Авторы: Михкиева Наталия Юрьевна, Сафонова Юлия Алексеевна
Должность: логопед,воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 11 "БУРАТИНО"
Населённый пункт: Карелия, г.Петрозаводск
Наименование материала: Формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ.
Тема: Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОУ в группе детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
"Детский сад компенсирующего вида № 11 "Буратино"
учитель-логопед: Михкиева Н.Ю.
воспитатели : Сафонова Ю.А.,
Логинова В. В.
Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОУ в группе детей
с ТНР
С 1 января 2014 года введен в действие ФГОС дошкольного образования который
разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о
правах ребёнка.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным
образованием
поставлены
целевые
ориентиры,
предполагающие
открытость,
тесное
сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой
образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного
процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно
заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6
п. п. 9)
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования
является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие
общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые
являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними
просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Проблема вовлечения родителей в единое коррекционно-развивающее пространство в ДОУ
решается в трех направлениях:
повышение педагогической культуры родителей
вовлечение родителей в деятельность ДОУ
совместная работа по обмену опытом
Перед специалистами поставлена цель: сделать родителей активными участниками
педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и
обучение детей.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей
мы работаем над решением следующих задач:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Объединить усилия семьи и детского сада для коррекции, развития и воспитания детей.
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на
общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов
детского сада.
Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных
педагогических возможностях
Первоначально, на основе анализа анкет, которые предлагаем на ознакомительном
собрании, мы планируем дифференцированный подход к каждой семье (социальный статус,
микроклимат семьи, увлечения, предпочтения, степень заинтересованности и родительские
запросы). При разработке анкет, включаем в вопрос некоторые пояснения, которые повысят
педагогическую грамотность родителей, помогут нам в стратегии работы. Логопед группы,
обязательно, работает над документацией вместе с воспитателями группы, так как, излишние
«бумажки» с повторяющимися вопросами вызывают обоснованное раздражение людей.
Кроме планового, вводим в практику и предварительное анкетирование по темам годовой
работы ДОУ. Например, при разработке и дополнении занятий информацией по ОБЖ, очень
продуктивным оказался предварительный анализ взглядов родителей на востребованность тем
раздела, предложения по рассмотрению с определенных точек зрения, переработка информации
в доступной форме для детей с ТНР.
Конечно, это трудозатратная методическая работа, но так семья и детский сад взаимодействуя
друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления
определенного социального опыта.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно,
хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой
пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.
Гораздо эффективнее будут создание атмосферы содружественной работы над коррекцией
проблем ребенка с
ОВЗ. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что
дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не
принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и
семьёй. Здесь, после ознакомления с общей программой компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи, мы с каждым родителем, на основе диагностики,
обсуждаем и согласовываем индивидуальный коррекционный маршрут. В этом документе
содержатся рекомендации к выполнению ПМПК, врачей, вся работа по коррекции речи и впф.
Родитель и учитель-логопед ставят подписи о состоявшейся беседе под планом работы на
полугодие или год.
Через все общение с семьей мы напоминаем: «Какой бы речевой недостаток не
предстояло преодолеть ребенку, занятия с логопедом – лишь составная часть необходимой
работы. Другой неотъемлемый компонент – постоянное закрепление правильных речевых
навыков». Ребенок закрепляет материал с воспитателями группы, дома с родителями, а
логопед руководит этим процессом с помощью вовлечения в процесс обучения средств
многовариативного
повтора,
повышения
мотивации,
создания
ситуации
успеха
и
заинтересованности. Заинтересовать детей учебной деятельностью в век ярких гаджетов сложно,
но наблюдая за работой педагогов, советуясь, родители вооружаются приемами «обучения с
увлечением». В личных беседах, на собраниях, в Интернет- группе, на занятиях (все занятия
открыты для посещения, всегда)мы охотно помогаем в этом, делимся личными пособиями по
принципу лекотеки. Все события дня освещены в группе, обсуждаемы и прозрачны. Это дает
тревожным родителям «эффект присутствия», позволяет педагогам вести педагогические
консультации применительно к ситуациям ежедневно, родители могут напрямую обратиться к
психологу, физкультурному и музыкальному работнику.
Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной,
разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно
– пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) реализуем через совет родительского
комитета. В родительском составе, к нашей радости, есть психологи, дефектологи, врачи…
оказывающие продуманную помощь в организации развивающей среды группы.
В
кропотливой
коррекционной
работе
нельзя
забывать
о
радостных
моментах,
презентации успешности КАЖДОГО ребенка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по
работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Выигрышно показать ребенка
на разных этапах преодоления речевого недостатка очень важно для веры в его возможности и
собственные силы поддержки семьи. Придерживаемся обязательного активного участия всех
детей группы на праздниках. Для этого мы радуем родителей постановочными фотосессиями,
адаптируем стихи и сценарии для полноценного участия каждого. Такой подход находит самый
большой отклик и уже родители: пишут стихи, монтируют видео, шьют костюмы, становятся
участниками мероприятий, приводят родственников и друзей на праздники.
Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и
маленьких
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый
человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и
наши родители. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова
благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих
родителей.
В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители
(Закон РФ «Об образовании», ст.п. 1). Работа с родителями – это сложная и важная часть работы
учителя-логопеда, а с родителями детей с ОВЗ тем более.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе
с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты:
родители, стали активными участниками встреч и помощниками логопеда и воспитателей,
создана атмосфера взаимоуважения. Это выражается в проявление у родителей интереса к
содержанию образовательного процесса с детьми; увеличению количества вопросов к педагогу,
касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
стремлению
взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами; размышлению
родителей о тех или иных методах коррекции, лечения, воспитания; повышению их активности в
совместных мероприятиях.
Список использованной литературы
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».