Автор: Тунгускова Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Педагогическая копилка
Тема: "Психофизические особенности дошкольников и их поведение на дороге"
Раздел: дошкольное образование
Психофизические особенности дошкольников
и их поведение на дороге
Подготовила: воспитатель Тунгускова С.В.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение "Синеглазка" муниципального образования
город Ноябрьск
2021 год
1
Дошкольники, оказавшиеся на проезжей
части дорог без сопровождения
взрослых, попадают в ДТП в силу
психофизиологических особенностей их
высшей нервной деятельности, что
сказывается на поведении в дорожной
среде.
2
У ребенка 3-4-летнего возраста при ознакомлении с
новыми незнакомыми предметами сохраняется
тесное взаимодействие восприятия и двигательных
действий. Он не ставит перед собой никакой цели
запомнить какие-либо объекты или слова. Они
запоминаются как результат восприятия и наиболее
точно и прочно в тех случаях, когда образы или
явления эмоционально окрашены.
3
У ребенка 4-5-летнего возраста почти все
процессы активности мозга происходят на
подсознательном уровне. Активизация его
внимания возможна лишь при условии
эмоционально окрашенных стимулов.
4
Дошкольник плохо распознает
источники звуков. Он слышит только
те звуки, которые ему интересны.
5
Можно предположить, что в связи с
подвижностью детей, их повышенной
возбудимостью, наличием
сравнительно коротких нервных путей
от рецепторов к мышцам время
реакции у них должно быть коротким.
6
У дошкольника неустойчивое и быстрое
истощение нервной системы, процессы
возбуждения преобладают над процессами
торможения, быстро образуются и исчезают
условные рефлексы, потребность в движении
преобладает над осторожностью.
7
Есть и индивидуальные особенности
поведения дошкольника. Так, для
ребенка с сильной нервной системой
приятны шумные игры, громкое радио,
яркий свет. Чем сильнее раздражители,
тем большая у него скорость реакции. И
при громком сигнале автомобиля такой
ребенок отреагирует быстро.
8
Ребенок же со слабой нервной системой в
этом случае может испугаться, оказаться в
замешательстве. У него при сильных
раздражителях возникает противоположная
реакция - реакция торможения.
Стремление играть в любых ситуациях
способствует непредсказуемости и
импульсивности в поведении ребенка. Он
может побежать на дорогу за укатившимся
мячом, или неожиданно появиться на
дороге на велосипеде, роликовых коньках,
самокате и т.д., не понимая опасности
движущегося транспорта.
9
У дошкольника отсутствует способность быстро
принимать решения, формировать
пространственные программы движения,
соразмерять скорость движущегося автомобиля
с тем расстоянием, на котором этот автомобиль
находится от него, сразу предугадывать все
возможные варианты поведения водителя.
10
В экстремальной ситуации, когда ребенок
поставлен перед выбором, как поступить,
он легко теряется, впадает в состояние
безысходной опасности, незащищенности.
Чем труднее ситуация, тем сильнее
развивается торможение в центральной
нервной системе ребенка.
11
Таким образом, мы не можем
предоставлять ребенку - дошкольнику
самому решать дорожные проблемы.
Рядом должен находиться взрослый.
12
Основываясь на психофизических
особенностях детей необходимо в
доступной для них форме донести
информацию о дорожных происшествиях и
правилах поведения на дороге. Необходимо
контролировать ребенка до тех пор, пока он
не научится самостоятельно переходить
дорогу и не поймет всю опасность проезжей
части и движущихся автомобилей
Спасибо за внимание!
13