Напоминание

"Нетрадиционные подходы оздоровления дошкольников в условиях Крайнего Севера"


Автор: Аджекова Айгуль Саадиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №74
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: Статья
Тема: "Нетрадиционные подходы оздоровления дошкольников в условиях Крайнего Севера"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Нетрадиционные подходы оздоровления дошкольников в условиях

Крайнего Севера»

Актуальность:

В Уставе Всероссийской организации здравоохранения отмечается:

здоровье-это не только отсутствие болезней и физических деффектов, а

состояние

полного

и

духовного благополучия.

Здоровье-совокупность

физических,

психических

и

социальных

качеств

человека,

которые

составляют основу его долголетия и осуществления творческих планов,

создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения

достижениями культуры.

Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель

образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать у

детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего

здоровья,

которая

впоследствии

стала

бы

потребностью,

привычкой,

элементарным навыком. Здоровьетворящее образование – это инструмент

достижения высокого качества жизни.

Представление о здоровом ребёнке, который является не только

идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского

развития.

Здоровый ребёнок – это целостный телесно-духовный организм.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как

педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является

решающим в формировании фундамента физического и психического

здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития,

неповторимый на протяжении всей последующей жизни. В этот период идёт

интенсивное

развитие

органов,

становление

функциональных

систем

организма, закладываются основные черты личности, формируется характер,

отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у

детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. После 7

лет сформированное ядро личности адаптируется к окружающей обстановке.

Поэтому после 7 лет начинать оздоровление и воспитание детей уже поздно.

Основным

результатом

здоровьетворящего

образования

должно

стать

обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил. Но

никакие, даже самые глубокие, знания, умения и навыки не будут

эффективны у нездорового человека. Каждый третий ребёнок в детском саду

имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество:

экологические, генетические и медицинские.

К актуальным проблемам детского здоровья относятся:

Гиподинамия;

Стрессы;

Тревожность;

Агрессия.

Это

привело

коллектив

детского

сада

к

необходимости

переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического воспитания,

организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной

гигиены, в воспитании чувства бережного отношения к своему здоровью и

здоровью окружающих. Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления

детей не кампания одного дня и одного человека, а целенаправленная,

систематически спланированная работа в сотрудничестве с семьёй, всего

коллектива образовательного учреждения на длительный период времени.

Особенности физического воспитания детей в условиях Крайнего

Севера обусловлены суровыми климатическими условиями местности:

перепады температуры воздуха, силы ветра и давления, низкое содержание

кислорода в атмосфере создают дискомфортные условия для жизни и

развития детей в Заполярье. В течение года в Норильском районе 203 дня

бывает с метелями, 267 – с морозами, 233 – с осадками, а 286 дней лежит

снег. Также своеобразен световой режим. Он отличается чередованием

полярного дня и ночи. Полная полярная ночь длится 45 суток. Это с 30

ноября по 13 января. В это время солнце совсем не всходит над горизонтом.

Климат Заполярья оказывает влияние на физическое развитие детей,

затрудняет проведения некоторых режимных моментов и организацию работ

по развитию движений. Кратковременность, а иногда полное отсутствие

прогулок в морозные дни, длительное пребывание в помещении приводит к

возникновению «моторного голода» у детей.

Положение

о

необходимости

комплексного

применения

оздоровительных мер в ДОУ общеизвестно. Здоровье и основанная на нём

жизненная целостность организма могут стать точкой приложения усилий не

только медиков, но и педагогов.

Целью данной работы являются:

1)

Сохранение и укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости.

2)

Профилактика психоэмоционального напряжения детей.

3)

Помощь и педагогическая поддержка в период адаптации ребёнка в

условиях ДОУ.

4)

Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

5)

Формирование

жизненно

необходимых

двигательных

умений

и

навыков

ребёнка

в

соответствии

с

его

индивидуальными

особенностями, развитие физических качеств.

6)

Создание условий для реализации потребности детей в двигательной

активности.

7)

Воспитание потребности в здоровом образе жизни, подготовка детей к

жизни в социуме.

8)

Комплексное решение физкультурно - оздоровительных задач в

контакте с медицинскими работниками.

9)

Поиск новых форм взаимодействия с родителями для решения

оздоровительных задач.

Ожидаемые результаты:

1)

Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на

состояние здоровья;

2)

Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;

3)

Овладение навыками самооздоровления;

4)

Снижение уровня заболеваемости.

Основные принципы работы:

1)

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий,

направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и

практически апробированными методиками;

2)

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива

педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и

целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

3)

Принцип

комплексности

и

интегративности

решение

оздоровительных

задач

в системе всего учебно-воспитательного

процесса всех видов деятельности;

4)

Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей

между возрастными категориями, учёт разноуровнего развития и

состояния здоровья;

5)

Принцип результативности и гарантированности – реализация прав

детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия

положительного

результата

независимо

от

возраста

и

уровня

физического развития детей.

Основные направления работы ДОУ:

Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего

возраста.

Содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению

сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста

состоит из следующих разделов:

Лечебно-профилактическая

работа,

которая

включает

физиолечение,

массаж, фито- и витаминотерапию, здоровый сон, закаливание, рациональное

питание, качественный уход за детьми и формирование у них привычек

здорового образа жизни.

Обеспечение психологической

безопасности ребёнка. Оно предполагает

многовариантный режим жизнедеятельности, использование как макро-, так

и микроциклов интеллектуальных и физических нагрузок.

Оздоровительная направленность образовательного процесса – это система

мер, обеспечивающих гигиену нервной системы ребёнка во время занятий.

Социально-педагогическая

и

психологическая

поддержка

детей

из

проблемных семей. Её содержанием является организация работы с семьями

группы риска и детьми, находящимися по той или иной причине в ситуации

риска (например, если адаптация проходит очень тяжело).

Обеспечение двигательной активности в детском саду. Движение – главное

проявление

жизни

ребёнка.

Неподвижность

приводит

к

понижению

жизнедеятельности

организма,

замедлению

роста,

заболеванию.

Двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного

возраста, поэтому в нашем детском саду мы создаём необходимые условия

для самостоятельной двигательной активности детей.

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются

различные

физические

пособия,

в

том

числе

и

для

профилактики

плоскостопия. Продумано размещение игрового материала в группе таким

образом, чтобы оставалось свободное место для движений. В детском саду

оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным

физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к

физкультуре,

увеличивает

эффективность

занятий,

позволяет

детям

упражняться во всех видах основных движений в помещении.

К технологии сохранения и стимулирования здоровья относится:

1.

Обеспечение здорового ритма жизни:

а) Щадящий режим;

б) Гибкий режим;

в) Организация микроклимата и стиля жизни группы;

г) Учёт биоритмов;

д) Учёт лунного ритма;

е) Учёт астрологического прогноза;

ж)Осмотр детей врачом-педиатором, медицинской сестрой оздоровительных

групп.

2.

Гигиенические и водные процедуры:

а) Умывание;

б) Мытьё рук;

в) Игры с водой;

г) Обеспечение чистоты среды;

д) Занятия в бассейне.

3.

Свето-воздушные ванны:

а) Проветривание помещений (в том числе сквозное);

б) Прогулки на свежем воздухе;

в) Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

4.

Арома – и фитотерапия:

а) Аромамедальоны (киндерчесночницы);

б) Сеанс фитоаэрононизации «Колокольчик»;

в) Фитопитание (чай, отвары);

г) Полоскание рта и горла настоем трав.

5.

Диетотерапия:

а) Рациональное питание;

б) Индивидуальное питание (аллергия).

6.

Светотерапия:

а) Обеспечение светового режима;

б) Световое сопровождение среды и учебного процесса.

7.

Стимулирующая,

общеукрепляющая

и

профилактическая

терапия:

а) Адаптогены;

б) Поливитамины;

в) Оксолиновая мазь;

г) Йодоморин;

д) Витаминизация третьего блюда;

8.

Хромотерапия:

Использование цвета в оздоровлении;

9.

Криотерапия:

Нетрадиционная

методика

здоровьесберегающих

технологий,

заключающаяся в использовании игр со льдом.

10.

Физиолечение:

Тубус-кварц носа и зева;

11.Дыхательная гимнастика

Игры и упражнения;

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся:

1.

Физические упражнения:

а) Утренняя гимнастика;

б) Физкультурно-оздоровительные занятия;

в) Подвижные и динамические игры;

г)

Профилактическая

гимнастика

(улучшение

осанки,

плоскостопия,

зрения)

д) Звуковая гимнастика;

е) Занятия в спортивных секциях;

ж) Игровой час (бурящая гимнастика) используется воспитателями в работе

с детьми первой и второй младшей группы ежедневно после сна. Это

комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных

движений;

з) Остеопатическая гимнастика, которая проводится после сна в постелях

каждый день;

и) Дорожки здоровья широко применяются воспитателями для обучения

правильной ходьбе, формирования правильной походке

к) Кинезотерапия – это комплексное применение различных движений для

оздоравливания детей;

л) Терренкур (дозированная ходьба);

м) Бэби-йога;

н) Спортивные игры.

2. Закаливание

а) Контрастное воздушное закаливание;

б) Босоножье;

в) Игровой массаж;

3. Активный отдых:

а) Развлечения, праздники;

б) Игры-забавы;

в) Дни здоровья;

г) Каникулы;

д)

СМИ

(ситуативные

малые

игры)

ролевая

подражательная

имитационная игра.

4.Пропаганда ЗОЖ:

а) Беседы;

б) Консультации;

в) Тематические занятия (экологические, физкультурные);

г) Досуги, развлечения (совместные родителей с детьми);

д) Круглые столы;

е) Советы родителям;

ж) Обмен опытом семейного воспитания;

з) Семейные газеты.

Существуют ещё коррекционные технологии:

1. Музтерапия:

а) Муз. сопровождение режимных моментов:

б) Музыкальная пауза;

в) Звуковое пение;

г) Музоформление фона занятий.

2. Арт-терапия:

Воздействие различными видами искусств;

3.Сказкотерапия:

Единый двигательный комплекс;

4.Артикуляционная гимнастика:

Фонематическая грамотная речь без движений;

5.Библиотерапия:

Лечение книгой.

6.Профилактика психоэмоционального напряжения:

а) Психогимнастика;

б) Игры-тренинги;

Известный

педагог В.А.Сухоминский утверждал, что «забота о

здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и

правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это,

прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных

сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Основная цель дошкольного образования – развитие ребёнка при

сохранении

здоровья,

т.е.

развитие

в

соответствии

с

принципом

целесообразности.

Только

систематическое

комплексное

проведение

оздоровительной работы с ребёнком даёт желаемый результат.

Список использованной литературы:

1.

Юдина Е.Г., Степанова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М.:

-Изд-во Просвещение 2003 г.142с.

2.

Петрова

Л.А.,

Валова

М.А.

Как

сохранить

здоровье

дошкольников.

Волгоград, 2008.

3.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования. М.,2008.

4.

Чупаха

И.В.,

Пужаева

Е.З.

Здоровьесберегающие

технологии

в

образовательно-воспитательном

процессе.

М.:

Илекса,

Народное

образоввание; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006 – 400 с.



В раздел образования