Автор: Слободчикова Рита Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ИРМО "Детский сад комбинированного вида в ЖК "Луговое""
Населённый пункт: Иркутский район р.п Маркова
Наименование материала: статья
Тема: Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам использования художественной литературы.
Раздел: дошкольное образование
Развитие образной речи у детей
старшего дошкольного возраста по
средствам использования
художественной литературы.
Воспитатель
Слободчикова Р.В.
Иркутск 2021г
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи
ребенка.
В
ходе
своего
развития речь детей
связана
с характером их
деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях:
совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими
людьми,
вместе
с
тем речь
становится
основой
перестройки
психических процессов, орудием мышления.
У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого
уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес
простых распространенных и сложных предложений; вырабатываются
критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать
свою речь.
Формирование образной речи имеет огромное значение для развития
связной речи, что является основой воспитания и обучения в старшем
дошкольном
возрасте. Дети способны
более
глубоко
осмысливать
содержание литературного произведения
и
оценивать
некоторые
особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому
возможность формирования образной речи возникает именно в старшем
дошкольном возрасте.
Исследования О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, А.М. Бородич показали, что
детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и
тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными
средствами художественной выразительности вполне им доступно[6, с.45].
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных
предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников
отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так
значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики,
лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как
правильность,
точность,
выразительность.
Речь
становится
образной,
непосредственной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается
интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей
речи самые разнообразные выразительные средства.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной
литературе. Дошедшие из глубины веков произведения малого фольклора,
сказки и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаи
моотношений.
Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка,
обогащает его эмоции
.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью
взрослый
легко
устанавливает
эмоциональный
контакт
с
ребенком.
Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность
приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи
указывали
педагоги,
психологи,
лингвисты
К.Д.
Ушинский,
Е.И.
Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец,
А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.
Произведения художественной литературы способствуют развитию
речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный
запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному,
используя готовые языковые формы. Литературное произведение должно
нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. быть
средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение,
рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его
приключения,
невзгоды
и
победы.
Они
негодуют,
возмущаются
отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература
воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у
маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка
следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины.
Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и
эту способность развивает художественная книга.
Развитие речи, восприятия и художественно-творческих способностей –
далеко не новый предмет исследования. При
синтезировании художественных произведений, на наш взгляд, происходит
более полное и глубокое, многогранное восприятие
ребенком художественного образа. Изображение обогащается адекватным по
содержанию и настроению поэтическим текстом и, в свою очередь, слово,
сопровождаемое близким по сюжету изображением, более содержательно
и образно.
Формирование образности речи должно проводиться в единстве
с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на
представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни,
стихотворения, на достаточный запас образной лексики и
понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
Основная задача развития образной речи — заложить в детях любовь
к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми
произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать,
рассказать, заучить наизусть.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются
произведения художественной литературы и устного народного творчества, в
том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки,
потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и
эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об
окружающей действительности, развивает умение тонко
чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает
задумываться над их прямым и переносным смыслом.
Когда слышишь красивую, выразительную речь, получаешь огромное
наслаждение. Слова сами по себе большая ценность, которой обладает
только человек.
Маловыразительность речи детей, имеющих общее недоразвитие речи,
известна. Что бы их речь стала выразительней, интересной, необходимо
проводить целенаправленную систематическую работу. На практике можно
применять нетрадиционные приемы работы со словом и составлять словарь.
Берем какое – либо важное, ключевое для нас слово. Например, зима или
снег, елка и т. п. Подбираем и наклеиваем предметную картинку, которую
обозначает данное слово, на лист бумаги. Затем с детьми придумываем, с чем
этот предмет можно сравнить. Сравнение подбираем с начала по форме,
цвету, размеру, затем по другим признакам, действием, ассоциациям. Такое
творческое задание нравится детям. Образы – сравнения бывают очень
неожиданными. Выбираем наиболее точные из них, рисуем или приклеиваем
соответствующие картинки на этот же лист.
Сравнение находим и в литературных произведениях. Например, читаем
детям произведения Н. Сладкова «Золотой дождь»: «Полился в лесу золотой
дождь. Полетели листочки птичками по воздуху, запрыгали белочками по
деревьям, побежали бурундучками по земле, поплыли корабликами по
золотому озеру, закружились танцорами по ветру. Позолотили все дорожки,
спрятали, как под шапкой – невидимкой, грибы. Шумит, как море, золотой
дождь. Все лето подставляли листочки солнцу свои ладошки, щечки, спинки,
пропитались солнцем и стали золотыми».
Богатая копилка слов – образов служат хорошим тренировочным материалом
для словарной работы. Словарный запас расширяется, уточняется,
активизируется. Подбираем не только существительные, но и глаголы,
прилагательные, которые дети редко используют в речи. Накапливаются
синонимы, антонимы, появляются причастия.
С подобранными словами легко и интересно составлять словосочетания,
предложения. Например, упражнения «Подбери образы к слову снег».
Белый, как (сахар); пушистый, как (пух); летящий, как (стрелы); сверкающий,
как (алмаз); блестящий, как (звезда); кружащийся, как (танцоры); скрипящий,
как (дверь); накрывающий, как (скатерть); хрустящий, как (морковка);
мягкий, как (подушка).
Или упражнение «Подбери образы к слову ветер».
Воет, точно (волк); ноет, точно (нытик); стучит, точно (молоток); свистит,
точно (свисток); гудит, точно (труба); пугает, точно (злодей); бушует,
точно (бык); разбрасывает, точно (неряха); ломает, точно (хулиган); поет,
точно (певица).
Наряду с накоплением и активизацией словаря проводится работа
по развитию объяснительной речи. С этой целью используется
упражнение «Скажи почему?».
Почему зиму сравнивают с талантливым художником? (Потому, что зимой
узоры на окнах и т. д.).
Почему зиму сравнивают с добрым волшебником? (Потому, что зимой
волшебный праздник – Новый год, Дед Мороз делает разные чудеса и т. д.)
Почему зиму сравнивают с забавной проказницей? (Потому, что зимой дети
много проказничают на горке, забавляются, балуются и т. д.)
Почему зиму сравнивают с богатой красавицей? (Потому, что зимой много
блестящего, сверкающего как серебро снега).
Почему зиму сравнивают с трудолюбивой хозяйкой? (Потому, что зимой
снег укрывает всю травку, чтобы не мерзла и т. д.).
Проделанная предварительная работа в дальнейшем положительно влияет на
качество детских рассказов на заданную тему. Сначала взрослый начинает, а
ребенок заканчивает. Например, выполняя задание «Опиши
снежинки»,получили вот такой рассказ: «Зимой с неба, как парашютики,
сыплются снежинки. Они кружатся в воздухе, как танцоры. Летают по ветру,
как белые мухи. Тихо падают на землю, как пушинки. Снежинки очень
красивые. Они похожи на белые цветочки, на шестиконечные звездочки. А
иногда превращаются в снежную пыль, белую крупу, овсяные хлопья».
Освоение детьми операции сравнения позволило перейти к обучению умения
составлять загадки. Для решения этой задачи, при изучении каждой
лексической темы, читаем загадки со сравнениями. Детям предлагается
отгадать, найти сравнения и объяснить их.Задаются вопросы: с кем
сравнивается ель в загадке? Чем ель похожа на модницу? Почему модница
вызывает удивление у людей? (Загадка про ель: Я – модница такая, что всем
на удивление. Люблю я бусы, блестки, любые украшения). Дети легко
находят сравнения в загадках и объясняют причину сравнения. Загадки
помогают более внимательно, осмысленно относиться к тексту,
чувствовать образность языка.
Обучение самостоятельному сочинению загадок мы начинаем проводить с
коллективной игры. Водящий выходит, дети выбирают предмет, и каждый
придумывает к нему свое сравнение. Затем дети оценивают, какое сравнение
было самым точным, какое самым интересным, а какое самым трудным.
Выбирается победитель. Сравнения можно записывать, зарисовывать на
одном листке, а потом читать всю загадку по картинкам. Можно вводить в
загадку отрицание но, не (мягкий, но не травка, покрывающий но не
скатерть… что это)
Например, игра «Загадаем загадку про мороз». Кто злой как злодей? Кто
сильный, как богатырь? Кто колющий, как иголка? Кто щиплющий, как
прищепка? Кто жгучий, как утюг? Кто крепкий, как замок? Кто кусающий,
как крокодил? Кто рисующий, как художник?
Работа по составлению загадок вызывает у детей неподдельный интерес.
Для развития и закрепления умения сравнивать изготавливаем «парные
картинки». По ним удобно упражняться в объяснении основания для
сравнения. Чем похожи? (салют – попугай, салют – фонарик, салют – цветы,
салют – гром, салют – спичка).
Проводимая работа позволяет развивать у детей важные психические
функции. В подборе образов – сравнений участвует воображение. В выборе
наиболее удачного слова развивается речевое творчество. Сравнение
предметов друг с другом, нахождение их сходства, общего качества,
установление между ними логических связей помогает становлению
функции мышления. Опора на зрительные образы облегчает запоминание
нужных слов. В свою очередь образные сравнения позволяют сознательно,
осмысленно использовать слова.
Н. В.Гоголь писал: «Чтобы что-то было доступнее, нельзя быть скупым на
сравнения. Часто понятное еще больше поясняется сравнением! Эти
сравнения надо брать из предметов самых знакомых».
Детям нравиться играть со словом. Данная работа вызывает у них
положительный эмоциональный отклик, поскольку затрагивает мир чувств и
настроений. За каждым образом – индивидуальность, маленький создатель.
Не все придуманные образы соответствуют логике, но каждый из них
оригинален. Очень важно хвалить детей, высказывать восхищение. Это
повышает интерес, активность, личностную значимость.
К приемам развития образной речи детей дошкольного возраста относятся
прием домысливания и прием привлечения внимания к образному слову.
Прием домысливания. Взрослый не дочитывает последнюю строку
стихотворения, дети пробуют угадать ее по рифме, ключевым словом,
которые взрослый особенно выделяет голосом при чтении:
Я лежу на лужайке
И в небо гляжу,
В табуне облаков
Я….(коня нахожу).
(«Вечером»)
Прием привлечения внимания к образному слову. Очень важно чтобы дети
уже в дошкольном возрасте почувствовали красоту образного слова, узнали,
что обыденное можно называть необычно.Например:
Отчего прохладно стало
одуванчику в бору?
Оттого, что прошлой ночью
облысел он
на ветру!
(«Одуванчик»)
Взрослый читает первые две строки стихотворения –вопрос автора
читателям: «Отчего прохладно стало одуванчику в бору?»Дети пробуют
ответить: «Ночь наступила, пошел дождь, подул ветер» и т. д. Содержание
ответов говорит о том, что они услышали в стихах пока только одно слово –
прохладно. При повторном чтении выделяем интонацией слово одуванчику.
Ответы детей меняются: «Одуванчик облетел!». Чтение в третий раз
позволяет выделить слова в бору. Прогнозы-ответы детей: «Бор-это лес, там
елки, сыро, темно». Затем взрослый перечитывает строки - вопрос и после
короткой паузы читает строки –ответ:
Оттого, что прошлой ночью
Облысел он
На ветру!
Такой ответ автора у старших дошкольниковвызывает разные эмоции: кто-то
радуется, что угадал про ветер и ночь, кто-то открывает для себя,что вместо
облетел можно сказать красиво и точно: облысел.
Надо научить детей слышать метафору, радоваться образному слову – это
реальный результат читательского развития дошкольника.
В заключение отметим, что использование данных приемов в работе
воспитателя помогает детям усваивать нормы устной речи,
обеспечивает развитие образной речи дошкольников.
Литература
1.
Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи: Методика приобщения
детей к чтению [Текст] / З. А. Гриценко. – М.: Линка – Пресс, 2003. –
176 с.
2.
Грошенкова, В. А. и др. Интегрированные занятия по развитию речи и
изодеятельности.
Методические
рекомендации
[Текст]
/
В.
А.
Грошенкова, Т. С. Шилова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.
3.
Гурович, Л. М. и др. Ребенок и книга [Текст] / Л. М. Гурович, Л. Б.
Береговая, В. И. Логинова, В. И. Пирадова. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2000. – 128 с.
4.
Дошкольное образование. Словарь терминов.
[Текст] / сост. Н. А.
Виноградова и др. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с.
5.
Дунаева,
Н.
Художественно-эстетическое
развитие:
значение
художественной литературы в формировании личности ребенка [Текст]
/ Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. – 2007. – №6. – С.35-39.
6.
Екжанова, Е. А. и др. Основы интегрированного обучения: Пособие для
вузов [Текст] / Е. Е. Екжанова, Е. В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. –
286 с.
7.
Колотилина, Н. Н. Ознакомление дошкольников с художе-ственной
литературой [Текст] / Н. Н. Колотилина // Дошкольная пе-дагогика. –
2011. – №1. – С. 10-13.
8.
Кузеванова, О. В. Интегрированный подход в развитии образной речи
дошкольников [Текст]
/ О. В. Кузеванова // Традиции, задачи и
перспективы развития дошкольного образования: / Под ред. М. Н.
Дементьевой, О. С. Ушаковой, Е. В. Савушкиной. – Рязань, 2011. – С.
246-248.
9.
Кузьменкова,
Е.
Воспитание
будущего
читателя:
Литературно-
художественное развитие детей 3-5 лет [Текст] / Е. Кузьменкова, Т.
Рысина. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.
10.Курочкина, Н. А. Детям о книжной графике [Текст] / Н. А. Ку-рочкина.
– Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 190 с.