Напоминание

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Бутенко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 6 "Чебурашка"
Населённый пункт: п.Акбулак
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО

ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества.

Именно в это время происходят качественные изменения во многих сферах,

совершенствуются психические процессы, активно развиваются личностные

качества ребенка, а на их основе – самостоятельность, способности и

склонности. Творчество – это способность решать старые задачи новыми

методами или применять старые методы для решения новых задач. К

творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще

неизвестных задач.

Одной из ключевых частей творчества является

воображение, которое заключается в способности придумывать новые

образы, новые решения, новые задачи. Творческое воображение – это

создание новых образов без опоры на готовое описание или условное

изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном

создании новых образов.

Исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др.

показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним

детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Это проявление

активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по

отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов

решения поставленных задач, использование разных видов преобразований.

Н.А. Ветлугина выделяет такие показатели, характеризующие отношение

детей

к

творчеству:

искренность,

непосредственность

переживаний;

увлеченность деятельностью; активизация волевых усилий, способность к

вхождению в изображаемые обстоятельства; специальные художественные

способности

(образное

видение,

поэтический,

музыкальный

слух),

позволяющие успешно решать творческие задачи. Если сформировать у

дошкольника эти качества, то можно говорить о ребенке, как о творчески

мыслящей

личности:

любознательность;

изобретательность;

самостоятельность

выбора

принятия

решений;

заинтересованность,

увлеченность; развитые эмоции

и

речь;

нестандартное мышление

и

восприятие; вооружить ребенка достаточными знаниями и практическими

навыками.

Отличительной особенностью воображения является, по выражению С. Л.

Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе

отдельного

признака

реальности

строится

новый

образ,

а

непросто

реконструируются

и

перестраиваются

имеющиеся

представления,

что

характерно для функционирования внутреннего плана действий. Начало

развития детского воображения связывается с периодом, когда дошкольник

впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и

использовать одни предметы в роли других (символическая функция).

Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические

замены совершаются довольно часто с помощью разнообразных средств и

приемов.

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не

только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и

на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности

поделок и рисунков. Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он

отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.

Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими

традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс воображение, у

ребенка опять совсем другое.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития

воображения в трех стадиях:

1) детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

2) юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого

рассудка»;

3) зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее,

чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Выделяют

следующие этапы развития воображения у детей дошкольного возраста:

1) До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических

процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит

становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится

самостоятельным процессом.

2) В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план

предстоящих действий. 17

3) В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы

выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и

специфичностью. Появляются элементы творчества.

В психолого-педагогической литературе отмечают, что для развития

воображения необходимо наличие определенных условий:

1) эмоциональное общение с взрослыми;

2) предметно - манипулятивная деятельность;

3) необходимость разных видов деятельности.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает

репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные

впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные

ребенком в результате непосредственного восприятия действительности,

прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В

данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет

инициативного,

творческого

отношения

к

образно

воспроизводимому

материалу.

Сами

образы

воображения

такого

типа

восстанавливают

действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной

основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка

эмоциональное

впечатление,

вызвало

у

него

вполне

определенные

эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же

воображение детей - дошкольников является еще довольно слабым.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в

запоминании,

воображение

из

репродуктивного,

механически

воспроизводящего

действительность

превращается

в

творчески

ее

преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс

планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает

осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где

проявляется

творческое

воображение

детей,

совершенствуются

все

познавательные

процессы,

становятся

сюжетно

-

ролевые

игры.

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в

онтогенезе человека определенный путь развития.

О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии

подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические

процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из

непроизвольного

(пассивного)

становится

произвольным

(активным),

постепенно

превращается

из

непосредственного

в

опосредствованное,

причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются

сенсорные эталоны.

Помимо своей познавательно интеллектуальной функции воображение у

детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет

ребенка

от

чрезмерно

тяжелых

переживаний

и

травм.

Благодаря

познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий

мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи.



В раздел образования