Автор: Шахова Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ НАО "Детский сад"Семицветик"
Населённый пункт: г. Нарьян - Мар, Архангельская обл.
Наименование материала: авторский материал
Тема: Особенности развития познавательных процессов у детей 3-4 лет"
Раздел: дошкольное образование
«Особенности развития познавательных процессов у детей 3-4 лет».
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования
психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят
значительные изменения. Происходят они благодаря многим факторам: речи
и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и
включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные,
бытовые).
Речь –(слайд 2) сложная форма общения коммуникативной деятельности
людей, способность формулирования и формирования мысли посредством
языка.
Речь. У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое
идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Речь перестраивает
все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др.
Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать
фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.
Восприятие –(Слайд 3) это отражение в сознании человека непосредственно
воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не в
отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер.
Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно
анализировать тот или иной предмет. (слайд 4)В предметах дошкольники
замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что
ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.
Таким образом, восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит
предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма,
вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их
слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При
восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее
яркие и по ним отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон
кислый и желтый. К концу младшего дошкольного возраста дети могут
воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов.
Воображение- (слайд 5) это умение конструировать в уме из элементов
жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний)
посредством новых их сочетаний и соотношений что- либо новое, выходящее
за пределы ранее воспринятого.
(слайд 6)На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще
слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами,
перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но
элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и
возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь
начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел
рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и
формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко
разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с
трудностями или при изменении ситуации (пример). Само возникновение
замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета,
что сильно
взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный
мультфильм, новая игрушка. Малыши еще не умеют направлять свое
воображение.
В дошкольном возрасте воображение в основном является непроизвольным,
у ребёнка отсутствует сознательно поставленная цель создать какой-либо
образ. Предметом фантазии становится то, вызвало яркие эмоции у
ребенка. На протяжении всего дошкольного возраста воображение нуждается
во внешней опоре, функцию которой могут выполнять различные реальные
предметы, игрушки, роли, взятые ребёнком на себя в игре, иллюстрации к
литературным произведениям и т. д.
Внимание –(слайд 7) это направленность и сосредоточенность нашего
сознания на определенном объекте.
Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во
многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной
особенностью внимания ребенка младшего дошкольного возраста является
то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. (слайд
8)Внимание в МЛАДШЕМ дошкольном возрасте редко возникает под
влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. В
сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально.
Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к
воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Ребенок легко
отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. Способность
детей управлять своим вниманием очень невелика.
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает
формироваться произвольное внимание.
Мышление – (слайд 9) это процесс деятельности мозга, главным образом
сознания. Оно характеризуется способностью человека рассуждать,
сравнивать явления действительности, обобщать, получать выводы.
В младшем дошкольном возрасте мышление функционирует в предметной
деятельности. Ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и
соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного
мышления.
В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг
себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их
взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за
окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно
получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и
сам стремится объяснить то, что видит вокруг.
Начинает формироваться наглядно-образное мышление.
Память (слайд 10) – способность мозга сохранять информацию и
воспроизводить ее при необходимости спустя какое – то время.
(слайд 11)Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется
образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что-либо
запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли
и сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно
связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.
Тем ни менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. По просьбе
взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов.
Дошкольное детство- возраст, наиболее благоприятный для развития
памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не
ставит перед собой цели что – то запомнить или вспомнить и не владеет
специальными способами запоминания. Интересные для него события,
если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно)
запоминаются.