Напоминание

Здоровьесберегающие технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ


Автор: Московая Евгения Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №22
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии обеспечения социально-

психологического благополучия ребенка в ДОУ

Московая Евгения Валерьевна

воспитатель МБДОУ д/с №22 г. Ставрополь

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества

является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – одна из

самых

главных

задач,

которую

необходимо

осуществить

педагогам

дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье

ребенка – это основа формирования его личности.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании

фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период

идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем

организма.

Наметившаяся

в

последние

годы

устойчивая

тенденция

ухудшения

здоровья

дошкольников,

увеличение

количества

детей

с

нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость

поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Главное назначение таких новых механизмов – это объединить

педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на

сохранение,

укрепление

и

развитие

здоровья.

Так

что

же

такое

«здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это

целостная

система

воспитательно-оздоровительных,

коррекционных

и

профилактических

мероприятий,

которые

осуществляются

в

процессе

взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.

Цель

здоровьесберегающей технологии:

обеспечить дошкольнику

высокий уровень здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний,

умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.

Задачи: • создание адекватных условий для развития и оздоровления

детей;

• сохранение здоровья детей и повышение двигательной

активности и умственной работоспособности;

• создание положительного эмоционального настроя и снятия

психоэмоционального напряжения.

Здоровьесберегающие технологии социально-психологического блока

направлены

на

укрепление

иммунитета

через

создание

позитивного

настроения и воздействие на различные органы чувств. Ученые все чаще

говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность

стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

Одним из направлений работы, обеспечивающих снижение уровня

напряжения психологического состояния ребенка в непростой для ребенка

период, является комплексное использование специально созданной среды. В

кабинете психолога или в группе должен быть уголок психологической

разгрузки, в котором применяются сухой бассейн, расслабляющая музыка,

аквариум, сенсорный столик. Все это помогает ребенку отвлечься от

состояния, которое беспокоит его.

Помимо основных здоровьесберегающих технологий, в ДОУ можно

использовать и другие их виды:

психогимнастику;

музыкотерапию;

сказкотерапию;

песочную терапию;

цветотерапию;

фитотерапию;

гелиотерапию.

Элементы

психогимнастики

и

различных

видов

арт-терапии

включаются в структуру занятий воспитателем. Педагог-психолог проводит

групповые

тренинги.

Для

индивидуальных

занятий

в

детском

саду

рекомендуется организовать «волшебную комнату» - с приглушенным

светом, магическим фонарем, проигрывателем с мелодиями, игрушками и

материалами для расслабления.

Психогимнастика

- курс специальных занятий (этюдов, игр,

упражнений),

направленных на развитие и коррекцию различных сторон

психики ребенка

(как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной

утомляемостью,

замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими

задержками

психического

развития

и

другими

нервно-психическими

расстройствами,

находящимися на границе здоровья и болезни.

Не

менее

важно

использовать

психогимнастику

в

профилактической работе с

практически

здоровыми

детьми

с

целью

психофизической

разрядки.

Психогимнастика

курс

специальных

занятий

(этюдов,

игр,

упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон

психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной

сферы).

Прежде

всего,

такие

занятия

показаны

детям

с

чрезмерной

утомляемостью,

замкнутостью,

с

неврозами,

нарушениями

характера,

легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими

расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической

работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.

І фаза. Мимические и пантомимические этюды.

ІІ фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и

эмоций.

ІІІ

фаза.

Этюды

и

игры,

имеющие

психотерапевтическую

направленность на определенного ребенка или группу в целом.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в

психогимнастике,

но

которые

могут

быть

полезны

группе

своей

артистичностью. С их помощью легче «заразить» других детей нужной

эмоцией.

Музыкальная

терапия

(или

«музыкотерапия»,

дословно

«исцеление музыкой», от лат. musica «музыка» и греч. therapeuein «лечить»)

– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии

музыки на психологическое состояние человека, которая используется как

лечебное средство. Музыкотерапия относится к комплексным средствам

эмоционального и психосенсорного воздействия.

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ.

Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их

жизнедеятельности.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не

значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна

прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида

деятельности, и настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального

и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон

необходимо

воспользоваться

благотворным

влиянием

мелодичной

классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками

природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских

волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне

успокаиваются, расслабляются.

Так, например: - для уменьшения чувства тревоги и неуверенности

рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии»; а также

«Вальсы» И. Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна; - для уменьшения

раздражительности – «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Грезы» Р. Шумана,

музыку А. Вивальди и В.А. Моцарта; - для общего успокоения –

«Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта; «Баркаролла»,

«Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.

Один из эффективных методов в работе с детьми дошкольного

возраста является метод сказкотерапии.

Целью занятий с применением метода сказкотерапии является

гармонизация

эмоционально-личностного

развития

каждого

ребенка,

формирование его волевых качеств и творческих способностей.

Основные задачи:

- Развитие фантазии и воображения.

- Развитие умения выражать свои мысли.

- Развитие способности слушать другого, следить за ходом его

мыслей.

- Развитие эмпатии.

- Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний.

- Расширение знаний о явлениях окружающего физического и

социального мира.

На занятиях по сказкотерапии дети погружаются в мир сказок,

переживают за героев, сочувствуют им, бурно выражают свое мнение и

отношение к происходящим событиям, рисуют, поют, танцуют, играют,

придумывают собственные сказки, в которых являются одновременно

авторами, режиссерами, актерами. Дети учатся прямо говорить о своих

чувствах,

желаниях,

потребностях;

налаживать

взаимоотношения

со

сверстниками и взрослыми. Сказка помогает наладить климат в группе.

Пескотерапия,

как

здоровьесберегающий

компонент

в

коррекционной

работе

с

детьми,

в

настоящее

время

актуален.

Его

актуальность обусловлена тем, что средства и методы пескотерапии

развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность, зрительное

восприятие,

мелкую

моторику.

Песок

воздействует

на

тактильно-

кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые

отвечают за развитие речевой активности. А если учесть, что песок обладает

замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то

в

процессе

образовательной

работы

происходит

и

гармонизация

психоэмоционального состояния ребенка.

Занятия в ДОУ могут проводиться психологом, дефектологом,

воспитателем.

Тактильно-кинестетические

(двигательные)

ощущения

непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их

помощью

познается

мир.

Поэтому

индивидуальные

игровые

занятия

начинаются с развития именно этого вида чувствительности. Стиль и

динамика игры в песочнице у детей, имеющих проблемы интеллектуального

развития составляет до 40 мин.

Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких

фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком.

Групповые занятия проводятся в малых группах из 4 - 5 человек, на которых

развивается умение играть в коллективе, общаться с другими детьми,

исполнять определенные роли, прислушиваться к себе и выражать свои

мысли.

Цветотерапия

– это способ корректировки психоэмоционального

состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика,

основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волн на мозг

ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного

цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении

апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся

детской агрессии, управлять своими эмоциями.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное

время она официально признана медициной. Какие цвета обычно выбирают

дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый.

Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно

все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый

или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает

одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть

ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Каждый

цвет

излучает

собственные

электромагнитные

волны,

которые человек воспринимает по-разному. Давайте рассмотрим каждый

цвет в отдельности и разберемся, какой лечебный эффект может быть

достигнут благодаря цветотерапии.

Желтый.

Цвет

радости,

обладает

мощной

энергетикой,

дарит

положительные эмоции. Используется для лечения депрессии, заболеваний

печени и желчного пузыря, при диабете, налаживает работу органов

пищеварения.

Красный. Действует возбуждающе на нервную систему, придает

бодрости, активирует работу левого полушария, повышает давление.

Подходит для лечения апатии, малокровия, артрита. При патологиях глаз его

влияние также положительное. Красный цвет еще и укрепляет иммунную

систему и стимулирует кровообращение.

Зеленый способен понижать давление, успокаивать нервную систему.

Он действует на стенки сосудов, расширяя их. Благодаря ему, легко

справиться с беспокойством, наладить сон, улучшить зрение. Он является

отличным лекарем при невралгии и остеохондрозе.

Синий или голубой, в противоположность зеленому, способен

повышать артериальное давление. Он активирует защитные функции

организма,

помогая

справиться

с

различными

инфекционными

заболеваниями.

Длительное

пребывание

в

помещении

синего

цвета

способствует наступлению меланхолии и депрессии.

Фиолетовый цвет способен благотворно влиять на тонус мышц, а

также некоторые внутренние органы, например, селезенку. Подобно синему

он помогает организму бороться с вирусами.

Большинство

педагогов,

которые

уже

практикуют

занятия

цветотерапией в дошкольных учебных заведениях, сходятся во мнении, что

эта методика действует. Они отмечают, что в результате нескольких курсов

удалось добиться следующих результатов:

-

снизилось

количество

детей

с

симптомами

тревожности

и

признаками гиперактивности;

- дети приобрели хорошие навыки коммуникации;

- уменьшился показатель конфликтности;

- дети стали больше интересоваться окружающим миром.

Выбирая в качестве лечебного средства работу с цветом, следует

помнить, что цветотерапия является вспомогательным психокоррекционным

методом. Она не устраняет проблемы на глубинном уровне, а позволяет

увидеть

проблему

и

улучшить

свое

состояние.

В

качестве

психогигиенического

средства

здоровым

людям

цветотерапию

можно

использовать без ограничений. Нужно только помнить о разумных дозах

«облучения», чтобы не получилось обратного эффекта из-за истощения

организма от переизбытка цветов теплой половины цветового спектра.

Фитотерапия

это

лечение

лекарственными

растениями.

Лекарственные растения чрезвычайно богаты по химическому составу. В их

состав входят алкалоиды, ферменты, витамины, микроэлементы. Грамотное

применение лекарственных фитосборов, лечебных ингаляций и местной

терапии расширяет возможности в профилактике ОРВИ и ОРЗ.

Часто

болеющим

детям

полезно

лечение

так

называемыми

адаптогенными,

или

биологическими,

стимуляторами

растительного

происхождения.

Элеутерококк, аралия, лимонник, женьшень, заманиха

повышают

образование

в

организме

энергетических

соединений,

нормализуют измененные функции организма. Их действие проявляется

улучшением

самочувствия,

увеличением

жизненной

емкости

легких,

улучшением аппетита и сна.

Наиболее

эффективным

средством

при

лечении

различных

заболеваний дыхательной системы является солодка голая. Корень солодки

обладает противовоспалительным и откашливающим эффектами. Кроме

того, солодка оказывает тонизирующее и общеукрепляющее действие на

организм.

Усиливают обмен веществ, регенерацию тканей, сопротивляемость

организма алоэ, виноград и крыжовник.

Эвкалипт, ромашка, календула, алоэ, тысячелистник, полынь, сосна,

пихта,

шалфей,

мать-и-мачеха

оказывают

антибактериальное,

противовирусное средство. Откашливающее действие выражено у мать-и-

мачехи, алтея, аниса, мяты, тимьяна, одуванчика.

Как применяют лекарственные растения для оздоровления детей?

Лекарственные растения применяют и в свежем виде, и в виде порошка из

высушенных и измельченных растений или вытяжки из них. Их используют

для приготовления настоев, отваров, настоек и экстрактов.

При лечении методами фитотерапии сроки и методики проведения

лечения

определяются

врачом.

При

хронических

заболеваниях

фитотерапевтические курсы могут и должны проводиться по специально

разработанной врачом программе. Такие курсы обязательны при угрозе

возникновения обострений болезни.

В профилактически целях фитотерапия остается с детьми ежедневно.

Судите сами, дети с удовольствием пьют соки, чаи, отвары, компоты и

кисели – ведь они очень вкусные. Даже ягоды, добавленные в пищу, тоже

являются одним из элементов профилактической фитотерапии. В этих

случаях меню и дозировку согласовывают с фитотерапевтом.

Применяя лекарственные растения для оздоровления детей надо

проявлять осторожность. Почему? Потому что непереносимость ребенком

той или иной лекарственной травы или лекарственного сбора узнать заранее

практически невозможно.

Гелиотерапия (греч. hlios солнце - therapeia лечение) — воздействие

солнечными лучами на организм человека в лечебных и профилактических

целях. Солнечные лучи обладают общеукрепляющим действием на детский

организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие,

поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту, регулируют

теплообмен. Для младших детей эффективными окажутся солнечные ванны,

которые рекомендуется проводить в движении. Однако игры эти должны

быть спокойного характера.

Солнечные ванны в теплое время года, особенно летом, обладают

такими полезнейшими целебными свойствами, которых не имеет ни один

другой природный фактор оздоровления. Профессор И. М. Саркизов-

Серазини говорил: «Там, куда часто заглядывает солнце, нечего делать

врачу».

Лучшим временем для приема солнечных ванн являются в средней

полосе летом утренние часы (7-11), весной и осенью - полдень (11-14 часов).

После солнечной ванны приятно и полезно выкупаться или облиться

прохладной водой и отдохнуть полчаса в тени.

Гелиотерапия оказывает благоприятное воздействие на организм:

- активирует обменные процессы;

- укрепляет иммунитет;

- улучшает приток крови к тканям;

- нормализует аппетит и сон;

- помогает при некоторых заболеваниях кожи;

- способствует закаливанию организма;

- способствует выработке кожей витамина Д;

- уничтожает вредоносные микробы.

Солнце – это источник жизни. Без его живительных лучей человек не

может полноценно существовать, важно только соблюдать простые правила

и ориентироваться на самочувствие.

Суть перечисленных технологий понятна исходя из их названий.

Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском

саду по ФГОС – сохранение и укрепление здоровья детей, что служит

обязательным

условием

повышения

результативности

учебно-

воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим

учеником и успешной личностью.

Список использованной литературы:

1.

Арстанова

Л.Г.,

Занятия

и

развлечения

со

старшими

дошкольниками. Волгоград, Изд-во «Учитель», 2009.

2.

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в

детском саду. Издательство «Учитель», 2009.

3.

Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.-

М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

4.

Волошина Л. Организация здоровьесберегающего

пространства//Дошкольное воспитание. - 2004.-N1.- С.114 - 117.

5.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии».

– СПб, 2008.

6.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке»

практикум по песочной терапии. Из-во « Речь». – 2005.

7.

Карепова

Т.Г.

Формирование

здорового

образа

жизни

у

дошкольников, Издательство «Учитель», 2009.

8.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство

«ВАКО», 2004.

9.

Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего

школьного

возраста.

Методические

рекомендации

для

педагогической психокоррекционной работы. – М.: ЦГЛ, 2004.

10.Крылова

Н.И.

Здоровьесберегающее

пространство

в

ДОУ.,

Издательство «Учитель», 2008.

11.Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе

жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных

учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.

12.Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система

ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009.

13.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 3 - 7 лет., Издательство

«Учитель», 2008.

14.Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь,

2008.

15.Семенов

В.М.

Все

о

чае

и

чаепитии:

Новейшая

чайная

энциклопедия.

16.Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? Серия «Путешествие в мир

природы. Развитие речи». Москва, 2002.

17.Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9

лет.

Психологические

игры,

упражнения,

сказки.

Изд-во

«Генезис», 2013.



В раздел образования