Напоминание

Рекомендации по организации проектной деятельности на уроках музыки как средства развития познавательных УУД в начальной общеобразовательной школе


Автор: Степочкина Анна Валерьевна
Должность: мбоу "сош№99"
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№99"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Рекомендации по организации проектной деятельности на уроках музыки как средства развития познавательных УУД в начальной общеобразовательной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Рекомендации по организации проектной деятельности на уроках

музыки как средства развития познавательных УУД в начальной

общеобразовательной школе

В современных условиях гуманистической философии образование

реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является

не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих

интересов

и

способностей

каждого

ребенка,

стимулирование

его

самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких

технологий и является проектная методика.

Проектная деятельность хорошо "накладывается" на изучение предметов

искусства. Так как на уроках искусства происходит созидание через

творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через

разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка

создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль

должны играть творческие методы обучения.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся

самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной

и исследовательской деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и

предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств,

активное

включение

в

реальную

деятельность,

принятие

личной

ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения проектного обучения в практику преподавания

музыки:

-

показать

умения

отдельного

ученика

или

группы

учеников

использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить

знания о нем;

- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

- подняться на более высокую ступень, образованности, развития,

социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации.

Организуя работу над проектом в рамках уроков музыки важно соблюсти

несколько условий:

1. тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

2.

проблема, предлагаемая

ученикам,

формулируется так,

чтобы

ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний

и разнообразных источников информации;

3. необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив

каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету

нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если

обучающиеся

не

вовлечены

в

активную

деятельность,

то

любой

содержательный

материал

вызовет,

лишь

созерцательный

интерес

к

предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в

школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему

интересную и значимую. Проектная деятельность позволяет школьникам

перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные

традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним

относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н.

эгофактор.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим

конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В преподавании музыки проектная деятельность может использоваться в

рамках программного материала практически по любой теме.

Программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой предлагает тематическое

планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно –

исследовательскую деятельность.

Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о

творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных

инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные

сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с

вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и

другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки,

анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются

творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие

творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы

выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие

коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств,

передающих ту или иную информацию.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более

долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу

нескольких

целей:

расширить

кругозор

детей,

закрепить

изученный

материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет

музыки творческими работами детей.

Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы

доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень

культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть

представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на

мой взгляд, следующих рекомендаций:

-

во-первых,

поскольку

проектная

работа

дает

возможность

обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно

контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их

самостоятельность;

- во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ.

В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый

дополнительный материал.

- в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными

обучающимися,

но

проект

будет

максимально

творческим,

если

он

выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно

дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на

другие – целый урок.

Проектная деятельность предполагает разнообразие форм организации и

тематику. По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно

выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1.

Ролевые

проекты,

например,

инсценировка

детских

песен,

разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение

биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир

музыкальных инструментов»

3.Сценарные

проекты

сценарий

внеклассного

музыкального

мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные

концерты, фестивали и т.д.

5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для

стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.

6.

Практико-ориентированные

проекты,

например,

дидактический

материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и

т.д.

По признаку предметно-содержательной области:

- монопроекты (вполне укладываются в классно – урочную систему)

- межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к

урочной деятельности)

По количеству участников проекта:

- индивидуальные

- парные

- групповые

По продолжительности проекта:

- краткосрочные(2-6ч.)

- средней продолжительности(12-15ч.)

- долгосрочные

По результатам:

- доклад, альбом

- афиша

- видеофильм

- мюзикл

Таким

образом,

уроки

музыки

с

использованием

проектно-

исследовательской

деятельности

наиболее

интересны,

способствуют

формированию

синестетического

восприятия

произведений

искусства.

Нельзя утверждать, что проектная работа поможет решению всех проблем в

обучении, но это эффективное средство активизации познавательных и

творческих способностей обучающихся.

Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации,

так

необходимой

для

воспитания

конкурентно

способной

личности

выпускника школы, гибко адаптирующегося в меняющихся жизненных

ситуациях, умеющего самостоятельно приобретать необходимые знания,

удачно применять их на практике, для решения возникающих проблем.



В раздел образования