Автор: Власова Елена Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ ИРМО Пивоваровская СОШ Населённый пункт: село Пивовариха, Иркутского района, Иркутской области Наименование материала: доклад Тема: Игра, как средство развития личности ребенка Раздел: начальное образование
Власовой Елены Геннадьевны.
Одним из путей, позволяющих разнообразить формы и средства
обучения, повысить качество образования, повысить творческую активность
обучающихся, развить познавательный интерес, является применение
игровых технологий. Игра является ценным средством воспитания,
умственной активности детей, она активизирует психические процессы,
вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. В ней дети
охотно преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают
способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал
увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает
радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач
обучения и воспитания. Во- первых, они таят огромные возможности для
расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и
стимулируют важный процесс – переход от любопытства к
любознательности. Во-вторых, являются прекрасным средством развития
интеллектуальных творческих способностей. В-третьих, снижают
психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого
обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями, чего нельзя
порой сказать о непосредственном обучении. Познавательная игра – не
только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее
желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически
не уставая и обогащаясь эмоционально. В-четвертых, в познавательных играх
всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность
подготовить сознание для восприятия нового. К.Д. Ушинский писал:
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача
первоначального обучения».
Я считаю, что игры на уроках начальной школы просто необходимы.
Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное –
интересным и веселым.
Поэтому мною была определена тема самообразования « Игра, как
средство развития личности ребенка ».
Цель: введение в урок и внеурочную работу игровых моментов с целью
положительной мотивация обучения.
Задачи:
-Через различные игры развивать физические качества ребенка (подвижные
игры), формировать эстетический вкус (музыкальные, художественные и др.),
формировать нравственные понятия (сюжетно-ролевые игры), развивать
умственные способности ребенка (дидактические, сюжетные).
-Создавать условия, способствующие повышению уровня образованности
учащихся.
-Участие со своими воспитанниками проводимых в рамках школы, района,
области и др. конкурсах, олимпиадах, конференциях и др.
Основные вопросы по самообразованию:
-изучение психолого-педагогической литературы;
- подбор и использование различных игр, игровых технологий в учебно-
воспитательном процессе;
- изучение педагогического опыта других преподавателей;
-планомерное
и
систематическое
совершенствование
методов
учебно–
воспитательного процесса.
Работа идет по следующим направлениям: изучение литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Книга 1. – К.,1996.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Книга 2. – К.,1998.
3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. – М., 1992.
4. Воловик А.Ф. Введение в интерес. – М., 2008.
5. Дедюхина О. Обеспечение творческой самореализации воспитанников в
УДО // Дополнительное образование – 2005.
6. Добринская Е.И. Свободное время и развитие личности. – Л., 2003.
7. Духонина Л. Решение проблемы творческого развития учащихся // СПО
2004.
8. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М., 2006.
9. Иленова Н.В. Методика отслеживания и стимулирования саморазвития
ребенка в детской досуговой деятельности // Дополнительное образование –
2001.
10.
Карановский
В.А.
Воспитание?
Воспитание…
Воспитание!
//
Педагогическое общество России, 2000.
11. Кожохина С.К. Пути ребенка к творчеству // Внешкольник, 1997.
12. Кулаев К.В. Проблемы саморазвития личности // Педагогика, 2003.
13. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М., Владос, 2000.
14.
Поволяева
М.Н.
Творчество
педагога
–
творчество
ребенка.
//
Внешкольник, 2000.
15. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1996.
16.
Селевко
Г.
Воспитательная
система
саморазвития
школьника
завоевывает признание практиков. // Народное образование, 2004.
17. Селевко Г. "Сделай себя сам" // Народное образование, 2000.
18. Чернова Н.А., Чибизова А.М. Творческая деятельность как средство
развития личности. – Кемерово, 2005.
19. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. – М, 1993.
20. Подвижные игры и игровые упражнения для детей: Методическое
руководство
для
работников
дошкольных
образовательных
учреждений.
Линка-пресс. 2005 г
21. Дидактические игры и занятия с детьми младшего школьного возраста.
Пособие для воспитателя под редакцией Новосёловой. Москва Просвещение
2005 г
22. Поиск материалов в интернете.
- работа над созданием развивающей среды, применение игровых технологий
как на уроке, так и во внеурочной деятельности:
- при подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а
также их интерес к различным играм;
- при организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные
моменты: через героя, которому нужно помочь; различные атрибуты;
- дидактические игры
включала в занятия, в совместную деятельность, в
индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».
- для занятий по математике подбирала игры с математическим содержанием
требующие умственного напряжения,
- игры головоломки;
- игры шутки;
- игры с занимательными вопросами;
- в занятиях по развитию речи - дидактические игры, на развитие умения
вглядываться
в
предмет,
явление,
на
умение
делать
умозаключения
и
предположения.
- на занятиях по ознакомлении с окружающим миром использовала игры на
закрепление знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире,
способствующие развитию любознательности, наблюдательности;
-
при
подборе
игр
какого-либо
воспитательного
мероприятия
учитывала
возрастные особенности детей, тематику мероприятия.
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей важно задавать вопросы,
давать
образец
действий,
образец
высказывания,
напоминать
правила,
обращаться к опыту детей, сначала брать на себя роль ведущего, а потом
наблюдателя за ходом игры.
В процессе игровой деятельности с детьми я старалась вызвать у них интерес
к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения,
используя занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
-
взаимодействие
с
родителями
и
с
социумом:
такая
форма
работы
с
родителями, как «игры на дом», позволила построить не только регулярное
общение ребенка со взрослым, но и разнообразить это общение; выступление
на родительском собрании по данной теме дало возможность родителям
понять
необходимость
внесения
игровых
элементов
при
подготовке
домашнего задания, подготовке к празднику или конкурсу.
-п
роведение
мониторинговых
исследований
(оценивание
УУД)
в
течение
учебного года (последний год работы над темой):
1.«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967)
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника
(партнера), оценка коммуникативных УУД.
Показатели уровня выполнения задания:
- низкий уровень: 39%
- средний уровень: 45%
- высокий уровень: 16%
2. «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор -
строитель»).
Оцениваемые УУД: коммуникативно-речевые действия.
Показатели уровня выполнения задания:
- низкий уровень: 38%
- средний уровень: 52%
- высокий уровень: 10%
3. Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабыльницкая).
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля.
Показатели уровня выполнения задания:
- низкий уровень внимания: 15%
- средний уровень внимания: 37%
- высокий уровень внимания: 48%
4. Логические задачи.
Оцениваемые УУД: уровень сформированности теоретического анализа и
внутреннего плана действий у младших школьников.
Результаты исследования:
- уровень развития умения принять учебную задачу:
Высокий – 6%
Средний -64%
Низкий – 30%
- уровень развития умения планировать свои действий:
Высокий – 11%
Средний -38%
Низкий – 51%
- уровень развития умения анализировать условия задачи:
Высокий – 6%
Средний -40%
Низкий – 54%
5. «Кто Я?» (модификация методики М.Куна)
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своей позиции в
отношении социальной роли ученика и школьной действительности:
действия, устанавливающие смысл учения.
Результаты исследования:
-высокий уровень: 47%
- средний уровень: 43%
- низкий уровень: 10%
6. Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении
эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие
оценивания своей учебной деятельности.
Результаты исследования:
-высокий уровень: 18%
- средний уровень: 62%
- низкий уровень: 20%
7. Удовлетворенность учащихся и родителей образованием.
Цель: выявить отношение учащихся и их родителей к образовательному
процессу.
Результаты исследования:
-высокий уровень: 93%
- средний уровень: 7%
- низкий уровень: 0%
Анкетирование показало, что у детей увеличился словарный запас,
расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более
самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной
литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась
мыслительная способность.
Одним из важнейших показателей мастерства является умение
активизировать воспитанников, развивать их способности. Для этого на
протяжении всего периода работы над темой я проводила работу по
применению игровых технологий. Например, игры- импровизации имеют
огромное значение в решении задач по развитию речи и коммуникативных
навыков у детей. Ведь импровизация предполагает сценическую игру, не
подготовленную на репетициях, дети представляют себя в роли того или
иного сказочного героя и передают его настроение так, как понимают сами.
Разыгрывание этюдов позволяет, используя игровую природу ребенка, путем
наглядности объяснить, как и в каком случае нужно себя вести, чтобы суметь
быть принятым в коллективе и противостоять грубости. В ходе игровой
деятельности можно раскрыть творческие способности детей, которые ярко
прослеживаются во время выступлений на праздниках, участии в различных
конкурсах, спортивных соревнованиях, интеллектуальных турнирах и
многом другом.
В заключение хочу сказать, что систематическая работа по развитию
различных навыков в ходе игровой деятельности способствует улучшению
социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения,
умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих
отношений школьников в социуме. Считаю, что выбранное мною
направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться
в новых для них условиях школьной жизни среднего и старшего звена, и
приобретенный опыт позволит успешно решать социальные проблемы и
задачи. Анализируя проделанную работу по применению игры в процессе
обучения, могу сказать о том, что реализация такого подхода позволила мне:
- создать определенный эмоциональный настрой и развить эмоциональный
интерес к предмету;
- организовать самостоятельную работу учащихся; реализовать
дифференцированный подход;
- развивать творческий потенциал учащихся; логическое мышление;
- развивать навыки самоконтроля; т. е. развивать личность учащегося.
В дальнейшем планирую применять наработанный над этой темой
материал, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Игровая
деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она
близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое
отражение стихийно, потому что связана с игрой. Игровая деятельность
помогает развить интересы и способности ребенка, способствует его общему
развитию.