Автор: Суворикова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пушкинского городского округа детский сад № 60
Населённый пункт: Московская область, г. Пушкино
Наименование материала: анализ статьи журнала "Педагогика"
Тема: Методические основы игрового обучения в обществе знаний
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского городского округа детский сад № 60 «Огонёк»
Анализ статьи
«Методические основы игрового обучения в обществе знаний»
на основе работы с журналом «Педагогика» (год выпуска 2019
№ 11 журнала, автор Б.В. Корнейчук)
Воспитатель первой категории:
Суворикова Ирина Геннадьевна
2021 г.
Анализ статьи
«Методические основы игрового обучения в обществе знаний»
Аннотация. В авторской концепции игрового обучения в системе
непрерывного образования рассмотрены современные предпосылки
применения дидактических игр в средних и высших учебных заведениях.
Исследованы функции, атрибуты и учебные результаты дидактических игр.
Ключевые слова. Игра, деятельность, творчество, имитация, геймификация,
школа, университет, непрерывное обучение.
Преподаватели вузов отмечают заметное снижение уровня творческих
и познавательных способностей у абитуриентов. Лёгкий доступ в интернет
освободил учащихся от мыслительных усилий, которые необходимы для
поиска, систематизации и запоминания информации. Это ослабляет
мотивацию к обучению, в то время как реальные условия в обществе требуют
от человека умение решать нестандартные задачи, ответ на которые
невозможно найти в сети. Поэтому подготовка учащихся к творческой
деятельности стала актуальной проблемой системы образования. Решение
данной проблемы исследователи видят в интенсивном применении активных,
игровых методов обучения, прежде всего дидактических игр. Такой метод
обучения называется игровым.
В игровом обучении в системе среднего и высшего образования,
выделены основные функции, атрибуты и компоненты дидактической игры,
предложены способы применения игр при преподавании различных
дисциплин. Работа базируется на анализе и обобщении 40 - летнего опыта
автора по созданию и проведению дидактических игр в средних и высших
учебных заведениях, разработке учебно – методических пособий по
дидактическим играм.
Теоретические исследования показали, что становление общества
знаний предопределило качественное изменение в отношении к игре как
методу обучения. Стало ясно, что период развития человека теперь не
ограничивается лишь детскими годами, а охватывает практически всю его
жизнь. Новая парадигма непрерывного обучения предполагает широкое
использование игровых методов при обучении детей и взрослых. Главным
содержанием новой эпохи считают индивидуализацию – человек обретает
способность изменяться и примерять различные роли в течение всей жизни.
Теперь благополучие индивидуализированного человека зависит от его
умения достигать успеха в ролевых социальных играх.
Эмпирические исследования дидактических игр позволяют сделать
вывод об их позитивном влиянии на результат обучения. Игры улучшают
успеваемость и межличностные отношения, связывают обучение с
практикой, развивают навыки командной работы. Роль преподавателя тоже
претерпевает коренные изменения. Теперь учебный процесс не сводится к
передачи знаний, а выступает в роли подготовки человека «действующего»,
способного оперативно принимать творческие решения в нестандартных
ситуациях на основе знаний.
Используя дидактическую игру, педагог моделирует учебную
ситуацию, в которой учащийся, используя свои теоритические знания по
дисциплине, проявляет высокую мотивацию к действию, творческий подход,
самостоятельность и активность в установлении межличностных
взаимодействий.
Дидактическая игра выполняет две основные функции:
- традиционная функция закрепления и осмысления знаний;
- новая функция формирования специфических качеств и навыков человека,
необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Многие виды умственной деятельности в наше время замещаются
информационными технологиями, поэтому самостоятельность и решимость
необходимы в информационную эпоху. Динамичная социальная среда
побуждает человека к принятию ответственных решений в условиях
неопределённости и стресса.
Результатом дидактической игры могут быть и межличностные
взаимодействия «учитель – ученик». Оказываясь перед необходимостью
построения межличностных контактов для получения выигрыша, игроки
обретают навыки разрешения конфликтов, поиска компромиссов и
командной работы.
Функции дидактической игры предопределяют её свойства, или атрибуты,
которые характеризуют её как особый метод обучения. Преподаватель может
использовать метод имитации – реальную жизненную ситуацию, в которой
учащемуся предлагается найти и реализовать своё решение. Метод теории,
определённый учителем, набор теоритических знаний.
В дидактической игре важно распределить роли между участниками –
наделение целями, правами, ответственностью некого субъекта.
Распределение ролей создаёт предпосылки для межличностного
взаимодействия между учащимися в процессе игры.
Правила – допустимые способы действия игроков, которые должны
отвечать требованием справедливости. Неопределённость – создание
условий, при которых даже наилучшее решение игрока не гарантирует ему
получения выигрыша. Систематическое участие в дидактических играх с
элементами неопределённости позволяет учащимся обрести опыт анализа и
прогнозирования случайных событий в современном обществе.
В дидактической игре должен присутствовать и азарт – эмоциональная
заинтересованность учащихся в выигрыше, подкреплённый
развлекательными элементами, духом соперничества. Выставлением высоких
оценок. В условиях дефицита времени игроки должны действовать –
реализовывать принятые ими решения с учётом возможных действий других
игроков. В конце игры проводится обсуждение и анализ. Педагог вместе с
учащимися публично оценивает действия игроков и реализованные ими
решения поставленной проблемы.
Вывод. Я считаю, что игровая деятельность, основанная на решении
творческих задач, в силу их простоты, не может быть отнесена к научным
проблемам. Результат игровой деятельности не представляет собой нового
знания, поэтому не может быть преобразован в значимый социальный или
технический продукт. Но использование игровых методов с традиционными
методами преподавания в рамках поурочной системы дают хороший
результат закрепления полученных знаний ранее. Возможность успешного
использования дидактических игр при обучении школьников и студентов
вузов свидетельствует об универсальности игрового метода и обеспечивает
преемственность игрового обучения при переходе от одной ступени
образования к другой.