Автор: Суворикова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского городского округа детский сад № 60
Населённый пункт: Московская область, г. Пушкино
Наименование материала: анализ статьи журнала "Педагогика"
Тема: Модернизация педагогического образования: диалектика результатов
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского городского округа детский сад № 60 «Огонёк»
Анализ статьи
«Модернизация педагогического образования:
диалектика результатов» на основе работы с журналом
«Педагогика» (год выпуска 2019 № 11журнала,
авторы В.И. Блинов, И.С. Сергеев)
Воспитатель первой категории:
Суворикова Ирина Геннадьевна
2021 г.
Анализ статьи «Модернизация педагогического образования:
диалектика результатов»
Аннотация. Проведена субъективная оценка результативности процесса
модернизации педагогического образования в РФ в период с 1999 г. по 2018 г
Определены острые проблемы отечественной системы педагогического
образования, уточнён характер влияния профессионального стандарта на
педагогическую деятельность.
Ключевые слова. Педагогическое образование, педагогические вузы,
педагогические колледжи, модернизация образования, управление развитием
образования, профессиональный стандарт.
Процессы модернизации в современном мире имеют противоречивый
характер, в тои числе и модернизация российского образования. Образование
представляет приоритетную, системообразующую отрасль, от качества
которой зависит успешность подготовки кадров для всех сфер
функционирования общества и государства. Оценка участников реформ
результативности уже реализованных этапов процесса модернизации может
служить индикатором о наличии тех или иных проблем в развитии
образования.
В качестве задач исследования были определены:
- выявление проблем, препятствующие функционированию и развитию
отечественной системы образования;
- определение мероприятий по модернизации, оказавших наибольшее
влияние на качество и результативность работы педагогических вузов и
колледжей;
- уточнение степени влияния стандарта «Педагог профессионального
обучения, профессионального образования и дополнительного
профессионального образования» на трудовую деятельность работников
профессиональных образовательных организаций и вузов.
Исследованием было охвачено 362 образовательные организации,
представляющие 55 субъектов РФ.
Принятая, в декабре 2001 г. Концепция модернизации российского
образования постулировала, что образование должно быть приоритетным в
обществе и государстве. Была ориентированной на потребности конкретных
потребителей образовательных услуг, на опережающее развитие начального
и среднего образования, на улучшение материального положения и
повышение социального статуса работников образования. Концепция
предполагала разработку федеральной межведомственной программы
«Педагогические кадры России», но этот замысел не был реализован,
поэтому была разработана и принята ведомственная программа «Программа
развития системы непрерывного педагогического образования в России на
2001 – 2010 годы». Результатом реализации программы должна была стать
обновлённая система непрерывного педагогического образования.
Просуществовала программа два года, ей на смену пришла ведомственная
программа «Программа модернизации педагогического образования». Работа
в рамках этой программы осуществлялась на протяжении трёх лет, после
чего основные изменения были связаны с введением ФГОС. До конца 2015
года были приняты следующие профессиональные стандарты:
- «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального -
общего, основного общего, среднего общего образования)» (воспитатель,
учитель);
- «Педагог – психолог (психолог в сфере образования»;
- «Педагог дополнительного образования детей и взрослых;
- «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и
дополнительного профессионального образования».
В 2014 году разрабатывается новая программа «Комплексная программа
повышения профессионального уровня педагогических работников
общеобразовательных организаций», которая охватывает период 2014 – 2020
гг. Кроме этого программа дополняется разработками: подготовка будущего
учителя к инклюзивному образованию, сетевое взаимодействие вузов, ПОО и
общеобразовательных школ. Хронологические рамки реализации этих
программ показывают собой пример «незавершенного проекта», это
доказывают и результаты исследования.
Рассмотрим группы максимально острых проблем, связанные с общим
характером производимых изменений в системе российского образования и
напрямую не связанные со спецификой модернизации педагогического
образования.
1. Избыток формальной отчётности и другой бумажной работы.
2. Постоянные процессы модернизации (реорганизации, реформирования) не
позволяющие закрепить свершившиеся изменения и сосредоточиться на
повышении реального качества образования.
Можно выделить и группу слабовыраженных проблем, которые были
отмечены в ходе исследования.
1. Снижение уровня научных исследований в отечественной педагогической
науке.
2. Двухуровневая подготовка учителя в вузе (бакалавриат, магистратура), не
отвечающая специфике педагогического образования.
3. Сложность организации практик для студентов.
4. Недостатки в квалификации профессорского – педагогического состава,
отсутствие у преподавателей актуального опыта работы в современной
общеобразовательной школе.
5. Недостаточное качество профессионального стандарта учителя и педагога
прф. образования. Налицо высокая оценка профессиональной
компетентности работников системы педагогического образования, так и
профессиональных стандартов, определяющих результаты и требования к их
квалификации и профессиональной деятельности.
Обозначенному парадоксу можно найти историческое, педагогическое
объяснение. Эти стратегии формировались на фоне перехода России к
рыночной экономике, изменений социальной роли школы, с привлечением
бюджетного и внебюджетного финансирования, захватом новых секторов
рынка образовательных услуг. Открытие филиалов педвузов в регионах
привело к снижению качества педагогического образования в филиалах.
Создание комплексов «педвуз - педколледж – школа» привело к появлению
лишнего звена в подготовке учителя. Трансформация педагогических
институтов в педагогические и классические университеты приводит
размывание идеи высшего педагогического образования. Увеличение
количества часов на самостоятельную работу студентов приводит к общему
снижению качества подготовки за счёт уменьшения доли групповых и
практических форм работы.
Вывод. Я считаю, что наибольшее влияние на реальные изменения в системе
педагогического образования оказали мероприятия, реализованные в рамках
последней «Программы модернизации педагогического образования (2014 –
2017 гг.)». А также одной из подпрограмм «Комплексной программы
повышения
профессионального
уровня
педагогических
работников
общеобразовательных
организаций».
За
период
с
1999
по
2017
гг.
принимались
и
реализовывались
различные
программы
и
проекты
модернизации образования, в рамках которых осуществлялись определённые
мероприятия, по замыслу направленные на введение изменений. Однако в
большинстве случаев введённые изменения действовали до тех пор, пока
обеспечивалось
выделение
необходимых
управленческих
ресурсов
(финансирование, административный контроль). Другими словами, после
освоенного проекта оставалась никому не нужная документация и освоенный
бюджет.
А
хотелось
бы,
чтобы
проектная
деятельность
строилась
последовательно: вводимые проектом изменения должны быть не только
своевременными, адекватными, результативными, но ещё и жизнестойкими.