Напоминание

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы в национальной школе


Автор: Тарасова Евдокия Ильинична
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Майинский лицей"
Населённый пункт: с. Майя Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы в национальной школе
Раздел: среднее образование





Назад




Тарасова Е. И., учитель русского языка и литературы
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы в

национальной школе
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеклассной работе является одним из приоритетов современного образования. Оба метода (проектный и исследовательский) формируют умения и компетенции, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Проектно-исследовательская деятельность учащихся личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения, позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта данного проекта. В основе такой работы лежит исследовательская деятельность самих учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной технологии — поиск информации, которая затем будет разработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы На уроках и во внеурочной деятельности использую различные виды проектов. Информационный (поисковый) На уроках русской литературы - проекты по жизни и творчеству поэтов и писателей; на уроках русского языка по отдельным образовательным темам: «Лексика», «Типы речи», «Стилистика» и пр., которые готовятся учащимися под руководством учителя; Исследовательски й Исследовательская деятельность обучающихся (рефераты, доклады, курсовые работы для 10 классов); Творческий Занятия в клубах «Лира», «Родничок», дни творчества классных коллективов, составления авторских сборников, написание творческой работы, сочинения, стихотворения, иллюстрации и т. д. Социальный Реализация длительного проекта (5 – 11 классы) «Я – гражданин» Игровой Уроки: постановка по сказкам А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, по рассказам А. П. Чехова, вечера поэзии; длительные проекты – театральные постановки: «Ааныкчаан cибэккитэ», «И должно быть сердце, сердце человечье», «Сказка о мертвой царевне…» Количество участников проектов зависит от объема содержания проекта, это может быть один человек (индивидуальный) – исследование на определенную тему или группа (от 5 до 15 участников), это может быть и коллективный проект: класс или разновозрастная группа.
По комплектности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов: монопроекты (в рамках одного предмета) и межпредметные (внеурочная деятельность) Межпредметные проекты мы проводим в тесном сотрудничестве с нашей медиатекой по плану кафедры во внеурочное время. Они требуют глубокой содержательной интеграции. В литературном клубе «Лира» были проведены такие занятия: «Судьбы поэтов Серебряного века», «Поэзия Алексея Толстого», «Любовь Великих», «Прерванный полет» по творчеству В. Высоцкого, «Великий Лев Толстой», «Карл Брюллов. К 200-летию художника», «Царскосельский лицей», «Помнит вся Россия», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года, «Ленинградская блокада». Пушкинский бал, вечер, посвященный 200-летию М. Ю. Лермонтова и т.д. В клубе «Родничок» - «Даль возвращается», «У дедушки Ивана Крылова», «Золотая осень в поэзии и в музыке», медиа-игры по русским народным сказкам, сказкам Г. Андерсена, Ш. Перро, А. Пушкина, инсценирование рассказов А. Чехова и сказок А.Пушкина, «Зима», «Заповедник сказок» Формы продуктов проектной –исследовательской деятельности разнообразны: рефераты, сочинения, составления сценариев к литературным праздникам, сравнительно- сопоставительный анализ, серия иллюстраций, праздники, литературные вечера и т. д Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции, помогает формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывает в них терпение и уважение друг к другу.


В раздел образования