Напоминание

"Современные уроки физики как способ развития аналитических и творческих способностей учащихся средней школы"


Автор: Жидкевич Оксана Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Первомайская школа №1
Населённый пункт: Республика Крым, п.г.т. Первомайское
Наименование материала: статья
Тема: "Современные уроки физики как способ развития аналитических и творческих способностей учащихся средней школы"
Раздел: полное образование





Назад




Учитель физики и информатики Первомайской МБОУ №1 Жидкевич О.Н.

Современные уроки физики как способ развития аналитических и

творческих способностей учащихся средней школы.

В 21 веке, в виду роста влияния компьютерных технологий на жизнь

человека, а также цифровизации всех сфер жизни актуальным является

наличие не только знаний и умений, важно умение человека самому

приобретать и творчески анализировать информацию. Если годами раньше

большое количество учащихся средней школы без особой охоты изучало

естественные науки, мотивируя это тем, что «в жизни не пригодится», то в

последнее время наблюдается тенденция роста интереса к физике и

математике, информатике. Это связано с тем, что все большее количество

профессий связано с компьютерными технологиями и эксплуатацией

техники, требующей знаний и умений применять физические законы.

Создание условий для интеллектуальной и творческой деятельности является

одним из принципов реализации личностно-ориентированного подхода в

образовании.

Одним из способов развития творческого потенциала учащихся на

уроках физики является процесс решения экспериментальных задач, в ходе

которого

выполняются

одновременно

умственные,

практические

и

организационные действия учащихся. После создания учителем проблемной

ситуации на уроке ученики предлагают различные способы ее решения,

выдвигают спорные гипотезы. Работая в группах, школьники проводят

исследовательскую

работу,

проверяют

справедливость

предложенных

гипотез, самостоятельно, входе диспута приходят к общему выводу. С

радостью и удивлением ученики обнаруживают, что они сами “ открыли”

физический закон или вывели формулу, найдя подтверждение своим

результатам в учебнике.

Завершающая часть работы над такими задачами –

коллективное обсуждение итогов его выполнения, а также самоанализ

результатов. Для этого отбирают самые оригинальные, интересные работы, в

которых использованы различные идеи решения или различная методика

выполнения. Обсуждают также работы, содержащие поучительные ошибки.

Учитель физики и информатики Первомайской МБОУ №1 Жидкевич О.Н.

Примерами таких экспериментальных задач являются:

- создание презентаций на определенные темы;

- создание групповых проектов;

- выполнение контрольных чертежей;

- создание прибора своими руками, проведение мини-эксперимента;

- составление сказки о физическом законе или явлении;

- просмотр и обсуждение современных фильмов, и их спецэффектов на

соответствие физическим законам;

- и др.

Одной из наиболее популярных экспериментальных задач на моих

уроках является создание фотоаппарата своими руками из спичечного

коробка. Суть его состоит в том, что каждый ученик пытается сам создать

фотоаппарат и сделать фотографию из обычного спичечного коробка. Все

камеры работают по такому принципу как камера Обскура. Свет попадает

через объектив (маленькое отверстие), и картинка обрисовывается на

матрице или фотопленке в перевёрнутом виде. Первое что нам нужно

сделать, так это полностью закрасить наш спичечный коробок в черный цвет

(маркером, либо красками). Теперь берём внутреннюю часть коробка и

делаем на его задней стенке отверстие 24×24 мм. Во второй части коробка

тоже делаем квадратное отверстие, но уже более маленького размера,

примерно 5×5 миллиметров. Для создания объектива понадобится обычная

металлическая банка коллы. Вырезаем из ее стенки квадрат 10×10 мм. И

делаем в этом квадрате дырочку тонкой иглой. Главное сделать эту дырку

очень аккуратной и маленькой, от этого зависит качество наших фото.

Крепим этот квадрат на маленькую дырку коробка. Протягиваем через

коробок фотоплёнку, а с противоположной стороны заматываем нашу новую

пленку в использованную бобину от старой пленки. Надёжно скрепляем эту

конструкцию изолентой, чтоб лишний свет не мог попасть в камеру. Делаем

из кусочка картона заслонку для нашей камеры и наша камера готова. Для

создания снимка достаточно убрать нашу картонную заслонку с объектива,

Учитель физики и информатики Первомайской МБОУ №1 Жидкевич О.Н.

подождать несколько секунд и закрыть заслонку. Для создания следующего

снимка следует немного промотать пленку из одной бобину в другую, это

можно сделать ключом или отвёрткой. Эта процедура требуется для того,

чтоб сменить использованный кадр на новый.

Еще одной любимой всеми экспериментальной задачей является

просмотр и обсуждение современных фильмов, и их спецэффектов на

соответствие физическим законам. К примеру, фильм Кристофера Нолана

«Интерстеллар»

многие

называют

самым

научным

в

современной

кинофантастике, но и претензии ему предъявляют по всей строгости. Споры

о достоинствах и недостатках этой картины заставляют людей зарываться с

головой в учебники физики. Если Вы смотрели этот фильм, то вот Вам

несколько фактов, заставляющих задуматься над законами физики:

Согласно сюжету фильма, рядом с Гаргантюа не видно других

небесных тел, кроме парочки планет. Откуда планеты Миллер, Эдмундса и

Манна черпают тепло и свет? Из аккреционного диска. Притяжение

Гаргантюа так велико, что способно захватить целую звезду. Когда звезда

движется прямо на черную дыру, ее судьба плачевна и предсказуема. Если

же её орбита пролегает рядом с Гаргантюа, то притяжение черной дыры

попросту разрывает небесное тело на части, а большая часть материи, ранее

составлявшей тело звезды, попадает на орбиту Гаргантюа и формирует

аккреционный диск. Он излучает свет, тепло и радиацию, так что вполне

может заменить солнце. Выходит, жить на этих планетах нельзя из-за

высоких температур и радиации. Как же экипаж «Эндюранс» не поджарился,

просто пролетая мимо?

Возможно, с момента, когда последняя звезда попала в гравитационные

тиски

Гаргантюа,

прошло

несколько

миллионов

лет.

Тогда

газ,

составляющий диск, остыл до температуры в несколько тысяч градусов и уже

не излучает такой сильной радиации, хотя продолжает давать достаточно

света и тепла. Низкой температурой объясняется и блеклость диска.

Учитель физики и информатики Первомайской МБОУ №1 Жидкевич О.Н.

Гаргантюа — самая достоверная чёрная дыра в истории кино. Но даже

она отличается от реальной. Откуда там вообще планеты взялись? Разве их

не должно было засосать внутрь дыры?

Кристофер Нолан специально пошел против истины, чтобы не смущать

зрителей. А еще он специально занизил скорость вращения черной дыры.

Кроме того, учитывая расстояние от черной дыры до планеты Миллер,

Гаргантюа должна занимать половину небосвода, а планета при таком

раскладе находилась бы внутри аккреционного диска, так что он в основном

был бы виден только с противоположной дыре стороны планеты.

Главной целью своей работы я считаю развитие творчески мыслящей,

самостоятельно принимающей решение в любой ситуации личности.

Поэтому на своих уроках я использую технологию развивающего обучения.

Успех выполнения творческого задания, его обучающее и развивающее

значение во многом зависят от того, насколько широким будет поиск,

насколько разнообразными и содержательными окажутся решения.

Список использованной литературы:

1.Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его

развивающие возможности. - Школьные технологии. №2. 2002.

2.Степанова Г.Н. Обновление содержания физического образования в

основной школе на основе информационного подхода. Автореф. дисс. … д–

ра пед. наук / М.: ИОСО РАО, 2002. – 36с.

3.Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб.

пособие

для

студ.

высш.

пед.

учеб.

заведений

/

С.Е.Каменецкий,

Н.С.Пурышева,

Н.Е.Важеевская

и

др.;

под

ред.

С.Е.Каменецкого,

Н.С.Пурышевой. – М.: Изд. центр "Академия", 2000. – 368с.



В раздел образования