Авторы: Терещенко Ольга Дмитриевна, Андреева Дарья Димитриевна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №72 "Дельфиненок"
Населённый пункт: город Железногорск, Красноярского Края
Наименование материала: Статья
Тема: "Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи дошкольников, через пение песенок-сказок у детей 3-4
лет.
Коммуникация занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка и является одной
из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие
психические процессы (внимание, память, воображение, мышление, способность к
понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития
различных форм деятельности (игровой, трудовой, учебной).
В настоящее время дошкольному возрасту уделяется самое пристальное внимание со
стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно, так как
именно дошкольный возраст является уникальным, стратегически важным для всего
последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.
Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и
последовательно излагать свои мысли.
Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной
деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и
величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом
начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.
Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным
народом в течение столетий. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали
педагогическую ценность сказок. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга,
поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс
образования и воспитания каждого ребенка. Из сказок ребенок узнает много новых слов,
образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и
определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика
событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию
дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей,
незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Через сказку у детей складываются более глубокие представления о мире.
«Фруктовый сад»
А в саду, а в саду все в цвету. Пчелки дружно прилетали и цветочки опыляли. У яблоньки-
красавицы хоровод водили, все цветочки яблоньки пыльцой опылили. К груше прилетали,
цветочки ласкали, вырастай груша сочная, сладкая, на вкус приятная.
Ну а в жарких странах вот ананасы и бананы, персики и мандарины, апельсины виноград -
растут. Фрукты дружно созревали, песни пели, танцевали, сочным соком наливались.
Арбуз и дыня – ягоды сочные, сладкие, дружат с фруктами они, как прекрасны посмотри.
Поздней ночью в сад зеленый гусеница приползла, захотела полакомиться сочными
яблочками и грушами она. Но сторож дядя Ваня сад свой чутко охранял и проказницу
гусеницу тут же увидал. Взял свой грозный распылитель и прогнал ее быстрей. Так
сторож дядя Ваня защитил своих друзей.
Утром солнце улыбнулось, с боку на бок повернулось, осветило сад зеленый, подарило
всем тепло, стало радостно, светло.
Фрукты дружно созревали, соком сладким наливались, вот и осень наступила, полезайте
вы в корзину. Мы родителям помогали, урожай убирали, вкусом фруктов наслаждались.
Витамины, соки и варенье, вот так да, подарили нам друзья.
«Жил был огород»
Жил был огород, там морковка растет, там капуста растет и картошка живет. Утром
овощи проснулись, причесались, улыбнулись, всех умыли их водичкой, день начался:
«Ах, отлично!».
Наши овощи сидели, росли и хорошели, посмотрели друг на друга и спор затеяли друг с
другом.
Я морковка – красота и кудрява и сладка. Ну, а я помидор – красных щечек задор.
Огурчик, огурчик длинный вкусный человечек. А я свекла весела, румяна и сладка.
Репка сладко потянулась, подмигнула, улыбнулась, желтенький бочек, остренький носок.
Репка, репка ты кругла, крепка и сладка.
И картошка прикатилась и хвалилась : «Я красива и вкусна.
Вот и лучок громко с обидой себя похвалил: «Хоть я и горький, хоть я и жгучий, но
витаминов я всем подарил!».
Пока овощи старались, красовались, похвалялись. К ним подполз жучок, крепкий черный
мужичек. Он хотел друзей обидеть, поцарапать покусать. Овощи как испугались,
задрожали, закричали, бабу Машу громко звали: «Приходи к нам, баба Маша, помоги
жука прогнать».
Баба Маша прибежала, рассердилась и сказала: «Уход и, жучок, не кусай репке бочок!».
Урожай собирали, песни пели, танцевали, всех друзей собирали: и морковку, и капусту,
огурчик, свеклу, репку, помидорку и горох, урожай у нас не плох!
«В Простоквашено»
Путешествовать, друзья, интересно всем нам, да? Мы в вагончики садимся, в
Простоквашено помчимся, а колесики стучат и ребята говорят: «чу-чу-чу-чу-чу-чу»,
далеко вас я помчу.
Пахнет свежею травой, травой-муравой. На лужайке коровушки пасутся, молоко домой
несут, чтоб ребяток угостить, витаминами напоить: му-му-му.
На лошадке покатаемся, вот как здорово, друзья: цок-цок-цок, я лошадка, серый бок.
Козочка с козленком резвиться, рожками, копытцами стучаться: ме-ме-ме.
Вот и гусь шагает важно, шею тянет так отважно. Утки плавают в пруду, мушек ловят на
лету: кря-кря-кря-кря-кря, мушек ловят на лету. Курочка кудахчет, цыпляток собирает,
зернышками угощает: ко-ко-ко. Не ходите далеко.
Ну а поросятки. Дружные ребятки, носик пяточком, хвостики крючком, маму свинку
ищут, пяточками рыщут: хрю-хрю-хрю, пяточка рыщут.
В «Простоквашено», друзья, живет дружная семья. Мы в вагончики садимся, в детский
сад помчимся: чу-чу-чу, в детский сад прикачу.