Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ


Автор: Игнатенко Зинаида Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 272
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ В

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

З.А. Игнатенко

Старший воспитатель

На

современном

этапе

развития

России

происходят

изменения

в

образовательных

процессах:

содержание

образования

усложняется,

акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных

способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер;

на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и

воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться

в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком

спектре современных технологий.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

(ОВЗ),

применяются

особые

коррекционно-развивающие

педагогические

технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и

воспитании.

Как известно дошкольный возраст является периодом первоначального

ознакомления

ребенка

с

окружающей

действительностью.

В

это

время

интенсивно развиваются его познавательные способности и познавательные

интересы.

Развитие психических процессов у детей с ОВЗ в большей степени

зависит от условий, в которых они находятся. Также мы должны учитывать

потребности

и

интересы,

возрастные

особенности

детей

и

задачи

коррекционно-воспитательного воздействия [9].

Зачастую у них наблюдается нарушение функционирования зрительных

и

слуховых

анализаторов.

Тактильная

чувствительность

позволяет

им

воспринимать

предметы

только

касанием

и

действием

с

ними

в

непосредственном контакте.

Для них характерны быстрая истощаемость, утомляемость, снижение

работоспособности, что затрудняет формирование их игровой деятельности.

Для

ребенка

дошкольного

возраста

с

ОВЗ

игра

является

ведущей

деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется

личность в целом [6].

Как

педагогу

удержать

интерес

ребенка,

сконцентрировать

его

внимание?

Для

этого

существует

много

методов

и

приемов.

Один

из

них

-

дидактическая игра.

Дети с ОВЗ в большей мере, чем нормально развивающиеся дети,

нуждаются в целенаправленном воздействии взрослого, и дидактическая игра

является

одной

из

основных

форм

воздействия

и

развития,

познания

окружающего мира.

Дидактическая

игра

является

и

игровым

методом

обучения

детей

дошкольного

возраста,

и

формой

обучения,

и

самостоятельной

игровой

деятельностью.

Для

развития

детей

с

ОВЗ

дидактическая

игра

широко

охватывает всю личность ребенка: умственно–эмоциональную, двигательную,

волевую

сферу.

Она

способствует

всестороннему

развитию,

развивает

восприятие, внимание, память, наблюдательность, помогает развитию чёткой

и

выразительной

речи,

способствует

активизации

познавательной

деятельности.

При

решении

разнообразных

игровых

задач

у

детей

с

ограниченными возможностями развиваются основные процессы мышления:

сравнение, анализ, умозаключение. Дидактическая игра является и средством

всестороннего

воспитания

и

развития

личности

ребенка.

С

помощью

дидактической игры у детей с ОВЗ, успешно корректируются, развиваются

личностные

качества

ребенка

-

ответственность,

активность,

творчество,

самостоятельность, физические и творческие способности [5].

Дидактическая игра незаменима как средство воспитания правильных

взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение

к товарищам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,

помогать

в

беде

и

т.д.

Дидактическая

игра

создает

положительный

эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем

требует определенного напряжения нервной системы. В процессе игровой

деятельности у детей активно работают воображение, память, мышление,

усиливаются его эмоции.

В педагогической среде умение делать что-то своими руками чуть ли не

обязательное условие успешной работы.

Основной

целью

нашей

работы

является

развитие

познавательной

активности детей с ОВЗ через дидактические игры и пособия из фетра.

Использование данных игр способствует решению следующих задач:

1. Ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи.

2. Развитие мелкой моторики.

3.

Развитие

сенсорных

эталонов

и

элементарных

математических

представлений.

4.

Развитие

у

детей

творческих

способностей,

любознательности,

коммуникативных навыков и повышение самооценки.

5. Совершенствование навыков самостоятельной деятельности.

Из

всего

многообразия

занимательного

материала

в

дошкольном

возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, которые мы

разделили на несколько групп.

1. Дидактические игры и пособия по ознакомлению с окружающим миром и

развитию речи.

2.

Дидактические

игры

и

пособия

по

развитию

сенсорных

эталонов

и

элементарных математических представлений.

3. Дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики.

Оригинальность данных дидактических игр заключается в том, что они:

предназначены для решения целого комплекса задач обучения и

воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;

сделаны из простого подручного материала;

просты и удобны в обращении;

доступны, яркие, многофункциональны;

имеют высокую развивающую возможность, технологичность.

Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание

предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и

воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и

организационных отношений.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый

ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определенной

ситуации

или

с

определенными

предметами,

приобретая

собственный

действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ОВЗ, у

которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован

и не обобщён.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для

понимания того или иного действия требуются многократные повторения.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на

разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения

к заданию [2].

Таким

образом,

особая

роль

дидактической

игры

в

коррекционно-

обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения

эмоциональным,

действенным,

позволяет

ребёнку

получить

собственный

опыт.

Список используемой литературы

1.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников. - М., 2000г.

2.

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.

- М., 2007г.

3.

Большакова

С.

Е.

Формирование

мелкой

моторики

рук:

Игры

и

упражнения. - М., 2006г.

4.

Бот О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим

недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.

5.

Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях.

- М., 2009г.

6.

Лебединская К.С. Задержка психического развития. – М., – 2007.

7.

Павлова

Л.Ю.

Сборник

дидактических

игр

по

ознакомлению

с

окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. – М., 2012г.

8.

Пидкосистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. - М., 2005г.

9.

Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – M., 2002.



В раздел образования