Напоминание

"Былинные богатыри - защитники Отечества"


Автор: Роганова Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 "Ладушки"
Населённый пункт: Заволжье
Наименование материала: Методическая разработка педагогического проекта
Тема: "Былинные богатыри - защитники Отечества"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Ладушки»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Былинные богатыри – защитники Отечества»

ОО «Познавательное развитие»

с детьми подготовительной к школе группы № 8 «Незнайка»

общеразвивающей направленности

г. Заволжье

2021 г.

Составили и провели:

воспитатели высшей

квалификационной категории

Роганова Г.В,

Скворцова С.М.

Тип проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта:

воспитанники подготовительной к школе группы № 8, воспитатели,

родители, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта:

Современный период, когда общество озабочено нестабильной экономикой, налаживанием

рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами, характеризуется

разрушением социальных связей, падением нравственных устоев. В этом же списке проблемы

патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм не возникает на голом

месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления

личности. Попытки родителей переложить ответственность на учителей и воспитателей, а

последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию. Отвечают за

подрастающее поколение все: школа, семья, воспитатели. Современное российское общество

поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно- нравственные проблемы,

следствием

чего

явилось

разрушение

ценностных

установок.

Новые

«идеалы»

во

многом деструктивны, разрушают личность, семью, государство. Для преодоления тех

негативных

тенденций,

которые

уже

сложились,

нужно

скорее

решать

социальные,

нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена

общества, мобилизация, консолидация энергии родителей, педагогов. В кризисные моменты

истории общество вынужденно обращается к опыту прошлых поколений. Каждый раз

выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно придумано, опробовано. Знания, которые

накопило человечество, «всего лишь» нужно изучить и использовать. Возраст совершеннолетия

на Руси наступал гораздо раньше, чем у детей нашего времени. Как только ребенок начинал

хорошо ходить, его сажали на коня. Мальчикам вручали деревянный меч, а девочкам –

тряпичную куклу. Период младенчества заканчивался быстро, формирование личности

происходило с младых ногтей. Родителям некогда было теоретизировать, отвлекаться на

футбол, корпоративы. Перед семьей, государством всегда остро стоял вопрос выживания.

Нужно было пахать-сеять, ставить на ноги младших, обороняться от завоевателей. Любая

проблема решалась «всем миром», семья ставилась во главу угла, а государственный интерес

имел приоритет над любым другим. Воспитание детей осуществлялось не путем назиданий,

будущие патриоты шли по стопам своих родителей, видя перед глазами живой пример,

посильно участвуя во всех делах семьи и общества. Тренировочные ситуации не создавались

искусственно, сама жизнь заставляла находить правильные пути и решения, это был вопрос

сохранения семьи, государства.

Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста.

Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные

представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности

народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях

характера и быта наших великих предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет

стремление быть похожими на них. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте

почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее

будущее.

Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувство

собственного достоинства и уверенность в себе. В настоящее время жизнь диктует

необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной

ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о

выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях

и величии исторического прошлого России. Важно донести до детей мысль: спустя много-много

лет люди помнят об исторических событиях, чтят память погибших, окружают вниманием и

любовью людей, защищавших нашу Родину. В связи с этим особую значимость приобретает

знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами,

героическими событиями, которые происходили в России. Знакомя детей подготовительной к

школе группы с былинными произведениями, у детей возникли вопросы «Как называлась

одежда и доспехи богатырей?», «Какое оружие у них было?», «Как стать богатырем?». Мы

сделали вывод, что у детей недостаточно сформированы

представления о былинных

богатырях. Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой

национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в

древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм»

включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические

свершения народа. На Руси в X

–XIII

веке воспитывали в личность веру в победу, в

непобедимость богатырей русских, которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий

патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе

утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна.

Известна истина: « Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда».

Цель проекта: воспитание чувства гордости за национальных, исторических и литературных

героев, изображённых в былинных произведениях; развитие патриотических чувств на основе

знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.

Задачи:

1.

Формировать у старших дошкольников знаний о былинных богатырях – защитниках

земли русской;

2.

Формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси;

3.

Развивать детское творчество в продуктивных видах деятельности;

4.

Познакомить детей с произведениями живописи русских художников: В.М. Васнецова,

К.Н. Васильева;

5.

Воспитывать эстетические чувства при знакомстве дошкольников с произведениями

устного народного творчества;

6.

Познакомить детей со старинными народными инструментами – гуслями, трещоткой,

треугольником, бубенцами, с их звучанием и историей возникновения; - ознакомление

детей с народными героическими песнями и произведениями русских композиторов по

данной теме.

Формы реализации проекта:

Беседы,

наблюдения,

рассматривания

сюжетных

картинок,

решение

поисковых

задач

(дидактические игры), продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, игровая

деятельность.

Продукты проекта:

Творческая мастерская: коллективная аппликация «Тридцать три богатыря».

Этапы реализации проекта:

Первый этап - подготовительный.

1.

Создать необходимые условия для реализации проекта по ОО «Познавательное

развитие» «Былинные богатыри - защитники Отечества».

2.

Наметить план действия.

3.

Информировать родителей (законных представителей) с планированием игровой и

образовательной деятельности в рамках проекта «Былинные богатыри - защитники

Отечества».

4.

Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу на былинную

тематику.

5.

Использовать при реализации проекта следующую методическую литературу:

«От

рождения

до

школы».

Основная

общеобразовательная

программа

дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой. Мозаика-Синтез, 2016.

«Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа». В.В. Гербова.

Мозаика-Синтез, 2016г.

«Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе

группа» Е. С. Комарова. Мозаика-Синтез, 2016г.

Второй этап – основной.

1.

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта «Былинные

богатыри - защитники Отечества».

Третий этап – итоговый (заключительный).

Включает в себя сбор и обработку результатов, обобщение материалов проекта.

Ответственные за реализацию проекта: воспитатели группы

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭТАПАМ:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель

Подготовить предметно-развивающую среду для дальнейшей

реализации

проекта

«Былинные

богатыри

-

защитники

Отечества».

работа

с детьми

1.

Диагностика

знаний

по

теме

«Былинные

герои»

ОО

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»

2.

Введение в проект: внесение картин В. Васнецова «Богатыри»

работа по группе

1.

Внесение художественной литературы в книжный уголок с

последующим прочтением:

«Алеша Попович и Тугарин Змей»

«Первый бой Ильи Муромца»,

«Как Илья Муромец богатырем стал»,

«На заставе богатырской»,

«Сказка о русских богатырях и нечистой силе»,

« Илья Муромец и Соловей - разбойник»,

«Добрыня Никитич»

2.

Картотека стихов о богатырях

3.

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»

работа с

родителями

1.

Анкетирование

по

теме

«Нравственно-патриотическое

воспитание».

2.

Выпуск статьи на сайт группы «Значение былинных произведений

в

патриотическом воспитании детей

старшего

дошкольного

возраста»

3.

Привлечение родителей к участию в творческой выставке поделок

и рисунков на тему: «Русские богатыри»

4.

Памятка-рекомендация на стенд «Календарь для родителей»:

«Какие былины можно почитать детям 6-7 лет»

предполагаемые

результаты

1.

Пробуждение у детей интереса к теме проекта

«Былинные

богатыри - защитники Отечества».

2.

Создание заинтересованности родителей темой проекта

ОСНОВНОЙ ЭТАП

цель

Накопление детьми необходимых знаний по теме проекта

«Былинные богатыри - защитники Отечества».

работа

с детьми

1.

Чтение былинных произведений (см. список в подготовительном

этапе)

2.

Беседы:

«Откуда мы родом»,

«Как жили славяне», (из детской энциклопедии «В гостях у

истории»),

«Отличие сказки от былины»,

«Былинные герои-богатыри».

3.

Рассказывание:

«Легенда о Коромысловой башне»

«Легенда о Никитушке Ломове»

4.

Рассматривание картин В. М. Васнецова:

«Богатыри»

«Витязь на распутье» ,

«Битва на Калиновом мосту»

5.

Слушание:

песня «Богатырская сила» Муз. А. Пахмутовой, Сл. Н.

Добронравого;

пьеса

М.

Мусоргского

«Богатырские

ворота»

из

музыкального цикла «Картинки с выставки»

6.

Подвижные игры:

«Защита крепости» (снежки),

«Перебежки»,

«Разведчики»

7.

Дидактические игры:

«Скажи слово» по теме снаряжение богатырей

«Что нужно богатырю на службе и в бою»,

«Что лишнее?», «Угадай, о ком говорю»,

«Узнай по описанию»,

«Собери богатыря в поход».

работа по группе

1.

Подбор медиатеки с мультфильмами по теме проекта.

2.

Внесение репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»

работа с

родителями

1.

Привлечение к созданию стенгазеты «Наши папы в армии

служили»

2.

Изготовление статьи «Мужское воспитание»

предполагаемые

Расширяют, актуализируют знания о богатырях, как о защитниках

результаты

Отечества.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

цель

Обобщение знаний по теме проекта «Былинные богатыри –

защитники Отечества»

работа

с детьми

1.

Компьютерная презентация «Богатыри Руси»

2.

Интерактивная викторина «Былинный герой»

3.

Творческая мастерская: коллективная аппликация «Тридцать

три богатыря».

работа по группе

1.

Изготовление альбома «Стихи и загадки о богатырях».

2.

Подбор видеотеки с записью мультфильмов про богатырей

Работа с родителями

1.

Совместное развлечение.

2.

Выставка семейных творческих работ «На земле, в небесах и

на море»

предполагаемые

результаты

Самостоятельное использование детьми накопленных

знаний при общении друг с другом и при развитии

игровых сюжетов на тему «Былинные богатыри –

защитники Отечества»

Приложение

Беседа «Богатыри земли русской»

Задачи:

1.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских

богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче,

Алёше Поповиче;

2.

Познакомить детей с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри».

3.

Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря

4.

(рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);

5.

Развивать мышление, умение делать выводы, обосновывать суждения.

6.

Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским

воинам, желание им подражать.

7.

Воспитывать интерес к истории России и своего родного края

8.

Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих

интересов.

Предварительная работа: чтение произведений: «Былины», стихи о Родине,

родном крае; рассматривание репродукций картин В.М. Васнецова, иллюстраций.

Ребята, мы с вами живем в стране, имеющей очень красивое имя – Россия. Много

разных стран на нашей планете, но Россия – самая лучшая, самая великая и самая

необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как

мама и папа. Но не всегда наша Родина Россия была такой. Давным-давно много

лет назад наше государство было много меньше и называлось оно Русь. А когда на

Русь нападали враги, кто защищал русскую землю в те далекие времена? Конечно

же, богатыри.

О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Они славились необыкновенной силой,

верностью отечеству, об их подвигах слагались былины и сказки.

А какие были богатыри? (Сильные, смелые, крепкие воины, герои, они были

отважные, бесстрашные, храбрые)

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!

Век стоит Русь - не шатается.

И века простоит не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

Посмотрите на картину, которую написал известный русский художник Виктор

Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и

рассказывает про них народ. Теперь все мы представляем богатырей такими, как на

картине В. М. Васнецова. Над этим исконно русским живописным шедевром

художник трудился около двадцати лет.

Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом

отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою

любимую родину матушку Русь. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович –

самые известные русские богатыри. Стоят они у богатырской заставы, мимо которой

ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. В центре на черном вороном коне

сидит крестьянский сын Илья Муромец. Славный богатырь, сильный и могучий.

Богатырь серьезно вооружен: с правой руки свисает палица, сзади виден колчан со

стрелами, а в левой руке щит и копье. Он одет в железную кольчугу, на голове

металлический шлем. Зорко всматривается он в степную даль. Илья готов к бою.

Любит богатырь свою отчизну и честно служит ей. По правую руку от Ильи Муромца

– Добрыня Никитич. Он искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет Добрыня

богато и нарядно. Его щит украшен камнями, меч у него булатный, а взгляд у него

пристальный. Сидит богатырь на белом длинногривом коне, конь ноздри раздувает,

видимо, врага чует. Третий богатырь поповский сын Алеша Попович. Он тоже

храбрый и смелый воин, не такой мудрый, сильный и выносливый, как Илья или

Добрыня, но ловкий, молодой, находчивый. Он те только воин, но и гусляр. И песни

петь умеет, и воевать умеет. В левой руке Алеша держит лук, а в правой– гусли.

Рыжий конь егоо пустил голову, щиплет траву, но уши навострил, всегда готов к бою.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, всегда крепко стоять на страже Руси.

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встали раз, два, три -

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек

И на право, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо – получается на славу!

Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай! »

Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у

героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им

легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Просмотр презентации «Доспехи и оружие русского воина»

Беседа о русских богатырях подошла к концу, и русские богатыри оставили нам с

вами свой главный завет (правило) – защищать слабых, стариков, детей. Быть

сильными, храбрыми, мужественными и любить свою отчизну.

Микула Селянинович.

Микула – пахарь. Он с легкостью возделывает землю, выкорчевывая пни и камни деревянной

сохой, украшенной драгоценными каменьями. Кобыла Микулы увешана шелковыми гужами, да

и сам наряд богатыря не похож на простое крестьянское платье. Микула – обладатель

покладистого характера и доброй души, щедрый и гостеприимный человек. Без него княжеские

воины не способны даже вытянуть легкую сошку, а значит, царское могущество зиждется на

силе пахаря.

Микула считался самым почётным богатырем на Руси. С его силой ни мог сравниться ни один

богатырь

Илья Муромец (русский богатырь)

Илья

Муромец

легендарный

русский

богатырь

и

один

из

центральных

персонажей

древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её

пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о

русском доблестном витязе Илье Русском.

Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не

мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно

в 12 веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован

русской православной церковью в середине 17 столетия, день его памяти почитается

православными христианами 1 января (19 декабря).

Кстати, он является небесным защитником Ракетных войск стратегического назначения

Российской Федерации, так что российские воины особо чтут его и в трудное время просят о

помощи и заступничестве.

Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи

Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических

летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские

города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы

были просто уничтожены в пожарах и грабежах.

В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца,

сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см)

мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и

переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его

былинные ратные подвиги. Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте

страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет

и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом

перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в

ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил

благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив

всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите. Годы, которые он

провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по

утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной

силой духа. Одни из самых знаменитых подвигов Ильи Муромца является его битва и победа

над легендарным Соловьем-Разбойником, который грабил и убивал безвинных людей и

торговцев на пути в Киев. Правивший в те времена киевский князь Мстислав организовал

княжескую дружину для защиты торговцев и их товаров, и скорее всего, назначил её

руководителем опытного и мудрого воина Илью Муромца, который в это время служил в этой

дружине. Сразив в бою свистуна-грабителя Соловья-разбойника, олицетворявшего в былинах

всех лихих людей того времени, русский легендарный богатырь освободил дорогу на Киев, тем

самым совершив по мнению народа немалый ратный подвиги доброе дело для всей русской

земли. Также известны и другие подвиги знаменитого русского богатыря, которого почитал и

прославлял русский народ за всего славные деяния во благо Отчизны, это его победа над

Идолищем Поганым (скорее всего это собирательный образ всех кочевников, нападавших на

русские земли), борьба с Бабкой-Горынкой, Жидовином, разными разбойниками и лихими

людьми. И хотя Илья Муромец по утверждениям былинных сказителей никогда не терпел

поражений и всегда побеждал в бою, он никогда этим не гордился и не выставлял себя напоказ,

а побежденных врагов миловал и даже отпускал на все четыре стороны. Получив в одном из

сражение неизлечимое ранение в грудь русский богатырь отошел от ратных дел и приняв

монашеский постриг стал жить в Киево-Печерской Лавре. Об этой стороне его жизни известно

не многое, скончался он в возрасте 45 лет от колотой раны в сердце (существует версия, что

монах-воин был убит в своем последнем сражении, когда он защищал Киев от нападения

половцев). Был он похоронен с особыми почестями на территории Софийского собора, в те

времена бывшей главной усыпальницей великих русских князей. Позже его останки

перезахоронили в одной из пещер Лавры, где его нетленные мощи хранятся и по сей день.

Добрыня Никитич (русский богатырь)

Добрыня Никитич - один из наиболее известных русских героев. Соратник Ильи Муромца и

Алёши Поповича, их верный товарищ и боевой друг. В былинах описаны их совместные

подвиги, а также удивительные качества самого героя. Помимо того, что Добрыня обладал

недюжинной

силой,

также

он

славился

смекалкой,

тактикой,

блестящим

умом.

Его

дипломатические способности прекрасно дополняли отменную физическую силу, ловкость,

богатырское телосложение.

В сохранившихся былинах говорится о том, что Добрыня служил при дворе князя Владимира,

был его верным подданным, выполнял самые опасные и сложные поручения. Жена богатыря -

дочь известного героя, Микулы Селяниновича. Звали её Настасья.

Основой для создания былинного образа является реальный человек - воевода Добрыня. Он -

родной дядя князя Владимира, брат его матери. Былинное отчество “Никитич” - в честь

рязанского полководца Никиты. Такой сборный образ имел сходство и с реальными

персонажами, а также дополнен наиболее положительными качествами, что свидетельствует о

народной любви к герою.

Если брать во внимание те сюжеты, в которых даже вскользь упоминается персонаж - их

больше 50-ти. Былин, где описывается образ и подвиги Добрыни Никитича, как центральной

фигуры - 8. В них описываются его поединки с Ильей Муромцем, Дунаем Ивановичем, борьба со

змеем. Былины о Добрыне Никитиче также рассказывают нам о Алеше Поповиче, Василии

Казимировиче, Насте, поисках невесты для князя.

Исторические события отражаются в былинах вместе с художественным обрамлением, легкие

для восприятия. Реальная история о поисках жены для князя - Рогнеды, легла в основу

соответствующей былины. Сюжет о борьбе со змеем в округе Новгорода также упоминается в

летописи. Благодаря этим подвигам, Добрыню долгое время называли “Змееборцем”, “сватом”.

В былине “ Добрыня Никитич и Марина” описывается его борьба со знаменитой чародейкой,

магия которой была известна по всей Руси. Его борьба с различными культами и язычеством

проявляется также в той былине, где богатыря крестит целое селение новгородцев.

Добрыня Никитич имел тонкий ум, что помогало ему вести военные действия особо умело, не

прибегая к большому количеству жертв - он всегда умел подобрать нужные слова, вел

переговоры. Навыки и знания реального воеводы отображаются и в характере героя былин. В

частности, упоминается, что Добрыня знал 12 разных языков, а также разговаривал “по птичьи”.

Подвиги, которые пугали остальных, для Добрыни Никитича и его товарищей оказывались

несложными, не могли их устрашить. Вместе они были непобедимы, их воинские качества

дополняли друг друга. Как истинный воин, чье бесстрашие является примером для поколений,

погиб Добрыня в честном бою. Кончина настигла его около реки Калки, неподалеку которой его

и похоронили. Курган, названный в честь Добрыни, был насыпан на его могиле с почестями.

Для русского народа, Добрыня Никитич - образец мужества и храбрости. Его подвиги - пример

любви к своей земле и соотечественникам.

Алёша Попович (русский богатырь)

Алеша Попович - легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего

входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя является

больше фольклорным и собирательным, чем реальным, но и

данный персонаж по версии

ученых-историков имел свой реальный прототип, живший приблизительно в 13 веке на

территории Киевской Руси. По разным версиям это могли быть даже несколько человек: сын

православного ростовского попа Леонтия, житель города Пирятина на Полтавщине, и

знаменитый богатырь Александр-хоробр (Олеша), известный исторический и общественный

деятель, живший в 12-13 веках в Ростове.

На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом

изображении), написанной в начале 19 века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он

значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В

качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что

свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера. В былинах отмечалась

даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость

его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша

также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он

старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной

отвагой.

В целом, образу этого богатыря, свойственна некая двойственность, ведь наряду с его

положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами

характера,

такими

как

хвастливость

и

кичливость

своими

подвигами,

лукавость

и

изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и

осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами

характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на

все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось

воспитание отца священнослужителя).

Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника

русского народа от врагов киевского государства. Главным подвигом приписываем этому

легендарному

богатырю

считается

его

победа

над

Тугарином,

в

жизни

реально

существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах это персонаж изображается как

некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более

устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь

Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя.

Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха,

вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с

помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью. Характер

этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным

юношеским

безрассудством,

авантюризмом,

резкостью

высказываний

и

некоторой

необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши

победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного

события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской

смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.

Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того

времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы

объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.



В раздел образования