Напоминание

Урок по теме: "Закон всемирного тяготения в 9 классе"


Автор: Жидкевич Оксана Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Первомайская школа №1
Населённый пункт: Республика Крым, п.г.т. Первомайское
Наименование материала: Урок по теме: "Закон всемирного тяготения в 9 классе"
Тема: Урок по теме: "Закон всемирного тяготения в 9 классе"
Раздел: полное образование





Назад




Урок по теме: «Закон всемирного тяготения» в 9 классе

Цель урока: сформировать знания учащихся о законе всемирного тяготения и

его проявлениях

Задачи урока:

Образовательные:

- расширить и углубить знания учащихся по данной теме.

- добиться усвоения закона всемирного тяготения;

- познакомить с опытным определением гравитационной постоянной;

Обучающие:

- учить пользоваться ресурсами интернета, библиотеки, справочной

литературой;

- обобщать и обрабатывать полученную в результате исследований

информацию;

- пользоваться компьютером для оформления проектов

Воспитательные:

- формировать систему взглядов на мир;

- прививать интерес к физике и истории физики;

- воспитывать интерес к творческий и исследовательский работе.

- воспитать информационную культуру личности

Развивающие:

- развивать речь, мышление и творческие способности;

- развивать у учащихся навыки самостоятельной работы

- формировать у учащихся коммуникативные навыки, умения работать в

группах, умения оценивать деятельность товарища.

Формируемые УУД:

Предметные : объяснить явление тяготения и его следствия; применять

полученные знания в повседневной жизни.

Метапредметные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои

мысли; рационально планировать свою работу, добывать недостающую

информацию с помощью вопросов; находить взаимосвязь явлений и их

причинную обусловленность; осознавать себя как движущую силу своего

научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики.

Ход урока:

1.

Организационный этап.

2.

Актуализация опорных знаний.

Почему предметы падают на Землю?

Луна вращается вокруг Земли?

ОТВЕТ: действует Земля с определенной силой!

3.

Изучение нового материала:

По третьему закону Ньютона должна возникать сила, действующая на

Землю со стороны падающего тела.

( F очень мала, так как m(тела)<< m(Земли))

m(Земли) = 6*10

24

кг

в 1667 году Исаак Ньютон высказывает предположение, что между всеми

телами действует силы взаимного притяжения

F-1/ R

2

; F – m

В 1682 году Ньютон сформулировал закон Всемирного тяготения:

Работа с книгой: прочитать закон и записать формулу.

F прит. = (G *m

1

*m

2)

/ R

2

G – гравитационная постоянная, из формулы получаем G = (F * R

2

) /( m

1 *

m

2

)

[ G] = ( H * м

2

) / кг

2

Экспериментально определил G Генри Кавендиш в 1798 году.

G = 6,67 * 10

-11

(H*м

2

) / кг

2

Закон Всемирного тяготения установлен:

- для материальных точек;

- два тела шарообразной формы;

- одно – шарообразной формы большей массы, а другое любой формы и

малой массы.

Закон Всемирного тяготения не применим:

- для взаимодействия бесконечного стержня и шара; ( В этом случае сила

тяготения обратнопропорциональна только расстоянию, а не квадрату

расстояния)

- между телом и бесконечной плоскостью. (Сила тяготения не зависит от

расстояния)

Частным случаем гравитационных сил является сила притяжения тел к

Земле. Эту силу называют силой тяжести. В этом случае закон Всемирного

тяготения имеет вид :

F = (GmM) / (R +h )

2

m – масса тела, кг

M – масса Земли, кг

R – радиус Земли, м

h – высота над поверхностью

Сила тяжести равна F = mg.

Отсюда mg = (GmM) / ( R+h)

2

Следовательно ускорение свободного падения равно : g = (GM) / (R +h)

2

На поверхности Земли (h = 0) : g = GM /R

2

4.

Закрепление материала. Используя данные таблицы определить

ускорение свободного падения на Марсе, Сатурне, Церере

№ п/п

Небесное

тело

Масса, кг

Радиус , м

g, м/с

2

1

Земля

5,98 *10

24

6,38 * 10

6

9,8

2

Луна

7,3 * 10

22

1,74 *10

6

Д/З (1,6)

3

Марс

6,4 * 10

23

3,4 * 10

6

3,7

4

Сатурн

5,7 * 10

26

6,03 * 10

7

10,45

5

Уран

8,7 * 10

25

2,56 * 10

7

Д/З (8,85)

6

Плутон

1,3 * 10

22

1,38 * 10

6

Д/З (0,62)

7

Церера

9,5 * 10

20

5 * 10

6

0,0025

g

марса

= ((6,67 * 10

-11

* 6,4 * 10

23

кг *(Н* м

2

) /кг

2

) / (3,4 * 10

6

м)

2

) = 3,7 м/с

2

I в – Сатурн

g

Сатурна

= ((6,67 * 10

-11

* 5,7 * 10

26

кг *(Н* м

2

) /кг

2

) / (6,03 * 10

7

м)

2

) = 10,45

м/с

2

II в – Церера

g

Церера

= ((6,67 * 10

-11

* 9,5 * 10

20

кг *(Н* м

2

) /кг

2

) / (5 * 10

6

м)

2

) = 0,0025 м/

с

2

5.

Подведение итога урока.

А) Какой закон изучали?

Б) Кто его открыл?

В) Формула закона Всемирного тяготения.

Г) Чему равна гравитационная постоянная?

Д) Формула ускорения свободного падения

6.

Рефлексия:

Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по

методу «Бассейн». Каждый ученик с помощью магнита указывает свою

фамилию на нарисованном на ватмане бассейне. Название уровней бассейна:

1-

Устал на середине дистанции;

2-

Доплыл до финиша, но было очень трудно;

3-

Доплыл у уверенностью до финиша;

4-

Установил личный рекорд

7.

Домашнее задание: п. 11, найти g для Луны, Урана, Плутона ( учебник

О. Ф. Кабардин, 9 класс)



В раздел образования