Автор: Носкова Татьяна Витальевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МАОУ НОШ № 53
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Этиология речевых нарушений. Психолого-педагогическая и клинико- педагогическая классификации нарушений речи.
Раздел: среднее профессиональное
Этиология речевых нарушений. Психолого-педагогическая и клинико- педагогическая классификации нарушений речи.
Нарушения речи — отклонений от речевой нормы, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих
возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не
соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения
специалистами используются термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые
отклонения
М.Е.Хватцев об этиологии речевых нарушений
органические
(анатомо-физиологические, морфологические)
функциональные
(психогенные)
социально-
психологические
психоневрологи-
ческие
недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном
периоде, в момент родов или после рождения, а также
различные органические нарушения периферических
органов речи. Им были выделены органические
центральные (поражения мозга) и органические
периферические причины (поражения органа слуха,
расщепление нёба и другие морфологические
изменения артикуляционного аппарата).
объяснил учением И. П. Павлова о
нарушениях соотношения
процессов возбуждения и
торможения в центральной
нервной системе, он подчеркивал
взаимодействие органических и
функциональных, центральных и
периферических причин.
относил умственную
отсталость,
нарушения памяти,
внимания и другие
расстройства
психических
функций.
понимая под ними
различные
неблагоприятные
влияния
окружающей
среды.
Большие достижения в области биологии, эмбриологии, теоретической медицины в течение последних десятилетий, успехи медицинской
генетики, иммунологии и других дисциплин позволили углубить представления об этиологии речевых расстройств и показать значение
экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредностей в их возникновении. Важно не только выделять органические (центральные и
периферические), а также функциональные причины речевых расстройств, но и представлять себе механизм речевых нарушений под влиянием тех
или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка. Это необходимо как для разработки адекватных путей и методов
коррекции речевых расстройств, так и для их прогноза и предупреждения.
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их вза-
имодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
экзогенные (внешние) факторы
эндогенные (внутренние)
факторы
Под экзогенно-органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия
(инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и на его
организм в целом. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную
патологию, или перинатальную (воздействие в период внутриутробного развития); повреждение при
родах (катальная патология) и воздействие различных вредных факторов после рождения
наследственные факторы.
Часто они являются предрас-
полагающими условиями,
реализующимися в речевую
патологию под влиянием даже
1
(постнатальная патология). Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной
системы ребенка при родах. Это сочетание в современной медицинской литературе обозначается
термином «перинатальная патология».
Перинатальная патология может быть обусловлена заболеваниями матери во время беременности,
инфекциями, интоксикациями, токсикозами беременности, а также многообразной акушерской
патологией (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие
пуповиной, неправильное предлежание плода и др.). Имеют значение также акушерские манипуляции,
которые могут повредить нервную систему плода.
Ведущее место в перинатальной патологии нервной системы занимают асфиксия и родовая
травма. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток.
Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет
за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). У недоношенных детей
внутричерепные кровоизлияния возникают наиболее легко в результате слабости их сосудистых стенок.
В этиологии речевых нарушений у детей определенную роль может играть иммунологическая
несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритро-
цитов). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В
результате из эритроцитов выделяется токсическое для центральной нервной системы вещество —
непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что
приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с
нарушениями слуха.
При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения,
сочетающиеся, как правило, с другими полиморфными дефектами развития (слуха, зрения, опорно-дви-
гательного аппарата, интеллекта). Они могут наблюдаться при заболевании беременной женщины
краснухой, гриппом, токсоплазмозом и другими вирусными инфекциями. При этом тяжесть речевых
нарушений и других дефектов развития во многом зависит от времени поражения мозга во
внутриутробном периоде. Наиболее тяжелые поражения отмечаются в первом триместре беременности,
а также во время всего периода эмбриогенеза, т. е. от 4 недель до 4 месяцев беременности.
Инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности могут приводить к
нарушениям маточно-плацентарного кровообращения, к расстройствам питания и к кислородному
голоданию плода. Если хроническое кислородное голодание плода выражено нерезко, оно может не
нарушать, а несколько замедлять темп созревания плода. В результате этого при доношенной бере-
менности ребенок рождается незрелым, с ослабленной нервной системой. Эти факторы также влияют на
формирование речевой деятельности.
Нарушения внутриутробного развития плода — могут возникать в связи с приемом ле-
карственных препаратов, радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением
Токсикозы беременности, недоношенность, недлительная асфиксия в родах вызывают нерезко
выраженные ММД (минимальные органические повреждения мозга) . Для них характерны
незначительных факторов.
В некоторых случаях
наследственные факторы
выступают как ведущие
причины. Так, например, в
литературе приводятся данные о
том, что ринолалия,
обусловленная расщелиной нёба,
в 10—30% случаев может быть
связана с наследственными
факторами (П.Г.Светлов, 1962; А.
Я. Пискунов, 1960, и др.). По
данным А. Э. Гуцана (1980),
частота наследственных форм
ринолалии составляет всего
1,31%.
По данным С. А. Гриднева
(1976), наследственная
отягощенность среди
заикающихся составляет 17,5%.
Отмечается роль наследственных
факторов в возникновении
нарушений письменной речи
(дисграфии, дислексии).
Наследственные факторы в
возникновении речевых
расстройств обычно выступают в
сочетании с экзогенно-
органическими и социальными.
Они могут играть также ведущую
роль в возникновении некоторых
видов речевых расстройств,
сочетающихся с общими
изменениями со стороны нервной
системы. Это речевые
нарушения, наблюдаемые при
хромосомных синдромах и
2
недостаточность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые
расстройства. Дети с ММД составляют группу риска по возникновению у них речевых расстройств.
Большую роль в нарушениях речевого развития и в возникновении невротических речевых
расстройств играют социальные факторы (функциональные формы речевых расстройств). Окружающая
ребенка социальная среда является не только условием, но и источником развития речи.
Речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола. В исследованиях последних лет
показано различие развития правой и левой (речевой) гемисфер (полушарий) в зависимости от пола.
Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое — зрительно-пространственный
гнозис. У мальчиков быст
рее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек же, наоборот,
левое полушарие развивается быстрее, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого
развития. Кроме того, у девочек раньше формируется более выраженное межполушарное
взаимодействие, что способствует лучшей компенсации у них мозговых повреждений.
Структура речевых нарушений будет различной в зависимости от времени воздействия вредности
и локализации поражения мозга.
Таким образом, при оценке роли экзогенно-органического фактора в возникновении речевых
расстройств в детском возрасте необходимо учитывать: время, характер и локализацию
повреждения, особенности пластичности нервной системы ребенка, а также степень
сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.
наследственно-дегенеративных
заболеваниях нервной системы,
которые составляют особую
группу так называемых
«вторичных» речевых
расстройств. Особенности их
определяются самим
заболеванием.
Хромосомные синдромы (или
хромосомные болезни) являются
врожденными и обычно не
имеют прогредиентного течения.
Почти при всех хромосомных
синдромах наблюдается
отставание в физическом и
нервно-психическом развитии
ребенка, в той или иной степени
нарушено и развитие речи.
При повреждении незрелого мозга нет полной корреляции между локализацией, тяжестью поражения и отдаленными последствиями в
аспекте речевых расстройств. Уже почти сто лет назад было показано и затем подтверждено последующими исследованиями, что
врожденное или рано приобретенное повреждение левой гемисфсры у детей не ведет столь часто к корковым речевым расстройствам
(алалического или афазического характера в зависимости от того, возникает ли повреждение в доречевом периоде или в период уже
сформированной речи), как это имеет место при аналогичных повреждениях у взрослых. Известно, что травмы черепа у ребенка, имеющего
развитую речь, значительно реже вызывают афазию, чем у взрослого. Пластичность мозга в значительной степени определяется незрелостью
мозговых структур. Этим объясняется отсутствие четкой корреляции между тяжестью и локализацией поражения мозга ребенка и частотой
возникновения речевых расстройств. В литературе имеются указания, что даже полное удаление левой гемисферы у ребенка раннего
возраста может не вызывать специфических речевых расстройств. Это объясняется пластичностью детского мозга и более диффузным
наличием речевых зон в незрелом мозгу ребенка, которые представлены более распространенно в обоих полушариях.
Вывод:
Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание ребенка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого
развития.
Отсюда правомерно разграничивать дефекты формирования и дефекты сформированной речи, считая трехлетний возраст их условным
подразделением.
3
4