Автор: Селифанова Юлия Сергеевна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: ОГАПОУ "Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы профилактики правонарушений подростков - как проблема общества
Раздел: среднее профессиональное
Проблемы профилактики правонарушений подростков - как проблема общества
Одна из важнейших задач государства как социального института - создание крепкого,
стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и воспроизводству.
Отсюда
возросший
интерес
исследователей
к
изучению
актуальной
проблемы
современного Российского государства (равно как и самого общества) с одной стороны, и
поиск
более
совершенных
мер
профилактики
преступности
и
борьбы
с
правонарушениями среди несовершеннолетних с другой.
Федеральный
Закон РФ «Об
основах системы
профилактики безнадзорности
и
правонарушений несовершеннолетних» определяет профилактику безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних
как
«систему
социальных,
правовых,
педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствующих
безнадзорности,
беспризорности,
правонарушениям
и
антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с
индивидуальной
профилактической
работой
с
несовершеннолетними
и
семьями,
находящимися в социально опасном положении» .
Вся жизнь и деятельность современных подростков протекают в условиях сложного
межличностного взаимодействия в официальных и неофициальных группах. С одной
стороны, они живут и действуют в условиях открытости, поскольку являются членами
учебных, общественных и других групп (коллективов), а с другой стороны, их
антиобщественная деятельность происходит в условиях закрытости, поскольку подростки
являются членами возникающих и сложившихся асоциальных групп с различной
степенью криминализации. Все подростки, их учителя, воспитатели, представители
общественности и другие члены общества вступают между собой в сложные и
многоплановые межличностные и межгрупповые взаимодействия.
В настоящее время ведущую роль в деле предотвращения правонарушений подростков и
коррекции
их
противоправного
поведения
продолжает
играть
образовательное
учреждение во многом это обусловлено тем, что на современном этапе развития
российского
образования
колледж
постепенно
становится
открытой
социально-
педагогической системой,
распространяющей свое влияние не только на своих
обучающихся и их родителей, но и на весь окружающий социум. Воспитательная работа -
неотъемлемая часть всего учебного процесса. Воспитание необходимо ежедневно,
ежечасно, ежеминутно взглядом, жестом, разговором, взаимопониманием, - только тогда
будет результат. Воспитание – великое дело: им решается участь человека. Эти слова,
написанные В.Г.Белинским не только не теряют своей актуальности, но и приобретают
ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.
Известные
педагоги
В.И.
Загвязинский,
М.П.
Зайцева
и
Г.Н.
Кудашова
под
профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые
действия,
направленные
на
предотвращение
возможных
физических
или
социокультурных
коллизий
у
отдельных
индивидов
группы
риска,
сохранение,
поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей». Они отмечают, что
с целью предупреждения отклонений (в том числе и противоправных) в поведении
осуществляется
комплекс
мер
социально-психологического,
медицинского
и
педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных
факторов социальной среды на личность, получивших название «профилактика».
Согласно
Закону
РФ
«Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»,
основными
задачами
деятельности
по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
1.
предупреждение
безнадзорности,
беспризорности,
правонарушений
и
антиобщественных
действий
несовершеннолетних,
выявление
и
устранение
причин и условий, способствующих этому;
2.
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3.
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в
социально-опасном положении;
4.
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступлений и антиобщественных действий
В соответствии с этим в педагогике выделено несколько уровней профилактической
деятельности:
а) решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного
масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей
людей;
б) меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на
оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека;
в) индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию
и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.
Возможно, опыт нашей школы поможет коллегам в организации работы по профилактике
правонарушений и безнадзорности среди подростков.
Любое образовательное учреждение, в той или иной мере, использует в качестве средства
профилактики ведение социально-педагогической работы, прежде всего потому, что в
основе
противоправного
поведения
подростков
лежат
социальные
отклонения
в
личностной или поведенческой сферах каждого несовершеннолетнего.
Для успешного осуществления процесса профилактики и коррекции, в первую очередь
необходимо провести анализ состояния проблемы профилактики правонарушений
подростков на основе изучения психолого-педагогической литературы и обобщения
передового педагогического опыта. Затем следует определить основные научно-
педагогические
подходы
к
организации
и
содержанию
процесса
профилактики
правонарушений подростков, выявить и обосновать комплекс педагогических условий
эффективного
использования
социально-педагогической
работы
как
средства
профилактики правонарушений подростков, разработать и апробировать программу
социально-педагогической работы школы по профилактике правонарушений подростков.
Причем деятельность образовательного учреждения по профилактике правонарушений
подростков будет эффективной, если:
в качестве одного из основных средств профилактики выступает социально-
педагогическая работа, обеспечивающая целостное влияние на формирование
жизненной, гражданской позиции подростка;
одним из важнейших педагогических условий профилактической деятельности
школы является дифференцированный подход;
в основе системы профилактики правонарушений подростков вусловиях школы
лежит системный подход, позволяющий решать проблему в условиях целостного
педагогического
процесса;
идеи
социально-исторической
обусловленности
процессов
воспитания
и
формирования
личности;
личностный
подход,
утверждающий представление о социальной, деятельности и творческой сущности
человека как личности; деятельностный подход, позволяющий обеспечивать
решение определенных жизненно важных задач;
технологии профилактики правонарушений подростков соответствуют уровню их
социальных и поведенческих отклонений.