Напоминание

Этиология речевых нарушений. Психолого-педагогическая и клинико- педагогическая классификации нарушений речи.


Автор: Носкова Татьяна Витальевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МАОУ НОШ № 53
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Этиология речевых нарушений. Психолого-педагогическая и клинико- педагогическая классификации нарушений речи.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Этиология речевых нарушений. Психолого-педагогическая и клинико- педагогическая классификации нарушений речи.

Нарушения речи — отклонений от речевой нормы, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих

возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не

соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения

специалистами используются термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые

отклонения

М.Е.Хватцев об этиологии речевых нарушений

органические

(анатомо-физиологические, морфологические)

функциональные

(психогенные)

социально-

психологические

психоневрологи-

ческие

недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном

периоде, в момент родов или после рождения, а также

различные органические нарушения периферических

органов речи. Им были выделены органические

центральные (поражения мозга) и органические

периферические причины (поражения органа слуха,

расщепление нёба и другие морфологические

изменения артикуляционного аппарата).

объяснил учением И. П. Павлова о

нарушениях соотношения

процессов возбуждения и

торможения в центральной

нервной системе, он подчеркивал

взаимодействие органических и

функциональных, центральных и

периферических причин.

относил умственную

отсталость,

нарушения памяти,

внимания и другие

расстройства

психических

функций.

понимая под ними

различные

неблагоприятные

влияния

окружающей

среды.

Большие достижения в области биологии, эмбриологии, теоретической медицины в течение последних десятилетий, успехи медицинской

генетики, иммунологии и других дисциплин позволили углубить представления об этиологии речевых расстройств и показать значение

экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) вредностей в их возникновении. Важно не только выделять органические (центральные и

периферические), а также функциональные причины речевых расстройств, но и представлять себе механизм речевых нарушений под влиянием тех

или иных определенных неблагоприятных воздействий на организм ребенка. Это необходимо как для разработки адекватных путей и методов

коррекции речевых расстройств, так и для их прогноза и предупреждения.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их вза-

имодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

экзогенные (внешние) факторы

эндогенные (внутренние)

факторы

Под экзогенно-органическими факторами понимают различные неблагоприятные воздействия

(инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и на его

организм в целом. В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную

патологию, или перинатальную (воздействие в период внутриутробного развития); повреждение при

родах (катальная патология) и воздействие различных вредных факторов после рождения

наследственные факторы.

Часто они являются предрас-

полагающими условиями,

реализующимися в речевую

патологию под влиянием даже

1

(постнатальная патология). Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной

системы ребенка при родах. Это сочетание в современной медицинской литературе обозначается

термином «перинатальная патология».

Перинатальная патология может быть обусловлена заболеваниями матери во время беременности,

инфекциями, интоксикациями, токсикозами беременности, а также многообразной акушерской

патологией (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие

пуповиной, неправильное предлежание плода и др.). Имеют значение также акушерские манипуляции,

которые могут повредить нервную систему плода.

Ведущее место в перинатальной патологии нервной системы занимают асфиксия и родовая

травма. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток.

Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет

за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). У недоношенных детей

внутричерепные кровоизлияния возникают наиболее легко в результате слабости их сосудистых стенок.

В этиологии речевых нарушений у детей определенную роль может играть иммунологическая

несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритро-

цитов). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В

результате из эритроцитов выделяется токсическое для центральной нервной системы вещество —

непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что

приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с

нарушениями слуха.

При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения,

сочетающиеся, как правило, с другими полиморфными дефектами развития (слуха, зрения, опорно-дви-

гательного аппарата, интеллекта). Они могут наблюдаться при заболевании беременной женщины

краснухой, гриппом, токсоплазмозом и другими вирусными инфекциями. При этом тяжесть речевых

нарушений и других дефектов развития во многом зависит от времени поражения мозга во

внутриутробном периоде. Наиболее тяжелые поражения отмечаются в первом триместре беременности,

а также во время всего периода эмбриогенеза, т. е. от 4 недель до 4 месяцев беременности.

Инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности могут приводить к

нарушениям маточно-плацентарного кровообращения, к расстройствам питания и к кислородному

голоданию плода. Если хроническое кислородное голодание плода выражено нерезко, оно может не

нарушать, а несколько замедлять темп созревания плода. В результате этого при доношенной бере-

менности ребенок рождается незрелым, с ослабленной нервной системой. Эти факторы также влияют на

формирование речевой деятельности.

Нарушения внутриутробного развития плода — могут возникать в связи с приемом ле-

карственных препаратов, радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением

Токсикозы беременности, недоношенность, недлительная асфиксия в родах вызывают нерезко

выраженные ММД (минимальные органические повреждения мозга) . Для них характерны

незначительных факторов.

В некоторых случаях

наследственные факторы

выступают как ведущие

причины. Так, например, в

литературе приводятся данные о

том, что ринолалия,

обусловленная расщелиной нёба,

в 10—30% случаев может быть

связана с наследственными

факторами (П.Г.Светлов, 1962; А.

Я. Пискунов, 1960, и др.). По

данным А. Э. Гуцана (1980),

частота наследственных форм

ринолалии составляет всего

1,31%.

По данным С. А. Гриднева

(1976), наследственная

отягощенность среди

заикающихся составляет 17,5%.

Отмечается роль наследственных

факторов в возникновении

нарушений письменной речи

(дисграфии, дислексии).

Наследственные факторы в

возникновении речевых

расстройств обычно выступают в

сочетании с экзогенно-

органическими и социальными.

Они могут играть также ведущую

роль в возникновении некоторых

видов речевых расстройств,

сочетающихся с общими

изменениями со стороны нервной

системы. Это речевые

нарушения, наблюдаемые при

хромосомных синдромах и

2

недостаточность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые

расстройства. Дети с ММД составляют группу риска по возникновению у них речевых расстройств.

Большую роль в нарушениях речевого развития и в возникновении невротических речевых

расстройств играют социальные факторы (функциональные формы речевых расстройств). Окружающая

ребенка социальная среда является не только условием, но и источником развития речи.

Речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола. В исследованиях последних лет

показано различие развития правой и левой (речевой) гемисфер (полушарий) в зависимости от пола.

Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое — зрительно-пространственный

гнозис. У мальчиков быст

рее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек же, наоборот,

левое полушарие развивается быстрее, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого

развития. Кроме того, у девочек раньше формируется более выраженное межполушарное

взаимодействие, что способствует лучшей компенсации у них мозговых повреждений.

Структура речевых нарушений будет различной в зависимости от времени воздействия вредности

и локализации поражения мозга.

Таким образом, при оценке роли экзогенно-органического фактора в возникновении речевых

расстройств в детском возрасте необходимо учитывать: время, характер и локализацию

повреждения, особенности пластичности нервной системы ребенка, а также степень

сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.

наследственно-дегенеративных

заболеваниях нервной системы,

которые составляют особую

группу так называемых

«вторичных» речевых

расстройств. Особенности их

определяются самим

заболеванием.

Хромосомные синдромы (или

хромосомные болезни) являются

врожденными и обычно не

имеют прогредиентного течения.

Почти при всех хромосомных

синдромах наблюдается

отставание в физическом и

нервно-психическом развитии

ребенка, в той или иной степени

нарушено и развитие речи.

При повреждении незрелого мозга нет полной корреляции между локализацией, тяжестью поражения и отдаленными последствиями в

аспекте речевых расстройств. Уже почти сто лет назад было показано и затем подтверждено последующими исследованиями, что

врожденное или рано приобретенное повреждение левой гемисфсры у детей не ведет столь часто к корковым речевым расстройствам

(алалического или афазического характера в зависимости от того, возникает ли повреждение в доречевом периоде или в период уже

сформированной речи), как это имеет место при аналогичных повреждениях у взрослых. Известно, что травмы черепа у ребенка, имеющего

развитую речь, значительно реже вызывают афазию, чем у взрослого. Пластичность мозга в значительной степени определяется незрелостью

мозговых структур. Этим объясняется отсутствие четкой корреляции между тяжестью и локализацией поражения мозга ребенка и частотой

возникновения речевых расстройств. В литературе имеются указания, что даже полное удаление левой гемисферы у ребенка раннего

возраста может не вызывать специфических речевых расстройств. Это объясняется пластичностью детского мозга и более диффузным

наличием речевых зон в незрелом мозгу ребенка, которые представлены более распространенно в обоих полушариях.

Вывод:

Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание ребенка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого

развития.

Отсюда правомерно разграничивать дефекты формирования и дефекты сформированной речи, считая трехлетний возраст их условным

подразделением.

3

4



В раздел образования