Автор: Кондратьева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад № 37 муниципального образования Абинский район
Населённый пункт: п.г.т. Ахтырский Абинского района Краснодарского края
Наименование материала: Статья
Тема: "ЗОЛОТОЙ ПОЧАТОК НА КУБАНИ"
Раздел: дошкольное образование
«ЗОЛОТОЙ ПОЧАТОК НА КУБАНИ»
Подготовил:
Кондратьева Ирина Владимировна,
воспитатель МБДОУ ЦРР – детского сада № 37
муниципального образования Абинский район
Кубань - жемчужина России,
благоприятный край не только для
развития курортного дела, сельского
хозяйства,
но
и
славен
своим
неповторимым
колоритом,
творчеством
народов,
его
населяющих.
Культурные традиции казаков,
тесно переплетаясь, создали свою
кубанскую
культуру.
На
Кубани
издавна выращивали кукурузу.
Крестьяне, проживающие на
Кубани, собирая урожай, находили
широкое
применение
вторичному
сырью (солома, талаш). Кукуруза
занимала достойное место в жизни
кубанцев: ее зерно являлось ценным
пищевым продуктом, как для людей,
так и для животных. Сердцевина
початка
кукурузы
использовалась
как
герметичное
закупорочное
средство, а также вместо дров для печи; при сжигании сердцевины угли
издавали своеобразный запах и давали жар, использовавшийся для выпечки
хлеба. Золу после сжигания использовали для приготовления щелочного
раствора для стирки. Стволы кукурузы применяли как утепляющий материал
для домов, куреней, на корм животным, а также и из них изготавливали
ограду, плетни, заграждения от снега и для задержания снега на полях.
Листья талаша связывались пучки трав, калины, подвязывался виноград и т.
д.
Початки
кукурузы
сушили,
связывали
с
помощью
талаша
в
своеобразные гирлянды, развешивали в комнатах, на чердаке, кладовых.
Таким образом, хранился семенной материал.
Кубанские мастерицы при заготовке початков обратили внимание на
особенности талаша: он имеет разные цвета и оттенки, при увлажнении очень
податлив, крепок, хорошо связывается, сплетается в косички, хранится и без
особого труда прошивается нитью. Так, наряду с плетением из рогоза,
появился новый вид ремесла на Кубани – плетение из талаша.
Талаш – это листья, в
которые
скрыт
початок
кукурузы.
Они
заготавливается
во
время
уборки кукурузы - с середины
июля до середины августа.
Початок
кукурузы
освобождается
от
талаша.
Отбираются
листья
внутри
початка
(верхние,
более
жесткие
и
самые
нижние,
прилегающие
к
самому
початку
к
работе
не
пригодны). В зависимости от сорта кукурузы, времени уборки, погодных
условий талаш имеет разные цвета и оттенки (светло – зеленый, золотистый,
от светло – сиреневого до сиреневого, светло – коричневый). Собранный
материал сортируется по толщине листа, по цвету и оттенкам, по длине.
Просушивается в сухом месте. Мастерицы следили, чтобы талаш не отсырел,
чтобы в нем не появились насекомые (моль),
которые могут погубить
запасы.
Первые изделия, сплетенные из талаша, представляли собой примитивные
предметы обихода – кошельки, циновки, подставки под чугуны. В долгие
зимние вечера кубанские женщины придумывали множество вариантов
украшения изделий из талаша: с помощью косичек, различных завитушек,
сплетенных из тех же косичек, формировали причудливые узоры, навеянные
неповторимой кубанской природой. У каждой мастерицы был свой «почерк»
изготовления, который передавался по наследству. Изделиями из талаша
хозяйки щедро одаривали друг друга в праздники, украшали ими свое
жилище, использовали их в быту.
Плетение из талаша требует от мастерицы усидчивости, ловкости
пальцев, фантазии, терпения, выдумки. Собираясь вместе заниматься
любимым делом, рукодельницы разного возраста пели, рассказывали сказки,
небылицы и так скрашивали зимние вечера. Такие посиделки способствовали
не только обмену опытом, но и развитию устной речи, накоплению и
созданию новых духовных народных ценностей, воспитанию
любви к
родному краю, близким и отчему дому.
Историческая, территориальная, духовная и культурная связь людей
способствовала общению, взаимодействию, что в свою очередь порождало
творческие усилия и достижения, придававшие своеобразие кубанской
культуре и взаимосвязи поколений.
Сегодня в немногих музеях можно увидеть образцы народного
кубанского творчества. Мало осталось старожилов, которые помнят о том,
как изготавливали эти изделия. После долгих поисков и бесед со
старожилами поселка Ахтырского Абинского района удалось разыскать и
убедить поделиться своим мастерством по плетению из талаша Веру
Николаевну Белякову, которая научилась этому ремеслу у своей бабушки.
В свою очередь у педагогов и дошкольников возник огромный интерес к
этому кубанскому промыслу и вот уже более 20 лет в МБДОУ ЦРР -
детский сад № 37 муниципального образования Абинский район ведется
работа по ознакомлению детей с кубанской культурой и традиционным
художественным промыслом – плетением из талаша.
Воспитание и поощрение любой творческой активности, направленной
на посильное участие ребенка в работе по мотивам народных промыслов,
развитие его сенсорных способностей, творческого потенциала открывают
для него новые жизненные горизонты, способствуют развитию его личности
в целом.
Многолетняя
организация
работы
с
детьми
по
обучению
их
использованию распространенного на Кубани природного материала –
талаша (листья кукурузных початков) позволила накопить определенный
опыт. Наблюдения показывают, что не ослабевает интерес детей и взрослых
к работе с талашом, проявляются и успешно реализуются творческие
замыслы, возникают и внедряются все новые и новые идеи использования
этого материала в детских поделках, играх, дизайне.
Накопленный
и
обобщенный
передовой
педагогический
опыт
воспитателя Кондратьевой Ирины Владимировны стал основой программы
приобщения дошкольников к народному промыслу плетения из листьев
кукурузных початков «Кружева из талаша», изданной в 2005 году.
Программа
помогает
воспитателям
детских
садов,
родителям,
педагогам системы дополнительного образования освоить своеобразие
забытого и вновь возрожденного промысла кубанских мастеров – плетения
из талаша, приобщить детей к этой интересной работе.
В ходе выполнения упражнений дети знакомятся с простейшими
техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с различными
инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам и
орудиям труда.
Дошкольники
на
собственном
опыте
усваивают
элементарные
представления о свойствах
талаша, узнают и видят,
что
материал
может
подвергаться
различным
превращениям,
из
него
можно
делать
разнообразные
вещи,
применяя
для
этого
различные инструменты и
способы
соединения
деталей или частей.
По мере овладения более сложными навыками и умениями, дети
работают
с
большей
инициативой:
у
них
проявляются
элементы
творчества,
конструктивной смекалки,
сообразительности. Ребята
уже могут самостоятельно
добавить к поделке какие –
либо
детали,
украшать
свои
изделия,
стремятся
сделать
вещь красивой,
оригинальной.
Чем
старше
становятся дети, тем более
общественную направленность приобретают мотивы трудовой деятельности.
Все, что они создают, имеет свое продолжение и применение в разных
жизненных ситуациях.
Если перед детьми стоит конкретная цель – сделать что-то в подарок
младшим братьям и сестрам, папе или маме к празднику, то все стараются
довести дело до конца, проявляют особое старание, желание выполнить
работу как можно лучше, аккуратнее. От понимания результативности и
полезности своего труда дети испытывают радость, усиливается интерес к
подобным видам деятельности, воспитывается любовь к труду.
При
правильной
организации
занятий
по
ручному
труду
дети
проявляют не только старательность, тщательность, аккуратность в работе,
но и обнаруживают много выдумки, фантазии, творчества, активности. Все
это, в свою очередь, важно не только в трудовой деятельности, но и ценно в
воспитательном отношении, формировании социально – нравственных
качеств малышей.
Хорошо, если началу работы предшествует небольшая выставка,
которая наглядно покажет детям возможности выбранного материала.
Данным промыслом любят заниматься не только девочки, но и
мальчики,
причем
заинтересовать
работой
мальчиков
можно
соответствующим подбором изделий: если, например, девочки плетут
«косички» для изготовления коврика, салфетки, то мальчики с удовольствием
делают
помпоны,
применяя
их
в
оформлении
различных
игрушек;
изготавливают предметы и атрибуты для своих игр.
Для большей эффективности работы дети должны иметь свободный
доступ к материалу, его изобилие, причем, не только в дошкольном
учреждении, но и дома, где могли бы заниматься интересным делом.
Работа с талашом включает в себя несколько этапов:
1. Подготовка материала к работе
Перед началом работы с талашом педагог вместе с детьми отбирает
нужное количество материала по цвету, длине, толщине листа. Талаш
необходимо замочить в теплой воде, выложить на салфетку, а сверху
прикрыть еще одной салфеткой, чтобы убрать лишнюю влагу и сохранить
необходимую. Подготовленный таким образом материал легко поддается
обработке.
2. Освоение отдельных приемов работы с талашом: расщепление и
скрепление отдельных листьев или частей, скручивание жгутов, плетение
косичек, простых узлов.
3. Выполнение поделок и игрушек из целых листьев талаша
:
Рыбку связывают из одного листа.
Бабочку
из
двух
листьев,
которые
скрепляются
посередине
и
вытягиваются один кверху, другой книзу.
Зайчик делается из одного большого согнутого листа, который дважды
перевязывается, а в конце разъединяется:
Паук состоит из разорванных и связанных полос.
Мышь – из трех – пяти листьев, которые перевязывают спереди (для
головы) и сзади (для хвоста), а затем им придается форма.
По мере овладения разнообразных приемов плетения из талаша,
изготавливаемые детьми поделки усложняются.
4. Использование «косички» при изготовлении поделок.
Оформление края изделия
Из широкого влажного листа талаша вырезаются различные фигуры,
например, яблоко, груша, бабочка и т. д. «Косичка» пришивается по краю
вырезанного предмета, можно использовать шаблоны.
Ширину «косички» необходимо подбирать в зависимости от величины
изделия, чем больше предмет, тем толще «косичка».
Выполнение круга и овала
из «косички»
Заготовленный
«косички»
скручиваются и сшиваются по
спирали в виде круга или овала.
При
скручивании
«косичку»
можно располагать плоско или
ребром.
Если
«косичку»
во
влажном
состоянии
свернуть,
затем
положить
под
пресс
и
высушить,
то
сшивание
не
потребуется.
Рыбка
Круг или овал из сшитой «косички» - это туловище рыбки. Хвостик
выполняется из влажных длинных полосок талаша, которые привязываются
либо
пришиваются
к
туловищу
рыбки.
При
высыхании
полоски
закручиваются с помощью карандаша либо ножниц. Мелкие детали
(плавники, глаза,
блестящая чешуя) прикрепляются дополнительно с
помощью клея или самоклеющейся бумаги.
4. Творческие коллективные работы на основе полученных умений
и навыков.
Соприкоснувшись
с
народными
традициями,
научившись
перевоплощать в образы, дети начинают творить, изображать, реализовать
свой творческий потенциал на основе полученных знаний, умений и навыков.
Это чувство эмоционально значимо для каждого, развивает потребность
ежедневной встречи со всем прекрасным, формирует дошкольников духовно.