Автор: Григорьева Ирина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Калашниковский колледж"
Населённый пункт: п. Калашниково
Наименование материала: доклад
Тема: "Использование мотивирующих способов контроля и оценивания знаний студентов"
Раздел: среднее профессиональное
Доклад на тему "Использование мотивирующих способов контроля и
оценивания знаний студентов"
Григорьева И.В., преподаватель,
ГБПОУ «Калашниковский колледж»,
п.Калашниково
В
связи
со
значительными
изменениями
в
жизни
проблема
совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение,
а
в
результате
этих
изменений
преобразуются
содержание
и
методы
деятельности
педагога.
Особенностью
подготовки
квалифицированного
специалиста
является
необходимость
достижения
не
только
стандартизированных
образовательных
результатов,
но
и
творческих
личностных успехов.
Педагогический
контроль
является
одним
из
важнейших
факторов
продуктивности
обучения,
так
как
реализует
закономерности
развития
дидактического процесса.
Современная система балльных оценок (абсолютная количественная
шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе
обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи, с чем в
процесс образования вводятся новые системы контроля и оценки знаний –
система мотивирующего контроля.
Современное общество требует от выпускников не только, и даже не
столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем –
самостоятельно
пополнить.
В
стратегии
модернизации
образования
это
рассматривается как комплекс компетенций.
Функции системы оценивания.
- Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование
достижений конкретного студента относительно утвержденного государством
эталона
с
тем,
чтобы
для
него
наступили
все
правовые
последствия,
соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения,
а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных
студентов, групп, уровня их подготовки и качества работы преподавателя.
- Информативно-диагностическая функция, включающая основополага-
ющие
моменты
содержательной
связи
между
всеми
участниками
образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию
студентов, а также педагогическую рефлексию преподавателей.
- Карательно-поощрительная функция,
связанная
с
мотивацией
деятельности студентов.
Структура мотивации формируется в результате осмысленного отражения
действительности. Смысл деятельности человека, в том числе и учебной, не
только в том, чтобы получить определенный результат, но и в самой
деятельности, в том, чтобы проявлять физическую и умственную активность. Так
же как и физическая, мышечная активность, умственная активность сама по себе
доставляет человеку удовольствие и является специфической потребностью.
Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и
воспитания личности.
На сегодняшний день существует множество способов контроля и
оценивания знаний студентов, направленных на формирование и стимуляцию
мотивации к учению.
Регулярная и непрерывная система контроля со стороны преподавателя.
Чрезвычайно важен систематический контроль знаний студентов. Система СПО
подразумевает проведение большинства занятий в форме комбинированных.
Задача преподавателя проводить регулярную проверку уровня усвоения знаний
студентов для поддержания мотивации.
Доводить
до
сведения
студентов
критерии
оценки
их
деятельности. Ответы
у
доски,
письменные
работы,
тестирование,
практические, лабораторные и контрольные работы, домашнее задание – все
формы деятельности студентов подвергают оценке. Важным моментом является
объяснения студентам критериев оценки их работ. Это позволит добиться
справедливости в системе поощрения и наказания.
Публичность успешности каждого студента. В курсе многих дисциплин
есть обязательные к выполнению практические работы. Без них студент не
допускается до сдачи итогового экзамена. На стенде в кабинете размещена
таблица, в ней фамилии студентов и количество работ (с оценками), которые они
выполнили.
Доступность
результатов
каждого
для
всеобщего
обозрения
мотивирует студентов.
Обязательная защита практических работ для тех студентов, которые
не были на занятии. Для студентов, не присутствующих в момент написания
практической работы, вводится дополнительная «сложность»: работу надо не
только
написать,
но
и
защитить
(индивидуальная
беседа
по
теме
с
преподавателем).
«Метод закрытой доски». Возможен ответ студента у доски таким
образом, чтобы аудитория не видела результаты труда отвечающего. Аудитория
делает работу в тетрадях, а потом сверяет с вариантом на доске, производит
оценивание и разбор ошибок.
Разбирать
ошибки
тестов,
самостоятельных,
практических
и
контрольных
работ. Хорошая
привычка
преподавателя
–
подробно
останавливаться на распространенных ошибках студентов, обсуждать недочеты
и совместными усилиями находить верные решения.
Привлечение студентов к созданию учебных пособий, к организации
учебной деятельности. Хорошо и отлично успевающим студентам можно
выдавать индивидуальные задания, связанные с отбором и анализом информации
по какому-либо вопросу. Студенты с удовольствием разбираются в новых
понятиях, составляют таблицы и даже презентации на выбранные темы.
Организация проверки студентами работ своих одногруппников. После
написания самостоятельной работы можно предложить аудитории обменяться
работами и самим проверить, поставить оценку.
Предоставление
студентам
возможности
оценивать
ответы
одногруппников. Выступления у доски можно предложить оценить аудитории. В
этом случае все будут внимательно слушать ответ, чтоб вынести свой ответ.
Информирование студентов о результатах их деятельности. Необходимо
проводить
статистику уровня обученности,
успешности студентов
после
написания ими каких-либо контрольных работ. Студенты всегда желают знать о
результатах своей работы.
При соблюдении некоторых условий (диагностическое описание целей;
определение критериев оценки; установление механизма (правила) оценивания)
традиционные средства обучения могут быть преобразованы в современные
средства оценивания результатов обучения.
К ним относятся:
Педагогический мониторинг (Monitor – напоминающий, надзирающий) –
система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации
о
деятельности
педагогической
системы,
обеспечивающая
непрерывное
слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.
Портфолио. В
педагогике
портфолио
рассматривают
как
способ
фиксирования, накопления и оценки достижений школьника в определенный
период его обучения, т.е. портфолио – технология сбора и анализа информации о
процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для студента – это
организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной
связи и инструмент оценочной деятельности.
Педагогический тест – система специально подобранных проверочных
заданий специфической формы, позволяющая количественно оценить учебные
достижения тестируемого.
Использование 10-бальной системы оценивания студентов. Такую систему
разумнее применять в группах с небольшим количеством студентов. Главное
правило – систематичность и предельная внимательность преподавателя. Смысл
10-бальной системы заключается в том, что студент, присутствующий на
занятии, за занятие может получить максимальное количество баллов – 10.
Баллы складываются так:
Посещение занятия
. Максимально возможные
3 балла
студент
получает, если не опаздывает.
Посещение занятия с опозданием
оценивается в 1 балл;
Ведение конспекта
– 2 балла. Отсутствие конспекта – 0 баллов,
неполные записи – 1 балл;
Работа на уроке
– максимально возможные – 5 баллов. Отсутствие
активности – 0 баллов, дополнения других ответов – 2 балла, 3,4 -
в
зависимости от качества ответов, полный ответ на какой-либо вопрос
или выступление с докладом – 5 баллов.
Введение рейтинговой системы оценивания знаний
Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для
мотивации
самостоятельности
учащихся
средствами
своевременной
и
систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными
достижениями.
Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний:
весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы,
контроль по которым обязателен.
по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно
полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.
в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и
выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов
по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов
(экзаменов).
Рейтинговая включает оценку по следующим показателям.
- Посещаемость занятий.
- Активность на занятиях.
- Рубежный контроль.
- Аттестация самостоятельной работы.
- Штрафные баллы.
Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени
задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи
учебной информации, воздействующие на студентов.
Рейтинговая
система
позволяет
студенту
самому
оценивать
свои
способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в
течение всего периода обучения.
Таким образом, внедрение рейтинговой системы оценки знаний студентов
обеспечивает
постоянное
стремление
студентов
набрать
больше
баллов,
повышает
их
интерес
к
учебной
деятельности,
тем
самым
организует
систематическую, ритмичную работу студентов и как результат повышает
мотивацию к учебной деятельности.
Совершенствование форм и методов контроля привело, в конечном итоге, к
необходимости
модернизации
системы
контролирующих
действий,
что
определило качественное изменение места контроля в учебном процессе.
Литература:
1.
Бойцова, Е. Д. Модульно - рейтинговая система на базе тестовых
технологий / Е. Д. Бойцова // Высшее образование в России.- М.:
Просвещение, 2009 .- №4 .- 204 с.
2.
Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной
деятельности / А. Б. Воронцов.- М.: Издатель Рассказов, 2012 .- 300 с.
3.
Воронцов, А. Б. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б.
Эльконина, В. В. Давыдова / А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова.- М.:
Издатель Рассказов, 2010 .- 280 с.
4.
Газман, О. С. Воспитание как развитие индивидуальности/ О. С.
Газман//Неклассическое воспитание.- М.: Мирос, 2011 .- 196 с.
5.
Иващенко О.Н. Дидактическая система контроля знаний//Фестиваль
педагогических идей. 2004.