Автор: Авраменко Елизавета Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 66
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Представление педагогического опыта
Тема: "Взаимодействие библиотеки и детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Авраменко Елизавета Александровна
воспитатель МАДОУ № 66
г. Екатеринбург
Опыт работы
«Взаимодействие библиотеки и детского сада»
«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих
себя» В.А. Сухомлинский
Современные
дети
гораздо
больше
читают
на
планшете
или
компьютере, в «электронной книге».
Кому как удобнее. Но всё же в
младшем дошкольном возрасте мы стараемся, чтобы дети чувствовали
шелест бумаги, вдыхали этот запах новых или не очень страниц, тактильно
прикасались к страницам глянцевых книг, ведь каждая книга запах, цвет и
содержание – это ее история. Процесс знакомства ребенка с книгой – это
процесс становления в нем личности. Педагогам известно воздействие
художественной литературы на умственное, эстетическое, речевое развитие
ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и отношений. Книга развивает
мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные
образцы русского литературного языка
Мы начинаем знакомить детей с книгой в раннем детстве: родители
(бабушки или дедушки) приобщают своего ребёнка к красочным детским
книгам, которые завлекают внимание своей яркостью и картинками.
В детском саду в жизни ребенка наступает такой момент, когда
происходит знакомство с большим количеством книг, находящихся в уголках
художественной литературы или в детских библиотек.
Как же происходит первое знакомство ребенка с библиотекой?
Наш детский сад тесно сотрудничает с Библиотекой им. Рылеева. В
рамках договора социального партнёрства воспитанники нашего детского
сада пришли на экскурсию в библиотеку №3 в четырёхлетнем возрасте.
Знакомство детей началось с целевой экскурсии по залам библиотеки. В ходе
экскурсии, внимание детей было обращено на то, что в библиотеке много
книг, но все они стоят на своих местах, на стеллажах, около своего
буквенного разделителя (по фамилии автора или же по теме). Наибольший
интерес у детей вызвали стеллажи с детской литературой. Дети листали
книги, рассматривали иллюстрации. Во время первой экскурсии детям
рассказали
об
истории
появления
книги. Дети
учились
бережному
отношению с книгами.
Знакомство с библиотекой закончилось играми и викториной. В
дальнейшем между детским садом и библиотекой был разработан план
совместных мероприятий. Все метропатия реализовывались в течений
учебного года.
Встречи воспитанников и сотрудников библиотеки проводились не
только на базе библиотеки, а также на площадке детского сада, в рамках
проведения внутрисадиковских конкурсов чтецов и выставок.
За все время взаимодействия с Библиотекой дети знакомились с
творчеством детских писателей.
К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, А.Барто,
С.Михалков, Е.Чарушин, Н.Носов, Э.Успенского, В.Бианки, Н.Сладкова,
Сутеев и другие. Детям рассказывали о творчестве писателей, читали их
произведения,
рассматривали
иллюстрации
к
книгам.
Смотрели
мультфильмы, созданные по произведениям писателей. Информация о
писателях и их произведения подбирались с учётом возрастных особенностей
детей.
Сотрудники
библиотеки
проводили
викторины
по
творчеству
писателей. Для закрепления полученной информации, у себя в группе мы
устраивали выставку книг изучаемого писателя, читали рассказы, рисовали
иллюстрации
к произведениям.
Рисунки
уносили
в библиотеку,
где
оформляли выставки.
Дети и родители с удовольствием принимали участие в подготовке к
библиотечным мероприятиям: разучивали стихи, делали поделки из бумаги,
природного материала, рисовали рисунки и иллюстрации к любимым книгам.
В более старшем возрасте мы познакомились с творчеством зарубежных
писателей: Г.Х.Андерсена, Ш.Перро, бр.Гримм. По произведениям была
проведена викторина «Сказка в гостях или в гости в сказку»
Каждый год мы посвящаем неделю поэзии. Сотрудничая с библиотекой нам
представилась возможность познакомится с поэтессой, которая написала не
одну книгу с детскими стихами и рассказами. Мы организуем встречи, где
дети читают стихи и слушают увлекательные рассказы автора детских книг.
Совместная работа воспитателей ДОУ и сотрудников библиотеки включает в
себя серию мероприятий, направленных на патриотическое воспитание
дошкольников: беседы о войне, о блокаде Ленинграда, о героизме людей в
годы войны. Детям много читают рассказов и стихов о войне. Библиотека
нашего микрорайона тесно сотрудничает с Клубом Ветеранов Великой
Отечественной Войны. И мы стараемся каждый год устраивать встречи с
Ветеранами, ведь спустя время и возраст, дети каждый раз испытывают
неописуемые эмоции, когда слушают рассказы прадедов о той страшной
войне, которая осталась только в памяти. Каждый год мы возлагаем цветы к
Обелиску, в память о героях Великой Отечественной Войны.
Между библиотекой и детским садом существовала обратная связь.
Сотрудники
библиотеки
помогали
своими
библиотечными
ресурсами
оформлять выставки книг в детском саду.
Опыт работы детского сада и библиотеки показал, что книга должна
войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его, сделать интересным,
полным необычных открытий и новых знаний.