Автор: Казбекова Тахмина Муратовна
Должность: преподаватель кафедры асу
Учебное заведение: Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи МО РК
Населённый пункт: города Алматы
Наименование материала: статья:
Тема: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ
Раздел: высшее образование
КАЗБЕКОВА Т.М.
преподаватель кафедры АСУ Военно-инженерного
института радиоэлектроники и связи МО РК города
Алматы
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ
В статье рассматриваются новые акценты в системе Казахстанского
образования, которые поменялись от целей образования, ориентированных на знание
предмета, к целям, логически следующим за группой первых – ориентированным на
приобретение
школьниками
ключевых
компетенций. В
условиях
модернизации
образования ключевой фигурой проведения в жизнь этих идей как эволюционного
процесса развития образования является учитель.
В каждой стране система общественных отношений и ее изменения оказывают
влияние на образование, так как именно образованию отведена главенствующая роль в
подготовке будущих поколений, соответствующих запросам исторического периода и
потребностям развития экономики. Помимо экономических выгод образование создает
другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала –
общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и
интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование
играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно
необходимых навыков. В новых условиях меняются и акценты в системе Казахстанского
образования, которые поменялись от целей образования, ориентированных на знание
предмета, к целям, логически следующим за группой первых – ориентированным на
приобретение
школьниками
ключевых
компетенций.
В
условиях
модернизации
образования ключевой фигурой проведения в жизнь этих идей как эволюционного
процесса развития образования является учитель.
Современное состояние казахстанского общества, его интеграция в
мировое
образовательное пространство требуют повышения конкурентоспособности образования,
развитие
человеческого
капитала
путем
обеспечения
доступности
качественного
образования для устойчивого роста экономики и соответствия реалиям времени системы
образования
Республики
Казахстан. В
то
же
время,
согласно «Государственной
программы
развития
образования
республики
Казахстан
на
2011-2020
годы»: «Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически
прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро
изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют
в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать, как
экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды» [1].
Система общественных отношений и
ее
изменения
оказывают
влияние
на
образование, так как именно образованию отведена главенствующая роль в подготовке
будущих поколений, соответствующих запросам исторического периода и потребностям
развития
экономики. Помимо
экономических
выгод
образование
создает
другие
социальные выгоды, способствует формированию социального капитала – общества с
большой
долей
гражданского
участия,
высокой
социальной
сплоченностью
и
интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование
играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно
необходимых
навыков. В этом
заключаются убедительные аргументы в пользу
дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима
кардинальная
модернизация
образования:
значительное
и
устойчивое
увеличение
инвестиций в образование, улучшение его качества [1, с. 3].
В новых условиях меняются и акценты в системе Казахстанского образования,
которые поменялись от целей образования, ориентированных на знание предмета, к
целям, логически следующим за группой первых – ориентированным на приобретение
школьниками ключевых компетенций. В условиях модернизации образования ключевой
фигурой проведения в жизнь этих идей как эволюционного процесса развития
образования является учитель.
В
данных
условиях «организационной основой
реализации
государственной
политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная
программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы (далее –
Программа), обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.
Программа как организационная основа государственной политики в
сфере
образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам
мероприятий,
охватывающих изменения в структуре,
содержании и технологиях
образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах
субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах» [1,
с. 4].
Осуществление нового подхода в
образовании
осуществимо
в
условиях
профильного обучения. Именно профильное обучение призвано обеспечить социальное и
профессиональное самоопределение выпускника, в новой модели общего среднего
образования. Содержание профильного образования, модели и технологии обучения
должны соответствовать его сущности, способствовать достижению его основной цели.
В
истории развития образования всегда было стремление для создания
оптимальных условий освоения содержания образования каждым учащимся, или
удовлетворение
их
различных
образовательных
потребностей. Поэтому
в
разные
исторические периоды эти условия были разными и имели свои особенности. В частности,
если провести ракурс в историю педагогической мысли, мы видим, что Ян Амос
Коменский одним из первых говорит о необходимости индивидуального подхода к
учащимся в условиях коллективной работы [2], а именно указывал на необходимость
сочетания индивидуальной и групповой учебной деятельности в условиях классно-
урочной системы в своей «Великой дидактике».
Дифференцированное образование предусмотрено во многих странах мира и
стоит рассмотреть зарубежные образовательные системы на примере образовательных
систем стран, чьё образование считается лучшим по качеству в мире.
В Канаде два государственных языка: английский и французский, но в ряде
провинций английский распространен более широко. Иностранные граждане имеют
возможность учиться как на английском, так и на французском языках. Дошкольное
образование начинается для детей в возрасте с 3-4 лет (зависит от провинции страны), но
не является обязательным. В отличие от многих развитых стран, в Канаде нет единого
государственного органа, управляющего образованием. Системы образования в каждой
провинции страны также отличаются и контролируются ими самостоятельно.
Образование в Германии начинается с дошкольного образования, где дети от 3 до
6 лет обучаются в детских садах (Kindergarten). Некоторые из этих учреждений
располагаются при школах (Schulkindergarten). Также существует сеть частных детских
садов. Дошкольная подготовка детей не является обязательной, посещение обычно
необязательное.
Исключением
в
большинстве
земель
является
обучение
детей
соответствующего возраста, отстающих в развитии. Посещение детьми дошкольных
учреждений в Германии оплачивается пособиями местных властей, также используются
собственные средства учреждений, но необходимы и вложения родителей. Размеры этих
вложений зависят от доходов семей, количества детей или количества членов семьи.
Школьное образование Германии имеет особенности в том, что каждая школа в
Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже
длительность
обучения
в
разных
областях
страны
различаются.
Общая
продолжительность обучения в Германии составляет 13 лет. Среднее образование в
Германии дается в гимназиях, реальных школах, основных, профессиональных и
объединенных
школах.
Высшее образование Германии имеет многовековые
традиции классического высшего образования. На сегодняшний день система высшего
образования в Германии объединяет 383 учебных заведений.
В Японии дошкольное образование начинается еще в семье. В детских садах
маленьких японцев собирают в группы («хан») и выделяют собственное «рабочее место».
Таким образом, с самого раннего детства они учатся работать в коллективе. Существует
определенная система формирования этих групп (они насчитывают до 8 человек). Группы
формируются под действием того, что каждый ученик группы должен дополнять всю
группу.
Школьное образование в Японии длится 12 лет, половина которых уходит на
начальную школу из-за сложности изучения родного языка. В японских классах могут
обучаться до 45 детей. Учебный год в Японии длинный – 240 дней. Начинается он с 1
апреля и заканчивается 1 марта следующего года. Делится на триместры: апрель-июль,
сентябрь-декабрь и январь-март. Согласно предписанию Министерства образования,
науки и культуры Японии в средней школе второй ступени используется вузовская
система оценки знаний: каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц для
получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko).
Профессиональное образование в Японии ориентировано на тех, кто желает получить
узкотехническое образование. Срок обучения – не более 3-х лет.
Высшее образование в Японии входит в единую систему профессионального
образования
и
считается
обязательным. Самыми
престижными
государственными
университетами являются: Токийский, университет Киото и университет в Осаке. За ними
в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны
университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке.
Существует также множество «карликовых» вузов с 1-2 факультетами и 200-300
студентами.
Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в
возрасте от 5 до 16 лет и делится на государственное (бесплатное образование) и частное
(платные учебные заведения).
Примечательно, что в Великобритании в соответствии с административным
делением и сложившимися традициями уживаются три образовательные системы:
Англия и Уэльс
Северная Ирландия
Шотландия
Профессиональное образование в Великобритании можно получить как на уровне
среднего (по российским стандартам), так и на уровне высшего образования. В целом этот
сегмент носит название Furthereducation (FE).
Высшее образование Великобритании построено по классическому европейскому
образцу:
Первая
степень:
бакалавр
(Bachelor). Программа
бакалавриата
Undergraduatedegree (UG) обычно рассчитана на три года. Четвертый год обучения дает
студентам возможность получить степень бакалавра с отличием. Исключение составляют
вузы Шотландии, где подготовка длится 4 года. При этом первый год обучения на
программе UG в Великобритании эквивалентен второму году учебы в вузе США.
Вторая степень: магистр (Master). Получение магистерской степени занимает в
большинстве британских вузов один год. Некоторые университеты взяли за образец
американский стандарт обучения в течение двух лет.
Третья степень: доктор философии (PhD). Подготовка более индивидуальна и в
зависимости от области научных исследований обычно занимает от трех с половиной до
четырех лет. Степень присваивается после написания и успешной защиты диссертации,
которая является результатом научных исследований.
В Казахстане «В результате реализации Государственной программы развития
образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годыпо состоянию на 1 июля 2010 года
все
уровни
образования
институционально
обеспечены
сетью
соответствующих
организаций. Структура образования приведена в
соответствие
с
Международной
стандартной классификацией образования. Создаются условия для введения 12-летней
модели обучения. Реструктурировано техническое и профессиональное образование.
Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр – магистр – доктор Ph.D.
Утвержден
Классификатор специальностей высшего и
послевузовского
образования
Республики Казахстан, содержащий укрупненные группы специальностей» [1, с.5]
Среднее
образование
является
базовым уровнем системы образования в
Казахстане. Право на его бесплатное получение гарантируется Конституцией страны. В
Казахстане имеется техническое и профессиональное образование, предусматривающее
удовлетворении интересов личности, потребностей рынка труда и перспектив развития
экономики и социальной сферы. В массовой школе стали активно открываться классы с
углублённым изучением отдельных предметов, интерес к факультативным занятиям как
форме углублённого изучения общеобразовательных предметов снизился.
В структуре плана выделялись три части: инвариантная «обязательные занятия
для всех», вариативная «обязательные занятия и курсы по выбору» и общеразвивающая
часть как «кружковая работа и трудовая практика» [3, с.4].
Высшее
образование в
Казахстане
играет
важную
роль
в
обеспечении
профессиональной подготовки специалистов для всех отраслей экономики республики в
интеграции с наукой и производством. В настоящее время функционируют 148 вузов (9
национальных, 2 международных, 32 государственных, 12 негражданских, 93 частных, в
том числе 16 акционированных), в которых обучаются свыше 595 тыс. человек. В то же
время, знание ориентированный подход в обучении назван одной из основных причин
слабой ориентации выпускников общего среднего образования на рынок труда [1, с. 44].
Оценка достижений, успешности учащегося, деятельности педагогического коллектива в
целом определяются достигнутыми уровнями ПГК и ЕНТ, количеством учащихся,
продолжающих обучение в вузе. В Казахстане, по данным Р.Ч. Бектургановой, на шесть
человек с высшим образованием, приходится один со среднеспециальным и два
квалифицированных рабочих, то есть работает схема «6+1+2» [4]. В России, по данным
В.И. Загвязинского, на трёх выпускников вуза приходится только один выпускник с
рабочей специальностью преимущественно 3-го или 4-го разрядов, в то время как
современному производству нужны рабочие более высокой квалификации [5].
Вместе с
тем,
качество
казахстанского
образования
пока
остается
мало
конкурентным. Проблема среднего образования в Казахстане заключается вслабой
материально-технической, учебно-методической базой, так и необходимостью обновления
содержания и методов обучения. Инклюзивное образование не нашло должного развития.
Большие проблемы среднего образования заключаются в слабой оснащенности школ
кабинетами физики новой модификации, кабинетами химии, кабинетами биологии, ЛМК.
Каждая пятая школа не имеет столовой и буфета. Отмечается износ оборудования и
инвентаря школьных столовых, школы не имеют спортзалы. Отсутствует программа
подвоза детей к школе специальными автобусами, финансируемыми государством. Не
созданы адекватная законодательная база и система материального и морального
стимулирования труда педагога и повышения его социального статуса. Наблюдается
гендерная непропорциональность, феминизация профессии учителя, низкая зарплата,
непрестижность профессии педагога способствуют утечке высококвалифицированных
кадров. Эффективность воспитывающего потенциала организации образования и детских
общественных организаций остается низкой. Не предусмотрена система трудового
воспитания и профессиональной ориентации в школах, недостаточно количество кружков
художественного
и
музыкального
творчества,
спортивных
секций
в
школах
и
внешкольных
организациях.
Слабо
налажена
деятельность
детских
и
школьных
общественных организаций. Большим негативным фактором среднего образования
являются устаревшая методология и принципы отбора содержания
образования,
информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению
здоровья учащихся. Так как обучение ориентировано на получение формальных
результатов, а не на развитие личности.большинство работодателей не удовлетворены
качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы
не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям
экономики.
«Таким образом, имеющиеся проблемы обуславливают
необходимость модернизации
системы
среднего
образования в
соответствии
с
современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции
в мировое образовательное пространство» [1.с.5]
Какой можно подвести итог всему вышесказанному? Мы видим, что все системы
имеют один и тот же принцип, разделение на этапы, сначала по возрасту, затем по
направлению обучения. Везде существует возможность получения и высшего и
профессионального образования, а также везде в наличии дошкольное и обязательное
школьное образование. Но несмотря на кажущуюся схожесть, в каждой стране имеются
свои нюансы, связанные как с поступлением в образовательное учреждение, так и с
дальнейшим обучением в нем, связанное в первую очередь с сложившимися традициями и
различным менталитетом. Т.е. не существует двух абсолютно одинаковых систем.
Список использованных источников
«Государственной программы развития
образования
республики
Казахстан на 2011 – 2020 годы» Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010
года
Коменский Я.А. Великая дидактика. Спб.: тип. З.Аригольда, ˜ 326 с.
Перевозный А.В. Дифференциация как путь совершенствования современно
го школьного образования // Профильная школа. - - № 6. - С. 3-11.
Бектурганова Р.Ч.
Проблемы профессионального
образования в
свете
Послания Президента народу Казахстана от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути
ускоренной
экономической,
социальной
и
политической
модернизации»
//
12-
жылдыy бiлiм. - - № 1. - С.6-8.
Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития
образования //Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-14.