Автор: Обернихина Софья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "ОЦ "Бухта Казачья"
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие памяти у младших школьников"
Раздел: начальное образование
В младшем школьном возрасте идет интенсивное развитие произвольности
всех психических процессов, что является немаловажным для школьника.
Именно умение ставить цель и прикладывать волевые усилия при получении
школьных знаний дают возможность легко и успешно обучаться. Для
младших школьников особенно важно иметь хорошую произвольную память.
Многие родители считают, что их детишки обладают отличной памятью, так
как быстро запоминают разные предметы, тексты, события. Порой они
гордятся способностью своего чада легко воспроизводить длинные сказки,
стихи, считая, что в школе ребенок не будет испытывать никаких
затруднений при запоминании учебного материала. Однако нередко при
переходе в школу восхищение взрослых сменяется недоумением, когда
первоклассник не может воспроизвести текст, выучить правило русского
языка, повторить содержание задачи, пересказать описание картины. Чтобы
этого не происходило, любящие родители должны вовремя позаботиться о
развитии у маленького ученика произвольной памяти, являющейся ведущим
психическим процессом в начальной школе. Решению этой задачи помогут
специальные упражнения, которые каждый родитель сможет дома проводить
со своим ребенком.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в
первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных
способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой
запоминаемого материала. Работая над развитием памяти, проводя
специальные игры и упражнения, мониторинги и диагностики, возможно,
реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию. Работа
в этом направлении позволила выяснить причины низкой успеваемости и
плохого запоминания:
o
ослабленное здоровье учащихся;
o
низкая мотивация учебной деятельности, недостаток речевого
развития;
o
недостаточное развитие памяти, низкий ее объем и точность.
Что значит хорошая память учащегося? Это такая память, которая
обеспечивает" скорость запоминания, длительность хранения и легкость
воспроизведения заучиваемого материала". Для формирования этих качеств
памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного
запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего
запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле
деятельности.
Память младшего школьника — первостепенный психологический
компонент учебно-познавательной деятельности. В школе ученики
систематически запоминают большой по объему материал, а потом его
воспроизводят. Младший школьник имеет свои психологические
особенности, связанные с сохранением в памяти его воспроизведения,
сложным составом орфографического навыка и длительностью его
формирования. Без систематического повторения материала развитие
долговременной памяти будет проходить медленно, что в свою очередь будет
влиять на скорость формирования орфографического навыка. Особенностью
долговременной памяти является то, что она практически неограниченна по
объему и длительности хранения в ней информации.
Долговременная память способна хранить информацию в течение
практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда)
возможность ее многократного воспроизведения. На практике
функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и
волевыми усилиями. Если память хорошо развита, то мыслительные
процессы протекают правильнее и быстрее. Когда информация трудна для
запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на
помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они
позволяют избежать занудной зубрежки. Различные приемы и способы
эффективны для каждого по-разному. В качестве мыслительных приемов
запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение,
классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др.
Самое главное - не познакомиться с как можно большим количеством
частных приемов и способов, а понять общие факторы, по которым все
они построены. Освоив их, младший школьник сможет запоминать
абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным
именно для него способом. Факторы, которые лежат в основе любого
эффективного запоминания, как:
Фактор желания
Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать. Иметь
четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить. Как ни странно,
огромный процент неудачного запоминания связан с тем, что ученик не
ставил сознательную задачу - запомнить.
Фактор осознания.
Кроме желания необходимо подумать над мотивом - для чего пригодится
запоминаемая информация, как и когда, придется ее использовать. Хорошо,
если ребенок сможет осознать и поставить цель предстоящего запоминания.
Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже
имеющимися у ребенка знаниями или опытом. Другими словами, каждую
новую единицу информации нельзя оставить не сцепленной ни с чем - нужно
обязательно связать ее с чем-то. Если никакой связи не установлено, то
отыскать ее в недрах памяти будет очень сложно. Для того чтобы
информация была усвоена, у ребенка есть два пути: или ее зубрить, или же
установить связь или связи и ограничиться одним-двумя повторами. Причем
чем больше связей между двумя мыслями или фактами будет установлено,
тем выше вероятность вспомнить одну информацию при помощи другой.
При установлении каждой новой связи, в свою очередь, устанавливаются
новые нервные связи, и чем больше таких связей, тем сцепление между
фактами лучше. Связи могут быть двух основных видов - логические
(смысловые) и ассоциативные (образные, абстрактные).
Фактор ярких впечатлений.
Чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно
дольше, необходимо помочь детской памяти трансформировать
запоминаемую информацию в комфортный для нее вид. Другими словами,
любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела
как яркое впечатление.
Фактор хорошего внимания.
Без внимания нет запоминания. Восемьдесят процентов неуспеха в
запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию.
Поэтому надо, во-первых, выработать навыки концентрации внимания, а во-
вторых, никогда не забывать его, вовремя подключать. Применяя техники
запоминания, необходимо помнить о следующем: техники - это не подмена
собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на
запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в
работе. Техники - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно
подстраивать под природную (ее еще называют натуральной) память.
Младшему школьнику необходимо прибегать не только к приемам и
способам запоминания учебного материала, но и к рассмотренным нами
факторам эффективного запоминания, в основе которых лежит: желание,
осознание, яркие впечатления, хорошее внимание. Освоив их, младший
школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию
самым эффективным именно для него способом.
Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала
основным приемом запоминания является многократное прочитывание всего
материала. Затем учащиеся начинают чередовать прочитывание с
воспроизведением.
Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на
смысловые части. Членение на части обучающиеся используют при
заучивании больших стихотворений, но часто допускают ошибку, разбивая
стихотворение не по строфам, а по строкам. Пути осмысливания
запоминаемого различны. Так, для удержания в памяти какого-то текста,
например, сказки, рассказа, большое значение имеет составление плана.
Учащимся первого класса доступно и полезно составлять план в виде
последовательного ряда картин. Позже картины заменяются перечнем
основных мыслей: “О чем говориться в начале? На какие части можно
разделить рассказ?” Учителю в каждом конкретном случае нужно
подсказывать младшим школьникам, каким образом разумнее заучивать тот
или иной материал. Нельзя думать, что всю тонкую и кропотливую работу
можно свести к отдельным несложным приемам, обладающим магической
силой решать педагогические проблемы. Успеха в развитии памяти
достигнут те педагоги, которые сумеют пробудить у младших школьников
интерес к учебе, к занятиям, стремлению к постоянному совершенствованию.
Этому способствуют дидактические виды работ и упражнения на уроках
русского языка:
o
диктанты, включая выборочный, свободный;
o
игра “Живые слова”;
o
веселые запоминалки;
o
индивидуальные карточки с картинками;
o
таблицы, алгоритмы;
o
тренировочные “зарядки” над работой с предложением;
o
русские народные скороговорки и чистоговорки;
o
дидактические кроссворды;
o
дидактические ребусы;
o
задания “Послушаем звуки”;
o
веселые стихи на уроках обучения грамоте;
o
игровые упражнения на развитие эмоциональной памяти;
o
дидактические сказки;
o
памятки для обучающихся, учителей, родителей.