Напоминание

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ


Автор: Казбекова Тахмина Муратовна
Должность: преподаватель кафедры асу
Учебное заведение: Военно-инженерного института радиоэлектроники и связи МО РК
Населённый пункт: города Алматы
Наименование материала: статья:
Тема: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ
Раздел: высшее образование





Назад




КАЗБЕКОВА Т.М.

преподаватель кафедры АСУ Военно-инженерного

института радиоэлектроники и связи МО РК города

Алматы

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ И ЗА РУБЕЖОМ

В статье рассматриваются новые акценты в системе Казахстанского

образования, которые поменялись от целей образования, ориентированных на знание

предмета, к целям, логически следующим за группой первых – ориентированным на

приобретение

школьниками

ключевых

компетенций. В

условиях

модернизации

образования ключевой фигурой проведения в жизнь этих идей как эволюционного

процесса развития образования является учитель.

В каждой стране система общественных отношений и ее изменения оказывают

влияние на образование, так как именно образованию отведена главенствующая роль в

подготовке будущих поколений, соответствующих запросам исторического периода и

потребностям развития экономики. Помимо экономических выгод образование создает

другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала –

общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и

интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование

играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно

необходимых навыков. В новых условиях меняются и акценты в системе Казахстанского

образования, которые поменялись от целей образования, ориентированных на знание

предмета, к целям, логически следующим за группой первых – ориентированным на

приобретение

школьниками

ключевых

компетенций.

В

условиях

модернизации

образования ключевой фигурой проведения в жизнь этих идей как эволюционного

процесса развития образования является учитель.

Современное состояние казахстанского общества, его интеграция в

мировое

образовательное пространство требуют повышения конкурентоспособности образования,

развитие

человеческого

капитала

путем

обеспечения

доступности

качественного

образования для устойчивого роста экономики и соответствия реалиям времени системы

образования

Республики

Казахстан. В

то

же

время,

согласно «Государственной

программы

развития

образования

республики

Казахстан

на

2011-2020

годы»: «Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически

прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро

изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют

в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать, как

экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды» [1].

Система общественных отношений и

ее

изменения

оказывают

влияние

на

образование, так как именно образованию отведена главенствующая роль в подготовке

будущих поколений, соответствующих запросам исторического периода и потребностям

развития

экономики. Помимо

экономических

выгод

образование

создает

другие

социальные выгоды, способствует формированию социального капитала – общества с

большой

долей

гражданского

участия,

высокой

социальной

сплоченностью

и

интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование

играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно

необходимых

навыков. В этом

заключаются убедительные аргументы в пользу

дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима

кардинальная

модернизация

образования:

значительное

и

устойчивое

увеличение

инвестиций в образование, улучшение его качества [1, с. 3].

В новых условиях меняются и акценты в системе Казахстанского образования,

которые поменялись от целей образования, ориентированных на знание предмета, к

целям, логически следующим за группой первых – ориентированным на приобретение

школьниками ключевых компетенций. В условиях модернизации образования ключевой

фигурой проведения в жизнь этих идей как эволюционного процесса развития

образования является учитель.

В

данных

условиях «организационной основой

реализации

государственной

политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная

программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы (далее –

Программа), обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.

Программа как организационная основа государственной политики в

сфере

образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам

мероприятий,

охватывающих изменения в структуре,

содержании и технологиях

образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах

субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах» [1,

с. 4].

Осуществление нового подхода в

образовании

осуществимо

в

условиях

профильного обучения. Именно профильное обучение призвано обеспечить социальное и

профессиональное самоопределение выпускника, в новой модели общего среднего

образования. Содержание профильного образования, модели и технологии обучения

должны соответствовать его сущности, способствовать достижению его основной цели.

В

истории развития образования всегда было стремление для создания

оптимальных условий освоения содержания образования каждым учащимся, или

удовлетворение

их

различных

образовательных

потребностей. Поэтому

в

разные

исторические периоды эти условия были разными и имели свои особенности. В частности,

если провести ракурс в историю педагогической мысли, мы видим, что Ян Амос

Коменский одним из первых говорит о необходимости индивидуального подхода к

учащимся в условиях коллективной работы [2], а именно указывал на необходимость

сочетания индивидуальной и групповой учебной деятельности в условиях классно-

урочной системы в своей «Великой дидактике».

Дифференцированное образование предусмотрено во многих странах мира и

стоит рассмотреть зарубежные образовательные системы на примере образовательных

систем стран, чьё образование считается лучшим по качеству в мире.

В Канаде два государственных языка: английский и французский, но в ряде

провинций английский распространен более широко. Иностранные граждане имеют

возможность учиться как на английском, так и на французском языках. Дошкольное

образование начинается для детей в возрасте с 3-4 лет (зависит от провинции страны), но

не является обязательным. В отличие от многих развитых стран, в Канаде нет единого

государственного органа, управляющего образованием. Системы образования в каждой

провинции страны также отличаются и контролируются ими самостоятельно.

Образование в Германии начинается с дошкольного образования, где дети от 3 до

6 лет обучаются в детских садах (Kindergarten). Некоторые из этих учреждений

располагаются при школах (Schulkindergarten). Также существует сеть частных детских

садов. Дошкольная подготовка детей не является обязательной, посещение обычно

необязательное.

Исключением

в

большинстве

земель

является

обучение

детей

соответствующего возраста, отстающих в развитии. Посещение детьми дошкольных

учреждений в Германии оплачивается пособиями местных властей, также используются

собственные средства учреждений, но необходимы и вложения родителей. Размеры этих

вложений зависят от доходов семей, количества детей или количества членов семьи.

Школьное образование Германии имеет особенности в том, что каждая школа в

Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже

длительность

обучения

в

разных

областях

страны

различаются.

Общая

продолжительность обучения в Германии составляет 13 лет. Среднее образование в

Германии дается в гимназиях, реальных школах, основных, профессиональных и

объединенных

школах.

Высшее образование Германии имеет многовековые

традиции классического высшего образования. На сегодняшний день система высшего

образования в Германии объединяет 383 учебных заведений.

В Японии дошкольное образование начинается еще в семье. В детских садах

маленьких японцев собирают в группы («хан») и выделяют собственное «рабочее место».

Таким образом, с самого раннего детства они учатся работать в коллективе. Существует

определенная система формирования этих групп (они насчитывают до 8 человек). Группы

формируются под действием того, что каждый ученик группы должен дополнять всю

группу.

Школьное образование в Японии длится 12 лет, половина которых уходит на

начальную школу из-за сложности изучения родного языка. В японских классах могут

обучаться до 45 детей. Учебный год в Японии длинный – 240 дней. Начинается он с 1

апреля и заканчивается 1 марта следующего года. Делится на триместры: апрель-июль,

сентябрь-декабрь и январь-март. Согласно предписанию Министерства образования,

науки и культуры Японии в средней школе второй ступени используется вузовская

система оценки знаний: каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц для

получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko).

Профессиональное образование в Японии ориентировано на тех, кто желает получить

узкотехническое образование. Срок обучения – не более 3-х лет.

Высшее образование в Японии входит в единую систему профессионального

образования

и

считается

обязательным. Самыми

престижными

государственными

университетами являются: Токийский, университет Киото и университет в Осаке. За ними

в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны

университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке.

Существует также множество «карликовых» вузов с 1-2 факультетами и 200-300

студентами.

Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в

возрасте от 5 до 16 лет и делится на государственное (бесплатное образование) и частное

(платные учебные заведения).

Примечательно, что в Великобритании в соответствии с административным

делением и сложившимися традициями уживаются три образовательные системы:

Англия и Уэльс

Северная Ирландия

Шотландия

Профессиональное образование в Великобритании можно получить как на уровне

среднего (по российским стандартам), так и на уровне высшего образования. В целом этот

сегмент носит название Furthereducation (FE).

Высшее образование Великобритании построено по классическому европейскому

образцу:

Первая

степень:

бакалавр

(Bachelor). Программа

бакалавриата

Undergraduatedegree (UG) обычно рассчитана на три года. Четвертый год обучения дает

студентам возможность получить степень бакалавра с отличием. Исключение составляют

вузы Шотландии, где подготовка длится 4 года. При этом первый год обучения на

программе UG в Великобритании эквивалентен второму году учебы в вузе США.

Вторая степень: магистр (Master). Получение магистерской степени занимает в

большинстве британских вузов один год. Некоторые университеты взяли за образец

американский стандарт обучения в течение двух лет.

Третья степень: доктор философии (PhD). Подготовка более индивидуальна и в

зависимости от области научных исследований обычно занимает от трех с половиной до

четырех лет. Степень присваивается после написания и успешной защиты диссертации,

которая является результатом научных исследований.

В Казахстане «В результате реализации Государственной программы развития

образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годыпо состоянию на 1 июля 2010 года

все

уровни

образования

институционально

обеспечены

сетью

соответствующих

организаций. Структура образования приведена в

соответствие

с

Международной

стандартной классификацией образования. Создаются условия для введения 12-летней

модели обучения. Реструктурировано техническое и профессиональное образование.

Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр – магистр – доктор Ph.D.

Утвержден

Классификатор специальностей высшего и

послевузовского

образования

Республики Казахстан, содержащий укрупненные группы специальностей» [1, с.5]

Среднее

образование

является

базовым уровнем системы образования в

Казахстане. Право на его бесплатное получение гарантируется Конституцией страны. В

Казахстане имеется техническое и профессиональное образование, предусматривающее

удовлетворении интересов личности, потребностей рынка труда и перспектив развития

экономики и социальной сферы. В массовой школе стали активно открываться классы с

углублённым изучением отдельных предметов, интерес к факультативным занятиям как

форме углублённого изучения общеобразовательных предметов снизился.

В структуре плана выделялись три части: инвариантная «обязательные занятия

для всех», вариативная «обязательные занятия и курсы по выбору» и общеразвивающая

часть как «кружковая работа и трудовая практика» [3, с.4].

Высшее

образование в

Казахстане

играет

важную

роль

в

обеспечении

профессиональной подготовки специалистов для всех отраслей экономики республики в

интеграции с наукой и производством. В настоящее время функционируют 148 вузов (9

национальных, 2 международных, 32 государственных, 12 негражданских, 93 частных, в

том числе 16 акционированных), в которых обучаются свыше 595 тыс. человек. В то же

время, знание ориентированный подход в обучении назван одной из основных причин

слабой ориентации выпускников общего среднего образования на рынок труда [1, с. 44].

Оценка достижений, успешности учащегося, деятельности педагогического коллектива в

целом определяются достигнутыми уровнями ПГК и ЕНТ, количеством учащихся,

продолжающих обучение в вузе. В Казахстане, по данным Р.Ч. Бектургановой, на шесть

человек с высшим образованием, приходится один со среднеспециальным и два

квалифицированных рабочих, то есть работает схема «6+1+2» [4]. В России, по данным

В.И. Загвязинского, на трёх выпускников вуза приходится только один выпускник с

рабочей специальностью преимущественно 3-го или 4-го разрядов, в то время как

современному производству нужны рабочие более высокой квалификации [5].

Вместе с

тем,

качество

казахстанского

образования

пока

остается

мало

конкурентным. Проблема среднего образования в Казахстане заключается вслабой

материально-технической, учебно-методической базой, так и необходимостью обновления

содержания и методов обучения. Инклюзивное образование не нашло должного развития.

Большие проблемы среднего образования заключаются в слабой оснащенности школ

кабинетами физики новой модификации, кабинетами химии, кабинетами биологии, ЛМК.

Каждая пятая школа не имеет столовой и буфета. Отмечается износ оборудования и

инвентаря школьных столовых, школы не имеют спортзалы. Отсутствует программа

подвоза детей к школе специальными автобусами, финансируемыми государством. Не

созданы адекватная законодательная база и система материального и морального

стимулирования труда педагога и повышения его социального статуса. Наблюдается

гендерная непропорциональность, феминизация профессии учителя, низкая зарплата,

непрестижность профессии педагога способствуют утечке высококвалифицированных

кадров. Эффективность воспитывающего потенциала организации образования и детских

общественных организаций остается низкой. Не предусмотрена система трудового

воспитания и профессиональной ориентации в школах, недостаточно количество кружков

художественного

и

музыкального

творчества,

спортивных

секций

в

школах

и

внешкольных

организациях.

Слабо

налажена

деятельность

детских

и

школьных

общественных организаций. Большим негативным фактором среднего образования

являются устаревшая методология и принципы отбора содержания

образования,

информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению

здоровья учащихся. Так как обучение ориентировано на получение формальных

результатов, а не на развитие личности.большинство работодателей не удовлетворены

качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы

не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям

экономики.

«Таким образом, имеющиеся проблемы обуславливают

необходимость модернизации

системы

среднего

образования в

соответствии

с

современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции

в мировое образовательное пространство» [1.с.5]

Какой можно подвести итог всему вышесказанному? Мы видим, что все системы

имеют один и тот же принцип, разделение на этапы, сначала по возрасту, затем по

направлению обучения. Везде существует возможность получения и высшего и

профессионального образования, а также везде в наличии дошкольное и обязательное

школьное образование. Но несмотря на кажущуюся схожесть, в каждой стране имеются

свои нюансы, связанные как с поступлением в образовательное учреждение, так и с

дальнейшим обучением в нем, связанное в первую очередь с сложившимися традициями и

различным менталитетом. Т.е. не существует двух абсолютно одинаковых систем.

Список использованных источников

«Государственной программы развития

образования

республики

Казахстан на 2011 – 2020 годы» Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010

года

Коменский Я.А. Великая дидактика. Спб.: тип. З.Аригольда, ˜ 326 с.

Перевозный А.В. Дифференциация как путь совершенствования современно

го школьного образования // Профильная школа. - - № 6. - С. 3-11.

Бектурганова Р.Ч.

Проблемы профессионального

образования в

свете

Послания Президента народу Казахстана от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути

ускоренной

экономической,

социальной

и

политической

модернизации»

//

12-

жылдыy бiлiм. - - № 1. - С.6-8.

Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития

образования //Педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-14.



В раздел образования