Автор: Шаповалова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г.Краснодар
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Пересказ художественного произведения К. Д. Ушинского "Лекарство"
Тема: Пересказ художественного произведения К. Д. Ушинского "Лекарство"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по речевому развитию.
Пересказ художественного произведения
К. Д. Ушинского «Лекарство»
Цель: Закреплять умения последовательности в пересказе.
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать диалогическую и повествовательную речь.
2. Обогащать и активизировать словарь по теме «Лекарства».
3. Учить использовать в речи описательные прилагательные.
4. Развивать умение грамотно делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать речь в координации с движением, сообразительность.
2. Развивать умение четко и правильно отвечать на поставленные
вопросы.
3. Стимулировать развитие зрительного
восприятия,
логического
мышления, памяти.
4. Развивать произвольное поведение, развивать самостоятельность при
выборе ответа.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому
и родному человеку - маме.
2. Развивать желание заботиться о своих самых близких людях.
3. Воспитывать умение слушать и понимать речь педагога.
4. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки
на участие в занятии; ответственного отношения к выполнению заданий.
Коррекционные:
1.Упражнять в самостоятельном устном проговаривании слов и фраз.
2.Развивать слуховое восприятие, устную речь, речевое дыхание.
Методические
приёмы:
художественное
слово,
беседа,
рассматривание картинок; вопросы; словесная игра «Положи своё слово
в шкатулочку»; физкультурная минутка; чтение рассказа; анализ текста;
повторное чтение; пересказ рассказа 2-3 воспитанниками; подведение итогов;
Предварительная работа:
Беседа о празднике «8 Марта», чтение
стихотворений, пословиц, поговорок о матери, рассматривание иллюстраций,
слушание мелодии на стихи И. Косякова «Всё она».
Оборудование и материалы:
проектор, портрет К. Д. Ушинского,
аптечка с муляжами лекарств, шкатулка для словесной игры, набор картинок
с различными ситуациями (стирка белья, мытьё посуды, сервировка стола,
мытьё полов, глажка белья, разбросанные игрушки одежда, грязные вещи,
ссора, капризы, белый халат, шарф, бант).
2
Ход занятия:
I. Мотивация
Воспитатель: Ребята, я сегодня на занятие принесла вам необычный
сундучок. Как вы думаете для чего он?
Дети: Аптечка, для хранения лекарств.
Воспитатель: Верно, а хотите посмотреть? Что же в нем?
(Открываем и рассматриваем, коробочки, баночки пустые в которых
раньше были лекарства).
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете для чего нам нужны, лекарства?
Дети: Чтобы выздороветь, не болеть.
Воспитатель: Ребята, а можно детям самим принимать лекарства?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Можно отравиться.
Воспитатель: Верно дети, нельзя без назначения врача и только под
присмотром
взрослых,
лучше
конечно
только
с
мамой
употреблять лекарства.
II. Основная часть
Воспитатель:
Предлагаю
ребята
послушать
стихотворение
И. Косякова «Всё она».
Кто вас, дети больше любит?
Кто вас нежно так голубит.
И заботиться о вас,
Не смыкая ночью глаз?
Мама дорогая!
Если дети вы ленивы,
Что бывает иногда,
Кто же слезы льет тогда?
Все она родная!
Мама - самый дорогой человек на свете. От маминой улыбки нам
становиться светло, радостно, спокойно на душе.
Ребята, а вы всегда бываете добрыми ласковыми, послушными детьми?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы помогаете своим мамам?
(Предлагаю детям картинки для рассматривания).
Ребята посмотрите внимательно на картинки подумайте и выберите то,
чем можно порадовать маму.
(Дети выбирают подходящие картинки и рассказывают, чем бы они
хотели обрадовать свою маму: стирка белья, мытьё посуды, сервировка
стола, мытьё полов, глажка).
3
Воспитатель: Ребята, а почему некоторые картинки остались, и никто
из вас не выбрал их? Давайте их рассмотрим.
(Картинки выставляю
на доске: разбросанные игрушки одежда, грязные вещи, ссора, капризы).
Дети: Эти картинки могут огорчить маму.
Воспитатель: А что может случится, с мамой, если мы её будем
огорчать?
Дети: У мамы может заболеть голова.
Воспитатель: А если вдруг мама заболеет, что мы будем делать?
Дети: Лечить.
Воспитатель: Хотите, я расскажу вам один секрет?
Чтобы мама не заболела, ей каждый день надо говорить много хороших
и ласковых слов. Давайте вместе с вами придумаем много хороших слов.
(Достаю шкатулочку).
Словесная игра «Положи своё слово в шкатулочку»
Воспитатель: Мы будем с вами открывать шкатулочку говорить
ласковое слово для мамочки и передавать друг другу.
Мама, какая?
Дети: Родная, дорогая, любимая, добрая, ласковая, нежная, милая,
умная, заботливая, красивая, хорошая, трудолюбивая, веселая, рукодельная.
Воспитатель: Молодцы ребята, а давайте с вами немного отдохнем.
Физминутка «Айболит»
Мы весёлые ребятки, ---Шагают на месте
Дружно делаем зарядку.
Вправо раз, влево раз, ---Руки на пояс, поворот в стороны.
Улыбнёмся всем сейчас.
На носочки дружно встанем- ---На носочках потянуться вверх.
Руки к солнышку потянем.
Загляни к нам солнышко
И погрей нам горлышко---Прыжки с хлопками.
Ну, а если заболеем -
Нам поможет Айболит--- ---Ладони к щекам, наклоны головы.
Витаминки нам пропишет ---Колечки каждым пальцем.
И микстурой угостит---Ладошки мисочкой.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, который
называется «Лекарство», а написал его Константин Дмитриевич Ушинский,
это детский писатель и педагог. (Слайд 1).
Однажды, ребята у девочки Тани заболела мама. А вы хотите узнать,
что
сделала
Таня,
чтобы
помочь
своей
маме?
Послушайте
рассказ «Лекарство». (Слайд 2).
Лекарство.
Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит
Таня, что мать пьёт лекарство с трудом и говорит;
- Милая мама! Давай, я выпью лекарство за тебя.
Воспитатель: Как звали девочку?
4
Дети: Таня.
Воспитатель: Что случилось с мамой девочки?
Дети: Она заболела.
Воспитатель: Что сделал доктор?
Дети: Дал лекарство?
Воспитатель: Что предложила маме девочка?
Дети: Выпить лекарство за нее.
Воспитатель: Почему она это сделала?
Дети: Девочка предложила маме выпить за неё лекарство, потому что
ей было ее жалко. Она за неё переживала.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего врач прописал маме
Тани лекарство?
Дети: Врач прописал маме Тани лекарство для того, чтобы она
выздоровела, поправилась.
Воспитатель: Как вы думаете, поможет маме лекарство, если его
выпьет дочка?
Дети: Если его выпьет дочка, то лекарство маме не поможет.
Воспитатель: Как можно назвать такую девочку?
Дети: Такую девочку можно назвать жалостливой, доброй, заботливой.
Воспитатель: Как может Таня помочь своей больной маме?
Дети: Таня может помочь своей больной маме, если помоет посуду,
вымоет пол, принесет воды, просто будет рядом.
Воспитатель: Ребята, так и хочется продолжить рассказ, правда?
Дети: Да!
Воспитатель:
Послушайте
этот
рассказ
ещё
раз,
попробуйте пересказать его близко к тексту и придумайте продолжение. Чем
же Таня помогла маме. Дети пересказывают рассказ и творчески дополняют.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, а вы хотите посетить театральную студию,
побыть
актерами,
поставить
сценку
по
рассказу
К. Д. Ушинского «Лекарство».
Кто желает быть актерами? Я буду автором?
(Раздаю шарф – для мамы, белый халат - для врача, бант - для девочки
Тани).
III. Рефлексия
Воспитатель: С каким автором познакомились? Какой рассказ читали?
Кто главный герой рассказа? О чем этот рассказ?
А разве можно пить чужое лекарство?
Дети: Нет!
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что можно отравиться, может стать плохо.
Воспитатель: Да ребята, действительно чужое лекарство никогда пить
нельзя. Я желаю вам никогда не болеть.