Автор: Аджекова Айгуль Саадиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №74
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: Статья
Тема: "Нетрадиционные подходы оздоровления дошкольников в условиях Крайнего Севера"
Раздел: дошкольное образование
«Нетрадиционные подходы оздоровления дошкольников в условиях
Крайнего Севера»
Актуальность:
В Уставе Всероссийской организации здравоохранения отмечается:
здоровье-это не только отсутствие болезней и физических деффектов, а
состояние
полного
и
духовного благополучия.
Здоровье-совокупность
физических,
психических
и
социальных
качеств
человека,
которые
составляют основу его долголетия и осуществления творческих планов,
создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения
достижениями культуры.
Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель
образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать у
детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего
здоровья,
которая
впоследствии
стала
бы
потребностью,
привычкой,
элементарным навыком. Здоровьетворящее образование – это инструмент
достижения высокого качества жизни.
Представление о здоровом ребёнке, который является не только
идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского
развития.
Здоровый ребёнок – это целостный телесно-духовный организм.
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как
педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является
решающим в формировании фундамента физического и психического
здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития,
неповторимый на протяжении всей последующей жизни. В этот период идёт
интенсивное
развитие
органов,
становление
функциональных
систем
организма, закладываются основные черты личности, формируется характер,
отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у
детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. После 7
лет сформированное ядро личности адаптируется к окружающей обстановке.
Поэтому после 7 лет начинать оздоровление и воспитание детей уже поздно.
Основным
результатом
здоровьетворящего
образования
должно
стать
обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил. Но
никакие, даже самые глубокие, знания, умения и навыки не будут
эффективны у нездорового человека. Каждый третий ребёнок в детском саду
имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество:
экологические, генетические и медицинские.
К актуальным проблемам детского здоровья относятся:
Гиподинамия;
Стрессы;
Тревожность;
Агрессия.
Это
привело
коллектив
детского
сада
к
необходимости
переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического воспитания,
организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной
гигиены, в воспитании чувства бережного отношения к своему здоровью и
здоровью окружающих. Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления
детей не кампания одного дня и одного человека, а целенаправленная,
систематически спланированная работа в сотрудничестве с семьёй, всего
коллектива образовательного учреждения на длительный период времени.
Особенности физического воспитания детей в условиях Крайнего
Севера обусловлены суровыми климатическими условиями местности:
перепады температуры воздуха, силы ветра и давления, низкое содержание
кислорода в атмосфере создают дискомфортные условия для жизни и
развития детей в Заполярье. В течение года в Норильском районе 203 дня
бывает с метелями, 267 – с морозами, 233 – с осадками, а 286 дней лежит
снег. Также своеобразен световой режим. Он отличается чередованием
полярного дня и ночи. Полная полярная ночь длится 45 суток. Это с 30
ноября по 13 января. В это время солнце совсем не всходит над горизонтом.
Климат Заполярья оказывает влияние на физическое развитие детей,
затрудняет проведения некоторых режимных моментов и организацию работ
по развитию движений. Кратковременность, а иногда полное отсутствие
прогулок в морозные дни, длительное пребывание в помещении приводит к
возникновению «моторного голода» у детей.
Положение
о
необходимости
комплексного
применения
оздоровительных мер в ДОУ общеизвестно. Здоровье и основанная на нём
жизненная целостность организма могут стать точкой приложения усилий не
только медиков, но и педагогов.
Целью данной работы являются:
1)
Сохранение и укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости.
2)
Профилактика психоэмоционального напряжения детей.
3)
Помощь и педагогическая поддержка в период адаптации ребёнка в
условиях ДОУ.
4)
Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
5)
Формирование
жизненно
необходимых
двигательных
умений
и
навыков
ребёнка
в
соответствии
с
его
индивидуальными
особенностями, развитие физических качеств.
6)
Создание условий для реализации потребности детей в двигательной
активности.
7)
Воспитание потребности в здоровом образе жизни, подготовка детей к
жизни в социуме.
8)
Комплексное решение физкультурно - оздоровительных задач в
контакте с медицинскими работниками.
9)
Поиск новых форм взаимодействия с родителями для решения
оздоровительных задач.
Ожидаемые результаты:
1)
Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на
состояние здоровья;
2)
Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
3)
Овладение навыками самооздоровления;
4)
Снижение уровня заболеваемости.
Основные принципы работы:
1)
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий,
направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и
практически апробированными методиками;
2)
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива
педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и
целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
3)
Принцип
комплексности
и
интегративности
–
решение
оздоровительных
задач
в системе всего учебно-воспитательного
процесса всех видов деятельности;
4)
Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей
между возрастными категориями, учёт разноуровнего развития и
состояния здоровья;
5)
Принцип результативности и гарантированности – реализация прав
детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия
положительного
результата
независимо
от
возраста
и
уровня
физического развития детей.
Основные направления работы ДОУ:
Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего
возраста.
Содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению
сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста
состоит из следующих разделов:
Лечебно-профилактическая
работа,
которая
включает
физиолечение,
массаж, фито- и витаминотерапию, здоровый сон, закаливание, рациональное
питание, качественный уход за детьми и формирование у них привычек
здорового образа жизни.
Обеспечение психологической
безопасности ребёнка. Оно предполагает
многовариантный режим жизнедеятельности, использование как макро-, так
и микроциклов интеллектуальных и физических нагрузок.
Оздоровительная направленность образовательного процесса – это система
мер, обеспечивающих гигиену нервной системы ребёнка во время занятий.
Социально-педагогическая
и
психологическая
поддержка
детей
из
проблемных семей. Её содержанием является организация работы с семьями
группы риска и детьми, находящимися по той или иной причине в ситуации
риска (например, если адаптация проходит очень тяжело).
Обеспечение двигательной активности в детском саду. Движение – главное
проявление
жизни
ребёнка.
Неподвижность
приводит
к
понижению
жизнедеятельности
организма,
замедлению
роста,
заболеванию.
Двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного
возраста, поэтому в нашем детском саду мы создаём необходимые условия
для самостоятельной двигательной активности детей.
В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются
различные
физические
пособия,
в
том
числе
и
для
профилактики
плоскостопия. Продумано размещение игрового материала в группе таким
образом, чтобы оставалось свободное место для движений. В детском саду
оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным
физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к
физкультуре,
увеличивает
эффективность
занятий,
позволяет
детям
упражняться во всех видах основных движений в помещении.
К технологии сохранения и стимулирования здоровья относится:
1.
Обеспечение здорового ритма жизни:
а) Щадящий режим;
б) Гибкий режим;
в) Организация микроклимата и стиля жизни группы;
г) Учёт биоритмов;
д) Учёт лунного ритма;
е) Учёт астрологического прогноза;
ж)Осмотр детей врачом-педиатором, медицинской сестрой оздоровительных
групп.
2.
Гигиенические и водные процедуры:
а) Умывание;
б) Мытьё рук;
в) Игры с водой;
г) Обеспечение чистоты среды;
д) Занятия в бассейне.
3.
Свето-воздушные ванны:
а) Проветривание помещений (в том числе сквозное);
б) Прогулки на свежем воздухе;
в) Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
4.
Арома – и фитотерапия:
а) Аромамедальоны (киндерчесночницы);
б) Сеанс фитоаэрононизации «Колокольчик»;
в) Фитопитание (чай, отвары);
г) Полоскание рта и горла настоем трав.
5.
Диетотерапия:
а) Рациональное питание;
б) Индивидуальное питание (аллергия).
6.
Светотерапия:
а) Обеспечение светового режима;
б) Световое сопровождение среды и учебного процесса.
7.
Стимулирующая,
общеукрепляющая
и
профилактическая
терапия:
а) Адаптогены;
б) Поливитамины;
в) Оксолиновая мазь;
г) Йодоморин;
д) Витаминизация третьего блюда;
8.
Хромотерапия:
Использование цвета в оздоровлении;
9.
Криотерапия:
Нетрадиционная
методика
здоровьесберегающих
технологий,
заключающаяся в использовании игр со льдом.
10.
Физиолечение:
Тубус-кварц носа и зева;
11.Дыхательная гимнастика
Игры и упражнения;
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся:
1.
Физические упражнения:
а) Утренняя гимнастика;
б) Физкультурно-оздоровительные занятия;
в) Подвижные и динамические игры;
г)
Профилактическая
гимнастика
(улучшение
осанки,
плоскостопия,
зрения)
д) Звуковая гимнастика;
е) Занятия в спортивных секциях;
ж) Игровой час (бурящая гимнастика) используется воспитателями в работе
с детьми первой и второй младшей группы ежедневно после сна. Это
комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных
движений;
з) Остеопатическая гимнастика, которая проводится после сна в постелях
каждый день;
и) Дорожки здоровья широко применяются воспитателями для обучения
правильной ходьбе, формирования правильной походке
к) Кинезотерапия – это комплексное применение различных движений для
оздоравливания детей;
л) Терренкур (дозированная ходьба);
м) Бэби-йога;
н) Спортивные игры.
2. Закаливание
а) Контрастное воздушное закаливание;
б) Босоножье;
в) Игровой массаж;
3. Активный отдых:
а) Развлечения, праздники;
б) Игры-забавы;
в) Дни здоровья;
г) Каникулы;
д)
СМИ
(ситуативные
малые
игры)
–
ролевая
подражательная
имитационная игра.
4.Пропаганда ЗОЖ:
а) Беседы;
б) Консультации;
в) Тематические занятия (экологические, физкультурные);
г) Досуги, развлечения (совместные родителей с детьми);
д) Круглые столы;
е) Советы родителям;
ж) Обмен опытом семейного воспитания;
з) Семейные газеты.
Существуют ещё коррекционные технологии:
1. Музтерапия:
а) Муз. сопровождение режимных моментов:
б) Музыкальная пауза;
в) Звуковое пение;
г) Музоформление фона занятий.
2. Арт-терапия:
Воздействие различными видами искусств;
3.Сказкотерапия:
Единый двигательный комплекс;
4.Артикуляционная гимнастика:
Фонематическая грамотная речь без движений;
5.Библиотерапия:
Лечение книгой.
6.Профилактика психоэмоционального напряжения:
а) Психогимнастика;
б) Игры-тренинги;
Известный
педагог В.А.Сухоминский утверждал, что «забота о
здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и
правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это,
прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных
сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Основная цель дошкольного образования – развитие ребёнка при
сохранении
здоровья,
т.е.
развитие
в
соответствии
с
принципом
целесообразности.
Только
систематическое
комплексное
проведение
оздоровительной работы с ребёнком даёт желаемый результат.
Список использованной литературы:
1.
Юдина Е.Г., Степанова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М.:
-Изд-во Просвещение 2003 г.142с.
2.
Петрова
Л.А.,
Валова
М.А.
Как
сохранить
здоровье
дошкольников.
Волгоград, 2008.
3.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. М.,2008.
4.
Чупаха
И.В.,
Пужаева
Е.З.
Здоровьесберегающие
технологии
в
образовательно-воспитательном
процессе.
М.:
Илекса,
Народное
образоввание; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006 – 400 с.