Организация закаливания у детей дошкольного возраста
Автор: Тенсина Елена Ханифовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 206" Населённый пункт: г. Ижевск, Удмуртская республика Наименование материала: методическая разработка Тема: Организация закаливания у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
с детьми дошкольного возраста
(нетрадиционные методы установления контакта с ребенком
с речевой патологией в ходе первичного обследования)
Тенсина Елена Ханифовна
старший воспитатель
МБДОУ № 206 г. Ижевск
Логопеды основное внимание в диагностике, в большинстве случаев,
отводят
проблемам
выявления
нарушений
относящихся
к
речевой
деятельности ребенка: звукопроизношению, слоговой структуре, активному и
пассивному словарному запасу, лексико-грамматическим категориям и т.д.
между тем нерешенной остается проблема первичного контакта ребенка и
взрослого
-
их
начального
взаимодействия.
При
проведении
первичного
обследования ребенка возникает затруднительная, противоречивая ситуация
двойственного характера: 1) как ребенку вступить в контакт с незнакомым
человеком (специалистом), внимательно слушать вопросы, отвечать на них,
выполнять
инструкции;
2)
как
специалисту
расположить
ребенка
к
сотрудничеству.
Из многолетнего опыта работы с детьми с речевой патологией мы
знаем,
что
у
специалистов
(особенно
у
начинающих)
чаще
возникают
трудности в установлении контакта на первичном этапе знакомства. В силу
незрелости эмоционально-волевых процессов, которые не позволяют ребёнку
преодолеть
коммуникативный
барьер.
Наличие
у
ребенка
с
речевой
патологией выраженных нарушений сказывается на всем его психическом
развитии. Так как у такого ребенка отсутствует речь, или имеется жалкое её
подобие, и ребенок узнает об окружающем мире непосредственно, что видит
сам, то есть, не задавая вопросы и получая ответы на них, как это происходит
с нормально развивающимися детьми.
Таким образом, общий ход психического развития при подобных
обстоятельствах
замедляется.
Ребенку
с
такими
особенностями
трудно
вступать
в
контакт
с
незнакомыми
людьми.
Особенно
сложно
даётся
«знакомство»
со
специалистом
детям
с
общим
недоразвитием
речи.
Это
является основной проблемой, с которой сталкивается учитель-логопед при
первичном
обследовании.
Из
опыта
работы
с
такими
детьми
выявилась
следующая
закономерность:
чем
тяжелее
речевой
дефект
(общее
недоразвитие
речи
I,
II
уровня,
дизартрии,
алалии
или
различные
сочетания),
тем
больше
сложностей
возникает
в
подборе
приёмов
для
первичного
контакта
специалиста
и
ребенка
с
речевой
патологией
и
последующего
логопедического
обследования.
Осложнения
и
трудности
обусловлены нарушениями в разных сферах речевой деятельности детей:
незрелость фонематического восприятия, фонетико-фонематического слуха,
нарушения
звукопроизношения,
несформированность
л е кс и ко -
грамматических
категорий,
ограниченность
активного
и
пассивного
словарного
запаса
и
другие
нарушения.
Как
следствие
у
детей
не
сформирована готовность к новой форме общения, которая проявляется в
негативном отношении к общению, они неохотно отвечают даже на самые
простые
вопросы,
испытывают
затруднения
в
объяснении
явлений
окружающего.
Авторами, рассматривающими теорию и методики проведения
логопедического
обследования,
не
уделяется
достаточного
внимания
проблеме
организации
первичного
контакта
взрослого
и
ребенка.
Традиционно
авторы
предлагают
использовать
варианты
создания
благоприятной атмосферы для взаимодействия. В своей диагностической
работе
мною
применялись
различные
рекомендованные
приёмы
для
установления первичного контакта с ребенком: беседа-знакомство (тестовая
беседа),
беседа
через
родителей,
наблюдение
за
ребенком
в
игре
(дидактическая, сюжетно-ролевая), наблюдение в совместной
с ребенком
игре. При использовании средств для установления контакта с ребенком с
речевой патологией при первичном обследовании наиболее удачным считаю
применение
метода
«Сказкотерапии»,
так
как
он
более
целостно
удовлетворяет
потребность
в
создании
ситуации
взаимодействия
как
со
стороны ребенка, так и со стороны специалиста.
«Сказкатерапия»- метод, использующий сказочную форму для
интеграции личности, для привлечения внимания ребенка, для введения в
ситуацию организованного обследования. В основе метода сказкотерапии
разработанного
Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеевой
лежит
принцип
духовного,
целостного развития личности ребенка как наиболее простого и понятного
способа
восприятия
ребенком
формы
сказки.
В
ситуации
первичного
«знакомства» при логопедическом обследовании не возникает потребности
использовать целостно метод сказкотерапи. Но вполне уместны и достаточны
отдельные его приемы. Здесь могут быть использованы пальчиковый театр,
бибабо, маски, театр игрушки, режиссерская игра, и т.д. приемы в рамках
метода сказкотерапии помогают детям преодолеть психологический барьер,
возникающий
между
взрослым
и
ребенком
в
момент
первой
встречи,
и
снизить психологическое напряжение. Ребенок входя в сказку погружается в
игровую ситуацию, он переключается на содержание сказки, отождествляет
себя с выбранным героем, начиная разговор через игрушку, выступающей
посредником,
ребенок
преодолевает
собственные
личностные
комплексы,
коммуникативный,
речевой
барьер.
В
поведении
ребенка
можно
пронаблюдать такие изменения: входя в образ и принимая характер героя,
ребенку
становиться
легче
ответить
на
заданный
вопрос,
постепенно
возникает
мотивация
к
общению,
сотрудничество
со
взрослым.
Вначале
ребенок делает робкие, а потом все более уверенные попытки справиться
«самостоятельно» со своим страхом перед общением. В процессе диалога
через игрушку, переживания ребенком комплекса неполноценности по поводу
речевого дефекта перестает быть значимой проблемой. Впервые появляется
желание (побуждение) к общению со взрослым. Таким образом, подобные
приемы сказкотерапии помогают логопеду создать обстановку доверия и
расположить ребенка к взаимодействию - установить контакт, а ребенку дают
чувство психологической защищенности, вызывают эмоциональный отклик и
настраивают на дальнейшее обследование.
Эффективность подобного средства заключается в том, что
ребенок перестает бояться неудачи, ведь такое общение основывается на
символических, абстрактных категориях. В этом случае появляется стимул,
тот базовый опорный инструмент в дальнейшем процессе обследования при
котором
в
полной
мере
раскрываются
возможности
ребенка
в
условиях
взаимодействия. В работе логопеда такой подход к проблеме установления
первичного контакта с ребенком, имеющим речевую патологию, способствует
улучшению дальнейшего хода логопедического обследования, что отличает
его
от
большинства
традиционных
приемов,
используемых
при
обследовании.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Микляева
Н.В.
Диагностика
языковой
способности
у
детей
дошкольного возраста. Логопедическое обследование. «Айрис-пресс»
М., 2007.
2.
Нищева Н.В.: Развивающие сказки. СПб. «Детство-пресс», 2004.
3.
Погосова Н.М. «Погружение в сказку» СПб. «Речь», 2006.