Автор: Степочкина Анна Валерьевна
Должность: мбоу "сош№99"
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№99"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Рекомендации по организации проектной деятельности на уроках музыки как средства развития познавательных УУД в начальной общеобразовательной школе
Раздел: начальное образование
Рекомендации по организации проектной деятельности на уроках
музыки как средства развития познавательных УУД в начальной
общеобразовательной школе
В современных условиях гуманистической философии образование
реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является
не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих
интересов
и
способностей
каждого
ребенка,
стимулирование
его
самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких
технологий и является проектная методика.
Проектная деятельность хорошо "накладывается" на изучение предметов
искусства. Так как на уроках искусства происходит созидание через
творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через
разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка
создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль
должны играть творческие методы обучения.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся
самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной
и исследовательской деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и
предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств,
активное
включение
в
реальную
деятельность,
принятие
личной
ответственности за продвижение в обучении.
Главные цели введения проектного обучения в практику преподавания
музыки:
-
показать
умения
отдельного
ученика
или
группы
учеников
использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить
знания о нем;
- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
- подняться на более высокую ступень, образованности, развития,
социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики – особая форма организации.
Организуя работу над проектом в рамках уроков музыки важно соблюсти
несколько условий:
1. тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
2.
проблема, предлагаемая
ученикам,
формулируется так,
чтобы
ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний
и разнообразных источников информации;
3. необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив
каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету
нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если
обучающиеся
не
вовлечены
в
активную
деятельность,
то
любой
содержательный
материал
вызовет,
лишь
созерцательный
интерес
к
предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в
школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему
интересную и значимую. Проектная деятельность позволяет школьникам
перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные
традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним
относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н.
эгофактор.
Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим
конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
В преподавании музыки проектная деятельность может использоваться в
рамках программного материала практически по любой теме.
Программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой предлагает тематическое
планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно –
исследовательскую деятельность.
Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о
творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных
инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные
сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.
В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с
вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и
другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки,
анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются
творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие
творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы
выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие
коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств,
передающих ту или иную информацию.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более
долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу
нескольких
целей:
расширить
кругозор
детей,
закрепить
изученный
материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет
музыки творческими работами детей.
Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы
доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень
культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть
представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на
мой взгляд, следующих рекомендаций:
-
во-первых,
поскольку
проектная
работа
дает
возможность
обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно
контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их
самостоятельность;
- во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ.
В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый
дополнительный материал.
- в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными
обучающимися,
но
проект
будет
максимально
творческим,
если
он
выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно
дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на
другие – целый урок.
Проектная деятельность предполагает разнообразие форм организации и
тематику. По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно
выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:
1.
Ролевые
проекты,
например,
инсценировка
детских
песен,
разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.
2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение
биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир
музыкальных инструментов»
3.Сценарные
проекты
–
сценарий
внеклассного
музыкального
мероприятия для школы или отдельного класса.
4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные
концерты, фестивали и т.д.
5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для
стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
6.
Практико-ориентированные
проекты,
например,
дидактический
материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и
т.д.
По признаку предметно-содержательной области:
- монопроекты (вполне укладываются в классно – урочную систему)
- межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к
урочной деятельности)
По количеству участников проекта:
- индивидуальные
- парные
- групповые
По продолжительности проекта:
- краткосрочные(2-6ч.)
- средней продолжительности(12-15ч.)
- долгосрочные
По результатам:
- доклад, альбом
- афиша
- видеофильм
- мюзикл
Таким
образом,
уроки
музыки
с
использованием
проектно-
исследовательской
деятельности
наиболее
интересны,
способствуют
формированию
синестетического
восприятия
произведений
искусства.
Нельзя утверждать, что проектная работа поможет решению всех проблем в
обучении, но это эффективное средство активизации познавательных и
творческих способностей обучающихся.
Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации,
так
необходимой
для
воспитания
конкурентно
способной
личности
выпускника школы, гибко адаптирующегося в меняющихся жизненных
ситуациях, умеющего самостоятельно приобретать необходимые знания,
удачно применять их на практике, для решения возникающих проблем.