Автор: Жидкевич Оксана Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Первомайская школа №1
Населённый пункт: Республика Крым, п.г.т. Первомайское
Наименование материала: Урок по теме: "Закон всемирного тяготения в 9 классе"
Тема: Урок по теме: "Закон всемирного тяготения в 9 классе"
Раздел: полное образование
Урок по теме: «Закон всемирного тяготения» в 9 классе
Цель урока: сформировать знания учащихся о законе всемирного тяготения и
его проявлениях
Задачи урока:
Образовательные:
- расширить и углубить знания учащихся по данной теме.
- добиться усвоения закона всемирного тяготения;
- познакомить с опытным определением гравитационной постоянной;
Обучающие:
- учить пользоваться ресурсами интернета, библиотеки, справочной
литературой;
- обобщать и обрабатывать полученную в результате исследований
информацию;
- пользоваться компьютером для оформления проектов
Воспитательные:
- формировать систему взглядов на мир;
- прививать интерес к физике и истории физики;
- воспитывать интерес к творческий и исследовательский работе.
- воспитать информационную культуру личности
Развивающие:
- развивать речь, мышление и творческие способности;
- развивать у учащихся навыки самостоятельной работы
- формировать у учащихся коммуникативные навыки, умения работать в
группах, умения оценивать деятельность товарища.
Формируемые УУД:
Предметные : объяснить явление тяготения и его следствия; применять
полученные знания в повседневной жизни.
Метапредметные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои
мысли; рационально планировать свою работу, добывать недостающую
информацию с помощью вопросов; находить взаимосвязь явлений и их
причинную обусловленность; осознавать себя как движущую силу своего
научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики.
Ход урока:
1.
Организационный этап.
2.
Актуализация опорных знаний.
Почему предметы падают на Землю?
Луна вращается вокруг Земли?
ОТВЕТ: действует Земля с определенной силой!
3.
Изучение нового материала:
По третьему закону Ньютона должна возникать сила, действующая на
Землю со стороны падающего тела.
( F очень мала, так как m(тела)<< m(Земли))
m(Земли) = 6*10
24
кг
в 1667 году Исаак Ньютон высказывает предположение, что между всеми
телами действует силы взаимного притяжения
F-1/ R
2
; F – m
В 1682 году Ньютон сформулировал закон Всемирного тяготения:
Работа с книгой: прочитать закон и записать формулу.
F прит. = (G *m
1
*m
2)
/ R
2
G – гравитационная постоянная, из формулы получаем G = (F * R
2
) /( m
1 *
m
2
)
[ G] = ( H * м
2
) / кг
2
Экспериментально определил G Генри Кавендиш в 1798 году.
G = 6,67 * 10
-11
(H*м
2
) / кг
2
Закон Всемирного тяготения установлен:
- для материальных точек;
- два тела шарообразной формы;
- одно – шарообразной формы большей массы, а другое любой формы и
малой массы.
Закон Всемирного тяготения не применим:
- для взаимодействия бесконечного стержня и шара; ( В этом случае сила
тяготения обратнопропорциональна только расстоянию, а не квадрату
расстояния)
- между телом и бесконечной плоскостью. (Сила тяготения не зависит от
расстояния)
Частным случаем гравитационных сил является сила притяжения тел к
Земле. Эту силу называют силой тяжести. В этом случае закон Всемирного
тяготения имеет вид :
F = (GmM) / (R +h )
2
m – масса тела, кг
M – масса Земли, кг
R – радиус Земли, м
h – высота над поверхностью
Сила тяжести равна F = mg.
Отсюда mg = (GmM) / ( R+h)
2
Следовательно ускорение свободного падения равно : g = (GM) / (R +h)
2
На поверхности Земли (h = 0) : g = GM /R
2
4.
Закрепление материала. Используя данные таблицы определить
ускорение свободного падения на Марсе, Сатурне, Церере
№ п/п
Небесное
тело
Масса, кг
Радиус , м
g, м/с
2
1
Земля
5,98 *10
24
6,38 * 10
6
9,8
2
Луна
7,3 * 10
22
1,74 *10
6
Д/З (1,6)
3
Марс
6,4 * 10
23
3,4 * 10
6
3,7
4
Сатурн
5,7 * 10
26
6,03 * 10
7
10,45
5
Уран
8,7 * 10
25
2,56 * 10
7
Д/З (8,85)
6
Плутон
1,3 * 10
22
1,38 * 10
6
Д/З (0,62)
7
Церера
9,5 * 10
20
5 * 10
6
0,0025
g
марса
= ((6,67 * 10
-11
* 6,4 * 10
23
кг *(Н* м
2
) /кг
2
) / (3,4 * 10
6
м)
2
) = 3,7 м/с
2
I в – Сатурн
g
Сатурна
= ((6,67 * 10
-11
* 5,7 * 10
26
кг *(Н* м
2
) /кг
2
) / (6,03 * 10
7
м)
2
) = 10,45
м/с
2
II в – Церера
g
Церера
= ((6,67 * 10
-11
* 9,5 * 10
20
кг *(Н* м
2
) /кг
2
) / (5 * 10
6
м)
2
) = 0,0025 м/
с
2
5.
Подведение итога урока.
А) Какой закон изучали?
Б) Кто его открыл?
В) Формула закона Всемирного тяготения.
Г) Чему равна гравитационная постоянная?
Д) Формула ускорения свободного падения
6.
Рефлексия:
Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по
методу «Бассейн». Каждый ученик с помощью магнита указывает свою
фамилию на нарисованном на ватмане бассейне. Название уровней бассейна:
1-
Устал на середине дистанции;
2-
Доплыл до финиша, но было очень трудно;
3-
Доплыл у уверенностью до финиша;
4-
Установил личный рекорд
7.
Домашнее задание: п. 11, найти g для Луны, Урана, Плутона ( учебник
О. Ф. Кабардин, 9 класс)