Напоминание

Закаливание в ДОУ по ФГОС


Автор: Посеряева Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №10
Населённый пункт: г. Ленинск–Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Закаливание в детском саду
Тема: Закаливание в ДОУ по ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Закаливание в детском саду.

Актуальность :

С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья.

Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно –

оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и

профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления

к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды,

повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит

от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной

творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать

закаливание лучше с раннего возраста.

Поэтому в ДОУ необходим поиск, изучение и внедрение эффективных технологий

и методик закаливания, а так же создание условий для укрепления здоровья, на основе

активного использования закаливания начиная с раннего возраста.

Закаливание следует начинать с составления программы действий: чем заниматься

в первую очередь — обливанием, плаванием, обтиранием снегом, моржеванием. Также

надо подобрать соответствующую одежду, пересмотреть режим питания, рацион.

Обязательно проконсультируйтесь с врачом о том, какими видами вам можно заниматься,

а какие противопоказаны. Не исключено, что моржевание, как одна из самых «жестких»

процедур, вам опасна. Осторожность, дозированность, мера — вот основные принципы

закаливания. Главные из всех видов закаливания — водные процедуры, в академической

медицине даже существует термин гидротерапия. Так называют воздействие на

человеческий организм водой с целью лечения или закаливания. Вода может быть как в

чистом виде, так и с различными добавками. Проводится этот вид закаливания в форме

обливания, обтирания, обертывания, применения различных душей с разной температурой

и напором воды. Используют купания в бассейне, ванны и другое воздействие водой на

тело. С профилактической и лечебной целью применяют ванны с добавками скипидара

(ванны Залманова), лечебных цветосборов, минералов, солей и прочего. Применяют

ванны с разной температурой, гидроусиление, а также использование глубоководных

бассейнов для лечения различных заболеваний опорно-двигательной системы.

На заметку! При закаливании необходимо помнить главное не спешить, проявлять

умеренность, терпение, иметь веру и желание.

ЦЕЛЬ:

Создание условий для укрепления здоровья детей дошкольного возраста в детском саду на

основе активного использования закаливания.

ЗАДАЧИ:

Внедрять комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных

факторов: воздуха, солнца, воды для детей дошкольного возраста в условиях детского

сада.

Прививать детям дошкольного возраста культурно – гигиенические навыки.

Формировать у детей стремление к здоровому образу жизни.

Осуществлять просветительную работу о закаливании среди родителей.

Обучать родителей конкретным приемам и методам оздоровления и укрепления

организма.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

1.Закон РФ «Об образовании».

2.Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.

3.Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением

Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

4.Устав образовательного учреждения.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1.Осознание родителями и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на

состояние здоровья.

2.Снижение уровня заболеваемости.

3.Овладение детьми КГН в соответствии с возрастом.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

1. Принцип научности и последовательности – подкрепление всех проводимых

мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и

практически апробированными методиками.

2.Принцип активности и сознательности – совместное участие воспитателей группы и

родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по

оздоровлению себя и детей.

3.Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе

всего учебно – воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип результативности и гарантированности – гарантия положительного результата

независимо от уровня физического развития детей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ :

1.Обеспечение благоприятного течения адаптации;

2.Выполнение санитарно – гигиенического режима;

3.Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

4.Проведение санитарных и специальных мер по профилактике ОРЗ и ОРВИ;

5.Организация здоровьесберегающей среды в группе;

6.Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по

оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

7.Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и родителей.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ:

Программа закаливания направленная на детей дошкольного возраста и родителей.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ

Техническое и методическое обеспечение

1.

Пополнение спортивного уголка нестандартными пособиями

-чудо – ковриками;

- массажными ковриками;

- ребристой дорожкой.

2.

Разработка программы закаливания и осуществление мероприятий направленных на

закаливание детского организма.

3.

Поиск новых, а также изучение и внедрение эффективных технологий и методик

закаливания.

4.

Создание здорового микроклимата в коллективе детей:

-использование детьми спортивного оборудования и инвентаря в самостоятельной

деятельности.

5.

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья

детей:

- педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам

закаливания;

- экскурсии по группе для вновь прибывших детей;

- совместные развлечения для родителей и детей;

- круглые столы с привлечением медицинского работника детского сада.

6.

Налаживание тесного контакта с медицинским работником детского сада:

- ежедневный прием детей в группу;

- контроль состояния здоровья и развития детей;

- поквартальный анализ состояния здоровья детей;

- оказание консультативной помощи родителям и воспитателям группы по вопросам

закаливания.

7.

Участие в семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления

детей.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ

Формы и методы

Содержание

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

- щадящий режим (адаптац. период);

- гибкий режим;

- организация микроклимата.

2.

Физические упражнения

- утренняя гимнастика;

- физкультурно – оздоровительные занятия;

- подвижные игры.

3.

Гигиенические и водные процедуры

- умывание;

- мытье рук;

- игры с водой;

- обеспечение чистоты среды.

4.

Воздушные ванны

- проветривание помещений;

- сон при открытых фрамугах;

- прогулка на свежем воздухе;

- обеспечение температурного режима.

5.

Активный отдых

- развлечения;

- игры – забавы;

- дни здоровья.

6.

Специальное закаливание

- хождение босиком;

- элементы дыхательной гимнастики.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА

В группе созданы санитарно – гигиенические условия.

Мебель (столы и стулья) подобрана по росту детей. Для сквозного проветривания, окна

оборудованы фрамугами. Для профилактических мероприятий по ОРВИ установлена

бактерицидная лампа.

Для физического развития в группе созданы условия.

Имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности:

1.мячи;

2.обручи разного размера;

3.игрушки, которые можно катать;

4. в группе есть место для совместных игр детей;

5.весь спортивный инвентарь и оборудование доступны детям;

6. Для проведения физкультурных развлечений в ДОУ имеется спортивный зал.

Для закаливания детей в группе созданы условия.

1.«чудо – коврик» (коврики для массажа ног, изготовленные из бросового материала);

2.дорожки (для профилактики плоскостопия);

3. оборудование для игр с водой.

Для физической активности детей на участке созданы условия.

Для развития ходьбы, прыжков и других движений имеется оборудование:

1.бревно;

2.мишени для бросания мяча;

3.спортивный инвентарь (мячи, обручи, санки);

4.игрушки, которые можно катать, бросать;

5.лесенки.

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ

Вид деятельности

Продолжительность

1.

Сквозное проветривание в отсутствии детей

10 мин.

30 мин.

30 мин.

2.

Утренняя гимнастика в проветренном помещении

5-6 мин.

3.

Гимнастика в постели

5-6 мин.

4.

Дыхательная гимнастика

5 мин.

5 мин.

5.

Игровой массаж

5 мин.

5 мин.

6.

Хождение босиком по «чудо – коврикам» (после

дневного сна)

5 мин.

7.

Умывание прохладной водой

5 мин.

8.

Прогулка на свежем воздухе (2 раза в день)

1 ч. 40 мин.

1 ч. 10 мин.

9.

Подвижные игры

15 мин.

15 мин.



В раздел образования