Напоминание

Внеклассная работа, как эффективное средство развития социальных качеств личности воспитанников Детского дома.


Автор: Клестова Ольга Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: КГКУ Детский дом №12
Населённый пункт: Хабаровский край г.Амурск
Наименование материала: Статья
Тема: Внеклассная работа, как эффективное средство развития социальных качеств личности воспитанников Детского дома.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Внеклассная работа, как эффективное средство развития социальных качеств

личности воспитанников Детского дома.

Социальное воспитание детей является одним из важных факторов

стабилизации общества. Оно должно достигать двух целей: успешности

социализации подрастающих поколений в современных условиях и

саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Социальная адаптация детей Детских домов связана с их дальнейшим

трудоустройством и с включением в общественную жизнь. Это требует

наличия у воспитанников таких социальных качеств, как коллективизм и

умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Главная проблема детей - сирот, заключается в нарушении ребенка в связи с

миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и

взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда

культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

У детей присутствуют значительные отклонения, как в поведении, так и в

личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушении

социализации. Это потеря ценности человеческой жизни, неспособность

адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, отсутствие

норм морали и нравственности, жестокость, утрата интереса к труду и как

следствие неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности

установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и

недоверие к людям, низкая социальная активность.

Для многих наших воспитанников первичная социализация начинается в

условиях учреждения, так как дошкольные образовательные учреждения они

не посещали. Каждый педагог, работающий с детьми в Детском доме,

понимает значимость приобретения навыков социализации для будущей

жизни каждого ребенка. Проработав в детском доме много лет педагогом

дополнительного образования, и имея уже большой педагогический опыт

работы с детьми – сиротами, считаю, что именно внеклассная работа играет

немаловажную роль, в социализации наших воспитанников, так как

выступает средством для интеграции, адаптации и социализации личности,

способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть

горизонты творческого потенциала и быть более раскрепощенным

Проанализировав основы проблемы, я пришла к следующим выводам:

- недостаточны созданы условия для успешной социализации воспитанников

- необходима система работы в данном направлении, включая в себя систему

комплексных занятий и организацию работы с помощью внеклассной

работы.

Кроме проведения занятий по программе, на кружке по декоративно-

прикладному искусству, назрела необходимость во внесение в работу

дополнительных мероприятий, направленных на воспитание и социализацию

личности ребенка из детского дома.

Стало понятно, что процесс социализации детей-сирот может быть

эффективным при условии включения воспитанников в организованную

деятельность, способствующую развитию общения, инициативности и

овладению нормами поведения, совместной деятельности в соответствии с

культурными и этическими ценностями общества, где, каждый участник, в

данном образовательном процессе должен чётко осознавать свою роль,

вносить свою существенную лепту, получать результат, удовлетворяющий

базовые потребности в интеллектуальной, творческой, социальной

самореализации, в реализации чувства собственной значимости.

И сделала для себя вывод, что именно, внеклассная работа, является

эффективным средством развития социальных качеств личности

воспитанников Детского дома. Так как она дает воспитанникам возможность

интенсивность общения воспитанников вне стен Детского дома, овладение

навыками и умением эффективного взаимодействия с окружающими

людьми, получение дополнительных внепрограммных учебных знаний ,что

приводит к поднятию самооценки значимости своей личности

воспитанниками.

На протяжении нескольких лет работы сложилась своя система работы по

внеклассной

работе

с

воспитанниками,

которая

дает

положительные

результаты. В такой системе, осваиваются несколько видов деятельности,

способствующих эмоциональному, творческому, социальному развитию.

Для этого мною были выбраны основные направления внеклассной работы

для

дальнейшей

социализации

детей-сирот

путем

комплексного

задействования

информационно-познавательного,

эмоционально-

ценностного

и

действенно-практических

компонентов,

включения

в

художественно-творческую деятельность.

Была поставлена задача:

создание условий для успешного развития у

воспитанников социальной активности

Содержание всей работы сгруппировано по блокам, где определяющим

является декоративно - прикладное искусство. Каждый блок одновременно и

вместе с другими выступает связующим звеном, составляя целостность всей

системы.

Все блоки основаны на интеграции разных видов искусств и художественно-

творческой деятельности

.

После каждого блока, проводится рефлексия, где

каждый участник открыто и свободно высказывает свое мнение, что

понравилось,

что

считает

для

себя

не

приемлемым

и

старается

аргументировать свою точку зрения.

Мастер-класс

Одной из эффективных форм работы по социализации воспитанников, в

своей работе использую мастер-класс. Это потрясающая педагогическая

система,

позволяющая

открыто

демонстрировать

новые

возможности

педагогики развития и свободы. Главная особенность мастер-классов -это то,

что их проводят самостоятельно сами воспитанники объединения, по самым

популярным

среди

детей

направлениям:

декупаж,

лепка

из

глины,

флористический коллаж пошив текстильных кукол. Дети заранее обсуждают

возможные темы для мастер-классов. Знакомятся с процессом изготовления

той или иной поделки и сами пробуют создать авторский продукт

.

Цель

подобных практических мастер-классов не просто изготовить продукт,

а продумать

последующее

его

применение.

Поэтому

изначально

продумывается план и ставятся цели: где и для кого будут проводиться, с

какой целью и кто будет проводить. Такая форма проведения очень

нравиться детям.

Воспитанники объединения уже давно поддерживают теплую связь с

воскресной школой «Лествица». Очень часто дети проводят мастер-классы в

Амурском центре социальной помощи семье и детям, в отделении

реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. В итоге

за 3 года работы проведено более десяти мастер-классов в различных

организациях, с детьми разного возраста, по различным видам искусства.

Результатом такой работы является понимание ребенком своей значимости и

нужности, развитие умений и навыков при работе с различным материалом.

Проектная деятельность:

Достоинство метода проектов думаю в том, что ребенок видит перед собой

конечный результат - изделие, которым можно пользоваться в быту, которое

они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит

потрудиться. При выполнении проектов, он задумывается над вопросами: на

что я способен, где применить свои знания - это помогает ему в

профессиональном

самоопределении.

При

проведении

диагностики

выяснилось,

что

у

детей

на

низком

уровне

развития

находятся

коммуникативные способности, сильно занижена самооценка. Поэтому,

прежде всего я считаю, что занятия проектной деятельностью помогут

поднять у каждого ребенка самооценку и развить его коммуникативные

навыки.

В результате работы были реализованы следующие социально-значимые

проекты: «Чемодан добрых дел», «Тепло ваших рук», «Свечечка».

Был разработан творческий проект «Живая глина», который реализовывался

с

мальчиками

6

группы.

Участниками

проекта

стали

педагоги

дополнительного образования Детского дома, ДЭБЦ «Натуралист», Детской

художественной

школы,

Дома

Молодежи,

сотрудники

городского

краеведческого музея.

Целью

данного

проекта

является

включение

воспитанников

в

организованную

деятельность,

способствующую

развитию

общения,

инициативности и овладению нормами поведения, совместной деятельности

в соответствии с культурными и этическими ценностями общества,

формирование

творческих

способностей

в

процессе

продуктивной

деятельности.

Проект осуществлялся по всем видам деятельности: игровой, трудовой,

художественно-творческому развитию, художественному слову, музейной

педагогике, экскурсионной деятельности Воспитанники выполняли работы

по изобразительной деятельности, лепили из глины.

Анализируя выполненный объем по проектной деятельности можно подвести

итог: метод проектов расширил горизонты педагогической теории и

практики.

Позволил расширить и углубить знания и использовать

приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении

продуктивной

деятельности.

А

что

самое

главное,

что

проектная

деятельность способствует успешной социализации воспитанников.

Встречи с интересными людьми.

Основа социального развития детей в познавательной сфере - такие понятия,

как трудовая деятельность, друзья, правила поведения. Охватить все эти

понятия помогает необычная форма работы «Встречи с интересными

людьми»

Встречи с интересными людьми – это возможность познакомиться с

удивительными творческими людьми нашего города.

Основная часть встречи - это яркий рассказ гостя о том, как он выбрал свою

профессию, ответы на детские вопросы с демонстрацией способов работы,

готовых

изделий,

материалов.

Обязательно

при

встрече

проходит

практическая часть, в которой дети становятся участниками трудовой

деятельности. Такая форма работы помогает: накапливать и обогащать

эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими

людьми,

создавать условия для быстрой адаптации ребенка к незнакомым взрослым.

Проведено 12 тематических встреч.

С педагогом из художественной школы, Локтевой Екатериной Михайловной

дети

изготавливали душистую лисичку. Было сложно, но зато очень

понравилось.

С педагогом Большаковой Ольгой Николаевной,

овладели

приемами выполнения закладки с применением флористических материалов

.

В Доме культуры города, состоялось знакомство с мастером по бересте

Поповой Екатериной Григорьевной. Мастер познакомила с художественной

обработкой бересты, показала основные виды декоративной резьбы по

бересте. Дети совершили экскурс в историю берестяных промыслов. Каждый

ребенок изготовил берестяной кулон с нанайским орнаментом.

В результате такой работы,

познакомились с различными направления

работы в декоративно- прикладном искусстве, попробовали свои силы в

работе с различными материалами, научились общению со взрослым

человеком, повысилась мотивация к дальнейшему сотрудничеству, что в

дальнейшем приведет к успешной социализации детей – сирот.

Экскурсии

Считаю, что именно, экскурсионные мероприятия способствуют

развитию склонностей, способностей и интересов детей. Они могут дать

подрастающему

поколению

возможность

для

повышения

своего

интеллектуального уровня, способности воспринимать красоту окружающего

мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

А в моей системе работы, экскурсии играют немаловажную роль, так

как они формируют эмоциональную сферу учащихся; чувства прекрасного,

желания быть полезным обществу. Экскурсии учат понимать произведения

искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать

красоту человеческого труда. Большую помощь при проведении различных

экскурсий оказывает художественная школа. На базе школы, в течении всех

лет проводятся выставки различного направления .

Передвижная выставка живописи и графики художников Дальнего Востока

«Северный ветер». Выставку, привез координатор проекта «Родная Земля»

хабаровский художник Авдеев Алексей Геннадьевич, член ВТОО союза

художников России. Произошло знакомство с художником и

его

произведениями.

Выставке «Рядом с нами», Леватаева Валерия Васильевича. Это художник

монументального и декоративно- прикладного искусства, график, сценограф,

является председателем Комсомольского на – Амуре отделения ВТОО «Союз

художников России». На выставке познакомились с историей и техникой

изготовления горячей эмали. Понравились работы «Воин и хищные птицы»,

«Полдень», «Дорога в гору».

Выставка «Золотые деньки». Автор преподаватель ДХШ, г. Комсомольск -

на – Амуре, член АРСИИ им. Г.Р .Державина (г.Санкт-Петербург)

Татьяна

Борисовна Аистова. Были представлены живописные работы, выполненные

масляными красками. Тематическая палитра выставки пейзажи родного края,

уголки природы родного города, портреты и сюжетные композиции.

Результативность системы внеклассной работы «Мир на ладошке».

Опираясь на практический опыт, представленный в данной работе, можно с

уверенностью сказать, что творческая деятельность явилась особой средой,

необходимой

для

социализации

и

развития

ребёнка

.

Социализация

средствами искусства явилась действенным инструментом в образовательном

процессе детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.

Проводимая работа научила детей взаимодействовать, основам социального

общения, сформировала навыки социальных контактов, а следовательно,

помогла развивающейся личности социализироваться в современном мире.

Атмосфера

творчества

помогла

детям

раскрыть

себя,

сформировала уверенность

в

себе,

чувство

собственного

достоинства,

позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния

окружающих людей и потребность в сопереживании.

В совместной творческой деятельности, сформировался коллектив, в

котором, дети научились вместе переживать, у них появилось чувство

ответственности,

сформировалось

терпение,

выдержка

и

упорство

в

достижении

поставленной

цели,

сплочённость,

взаимопонимание

и

уважение.

Повысилась мотивация воспитанников к творческой самореализации, к

саморазвитию

,

социальная активность подростков. Опираясь на пример

взрослого, дети приобщились

к культуре поведения, освоили многие

общечеловеческие и культурные ценности, что в дальнейшем будет

способствовать успешной социализации детей – сирот.



В раздел образования