Напоминание

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОУ в группе детей с ТНР


Авторы: Михкиева Наталия Юрьевна, Сафонова Юлия Алексеевна
Должность: логопед,воспитатель
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 11 "БУРАТИНО"
Населённый пункт: Карелия, г.Петрозаводск
Наименование материала: Формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ.
Тема: Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОУ в группе детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

"Детский сад компенсирующего вида № 11 "Буратино"

учитель-логопед: Михкиева Н.Ю.

воспитатели : Сафонова Ю.А.,

Логинова В. В.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОУ в группе детей

с ТНР

С 1 января 2014 года введен в действие ФГОС дошкольного образования который

разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о

правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным

образованием

поставлены

целевые

ориентиры,

предполагающие

открытость,

тесное

сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой

образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного

процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно

заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6

п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования

является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие

общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые

являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними

просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Проблема вовлечения родителей в единое коррекционно-развивающее пространство в ДОУ

решается в трех направлениях:

повышение педагогической культуры родителей

вовлечение родителей в деятельность ДОУ

совместная работа по обмену опытом

Перед специалистами поставлена цель: сделать родителей активными участниками

педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и

обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей

мы работаем над решением следующих задач:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Объединить усилия семьи и детского сада для коррекции, развития и воспитания детей.

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на

общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов

детского сада.

Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных

педагогических возможностях

Первоначально, на основе анализа анкет, которые предлагаем на ознакомительном

собрании, мы планируем дифференцированный подход к каждой семье (социальный статус,

микроклимат семьи, увлечения, предпочтения, степень заинтересованности и родительские

запросы). При разработке анкет, включаем в вопрос некоторые пояснения, которые повысят

педагогическую грамотность родителей, помогут нам в стратегии работы. Логопед группы,

обязательно, работает над документацией вместе с воспитателями группы, так как, излишние

«бумажки» с повторяющимися вопросами вызывают обоснованное раздражение людей.

Кроме планового, вводим в практику и предварительное анкетирование по темам годовой

работы ДОУ. Например, при разработке и дополнении занятий информацией по ОБЖ, очень

продуктивным оказался предварительный анализ взглядов родителей на востребованность тем

раздела, предложения по рассмотрению с определенных точек зрения, переработка информации

в доступной форме для детей с ТНР.

Конечно, это трудозатратная методическая работа, но так семья и детский сад взаимодействуя

друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления

определенного социального опыта.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно,

хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой

пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.

Гораздо эффективнее будут создание атмосферы содружественной работы над коррекцией

проблем ребенка с

ОВЗ. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что

дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не

принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и

семьёй. Здесь, после ознакомления с общей программой компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи, мы с каждым родителем, на основе диагностики,

обсуждаем и согласовываем индивидуальный коррекционный маршрут. В этом документе

содержатся рекомендации к выполнению ПМПК, врачей, вся работа по коррекции речи и впф.

Родитель и учитель-логопед ставят подписи о состоявшейся беседе под планом работы на

полугодие или год.

Через все общение с семьей мы напоминаем: «Какой бы речевой недостаток не

предстояло преодолеть ребенку, занятия с логопедом – лишь составная часть необходимой

работы. Другой неотъемлемый компонент – постоянное закрепление правильных речевых

навыков». Ребенок закрепляет материал с воспитателями группы, дома с родителями, а

логопед руководит этим процессом с помощью вовлечения в процесс обучения средств

многовариативного

повтора,

повышения

мотивации,

создания

ситуации

успеха

и

заинтересованности. Заинтересовать детей учебной деятельностью в век ярких гаджетов сложно,

но наблюдая за работой педагогов, советуясь, родители вооружаются приемами «обучения с

увлечением». В личных беседах, на собраниях, в Интернет- группе, на занятиях (все занятия

открыты для посещения, всегда)мы охотно помогаем в этом, делимся личными пособиями по

принципу лекотеки. Все события дня освещены в группе, обсуждаемы и прозрачны. Это дает

тревожным родителям «эффект присутствия», позволяет педагогам вести педагогические

консультации применительно к ситуациям ежедневно, родители могут напрямую обратиться к

психологу, физкультурному и музыкальному работнику.

Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной,

разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно

– пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) реализуем через совет родительского

комитета. В родительском составе, к нашей радости, есть психологи, дефектологи, врачи…

оказывающие продуманную помощь в организации развивающей среды группы.

В

кропотливой

коррекционной

работе

нельзя

забывать

о

радостных

моментах,

презентации успешности КАЖДОГО ребенка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по

работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Выигрышно показать ребенка

на разных этапах преодоления речевого недостатка очень важно для веры в его возможности и

собственные силы поддержки семьи. Придерживаемся обязательного активного участия всех

детей группы на праздниках. Для этого мы радуем родителей постановочными фотосессиями,

адаптируем стихи и сценарии для полноценного участия каждого. Такой подход находит самый

большой отклик и уже родители: пишут стихи, монтируют видео, шьют костюмы, становятся

участниками мероприятий, приводят родственников и друзей на праздники.

Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и

маленьких

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый

человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и

наши родители. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова

благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих

родителей.

В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители

(Закон РФ «Об образовании», ст.п. 1). Работа с родителями – это сложная и важная часть работы

учителя-логопеда, а с родителями детей с ОВЗ тем более.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе

с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты:

родители, стали активными участниками встреч и помощниками логопеда и воспитателей,

создана атмосфера взаимоуважения. Это выражается в проявление у родителей интереса к

содержанию образовательного процесса с детьми; увеличению количества вопросов к педагогу,

касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;

стремлению

взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами; размышлению

родителей о тех или иных методах коррекции, лечения, воспитания; повышению их активности в

совместных мероприятиях.

Список использованной литературы

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования».



В раздел образования