Автор: Анна Владимировна Струч
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБНОУ Гимназия 18
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Рекомендации и практические упражнения для обучающихся по повышению самооценки
Тема: "Психология в образовании"
Раздел: среднее образование
Рекомендации и практические упражнения для обучающихся по повышению
самооценки
1.Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над
тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись
опираться
на
свои
сильные
стороны
и
реже
проявлять
слабые.
2. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и
разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог(ла) их
добиться.
3. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет
тебе
добиться
успеха.
4. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.
5. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать
себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо,
невезучесть,
неисправимость.
6. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться
этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям
критиковать
себя
как
личность.
7. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые
заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать
так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими
людьми.
8. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно
усложнять,
но
не
берись
за
то,
в
чем
ты
не
уверен.
9. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно
реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению
мнения
критикующих
тебя
людей.
10. Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты
сможешь
узнать
свои
реальные
возможности.
Упражнения
по
коррекции
заниженной
самооценки:
1. Составь список своих слабых сторон. Напиши их в столбик на левой половине
листа бумаги. На правой половине напиши те положительные качества, которые
можно противопоставить твоим слабостям, например: у меня медленная реакция, но
«ЗАТО» высокая работоспособность, или, я -
тревожный, зато серьезный,
вдумчивый, основательный.
Разверни и обоснуй контраргументы, найди им
подходящие примеры. Начни думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.
2. Каждый из нас умеет что-то делать лучше, чем другие, даже такие дела, как жарить
омлет или забивать гвозди? А ты? Что именно ты умеешь делать лучше других?
Составь список своих достоинств, тех дел, которые у тебя получаются лучше, чем у
других.
3. Представь себе того человека, которым ты восхищаешься. Это может быть как
реальный человек, так и герой кинофильма или книги. Попробуй найти у себя общие
с ним достоинства. А затем попробуй найти у него недостатки, которых нет у тебя.
Учись
делать
сравнения
в
свою
пользу.
4. Учись в ответ на обвинения не оправдываться и не замыкаться в себе, а
аргументировано их опровергать.
5. Заведи «Дневник достижений», в котором будешь ежедневно записывать свои
«Достижения». Все, что ты сделал за день, все самые малейшие свои достижения -
где ты себя преодолел, превозмог и у тебя получилось. Поверь, таких достижений
окажется очень много! Постепенно ты научишься мыслить по отношению к себе
позитивно, бережно, не будешь обесценивать свои успехи и свой труд.
Например:
Перевел бабушку через дорогу.
Хотел съесть вредную пищу и сдержался.
Проснулся вовремя.
Сам сделал уроки или такой-то предмет.
Помыл за собой тарелку и т.д….