Автор: Посеряева Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №10
Населённый пункт: г. Ленинск–Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Закаливание в детском саду
Тема: Закаливание в ДОУ по ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Закаливание в детском саду.
Актуальность :
С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья.
Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно –
оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.
Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и
профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления
к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды,
повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит
от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной
творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать
закаливание лучше с раннего возраста.
Поэтому в ДОУ необходим поиск, изучение и внедрение эффективных технологий
и методик закаливания, а так же создание условий для укрепления здоровья, на основе
активного использования закаливания начиная с раннего возраста.
Закаливание следует начинать с составления программы действий: чем заниматься
в первую очередь — обливанием, плаванием, обтиранием снегом, моржеванием. Также
надо подобрать соответствующую одежду, пересмотреть режим питания, рацион.
Обязательно проконсультируйтесь с врачом о том, какими видами вам можно заниматься,
а какие противопоказаны. Не исключено, что моржевание, как одна из самых «жестких»
процедур, вам опасна. Осторожность, дозированность, мера — вот основные принципы
закаливания. Главные из всех видов закаливания — водные процедуры, в академической
медицине даже существует термин гидротерапия. Так называют воздействие на
человеческий организм водой с целью лечения или закаливания. Вода может быть как в
чистом виде, так и с различными добавками. Проводится этот вид закаливания в форме
обливания, обтирания, обертывания, применения различных душей с разной температурой
и напором воды. Используют купания в бассейне, ванны и другое воздействие водой на
тело. С профилактической и лечебной целью применяют ванны с добавками скипидара
(ванны Залманова), лечебных цветосборов, минералов, солей и прочего. Применяют
ванны с разной температурой, гидроусиление, а также использование глубоководных
бассейнов для лечения различных заболеваний опорно-двигательной системы.
На заметку! При закаливании необходимо помнить главное не спешить, проявлять
умеренность, терпение, иметь веру и желание.
ЦЕЛЬ:
Создание условий для укрепления здоровья детей дошкольного возраста в детском саду на
основе активного использования закаливания.
ЗАДАЧИ:
Внедрять комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных
факторов: воздуха, солнца, воды для детей дошкольного возраста в условиях детского
сада.
Прививать детям дошкольного возраста культурно – гигиенические навыки.
Формировать у детей стремление к здоровому образу жизни.
Осуществлять просветительную работу о закаливании среди родителей.
Обучать родителей конкретным приемам и методам оздоровления и укрепления
организма.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
1.Закон РФ «Об образовании».
2.Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
3.Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением
Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
4.Устав образовательного учреждения.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1.Осознание родителями и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на
состояние здоровья.
2.Снижение уровня заболеваемости.
3.Овладение детьми КГН в соответствии с возрастом.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
1. Принцип научности и последовательности – подкрепление всех проводимых
мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и
практически апробированными методиками.
2.Принцип активности и сознательности – совместное участие воспитателей группы и
родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по
оздоровлению себя и детей.
3.Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе
всего учебно – воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип результативности и гарантированности – гарантия положительного результата
независимо от уровня физического развития детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ :
1.Обеспечение благоприятного течения адаптации;
2.Выполнение санитарно – гигиенического режима;
3.Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
4.Проведение санитарных и специальных мер по профилактике ОРЗ и ОРВИ;
5.Организация здоровьесберегающей среды в группе;
6.Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по
оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
7.Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и родителей.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ:
Программа закаливания направленная на детей дошкольного возраста и родителей.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ
Техническое и методическое обеспечение
1.
Пополнение спортивного уголка нестандартными пособиями
-чудо – ковриками;
- массажными ковриками;
- ребристой дорожкой.
2.
Разработка программы закаливания и осуществление мероприятий направленных на
закаливание детского организма.
3.
Поиск новых, а также изучение и внедрение эффективных технологий и методик
закаливания.
4.
Создание здорового микроклимата в коллективе детей:
-использование детьми спортивного оборудования и инвентаря в самостоятельной
деятельности.
5.
Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья
детей:
- педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам
закаливания;
- экскурсии по группе для вновь прибывших детей;
- совместные развлечения для родителей и детей;
- круглые столы с привлечением медицинского работника детского сада.
6.
Налаживание тесного контакта с медицинским работником детского сада:
- ежедневный прием детей в группу;
- контроль состояния здоровья и развития детей;
- поквартальный анализ состояния здоровья детей;
- оказание консультативной помощи родителям и воспитателям группы по вопросам
закаливания.
7.
Участие в семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления
детей.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
№
Формы и методы
Содержание
1.
Обеспечение здорового ритма жизни
- щадящий режим (адаптац. период);
- гибкий режим;
- организация микроклимата.
2.
Физические упражнения
- утренняя гимнастика;
- физкультурно – оздоровительные занятия;
- подвижные игры.
3.
Гигиенические и водные процедуры
- умывание;
- мытье рук;
- игры с водой;
- обеспечение чистоты среды.
4.
Воздушные ванны
- проветривание помещений;
- сон при открытых фрамугах;
- прогулка на свежем воздухе;
- обеспечение температурного режима.
5.
Активный отдых
- развлечения;
- игры – забавы;
- дни здоровья.
6.
Специальное закаливание
- хождение босиком;
- элементы дыхательной гимнастики.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА
В группе созданы санитарно – гигиенические условия.
Мебель (столы и стулья) подобрана по росту детей. Для сквозного проветривания, окна
оборудованы фрамугами. Для профилактических мероприятий по ОРВИ установлена
бактерицидная лампа.
Для физического развития в группе созданы условия.
Имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности:
1.мячи;
2.обручи разного размера;
3.игрушки, которые можно катать;
4. в группе есть место для совместных игр детей;
5.весь спортивный инвентарь и оборудование доступны детям;
6. Для проведения физкультурных развлечений в ДОУ имеется спортивный зал.
Для закаливания детей в группе созданы условия.
1.«чудо – коврик» (коврики для массажа ног, изготовленные из бросового материала);
2.дорожки (для профилактики плоскостопия);
3. оборудование для игр с водой.
Для физической активности детей на участке созданы условия.
Для развития ходьбы, прыжков и других движений имеется оборудование:
1.бревно;
2.мишени для бросания мяча;
3.спортивный инвентарь (мячи, обручи, санки);
4.игрушки, которые можно катать, бросать;
5.лесенки.
ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ
№
Вид деятельности
Продолжительность
1.
Сквозное проветривание в отсутствии детей
10 мин.
30 мин.
30 мин.
2.
Утренняя гимнастика в проветренном помещении
5-6 мин.
3.
Гимнастика в постели
5-6 мин.
4.
Дыхательная гимнастика
5 мин.
5 мин.
5.
Игровой массаж
5 мин.
5 мин.
6.
Хождение босиком по «чудо – коврикам» (после
дневного сна)
5 мин.
7.
Умывание прохладной водой
5 мин.
8.
Прогулка на свежем воздухе (2 раза в день)
1 ч. 40 мин.
1 ч. 10 мин.
9.
Подвижные игры
15 мин.
15 мин.