Напоминание

Проблемы профилактики правонарушений подростков - как проблема общества


Автор: Селифанова Юлия Сергеевна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы профилактики правонарушений подростков - как проблема общества
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проблемы профилактики правонарушений подростков - как проблема общества

Одна из важнейших задач государства как социального института - создание крепкого,

стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и воспроизводству.

Отсюда

возросший

интерес

исследователей

к

изучению

актуальной

проблемы

современного Российского государства (равно как и самого общества) с одной стороны, и

поиск

более

совершенных

мер

профилактики

преступности

и

борьбы

с

правонарушениями среди несовершеннолетних с другой.

Федеральный

Закон РФ «Об

основах системы

профилактики безнадзорности

и

правонарушений несовершеннолетних» определяет профилактику безнадзорности и

правонарушений

несовершеннолетних

как

«систему

социальных,

правовых,

педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,

способствующих

безнадзорности,

беспризорности,

правонарушениям

и

антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с

индивидуальной

профилактической

работой

с

несовершеннолетними

и

семьями,

находящимися в социально опасном положении» .

Вся жизнь и деятельность современных подростков протекают в условиях сложного

межличностного взаимодействия в официальных и неофициальных группах. С одной

стороны, они живут и действуют в условиях открытости, поскольку являются членами

учебных, общественных и других групп (коллективов), а с другой стороны, их

антиобщественная деятельность происходит в условиях закрытости, поскольку подростки

являются членами возникающих и сложившихся асоциальных групп с различной

степенью криминализации. Все подростки, их учителя, воспитатели, представители

общественности и другие члены общества вступают между собой в сложные и

многоплановые межличностные и межгрупповые взаимодействия.

В настоящее время ведущую роль в деле предотвращения правонарушений подростков и

коррекции

их

противоправного

поведения

продолжает

играть

образовательное

учреждение во многом это обусловлено тем, что на современном этапе развития

российского

образования

колледж

постепенно

становится

открытой

социально-

педагогической системой,

распространяющей свое влияние не только на своих

обучающихся и их родителей, но и на весь окружающий социум. Воспитательная работа -

неотъемлемая часть всего учебного процесса. Воспитание необходимо ежедневно,

ежечасно, ежеминутно взглядом, жестом, разговором, взаимопониманием, - только тогда

будет результат. Воспитание – великое дело: им решается участь человека. Эти слова,

написанные В.Г.Белинским не только не теряют своей актуальности, но и приобретают

ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.

Известные

педагоги

В.И.

Загвязинский,

М.П.

Зайцева

и

Г.Н.

Кудашова

под

профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые

действия,

направленные

на

предотвращение

возможных

физических

или

социокультурных

коллизий

у

отдельных

индивидов

группы

риска,

сохранение,

поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей». Они отмечают, что

с целью предупреждения отклонений (в том числе и противоправных) в поведении

осуществляется

комплекс

мер

социально-психологического,

медицинского

и

педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных

факторов социальной среды на личность, получивших название «профилактика».

Согласно

Закону

РФ

«Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних»,

основными

задачами

деятельности

по

профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

1.

предупреждение

безнадзорности,

беспризорности,

правонарушений

и

антиобщественных

действий

несовершеннолетних,

выявление

и

устранение

причин и условий, способствующих этому;

2.

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

3.

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в

социально-опасном положении;

4.

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение

преступлений и антиобщественных действий

В соответствии с этим в педагогике выделено несколько уровней профилактической

деятельности:

а) решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного

масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей

людей;

б) меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на

оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека;

в) индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию

и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.

Возможно, опыт нашей школы поможет коллегам в организации работы по профилактике

правонарушений и безнадзорности среди подростков.

Любое образовательное учреждение, в той или иной мере, использует в качестве средства

профилактики ведение социально-педагогической работы, прежде всего потому, что в

основе

противоправного

поведения

подростков

лежат

социальные

отклонения

в

личностной или поведенческой сферах каждого несовершеннолетнего.

Для успешного осуществления процесса профилактики и коррекции, в первую очередь

необходимо провести анализ состояния проблемы профилактики правонарушений

подростков на основе изучения психолого-педагогической литературы и обобщения

передового педагогического опыта. Затем следует определить основные научно-

педагогические

подходы

к

организации

и

содержанию

процесса

профилактики

правонарушений подростков, выявить и обосновать комплекс педагогических условий

эффективного

использования

социально-педагогической

работы

как

средства

профилактики правонарушений подростков, разработать и апробировать программу

социально-педагогической работы школы по профилактике правонарушений подростков.

Причем деятельность образовательного учреждения по профилактике правонарушений

подростков будет эффективной, если:

в качестве одного из основных средств профилактики выступает социально-

педагогическая работа, обеспечивающая целостное влияние на формирование

жизненной, гражданской позиции подростка;

одним из важнейших педагогических условий профилактической деятельности

школы является дифференцированный подход;

в основе системы профилактики правонарушений подростков вусловиях школы

лежит системный подход, позволяющий решать проблему в условиях целостного

педагогического

процесса;

идеи

социально-исторической

обусловленности

процессов

воспитания

и

формирования

личности;

личностный

подход,

утверждающий представление о социальной, деятельности и творческой сущности

человека как личности; деятельностный подход, позволяющий обеспечивать

решение определенных жизненно важных задач;

технологии профилактики правонарушений подростков соответствуют уровню их

социальных и поведенческих отклонений.



В раздел образования