Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы в национальной школе
Автор: Тарасова Евдокия Ильинична Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Майинский лицей" Населённый пункт: с. Майя Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) Наименование материала: Статья Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы в национальной школе Раздел: среднее образование
Тарасова Е. И., учитель русского языка и литературы
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы в
национальной школе
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеклассной
работе является одним из приоритетов современного образования. Оба метода (проектный
и исследовательский) формируют умения и компетенции, непосредственно сопряженные с
практической
деятельностью.
Проектно-исследовательская
деятельность
учащихся
личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в
работу по мере её выполнения, позволяет учиться на собственном опыте, на реализации
конкретного дела.
Реализация
проекта
начинается
с
планирования
действий
по
разрешению
проблемы, в частности, с определения вида продукта данного проекта. В основе такой
работы
лежит
исследовательская
деятельность
самих
учащихся.
Таким
образом,
отличительная черта проектной технологии — поиск информации, которая затем будет
разработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы
На уроках и во внеурочной деятельности использую различные виды проектов.
Информационный
(поисковый)
На уроках русской литературы - проекты по жизни и творчеству
поэтов и писателей; на уроках русского языка по отдельным
образовательным темам: «Лексика», «Типы речи», «Стилистика»
и пр., которые готовятся учащимися под руководством учителя;
Исследовательски
й
Исследовательская
деятельность
обучающихся
(рефераты,
доклады, курсовые работы для 10 классов);
Творческий
Занятия в клубах «Лира», «Родничок», дни творчества классных
коллективов,
составления
авторских
сборников,
написание
творческой работы, сочинения, стихотворения, иллюстрации и т.
д.
Социальный
Реализация длительного проекта (5 – 11 классы) «Я – гражданин»
Игровой
Уроки: постановка по сказкам А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, по
рассказам А. П. Чехова, вечера поэзии; длительные проекты –
театральные
постановки:
«Ааныкчаан cибэккитэ»,
«И
должно
быть сердце, сердце человечье», «Сказка о мертвой царевне…»
Количество участников проектов зависит от объема содержания проекта, это может
быть один человек (индивидуальный) – исследование на определенную тему или группа
(от
5
до
15
участников),
это
может
быть
и
коллективный
проект:
класс
или
разновозрастная группа.
По комплектности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно
выделить два типа проектов: монопроекты (в рамках одного предмета) и межпредметные
(внеурочная деятельность)
Межпредметные проекты мы проводим в тесном сотрудничестве с нашей медиатекой по
плану кафедры во внеурочное время. Они требуют глубокой содержательной интеграции.
В литературном клубе «Лира» были проведены такие занятия: «Судьбы поэтов
Серебряного века», «Поэзия Алексея Толстого», «Любовь Великих», «Прерванный полет»
по творчеству В. Высоцкого, «Великий Лев Толстой», «Карл Брюллов. К 200-летию
художника», «Царскосельский лицей», «Помнит вся Россия», посвященное 200-летию
Отечественной
войны
1812
года,
«Ленинградская
блокада».
Пушкинский
бал,
вечер,
посвященный
200-летию
М.
Ю.
Лермонтова
и
т.д.
В
клубе
«Родничок»
-
«Даль
возвращается», «У дедушки Ивана Крылова», «Золотая осень в поэзии и в музыке»,
медиа-игры по русским народным сказкам, сказкам Г. Андерсена, Ш. Перро, А. Пушкина,
инсценирование рассказов А. Чехова и сказок А.Пушкина, «Зима», «Заповедник сказок»
Формы
продуктов
проектной
–исследовательской
деятельности
разнообразны:
рефераты, сочинения, составления сценариев к литературным праздникам, сравнительно-
сопоставительный анализ, серия иллюстраций, праздники, литературные вечера и т. д
Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию адекватной
самооценки,
формированию
позитивной
Я
-
концепции,
помогает
формированию
у
обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывает в них
терпение и уважение друг к другу.