Автор: Вержболович Анна Александровна
Должность: заместитель заведующей
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад №301
Населённый пункт: г Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние стиля управления на профессиональную деятельность работников дошкольного образовательного учреждения
Раздел: дошкольное образование
Влияние стиля управления на профессиональную деятельность работников
дошкольного образовательного учреждения
Современные дошкольные образовательные учреждения в связи с введением
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального
государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) находятся в стадии
модернизации, обусловленной сменой целевых ориентиров и содержания образования на
государственном уровне и необходимостью повышения качества оказываемых
образовательных услуг. В связи с этим особенно актуальной становится проблема
менеджмента в образовании, ставшая объектом научно-исследовательских интересов
относительно недавно.
Среди множества аспектов проблемы менеджмента в дошкольном образовании сегодня
особое внимание привлекает вопрос эффективности управленческих стилей
руководителей и их влияния на профессиональную деятельность работников дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ).
Данный интерес обусловлен, с одной стороны, необходимостью демократизации
управленческих воздействий на коллектив ДОУ в связи с учетом специфики именно
педагогических коллективов в условиях модернизации отечественной образовательной
системы на всех её уровнях, глобализации и информатизации общества в целом, и
преодолением консервативных установок на авторитарность руководства, свойственных
системе исторически после существования плановой экономической политики; с другой
стороны - потребностью современного менеджмента образования в теоретическом
осмыслении эффективных стилей управления ДОУ, в разработке и внедрении
эффективных управленческих методов коллективом ДОУ и неготовностью её
руководителей к осуществлению данных задач. Тем не менее, нужно учитывать, что
использование каждого из стилей имеет негативные стороны воздействия на
профессиональную деятельность педагогических работников. Так, авторитарный стиль
часто подавляет индивидуальную инициативу педагогов, препятствует оптимальному
обмену информацией в вертикальных связях, снижает качество обратной связи.
Кроме того, при выборе данного стиля важно осознавать, что специфическими
особенностями педагогических коллективов является высокая степень
самоуправляемости, коллективная ответственность, сложность выполняемых трудовых
функций, высокая нервно-психическая нагрузка и преобладание женского пола в составе
коллектива, что при авторитарном стиле руководства опосредует повышение
конфликтности педагогических кадров и общее ухудшение социально-психологического
климата, а значит, снижение качества результатов выполнения профессиональных
обязанностей и трудовой мотивации.
Выбор либерального стиля может привести к негативному влиянию в случае незрелости
коллектива и/или преобладанию в нем молодых специалистов или значительного
количества педагогов с высоким уровнем эмоционального выгорания. В таком случае
качество выполнение профессиональных обязанностей будет низким, члены коллектива
будут отказываться от взятия ответственности, что приведет к падению качества
оказываемых образовательных услуг.
Выбор демократического стиля может иметь негативные последствия при крайне
неблагоприятном социально-психологическом климате коллектива и отсутствием
авторитета руководителя в глазах подчиненных, например, при смене руководителя ДОУ
при остром несогласии педагогического коллектива, что может привести к искажению
трудовой мотивации и качества выполнения обязанностей вплоть до проявлений
саботажа.
Таким образом, влияние стиля руководства на профессиональную деятельность
коллектива ДОУ может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от
управленческих навыков руководителя, специфики конкретной ситуации, личностных
особенностей каждого из педагогов и социально-психологического климата в коллективе.
Тем не менее, в любой ситуации целесообразным представляется использование
личностно-ориентированного и ситуационного подходов в управлении ДОУ, что позволит
добиться высокой степени слаженности выполнения профессиональных функций каждым
работником при создании условий принятия, поддержки и уважения с гибким
использованием многообразия управленческих стилей.
Без учета факторов и модальности социально-психологического климата нельзя
добиться высокого качества образовательной деятельности в дошкольных
образовательных учреждениях, следовательно, стиль руководства должен был
опосредован целью повышения уровня сформированности коллектива как единого целого,
в котором каждый педагог будет разделять общую цель деятельности ДОУ - воспитание и
обучение гражданина страны как здоровой, разносторонне развитой, творческой,
способной к преобразующей деятельности, личности.