Автор: Ильяшик Татьяна Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ СОШ п.Ручей УКМО
Населённый пункт: п.Ручей, Усть -Кутский район, Иркутская область
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Палитра"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования
Усть-Кутского муниципального образования
Рекомендована Утверждена
методическим советом приказом по МКУ ДО ЦДО
МКУ ДО ЦДО УКМО УКМО
Протокол №_________ «___»____________2020
года
«___»_________2020 года №_______
Дополнительная общеразвивающая программа
«Палитра»
для обучающихся: 11-15 лет
срок реализации: 2 года
Ильяшик Татьяна Владимировна
г.Усть-Кут
Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Палитра»
разработана с учетом:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
года№17-26-р),
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановления
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно
–
эпидемиологических
требований
к
устройству,
содержанию,
и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»,
утвержденным
Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 года №
41;
Письма Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи от 18.11.2015 года
№ 09-3242 «О
направлении
информации.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы)»,
Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ;
Устава МБУ ДО ЦДО УКМО;
Лицензии
МБУ
ДО
ЦДО
УКМО
на
образовательную
деятельность;
Программы развития МБУ ДО ЦДО УКМО.
Данная
программа
в
качестве
отправного
источника
использует
программу,
разработанную
под
руководством
Б.
М.
Неменского
для
общеобразовательных школ и переизданную в 2013 г.
Направленность программы: художественная
Уровень сложности: базовый
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, в
век компьютерных технологий, по-прежнему не ослабевает любовь детей к
изобразительному творчеству. Причина этого - в том могучем познавательном
заряде, который реализуется через изобразительную деятельность и его
естественное, благотворное влияние на всестороннее, гармоничное развитие
личности. Учитывая требования к программам дополнительного образования
на современном этапе развития российского общества, данная программа
ориентирована не только на усвоение обучающимися определённой суммы
знаний, но и на развитие у них познавательных и созидательных способностей,
приобретение
ими
опыта
самостоятельной
деятельности,
формирование
компетентности для реализации себя в сложном меняющемся мире.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании
гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от
родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за
шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи,
объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство
своей Родины.
Отличительные особенности. Новизна образовательной программы
«Палитра» заключаются в соблюдении преемственности в изобразительном
творчестве обучающихся младшего возраста и подростков. В студию приходят
дети 11-15 лет, уже получившими начальные практические навыки и
теоретические
знания
по
рисунку,
живописи
и
лепке
в
кружках
изобразительного искусства, а также подростки, не имеющие практической
подготовки, но желающие развить свои творческие способности.
Процесс реализации программы «Палитра» предполагает параллельное
проведение занятий по рисунку, живописи, лепке. Такая связь, выражающаяся в
сквозных темах, создает предпосылки для более полного овладения основами
изобразительной грамоты, творческой самореализации обучающихся. Занятия
различными видами изобразительного искусства (рисунок, живопись, лепка)
исключают однобокость в творческом развитии обучающихся, помогают
приобрести широкий круг разнообразных знаний и навыков.
Адресат программы: данная программа рассчитана на обучающихся: 1
год обучения- в возрасте 11-12 лет; 2 год обучения 13-15 лет
Количество детей в группах: 10-12 человек
Срок освоения программы: образовательная программа
«Палитра»
рассчитана на 2 года обучения.
Форма обучения – очная
Режим занятий: 1-й год обучения – занятия 2 раза в неделю по 2 часа с
перерывом 10 минут между занятиями, во 2-й год обучения – занятия 2 раза в
неделю по 2 часа с перерывом 10 минут между занятиями.
Цель программы: Создание условий для творческой самореализации
личности,
гармонично
сочетающей
в
себе
познавательные
и
созидательные
способности.
Задачи программы
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной
деятельности):
учить основам изобразительной грамоты, сформировать
практические навыки работы различными художественными материалами;
овладеть основами перспективного построения фигур в
зависимости от точки зрения;
знакомить с различными художественными материалами и
техниками изобразительной деятельности;
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей
обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков,
обеспечивающих освоение содержание программы):
развить чувственно-эмоциональное восприятие и
художественно-образное мышление обучающихся средствами разных видов
изобразительного искусства в их взаимодействии;
развить умение ставить перед собой задачу и осуществлять
её выполнение в процессе
самостоятельной учебно-познавательной
и
творческой
деятельности,
участия
в
конкурсах,
творческих
семинарах,
выставках;
развить у обучающихся художественную наблюдательность,
стремление к постоянному поиску в жизни материала для творческого
воплощения, применять полученные в студии знания и навыки в общественно-
полезной работе и других сферах человеческой жизни и деятельности.
развивать
художественного вкуса, способности видеть и
понимать прекрасное;
развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно
оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим,
разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные (связаны с развитием личностных качеств,
содействующих освоению содержания программы; выражаются через
отношения ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества,
выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной
среды и понимании красоты человека;
воспитывать устойчивый интерес к профессиям художника,
дизайнера, архитектора через знакомство с творческим наследием
выдающихся мастеров прошлого и настоящего;
воспитывать у детей устойчивый интерес к искусству и
занятиям художественным творчеством;
воспитывать уважительное отношение к искусству разных
стран и народов;
воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
воспитывать аккуратности.
Комплекс основных характеристик программы
Объем программы: 288 часов, 1 год обучения 144 часа, 2 год обучения
144 часа
Содержание программы 1 года обучения
№
п/п
Название раздела и тем
Основные узловые моменты
Раздел 1. Рисунок (58)
1.1
Вводное занятие
Беседа об изобразительном
искусстве
1.2
Техника безопасности
Правила техники безопасности
в кабинете
1.3
Аналитическое рисование отдельных
предметов
Рисунок орнамента и объёмных
фигур
1.4
Натюрморты из 2 геометрических
фигур
Угловая перспектива, светотень
1.5
Натюрморты из 3 геометрических
фигур
Передача объёма, пропорции
1.6
Натюрморт из двух предметов с
драпировкой.
Передача фактуры,
материальности предмета
1.7
Натюрморт из бытовых предметов с
драпировкой.
Угловая перспектива, характер
постановки
1.8
Натюрморт с чучелом птицы.
Композиция, светотень
1.9
Рисунок интерьера
Метод визирования и
натуральный масштаб
1.10
Графическая композиция
Знакомство с творчеством
художников–графиков.
Самостоятельная работа
Раздел 2. Живопись (52)
2.1
Кратковременные этюды
Зарисовка этюдов. Теплые и
холодные цвета
2.2
Натюрморт с тыквой на драпировке,
холодный по тону
Композиционный центр.
Холодный цвет в натюрморте
2.3
Натюрморт с чайником на драпировке,
теплой по тону.
Колорит. Передача теплых
тонов
2.4
Праздничный натюрморт.
Настроение. Свободный выбор
натюрморта
2.5
Интерьер
Уметь передавать глубину
пространства. Передача
интерьера цветом, перспектива
2.6
Декоративный натюрморт с крынкой.
Фантазия и воображение,
яркость цветов
2.7
Декоративный натюрморт с овощами
Яркость цветов, контраст
2.8
Эскиз росписи посуды
Понятие о стилизации
Раздел 3. Лепка (29)
3.1
Лепка с натуры и по образцу
Работа на глаз, пропорции,
фактура
3.2
Объёмная композиция
Навыки кругового обзора
3.3
Декоративная работа
Отображать свой замысел,
фантазию
3.4
Аттестационная творческая работа.
Заключительное занятие
Выбор техники, материала,
темы
Содержание программы 2 года обучения
№
п/п
Название раздела и тем
Основные узловые моменты
Раздел 1. Рисунок (52)
1.1
Вводное занятие
Беседа об изобразительном
искусстве
1.2
Техника безопасности
Правила техники безопасности в
кабинете
1.3
Рисунок гипсовых моделей
фрагментов головы
Изучение анатомических форм
1.4
Изображение человека
Формирование умения
передавать в рисунке
индивидуальный характер и
выразительность конкретного
человеческого лица
1.5
Рисунок интерьера
Закрепление умений применять
правила построения предметов в
угловой перспективе
1.6
Изображение пейзажа и архитектуры
Формирование умений
изображать пространство с
малыми архитектурными
формами, растительностью,
людьми.
1.7
Графическая композиция
Понятие о гарнитуре шрифта
Раздел 2. Живопись (54)
2.1
Кратковременные этюды
Развитие способностей видеть
цветовые отношения
2.2
Изображение пейзажа и архитектуры
Перспективное изменение
обусловленного цвета на
различных планах
2.3
Изображение человека
Быстрый набросок
2.4
Декоративная композиция
Орнаментальную композицию,
используя зарисовки растений и
цветов.
Раздел 3. Лепка (34)
3.1
Изображение человека
Передать характерные
особенности
3.2
Декоративная работа
Развитие фантазии и
воображения
3.3
Итоговая работа. Заключительное
занятие
Самостоятельная тема
Планируемые результаты
К концу первого года обучения дети будут знать:
правила
конструктивного
и
перспективного
построения
предметов
принцип перспективного построения предметов округлой
формы;
основные
требования
к
композиционному
размещению
предметов при рисовании с натуры.
законы смешения цветов, тональные цветовые отношения
о жанрах в изобразительном искусстве
основные
средства
художественной
выразительности
в
изобразительном
искусстве
(линия,
пятно,
тон,
цвет,
форма,
перспектива);
о свойствах материалов для лепки (глина, скульптурный
пластилин);
о видах скульптуры, творчестве известных скульпторов
Уметь:
компоновать рисунок;
пользоваться
графическими
средствами
в
тематическом
рисунке;
применять сквозное
построение рисунка в
работе над
натюрмортом для выявления характера формы и пропорций предметов
сложной формы;
изображать фрагмент интерьера с простейшими предметами
меблировки.
использовать
основные
композиционные
закономерности
(контраст-нюанс, статика-динамика, ритм и т.п.)
в сюжетных и
декоративных композициях;
передавать фактуру предметов;
видеть цветовые отношения и передавать их в работе;
наблюдать натуру с точки зрения задач скульптуры и
передавать в своей работе, последовательно выполнять ее от целого к
частям;
пользоваться рисунком для уяснения формы предмета и сбора
материала к композиции;
анализировать конструктивно-объемное содержание объекта,
принимать роль пластических осей в построении формы;
К концу второго года обучения дети будут знать:
способы передачи на плоскости объема, пространства, материала;
основные закономерности построения головы и фигуры человека,
их пропорции;
сведения об анатомическом строении человека
о роли тона в передаче формы и материальности предмета;
о светосиле цвета в воздушной среде, о рефлексах;
о процессе создания гармоничного цветового строя
(колорита), реалистического живописного изображения;
технологию обжига работ из глины;
технологию формовки лепных изделий в гипсе.
Уметь:
применять правила линейной и воздушной перспективы
изображений пейзажа;
наблюдать и передавать пропорции частей тела, его строение,
движение при рисовании, фигуры человека;
определять колорит натюрморта;
передавать
соотношения
цветов
предметов
в
натурной
постановке, пейзаже, сочетая верность передачи цвета с достижения
цветовой согласованности работы в целом;
выразительно передавать в скульптуре образы людей, их
внутренний мир,
переживания;
выполнять формовку и отливку работ в гипсе;
строить пластическую композицию;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности;
выдвигать
версии
решения
проблемы,
осознавать
конечный
результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в
диалоге
с
учителем
совершенствовать
самостоятельно
выработанные
критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно- следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных.
характеристик объекта.
Коммуникативные УУД:
осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
умеет работать в группе – устраивает рабочие отношения,
эффективно
сотрудничает
и
способствует
продуктивной
кооперации;
интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
учитывает разные мнения и интересы, обосновывает собственную
позицию.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/
п
Наименование
раздела и тем
Количество часов
Формы
организации
занятий
Формы
аттестаци
и
(контроля)
Всего
Теория
Практик
а
1
Рисунок
60
18
42
1.1
Знакомство с
программой
1
-
-
Беседа
1.2
Техника
безопасности
1
1
1
Беседа,
практика
1.3
Аналитическое
рисование
отдельных
предметов
14
4
10
Беседа,
практика
1.4
Натюрморты из
2
геометрических
4
1
3
Беседа,
практика
фигур
1.5
Натюрморты из
3
геометрических
фигур
6
2
4
Беседа,
практика
1.6
Натюрморт
из
двух предметов
с драпировкой.
6
2
4
Беседа,
практика
1.7
Натюрморт
из
бытовых
предметов
с
драпировкой.
10
3
7
Беседа,
практика
1.8
Натюрморт
с
чучелом птицы.
4
1
3
Беседа,
практика
1.9
Рисунок
интерьера
6
2
4
Беседа,
практика
1.10
Графическая
композиция
8
2
6
Самост.
Работа.
Текущая
аттестация
Самостоя
тельный
выбор
работы
2
Живопись
52
16
36
2.1
Кратковременны
е этюды
10
3
7
Комбиниров
анное
занятие
2.2
Натюрморт
с
тыквой
на
драпировке,
холодной
по
тону
6
2
4
Комбиниров
анное
занятие
2.3
Натюрморт
с
чайником
на
драпировке,
теплой по тону.
8
2
6
Беседа,
практика
2.4
Праздничный
натюрморт.
6
2
4
Комбиниров
анное
занятие
Самостоя
тельная
работа
2.5
Интерьер
6
2
4
Комбиниров
анное
занятие
2.6
Декоративный
натюрморт с
крынкой.
6
2
4
Беседа,
практика
2.7
Декоративный
натюрморт
с
6
2
4
Комбиниров
анное
овощами
занятие
2.8
Эскиз
росписи
посуды
4
1
3
Комбиниров
анное
занятие
Самостоя
тельная
работа
3
Лепка
32
6
26
3.1
Лепка с натуры
и по образцу
10
2
8
Комбиниров
анное
занятие
3.2
Объёмная
композиция
10
2
8
Комбиниров
анное
занятие
3.3
Декоративная
работа
9
1
8
Комбиниров
анное
занятие
Самостоя
тельная
работа
3.4
Аттестационная
творческая
работа
3
1
2
Комбиниров
анное
занятие
Самостоя
тельная
работа
Итого
144
40
104
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
п/п
Наименование
раздела и тем
Количество часов
Формы
организации
занятий
Формы
аттестации
(контроля)
Всего
Теория
Практика
1
Рисунок
54
14
40
1.1
Знакомство с
программой
1
-
-
Беседа
1.2
Техника
безопасности
1
1
1
Беседа,
практика
1.3
Рисунок
гипсовых
моделей
фрагментов
головы
12
3
9
Беседа,
практика
1.4
Изображение
человека
12
3
9
Беседа,
практика
Самостоятель
ная работа
1.5
Рисунок
интерьера
6
2
4
Комбинированн
ый
1.6
Изображение
пейзажа
и
архитектуры
14
3
11
Беседа,
практика
1.7
Графическая
композиция
8
2
6
Беседа,
практика
Самостоятель
ная работа
2.
Живопись
54
17
47
2.1
Кратковреме
нные этюды
16
2
4
Комбинированн
ый
2.2
Изображение
пейзажа
и
архитектуры
10
3
7
Комбинированн
ый
2.3
Изображение
человека
14
4
10
Беседа,
практика
2.4
Декоративна
я
композиция
14
4
10
Беседа,
практика
Самостоятель
ная работа
3.
Лепка
36
8
18
3.1
Изображение
человека
15
3
7
Комбинированн
ый
3.2
Декоративна
я работа
19
3
11
Беседа,
практика
Самостоятель
ная работа
3.3
Просмотр
работ
2
2
-
Беседа
Подведение
итогов
Итого
144
39
105
Календарный учебный график 1года обучения
Раздел/месяц
IX X
XI
XII
I
II
III
IV V
1. Рисунок (60)
12
18
18
12
2. Живопись (52)
4
12
16
16
4
3. Лепка (32)
14
18
4. Промежуточная аттестация
Самосто
ятельная
работа
Всего
12
18
18
16
12
16
16
18
18
Календарный учебный график 2 года обучения
Раздел/месяц
IX X
XI
XII
I
II
III
IV V
1. Рисунок (54)
12
18
18
6
2. Живопись (54)
10
12
16
16
3. Лепка (36)
18
18
4. Итоговая аттестация
Самосто
ятельная
работа
Всего
12
18
18
16
12
16
16
18
18
Оценочные материалы
Освоение дополнительной образовательной программы осуществляется
через проведение видов контроля:
Текущий контроль: (Приложение1)
Проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела
учебного материала. На основании результатов текущего контроля
обучающимся выставляется зачет.
Промежуточная аттестация: (Приложение 2)
Проводится в рамках аттестации обучающихся за первый год обучения, в
виде самостоятельной работы.
Итоговая аттестация: (Приложение 3)
Определяет уровень знаний, умений, навыков по освоению программы
всего курса обучения.
Итогом обучения по программе является выставка творческих работ
учащихся за 2 года или творческая защита одной из работ. При успешном
прохождении
программы
обучающемуся
выдается
сертификат
о
дополнительном образовании.
Уровни освоения программы.
Недостаточный уровень (Н):
Нет правильно выполненных заданий
Нет правильной организации рабочего места;
Не соблюдаются основные законы композиции;
Работа не закончена.
Ниже среднего:
Много ошибок и исправлений при выполнении заданий
Правильный выбор формата в зависимости от композиции;
Ошибки и исправления при выполнении рисунка;
Сложности при колористическом решении работы;
Работа не закончена
Средний обязательный уровень (СО):
Есть правильно выполненные задания, грубые ошибки
Велась правильная поэтапная работа над рисунком;
Много ошибок при применении законов композиции, цветоведения,
перспективы; работа не закончена.
Средний продвинутый уровень (СП):
Есть небольшие исправления, в целом задания выполнены правильно
В целом работа выполнена правильно, есть небольшие недочёты в
области композиции или перспективы; работа полностью закончена.
Высокий творческий уровень (ВТ):
обучающийся
освоил
практически
весь
объем
знаний,
предусмотренный программой;
специальные термины употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием;
обучающийся
овладел
практически
всеми
умениями
и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период;
является
участником
и
победителем
в
конкурсах/соревнованиях на Российском, международном уровнях;
проявляет высокую творческую активность в объединении, в
мероприятиях МБУ ДО ЦДО УКМО.
Методические материалы
Дидактический материал.
Таблицы с пошаговым объяснением работы над пейзажем,
натюрмортом, портретом.
*
Наглядный материал к занятиям.
*
Шаблоны для практической работы.
*
Репродукции картин известных художников.
*
Электронная библиотека по искусству.
*
Литература по живописи, архитектуре, истории древнего
мира, народной культуре и т.д.
Методы обучения:
Для
успешного
учебно-воспитательного
процесса
используются
следующие методы:
словесный метод;
наглядный метод;
практический метод;
объяснительно – иллюстративный метод для сообщения
новой информации;
репродуктивный
метод
для
приобретения
учащимися
определенных умений и навыков;
Формы работы с детьми, используемые на занятиях:
Исходя из специфики кружка, основной формой работы является
индивидуальная практическая деятельность учащихся.
Применяются
также
разные
формы
коллективного
творчества:
фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой
соединение
индивидуальных
рисунков
учащихся,
сделанных
с
учетом
поставленной
задачи;
комплексная
форма
предполагает
выполнение
коллективной работы на одной плоскости; коллективно-производственная
форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера.
Важную роль играет объяснение и показ учителя (как индивидуальный, так и
групповой). При подачи нового материала важна беседа с учащимися для
лучшего усвоения нового.
Формы обучения и виды занятий
Выполнение творческих работ в различных техниках является итоговым и
предполагает творческую практическую работу учащихся, где они смогут
применить все знания, полученные за три года обучения.
Методы обучения:
-индивидуальный;
-индивидуально-групповой;
-групповой (или в парах)
Виды занятий: беседы, практические работы, комбинированные занятия;
экскурсия, конкурсы, выставки, познавательные игры, методы стимулирования
деятельности учащихся.
Педагогические
технологии:
технология
группового
обучения,
технология развивающего обучения,
технология игровой деятельности,
здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия:
Организационный момент.
Объяснение, показ приемов рисования.
Самостоятельная деятельность детей.
Динамическая пауза.
Доработка работ.
Выводы.
Иные компоненты
Условия реализации программы:
материально-технические условия:
необходимо
наличие
кабинета
или
специально
оборудованного
помещения, изостудии;
− оснащение мебелью, учебными столами и стульями, компьютером,
шкафами для хранения методической, справочно-информационной и учебной
литературы, видеозаписей;
− шкафы для хранения детских папок с работами и т.д.;
− стендовые доски для тематической информации.
Оборудование:
для рисования: краски акварельные, гуашевые, акриловые. Фломастеры,
карандаш простой, восковые мелки, масляная пастель. Непроливайки
для
воды. Кисти беличьи № 2, 5, 10. Бумага А3, А 4, разной формы.
Справочно-информационная
и
искусствоведческая
литература,
комплекты журналов «Юный художник»
Рисунки
и
изделия
обучающихся
прежних
лет
обучения,
распределенные по годам обучения с указанием фамилий и имен авторов, года
создания работы
Видеофильмы по изобразительному искусству и архитектуре
Учебно-наглядные пособия, плакаты, таблицы, иллюстративный
материал
Инструкция по технике безопасности
Натурный фонд составляют: посуда, драпировки, предметы быта,
гипсовые модели для рисования, наборы муляжей, овощей, фруктов, чучела
птиц.
Материалы и инструменты для творчества;
Рисунок
Простые карандаши, резинка, тушь, перо, сангина, соус, уголь, бумага
Живопись
Акварельные, гуашевые, масляные краски, кисти беличьи и щетинные,
бумага, грунтованный картон.
Лепка
Скульптурный пластилин, глина, гипс, стеки.
Литература
1. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция
художественного и логического – С.П. КАРО, 2004.
2. Алянский Ю.Л. Рассказы о русском музее – Л. Искусство, 1987.
3. Аллахвердова Е. Л. Батик, глина , дерево – М. Астрель, 2001.
4.Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты – М. Просвещение,1988.
5. Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись – М. Высшая школа, 1992.
6. Колышев Ю. Б. Методика довузовской подготовки по рисунку –
Волгоград,2004 .
7.Ломоносова М.Т. Графика и живопись- М. АСТ Астрель, 2003
8. Майорова Н. ,Скоков Г. История русской живописи – М. Белый город,
2006.
9. Под ред. Максимова О. Как писать масляными красками – М. АСТ
Астрель, 2004.
10.Паранюшкин Р. В. Композиция – Р.- на- Д. Феникс, 2005.
11. Станьер П., Розенберг Т. Практический курс рисования –Минск
Попурри, 2002.
12. Скребцова Т. О. Фантазии со стеклом Р.- на- Д. Феникс, 2006
13. Шитов Л.А. Живопись – М. Просвещение, 1995
14.Шуллер Г. Тоскана и Прованс. Акриловая живопись. Холсты на
подрамниках.- М. АРТ Родник, 2007