать в рисунке
погодные явления, приметы;
развивать творчество.
январь
Выставка детских
работ.
Беседа на тему:
«Знать вчера недаром
кошка умывала
нос…», домашнее
задание: наблюдение
за поведением
домашних животных,
получить
продолжать знакомить детей с
животным – синоптиками: собаки
валяются в снегу – к метели;
кошка в печурку, стужа – на
дворе.
февраль
Выставка: народные
приметы в рисунках
детей.
информацию, по
приметам от
родителей.
совместная
деятельность с
детьми: рисование
«Стали звездочки
кружится»
Продолжать учить отображать в
рисунке зимние явления.
февраль
Книжка – самоделка
«Веселые –
рифмушки».
Беседа на тему:
«Февраль –боизгрей»
Познакомить детей с народным
названием месяца, приметами ( «У
февраля два друга-метель да
вьюга», «В феврале зима с весной
встречаются впервой»).
февраль
Выставка дет. работ на
тему народных примет.
Совместная
деятельность с детьми
: Развлечения
«Веселые снежинки».
Создать приятную атмосферу,
вызвать веселое настроение. В
увлекательной форме раскрыть
детям некоторые свойства
природных объектов(настоящие
снежинки летают на улице, а в
комнате тают).
февраль
Снежинки из разных
материалов.
Совместная
деятельность с
детьми: итоговое
мероприятие на тему
«Прощай зима
холодная»
Уточнить представления детей о
зимних, явлениях природы,
последовательных изменениях в
жизни растений и животных.
Продолжать учить пользоваться
календарем погоды, рассказывать
о явлениях зимы по знакам и
символам.
февраль
Выставка дет. работ на
тему зима.
Беседа на тему:
«Погода и человек»;
дид. игра «Что нам
нужно одеть?»; дид.
упраж-е «Хорошо –
плохо»
Дать представления детям о том,
как погода влияет на человека, его
деятельность.
март
Разработка памятки
«Правила ЗОЖ».
Беседа на тему
«Плывут в небе
облака» Д/И «На что
похожи облака»
Познакомить детей с облаками:
перистые, кучевые, слоистые.
Показать зависимость количества
облаков от таяния снега.
март
Выставка: «Такие
разные облака».
Беседа на тему «Март
– протальник»
познакомить детей с народными
названиями («Грач на горе – весна
и на дворе», «Длинные сосульки к
долгой весны».
март
Книжка – самоделка
«Веселые –
рифмушки».
Беседа на тему:
«Природа дарит
чудеса».
Закреплять умение работать с
календарем природы, фиксировать
результаты наблюдений и
впечатлений в рисунках. При
выполнение задания
март
Персонаж –
«Капитошка –
капилька»; календарь
погоды.
договариваться между собой,
работать в паре, развивать
наблюдательность,
любознательность.
совместная
деятельность с
детьми: рисование
«Грач на горе- весна
на дворе».
Продолжать учить детей
отображать в рисунке погодные
явления, приметы.
март
Выставка дет. работ
муз. сопр.: А. Вивальди
«Весна».
Беседа на тему:
«Когда улыбается
фиалка»; стихи: В.
Лукша
«Удивительные
часы»; дид. игра
«Найди нужный
цветок».
Продолжать знакомить детей с
растениями – барометры.
апрель
мультимедийная
презентация; дид.
картинки с
изображением цветов:
василёк, ромашка,
клевер, цикорий,
колокольчик,
ветреница, мак,
незабудка, кувшинка,
одуванчик, фиалка,
календула.
Совместная
деятельность с
детьми: «Праздник
ветерка».
Создать веселое, бодрое
настроение. В увлекательной
форме закрепить представление о
природном явлении. Развивать
творчество; воображение.
апрель
Игрушка – самоделки
для игр с ветром:
вертушки, султанчики,
медузы.
Беседа на тему:
«Апрель - снегогон».
Познакомить детей с народным
названием месяца, приметами;
«Апрельские ручьи землю будят»,
«Чайка прилетела лед идет».
апрель
Выставка рисунков на
темы примет.
Беседа на тему: «Чудо
рядом с тобой».
Пробудить познавательный
интерес; научить видеть
необычное в привычном, вызвать
чувство удивления и восхищения.
Продолжать знакомство с
растениями – барометрами.
апрель
мультимедийная
презентация о
животных, растениях –
синоптиках.
Совместная
деятельность с детьми
:Экскурсия на
метеостанцию.
продолжать знакомить с работой
метеостанции.
май
фото выставка
Беседа на тему:
«Насекомые –
предсказатели
погоды».
Познакомить детей, как
насекомые могут предсказать
погоду: «паук плетет паутину – к
ясной погоде», «Муравьи
закрывают ходы в муравейник – к
дождю.»
май
мультимедийная
презентация о
насекомых –
синоптиках муз. сопр.:
Н. Римский – Корсаков
«Полет шмеля».
Беседа на тему: «Май
– травник».
Познакомить детей с народными
названием месяца, приметы «Май
леса наряжает – лето в гости
ожидает», «Когда цвете черемуха
– живет холод».
май
Рифмование примет,
муз.сопр.: П.
Чайковский
«Подснежник» (из
цикла «Времена года»).
Итоговое
мероприятие на тему:
«Весна – красна».
Уточнить представления детей о
весенних явлениях природы.
Сформировать представления о
сезоне. О меняющихся условиях
жизни для растений и животных.
Продолжать учить рассказывать о
явлениях природы по знакам и
символам.
май
выставка детских работ
«Весна, весна на
улице»; презентация
книжке – самоделки
«Веселые рифмушки»,
отчеты детей по
результатам
наблюдения за погодой
весной.
3 этап – заключительный
1. Проведение диагностики.
Результат проекта:
1.
Сформировалось у детей гуманно – ценностные отношения к
природе: увлеченность к познанию природы, открытия ее законов,
понимания языка природы, внимательное отношение к изменениям
в животном и растительном мире.
2.
У детей развиты навыки исследовательской деятельности: в
наблюдениях, сравнениях, предположениях, рассуждениях,
логических мышлениях и в умениях делать выводы.
3.
Дети овладели знаниями в использование объектов и материалов
на метеоплощадке при определении и прогнозирование погоды в
повседневной практике.
4.
Творческое развитие детей: расширился кругозор, сформировались
умения описывать природу, изображать её в разнообразной
технике, умение вести календарь природы.
5.
Родители активно принимают участие в совместных с детьми
мероприятиях; экспериментально-познавательной деятельности.
Список литературы:
1.
Основная общеобразовательная программа МБДОУ д/с №13 «Вишенка»
Разработана на основе программы «От рождения До Школы» Вераксы Н.Е.
2. Развитие познавательных способностей дошкольников
Е.Е. Крашенинников, О. Л. Холодова 2014г. «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ»
3. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников
Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов 2014г. «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ»
4 Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. Мозаика
Синтез, 2008г.
6
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. Мозаика
Синтез, 2008г.
7
О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением – М.
Мозайка Синтез, 2008г.
Приложения № 1
Анкета для родителей.
1.
Что такое экология?
2.
Вы считаете домом только, то место, где вы непосредственно живете с семьей?
3.
Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?
4.
Вы часто гуляете с ребенком? Где?
5.
Как ваш ребенок относится к объектам природы?
6.
Какую погоду вы любите, почему?
7.
Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?
8.
Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?
9.
Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?
10.Как ребенок выражает свои эмоции, если видит необычное в природе (радуга,
гроза, роса …)?
11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с водой, снегом,
льдом?
12.Как вы думаете, получает ли ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Приложения № 2
Календарь природы
Приложения № 3
Диагностика
Методика диагностика экологических знаний
старших дошкольников
(основана на методике О. Соломенниковой).
В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит
идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает
формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам,
а также ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать
экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру
природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Таким образом, диагностика экологической воспитанности дошкольников проведена с
учетом
их
возрастных
особенностей
по
двум
направлениям:
формирование
экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям
и объектам.
Экологическая образованность дошкольников рассматривается по следующим блокам:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Для определения уровня сформированности экологических знаний испытуемым
предлагаются контрольные задания.
Задание 1
направлено на определение уровня знания дошкольников о характерных
особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым
ребенком).
Процедура проведения диагностики заключается в том, что педагог предлагает
испытуемым распределить карточки следующим образом:
1) выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания;
2) выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению;
3) выбрать насекомых и разместить их на карте.
После того как испытуемый справился с заданием, педагог предлагает выбрать два
изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем
ответить на соответствующие вопросы.
Задание 2 направлено на определение характерных особенностей растительного мира
(проводится индивидуально с каждым ребенком).
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их. Испытуемым
следует ответить на вопросы об условиях жизни, роста, развития комнатных растений,
правилах ухода, отношении к растительному миру.
Затем предлагается из представленных растений выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Задание 3 направлено на определение характерных особенностей неживой природы
(проводиться индивидуально с каждым ребенком).
Педагог предлагает испытуемому определить содержимое баночки. После того как
ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на вопросы о
свойствах песка, камней, воды, способах их использования.
Задание 4 направлено на определение знаний времен года (проводится индивидуально
или маленькими подгруппами).
Процедура
проведения
заключается в
том,
что
педагог
задает
вопросы
об
особенностях времен года. Затем предлагает назвать время года в соответствии с
характерными проявлениями природы.
Задание 5 направлено на выявление экологического отношения дошкольника к миру
природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель - определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Педагог предлагает ответить на вопросы по уходу за домашними животными, о
деятельности людей, связанных с природой; о возможной помощи зимующим птицам
и т.п.
Оценка результатов диагностики заключается в подсчете баллов по каждому блоку и
определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников о мире
животных, растениях, неживой природе, временах года. (высокий, средний, низкий).