Автор: Бутенко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6 "Чебурашка"
Населённый пункт: п.Акбулак
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества.
Именно в это время происходят качественные изменения во многих сферах,
совершенствуются психические процессы, активно развиваются личностные
качества ребенка, а на их основе – самостоятельность, способности и
склонности. Творчество – это способность решать старые задачи новыми
методами или применять старые методы для решения новых задач. К
творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще
неизвестных задач.
Одной из ключевых частей творчества является
воображение, которое заключается в способности придумывать новые
образы, новые решения, новые задачи. Творческое воображение – это
создание новых образов без опоры на готовое описание или условное
изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном
создании новых образов.
Исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др.
показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним
детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Это проявление
активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по
отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов
решения поставленных задач, использование разных видов преобразований.
Н.А. Ветлугина выделяет такие показатели, характеризующие отношение
детей
к
творчеству:
искренность,
непосредственность
переживаний;
увлеченность деятельностью; активизация волевых усилий, способность к
вхождению в изображаемые обстоятельства; специальные художественные
способности
(образное
видение,
поэтический,
музыкальный
слух),
позволяющие успешно решать творческие задачи. Если сформировать у
дошкольника эти качества, то можно говорить о ребенке, как о творчески
мыслящей
личности:
любознательность;
изобретательность;
самостоятельность
выбора
принятия
решений;
заинтересованность,
увлеченность; развитые эмоции
и
речь;
нестандартное мышление
и
восприятие; вооружить ребенка достаточными знаниями и практическими
навыками.
Отличительной особенностью воображения является, по выражению С. Л.
Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе
отдельного
признака
реальности
строится
новый
образ,
а
непросто
реконструируются
и
перестраиваются
имеющиеся
представления,
что
характерно для функционирования внутреннего плана действий. Начало
развития детского воображения связывается с периодом, когда дошкольник
впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и
использовать одни предметы в роли других (символическая функция).
Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические
замены совершаются довольно часто с помощью разнообразных средств и
приемов.
О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не
только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и
на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности
поделок и рисунков. Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он
отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.
Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими
традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс воображение, у
ребенка опять совсем другое.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития
воображения в трех стадиях:
1) детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
2) юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого
рассудка»;
3) зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее,
чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Выделяют
следующие этапы развития воображения у детей дошкольного возраста:
1) До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических
процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит
становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится
самостоятельным процессом.
2) В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план
предстоящих действий. 17
3) В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы
выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и
специфичностью. Появляются элементы творчества.
В психолого-педагогической литературе отмечают, что для развития
воображения необходимо наличие определенных условий:
1) эмоциональное общение с взрослыми;
2) предметно - манипулятивная деятельность;
3) необходимость разных видов деятельности.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает
репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные
впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные
ребенком в результате непосредственного восприятия действительности,
прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В
данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет
инициативного,
творческого
отношения
к
образно
воспроизводимому
материалу.
Сами
образы
воображения
такого
типа
восстанавливают
действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной
основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка
эмоциональное
впечатление,
вызвало
у
него
вполне
определенные
эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же
воображение детей - дошкольников является еще довольно слабым.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в
запоминании,
воображение
из
репродуктивного,
механически
воспроизводящего
действительность
превращается
в
творчески
ее
преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс
планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает
осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где
проявляется
творческое
воображение
детей,
совершенствуются
все
познавательные
процессы,
становятся
сюжетно
-
ролевые
игры.
Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в
онтогенезе человека определенный путь развития.
О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии
подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические
процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из
непроизвольного
(пассивного)
становится
произвольным
(активным),
постепенно
превращается
из
непосредственного
в
опосредствованное,
причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются
сенсорные эталоны.
Помимо своей познавательно интеллектуальной функции воображение у
детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет
ребенка
от
чрезмерно
тяжелых
переживаний
и
травм.
Благодаря
познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий
мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи.