Автор: Еремеева Ирина Васильевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Знаменская СОШ"
Населённый пункт: село Знаменка, Боградского района, Республики Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Современные технологии на уроках биологии
Раздел: среднее образование
Современные технологии на уроках биологии
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает определенные
требования к результатам обучения, что вызывает необходимость изменения технологии организации
обучения,
перенос
акцентов
с
«усвоения
знаний»
на
формирование
«компетентностей»,
соответственно,
для
современной
школы
необходимо
создавать
новые,
совершенно
иные
образовательные условия, создание инновационной образовательной среды в каждом из учебных
заведений. Неотъемлемой частью учебного процесса становятся информационные технологии. Один
из путей их применения – смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного
обучения.
Смешанное обучение - это сочетание традиционной классно-урочной системы и современного
цифрового образования.
Использование смешанного обучения позволяет преодолеть наиболее серьёзные недостатки
дистанционного:
- отсутствие живого контакта педагога и обучающегося, а также обучающихся друг
с другом, в процессе выполнения групповых форм работы;
- падение мотивации учащихся, не обладающих высокой учебной самостоятельностью;
- трудности в обеспечении полноценного формирования многих практических,
в том числе профессиональных умений и навыков.
На самом деле, данные показывают, что простое предоставление ученикам доступа
к
цифровым устройствам не приводит к лучшим результатам. Только вдумчивая интеграция
образовательных и информационных технологий позволит сделать качественный прорыв в качестве
образовательного
процесса.
Безусловно,
цифровое
обучение
может
улучшить
качество
образовательного процесса, сэкономить время учителей, позволить учителям лучше адаптировать
обучение к потребностям учеников, помочь им в отслеживании прогресса учеников, обеспечить
прозрачность процесса обучения для всех заинтересованных сторон и многое другое.
Ведущими функциями педагога в условиях цифровой среды становятся:
–
проектирование
форм,
методов
обучения,
рабочих
материалов,
а
также
средств
диагностического оценивания, и на этой основе создание локальной образовательной среды
конкретного учебного курса;
– проектирование сценариев учебных занятий на основе многообразных, динамических форм
организации учебной деятельности и оптимальной последовательности использования цифровых и
нецифровых технологий;
– организация индивидуальной и групповой деятельности учащихся в цифровой
образовательной среде;
– проектирование и организация ситуаций образовательной значимой коммуникации, в т. ч.
сетевой;
– организация рефлексивных обсуждений личностно значимого опыта;
– формирование и развитие критического мышления в процессе поиска и отбора информации
в цифровой среде;
– управление учебной мотивацией учащихся, в том числе, при работе с группой,
в
качестве носителя ролевых образов «успешного взрослого» и «успешного профессионала»;
– интеграция различных жизненных пространств цифрового поколения – виртуального и
реального, сопровождение развития обучающегося в реальном социальном и профессиональном
мире;
– постоянное конструктивное взаимодействие с другими педагогами, работающими
с тем же обучающимся (учебной группой, проектной командой и т. п.).
В то же время, в цифровом образовательном процессе утрачивают свою значимость многие
традиционные функции педагога: «носителя знаний», информатора, объясняющего, контролёра,
порицающего и «карающего» за невыполнение требований и т.д.
На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов
и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные
компоненты ЦОС, созданные у нас в школе:
1.
Официальный сайт школы - обеспечивает информационно-методическую поддержку
образовательного процесса.
2.
Электронная
почта
-
обеспечивает
информационно-методическую
поддержку
образовательного процесса.
3. Электронный журнал - обеспечивает планирование образовательного процесса и его
ресурсного обеспечения, мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса.
4.
Система электронного документооборота - обеспечивает современные процедуры
создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации.
5.
Корпоративный портал - обеспечивает формирование ИКТ-компетенции педагогов ОУ.
6. Школа подключена к сети Интернет по оптоволоконному кабелю.
7. Во многих классах имеются мультимедийные установки и интерактивные доски.
8. Два кабинета ЦОР
Применение
цифровых
образовательных
ресурсов
оправдано,
так
как
позволяет
активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить
профессиональный
уровень
педагога,
разнообразить
формы
общения
всех
участников
образовательного процесса. о необходимо создать условия для творческой и исследовательской
деятельности учащихся с различным уровнем развития.
Наиболее распространенная программа Microsoft в школе на сегодняшний день - PowerPoint -
удобная, доступная, понятная и простая. С помощью презентации можно реализовать практически
все потребности участников учебного процесса: законспектировать текст, вставить или создать
схемы, диаграммы, ссылки на внешнюю или внутреннюю информацию, разработать тестовые
задания, записать аудио и видео, организовать групповую работу и многое другое. С Microsoft Office
Mix (надстройка к Microsoft PowerPoint) у учителей Microsoft Excel-опрос предназначен для быстрого
создания опросов, анкет и текстов разных типов. Ссылку на тест можно вставить в ЦОР,
разработанный в любой программе, и организовать самопроверку или проверку усвоения нового
материала. Очень полезным для систематизации материала в форме групповой работы является
совместное составление обобщающих таблиц, схем.
Расширяется спектр видов учебной деятельности, в которые вовлекаются учащиеся, при этом
процесс обучения направляется в русло практического применения полученных знаний. Учащиеся
совершенствуют
навыки
самостоятельной
работы
с
информацией
и
поиском
источников,
необходимых для решения учебных задач. Как результат, происходит формирование способности
ориентироваться в многообразии информационных потоков и осваивать новые знания по мере
необходимости. Индивидуализация обучения с расширением зон ответственности учащихся за
результат обучения способствует формированию тех актуальных ключевых компетенций, которые
необходимы для дальнейшей самореализации и успешной деятельности личности в современной
реальности.
Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том,
чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения
познавательных задач. В любом
случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний
учащихся и их мотивацию к обучению. Изменение технологии получения знаний на основе таких
важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного
процесса при сохранении его целостности, ведет к коренному изменению роли учителя. Главной его
компетенцией
становится
роль
помощника,
консультанта.
Учителю
необходимо
владеть
современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном
языке с ребенком. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше
рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Уроки с использованием компьютерных
технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Ресурсы
Интернета безграничны и школьники используют эту возможность при подготовке рефератов,
докладов, создании проектно-исследовательских работ. В дальнейшем эта информация не только
многократно используется для расширения кругозора других учеников, но с помощью нее возможно
создание противоречий, проблемных ситуаций и проведение диспутов по возникшей проблеме.
Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения
биологии, экологического краеведения интересным и занимательным, создает у детей бодрое,
рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные моменты применения информационно-коммуникационных технологий, при
помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес учащихся к
учебному предмету. Современная цифровая среда должна выступать как вспомогательный элемент
учебного процесса, а не основной. Люди – социальные существа, и для полноценного развития им
необходим процесс живого общения. Вопреки распространённому с недавних пор убеждению,
человек является более сильным источником учебной мотивации, чем цифровые средства обучения.