Напоминание

Методические основы игрового обучения в обществе знаний


Автор: Суворикова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского городского округа детский сад № 60
Населённый пункт: Московская область, г. Пушкино
Наименование материала: анализ статьи журнала "Педагогика"
Тема: Методические основы игрового обучения в обществе знаний
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа детский сад № 60 «Огонёк»

Анализ статьи

«Методические основы игрового обучения в обществе знаний»

на основе работы с журналом «Педагогика» (год выпуска 2019

№ 11 журнала, автор Б.В. Корнейчук)

Воспитатель первой категории:

Суворикова Ирина Геннадьевна

2021 г.

Анализ статьи

«Методические основы игрового обучения в обществе знаний»

Аннотация. В авторской концепции игрового обучения в системе

непрерывного образования рассмотрены современные предпосылки

применения дидактических игр в средних и высших учебных заведениях.

Исследованы функции, атрибуты и учебные результаты дидактических игр.

Ключевые слова. Игра, деятельность, творчество, имитация, геймификация,

школа, университет, непрерывное обучение.

Преподаватели вузов отмечают заметное снижение уровня творческих

и познавательных способностей у абитуриентов. Лёгкий доступ в интернет

освободил учащихся от мыслительных усилий, которые необходимы для

поиска, систематизации и запоминания информации. Это ослабляет

мотивацию к обучению, в то время как реальные условия в обществе требуют

от человека умение решать нестандартные задачи, ответ на которые

невозможно найти в сети. Поэтому подготовка учащихся к творческой

деятельности стала актуальной проблемой системы образования. Решение

данной проблемы исследователи видят в интенсивном применении активных,

игровых методов обучения, прежде всего дидактических игр. Такой метод

обучения называется игровым.

В игровом обучении в системе среднего и высшего образования,

выделены основные функции, атрибуты и компоненты дидактической игры,

предложены способы применения игр при преподавании различных

дисциплин. Работа базируется на анализе и обобщении 40 - летнего опыта

автора по созданию и проведению дидактических игр в средних и высших

учебных заведениях, разработке учебно – методических пособий по

дидактическим играм.

Теоретические исследования показали, что становление общества

знаний предопределило качественное изменение в отношении к игре как

методу обучения. Стало ясно, что период развития человека теперь не

ограничивается лишь детскими годами, а охватывает практически всю его

жизнь. Новая парадигма непрерывного обучения предполагает широкое

использование игровых методов при обучении детей и взрослых. Главным

содержанием новой эпохи считают индивидуализацию – человек обретает

способность изменяться и примерять различные роли в течение всей жизни.

Теперь благополучие индивидуализированного человека зависит от его

умения достигать успеха в ролевых социальных играх.

Эмпирические исследования дидактических игр позволяют сделать

вывод об их позитивном влиянии на результат обучения. Игры улучшают

успеваемость и межличностные отношения, связывают обучение с

практикой, развивают навыки командной работы. Роль преподавателя тоже

претерпевает коренные изменения. Теперь учебный процесс не сводится к

передачи знаний, а выступает в роли подготовки человека «действующего»,

способного оперативно принимать творческие решения в нестандартных

ситуациях на основе знаний.

Используя дидактическую игру, педагог моделирует учебную

ситуацию, в которой учащийся, используя свои теоритические знания по

дисциплине, проявляет высокую мотивацию к действию, творческий подход,

самостоятельность и активность в установлении межличностных

взаимодействий.

Дидактическая игра выполняет две основные функции:

- традиционная функция закрепления и осмысления знаний;

- новая функция формирования специфических качеств и навыков человека,

необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Многие виды умственной деятельности в наше время замещаются

информационными технологиями, поэтому самостоятельность и решимость

необходимы в информационную эпоху. Динамичная социальная среда

побуждает человека к принятию ответственных решений в условиях

неопределённости и стресса.

Результатом дидактической игры могут быть и межличностные

взаимодействия «учитель – ученик». Оказываясь перед необходимостью

построения межличностных контактов для получения выигрыша, игроки

обретают навыки разрешения конфликтов, поиска компромиссов и

командной работы.

Функции дидактической игры предопределяют её свойства, или атрибуты,

которые характеризуют её как особый метод обучения. Преподаватель может

использовать метод имитации – реальную жизненную ситуацию, в которой

учащемуся предлагается найти и реализовать своё решение. Метод теории,

определённый учителем, набор теоритических знаний.

В дидактической игре важно распределить роли между участниками –

наделение целями, правами, ответственностью некого субъекта.

Распределение ролей создаёт предпосылки для межличностного

взаимодействия между учащимися в процессе игры.

Правила – допустимые способы действия игроков, которые должны

отвечать требованием справедливости. Неопределённость – создание

условий, при которых даже наилучшее решение игрока не гарантирует ему

получения выигрыша. Систематическое участие в дидактических играх с

элементами неопределённости позволяет учащимся обрести опыт анализа и

прогнозирования случайных событий в современном обществе.

В дидактической игре должен присутствовать и азарт – эмоциональная

заинтересованность учащихся в выигрыше, подкреплённый

развлекательными элементами, духом соперничества. Выставлением высоких

оценок. В условиях дефицита времени игроки должны действовать –

реализовывать принятые ими решения с учётом возможных действий других

игроков. В конце игры проводится обсуждение и анализ. Педагог вместе с

учащимися публично оценивает действия игроков и реализованные ими

решения поставленной проблемы.

Вывод. Я считаю, что игровая деятельность, основанная на решении

творческих задач, в силу их простоты, не может быть отнесена к научным

проблемам. Результат игровой деятельности не представляет собой нового

знания, поэтому не может быть преобразован в значимый социальный или

технический продукт. Но использование игровых методов с традиционными

методами преподавания в рамках поурочной системы дают хороший

результат закрепления полученных знаний ранее. Возможность успешного

использования дидактических игр при обучении школьников и студентов

вузов свидетельствует об универсальности игрового метода и обеспечивает

преемственность игрового обучения при переходе от одной ступени

образования к другой.



В раздел образования