Автор: Лагерникова Ольга Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 88"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагогаДОУ
Раздел: дошкольное образование
Использование информационно-коммуникационных
технологий в работе воспитателя ДОУ
Стремительный
рост
информационного
потока,
развитие
новых
информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои
требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт
информатизации среды образования свидетельствует о том, что она
позволяет
повысить
эффективность
воспитательно-образовательного
процесса.
Информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ)
являются
инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым
условием для решения задач формирования общей культуры личности,
адаптации личности к жизни в обществе.
В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ, в основном,
заключается в следующем:
подбор
иллюстративного
и
дополнительного
материала
для
образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов,
буклетов;
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
обмен опытом;
знакомство с периодикой,
использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования
фотографий;
использование
компьютера
в
делопроизводстве
ДОУ,
создании
различных баз данных;
создание электронной почты, ведение сайта;
создание презентаций в программе Power Point.
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)
является одним из приоритетов образования. Информатизация системы
образования
предъявляет
новые
требования
к
педагогу
и
его
профессиональной компетентности
Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и
современным
мультимедийным
оборудованием,
но
и
создавать
свои
образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической
деятельности.
Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного,
активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и
способами
взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками
ребенка,
необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать
традиционные
методы
обучения
и
современные
информационные
технологии. Поэтому воспитатели должны идти в ногу со временем, стать
для ребенка проводником в мир новых технологий. Воспитатели ДОУ
обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень
системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками
единого образовательного пространства. Для этого необходимо внедрение и
использование информационных технологий в ДОУ.
Целью работы при использовании ИКТ в образовательной деятельности
является, повышение качества образования через активное внедрение в
воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Задачи:
систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов
образовательного процесса;
разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения
воспитательно-образовательного процесса;
расширение использования информационно-компьютерных технологий
в воспитательно-образовательном процессе;
создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и
методических
материалов
по
использованию
информационных
технологий в работе ДОУ;
создание
комплексной
интегрированной
модели
информационно-
методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса
ДОУ.
Использование
ИКТ
выводит
усвоения
полученных
знаний
дошкольниками на более высокий уровень.
Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского
сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:
дает возможность расширения использования электронных средств
обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при
использовании традиционных средств;
позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения
количества иллюстративного материала;
позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную
работу
детей
во
взаимодействии,
осуществлять
интерактивную
взаимосвязь ребенок – педагог;
использование
мультимедийных
презентаций
обеспечивает
наглядность,
которая
способствует
восприятию
и
лучшему
запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное
мышление детей дошкольного возраста;
одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная
информация;
с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные
ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо
увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков
животных; природы, работу транспорта и т. д.);
занятия
с
использованием
информационно-коммуникационных
технологий
побуждает
детей
к
поисковой
и
познавательной
деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или
вместе с родителями;
высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению
материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения.
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном
процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых
новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском
саду
–
проведение
медиазанятий
с
применением
мультимедийных
презентаций.
Она
дает
возможность
оптимизировать
педагогический
процесс,
индивидуализировать
обучение
детей
с
разным
уровнем
познавательного
развития
и
значительно
повысить
эффективность
психолого-педагогической деятельности. Можно применять в своей практике
готовые
мультимедийные
презентации
в
различных
образовательных
областях: «Познавательное
развитие», «Речевое
развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие», это позволит:
значительно сократить время на формирование и развитие языковых и
речевых средств, коммуникативных навыков.
развивать память и концентрацию, которые так необходимы для
дальнейшей успешной учёбы в начальной школе.
развитию высших психических функций – внимания, памяти, словесно-
логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
Практика показывает, что при условии систематического использования
мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами
обучения,
эффективность
работы
по
организации
образовательной
деятельности
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
значительно
повышается.
При организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать
многие
факторы.
Компьютер
развивает
множество
интеллектуальных
навыков, но нельзя забывать о норме.
Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть
ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно
надеть.
Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном
освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра
или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание
отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует
закрывать легкими светлыми шторами.
Непрерывную образовательную деятельность с использованием компьютеров
для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не
чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во
вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят
гимнастику
для
глаз.
Непрерывная
продолжительность
работы
с
компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна
превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.
Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непрерывной
образовательной деятельности с использованием компьютерной техники
необходимо
обеспечить
рациональную
организацию
рабочего
места:
соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.
Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на
расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за
компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для
одновременного
занятия
двух
или
более
детей.
Непрерывную
образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров
проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к.
при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей,
требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при
обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей
теряется особый интерес к таким занятиям. И какими бы положительным,
огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные
технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут
и не должны.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном
образовательном
процессе
ведет
к
повышению
усвоения
знаний
дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип
информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает
работу воспитателя.