Напоминание

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники"


Автор: Александрова Екатерина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 256"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

через использование мнемотехники.

Автор:

Александрова Екатерина Андреевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 256»

г.Нижний Новгород

Развитие речи детей – это одна из главных задач детского сада. Данная

проблема является особенно актуальной в наши дни. Фактором речевых

проблем

у

ребенка

может

быть

замена

человеческого

общения

инновационным технологиям, недостаток общения со своими ровесниками,

родителями. Речевое развитие детей дошкольного возраста включает в себя

обогащение

активного

словаря,

формирование

диалогической

и

монологической речи, а так же развитие речевого творчества, звуковой и

интонационной культуры речи.

Согласно

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

дошкольного

образования,

у

детей

дошкольного

возраста

необходимо формировать речь, как средство общения, то есть сформировать

устную речь детей на таком уровне, чтобы он не испытывал трудностей в

установлении контактов со сверстниками и взрослыми. А так же, необходимо

обогащать активный словарь, развивать звуковую культуру речи и речевое

творчество, знакомиться с художественной литературой.

Существуют некие факторы, которые облегчают процесс становления

связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А.

М. Леушиной, Л. В. Эльконина, является наглядность.

Рассматривание

различных объектов, картин помогает детям называть предметы, их свойства,

производимые с ними действия.

Второй немаловажный фактор - это создание плана высказывания. Л. С.

Выготский

отмечал

важность

этого

фактора,

как

последовательное

размещение

в

предварительной

схеме

всех

конкретных

элементов

высказывания.

При обучении детей связной речи, можно использовать различные

творческие

технологии.

Например,

мнемотехника,

которая

упрощает

запоминание у детей различной информации, а так же и увеличивает объём

памяти путём создания дополнительных ассоциаций.

Что же такое «мнемотехника»?

Это система методов и приемов,

обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение

информации об объектах природы, об окружающем мире, эффективное

запоминание структуры рассказа и, конечно, развитие речи.

1

В

мнемотаблице

можно

изображать

практически

всё.

В

ней

производится

картинки

героев

сказки,

явлений

природы,

некоторых

действий, т.е. можно изобразить то, что считаете необходимым. Однако,

изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Символы максимально приближены к речевому материалу, например,

для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для

обозначения диких (лесных) животных и птиц – дерево. Эта технология

существенно упрощает у детей усвоение любого материала.

Применение мнемотехники в работе с детьми

является важным

способом

развития

связной

речи

и

доступным

средством

познания

окружающего мира: позволяет повысить эффективность

речи старших

дошкольников,

способствует

повышению

интереса

к

данному

виду

деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь

детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых

понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации

в современном информационном обществе.

Изучив опыт работ великих педагогов, психологов я решила взять за

основу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

мнемотехнику.

Так как у дошкольников наглядно-образное мышление,

наглядный материал усваивается быстрее. Приемы мнемотехники позволяют

детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию,

запоминать и воспроизводить её, выстраивать логические связи.

Работу

по

развитию

связной

речи

детей

через

использование

мнемотехники я проводила по трем направлениям:

1. создание развивающей предметно-пространственной среды;

2. организация работы с детьми;

3. организация взаимодействия с семьями воспитанников.

В группе создан центр речевого развития. Основная задача центра

заключается в создании условий для развития речи детей в самостоятельной

деятельности. В него вошли предметы на развитие мелкой моторики

(шнуровки, застёжки),

дидактические игры на обогащение словаря и

развитие грамматического строя речи, картотека дыхательных упражнений,

художественная литература, портреты писателей. Также я пополнила центр

картотеками мнемотаблиц

к сказкам, стихам, пословицам, загадкам.

Мнемотаблицами для составления описательных рассказов о животных,

растениях, игрушках. Дидактическими играми такими как: «Сочини сказку»,

«Фантазёры», «Какую пользу приносят животные».

Работу с детьми проводила от простого к сложному. Сначала начала со

знакомства

детей с простейшими символами – мнемоквадратами - это

2

графическое изображение предметов, явлений, персонажей литературных

произведений и т.д. Выстраивая из мнемоквадратов логическую цепочку,

получали мнемодорожки – это следующий этап моей работы. Мнемодорожки

были

использованы

при

работе

с

пословицами,

поговорками,

скороговорками.

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь!»

Позже перешли к мнемотаблицам. Смысл мнемотаблицы заключается

в выделении главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Мнемотаблицы

использовала

при

обучении

детей

пересказу

произведений. План в виде символов помогал дошкольникам сосредоточить

внимание на последовательности и полноте развития сюжета.

Мнемотаблица к сказке «слепая лошадь К.Ушинского

3

«Слепая лошадь» Константин Ушинский

В ходе составления рассказа или сказки учила детей с опорой на

мнемотаблицы

выстраивать

логические

цепочки, основную мысль.

Зрительный план-схема делал рассказы более чёткими, последовательными

и связными.

Наиболее трудный вид в монологической речи - это описательный

рассказ.

Прежде

чем

описать

предмет,

явление

его

необходимо

проанализировать. Как правило, анализ детям дается нелегко. Здесь я сначала

учила детей выделять признаки предмета (форму, цвет, величину, из каких

деталей состоит предмет и т.д.)

Не

менее

важную

роль

играют

мнемотаблицы

при

обучении

составлению творческих рассказов. Они помогали детям придумать завязку,

ход события и развязку; выбрать отдельные факты, внести в них элементы

фантазии и составить творческий рассказ.

Многофункциональность мнемотаблиц помогла мне в работе с детьми

при заучивании стихотворений, считалок, при работе с загадками.

В

последствии,

когда

дети

научились

работать

с

готовыми

мнемотаблицами, предлагала им совместно со мной, а в дальнейшем

самостоятельно,

придумывать

символы,

составлять

мнемодорожки

и

мнемотаблицы.

С целью достижения положительных результатов работы с детьми

установила взаимодействие с родителями по данной теме. Для этого

использовала:

родительские

собрания,

беседы,

анкетирование,

консультации, показ открытых занятий, выставки, конкурсы.

Для родителей была разработана папка передвижка «Что такое

мнемотехника»,

«Дидактические игры на основе мнемотаблиц»; создан

альбом «Наши любимые сказки», а так же был проведен мастер класс на

тему: «Отгадываем и загадываем загадки с помощью мнемотаблиц».

Таким образом,

мнемотехника

может

успешно

использоваться

родителями для подготовки детей к школе, так как связная речь является

важным показателем умственных способностей ребенка.

Используя

различные приемы мнемотехники в работе с детьми, я

убедилась, что систематическая, планомерная работа по данной проблеме

способствует развитию связной речи старших дошкольников.

4

Список литературы:

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с

помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным

недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3. Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб, «Светлячок», 2000.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.

5. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии

связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115.

6. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и

сравнительных рассказов.

7. Широких Т.Д. Учим стихи-развиваем память. «Ребенок в детском саду»,

2004, №2, с.59-62.

5



В раздел образования