Автор: Игнатенко Зинаида Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 272
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ В
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
З.А. Игнатенко
Старший воспитатель
На
современном
этапе
развития
России
происходят
изменения
в
образовательных
процессах:
содержание
образования
усложняется,
акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных
способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер;
на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и
воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться
в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком
спектре современных технологий.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
(ОВЗ),
применяются
особые
коррекционно-развивающие
педагогические
технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и
воспитании.
Как известно дошкольный возраст является периодом первоначального
ознакомления
ребенка
с
окружающей
действительностью.
В
это
время
интенсивно развиваются его познавательные способности и познавательные
интересы.
Развитие психических процессов у детей с ОВЗ в большей степени
зависит от условий, в которых они находятся. Также мы должны учитывать
потребности
и
интересы,
возрастные
особенности
детей
и
задачи
коррекционно-воспитательного воздействия [9].
Зачастую у них наблюдается нарушение функционирования зрительных
и
слуховых
анализаторов.
Тактильная
чувствительность
позволяет
им
воспринимать
предметы
только
касанием
и
действием
с
ними
в
непосредственном контакте.
Для них характерны быстрая истощаемость, утомляемость, снижение
работоспособности, что затрудняет формирование их игровой деятельности.
Для
ребенка
дошкольного
возраста
с
ОВЗ
игра
является
ведущей
деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется
личность в целом [6].
Как
педагогу
удержать
интерес
ребенка,
сконцентрировать
его
внимание?
Для
этого
существует
много
методов
и
приемов.
Один
из
них
-
дидактическая игра.
Дети с ОВЗ в большей мере, чем нормально развивающиеся дети,
нуждаются в целенаправленном воздействии взрослого, и дидактическая игра
является
одной
из
основных
форм
воздействия
и
развития,
познания
окружающего мира.
Дидактическая
игра
является
и
игровым
методом
обучения
детей
дошкольного
возраста,
и
формой
обучения,
и
самостоятельной
игровой
деятельностью.
Для
развития
детей
с
ОВЗ
дидактическая
игра
широко
охватывает всю личность ребенка: умственно–эмоциональную, двигательную,
волевую
сферу.
Она
способствует
всестороннему
развитию,
развивает
восприятие, внимание, память, наблюдательность, помогает развитию чёткой
и
выразительной
речи,
способствует
активизации
познавательной
деятельности.
При
решении
разнообразных
игровых
задач
у
детей
с
ограниченными возможностями развиваются основные процессы мышления:
сравнение, анализ, умозаключение. Дидактическая игра является и средством
всестороннего
воспитания
и
развития
личности
ребенка.
С
помощью
дидактической игры у детей с ОВЗ, успешно корректируются, развиваются
личностные
качества
ребенка
-
ответственность,
активность,
творчество,
самостоятельность, физические и творческие способности [5].
Дидактическая игра незаменима как средство воспитания правильных
взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение
к товарищам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,
помогать
в
беде
и
т.д.
Дидактическая
игра
создает
положительный
эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем
требует определенного напряжения нервной системы. В процессе игровой
деятельности у детей активно работают воображение, память, мышление,
усиливаются его эмоции.
В педагогической среде умение делать что-то своими руками чуть ли не
обязательное условие успешной работы.
Основной
целью
нашей
работы
является
развитие
познавательной
активности детей с ОВЗ через дидактические игры и пособия из фетра.
Использование данных игр способствует решению следующих задач:
1. Ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи.
2. Развитие мелкой моторики.
3.
Развитие
сенсорных
эталонов
и
элементарных
математических
представлений.
4.
Развитие
у
детей
творческих
способностей,
любознательности,
коммуникативных навыков и повышение самооценки.
5. Совершенствование навыков самостоятельной деятельности.
Из
всего
многообразия
занимательного
материала
в
дошкольном
возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, которые мы
разделили на несколько групп.
1. Дидактические игры и пособия по ознакомлению с окружающим миром и
развитию речи.
2.
Дидактические
игры
и
пособия
по
развитию
сенсорных
эталонов
и
элементарных математических представлений.
3. Дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики.
Оригинальность данных дидактических игр заключается в том, что они:
предназначены для решения целого комплекса задач обучения и
воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального;
сделаны из простого подручного материала;
просты и удобны в обращении;
доступны, яркие, многофункциональны;
имеют высокую развивающую возможность, технологичность.
Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание
предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и
воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и
организационных отношений.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый
ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определенной
ситуации
или
с
определенными
предметами,
приобретая
собственный
действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ОВЗ, у
которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован
и не обобщён.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для
понимания того или иного действия требуются многократные повторения.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на
разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения
к заданию [2].
Таким
образом,
особая
роль
дидактической
игры
в
коррекционно-
обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения
эмоциональным,
действенным,
позволяет
ребёнку
получить
собственный
опыт.
Список используемой литературы
1.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. - М., 2000г.
2.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.
- М., 2007г.
3.
Большакова
С.
Е.
Формирование
мелкой
моторики
рук:
Игры
и
упражнения. - М., 2006г.
4.
Бот О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим
недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.
5.
Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях.
- М., 2009г.
6.
Лебединская К.С. Задержка психического развития. – М., – 2007.
7.
Павлова
Л.Ю.
Сборник
дидактических
игр
по
ознакомлению
с
окружающим миром. Для работы с детьми 4-7 лет. – М., 2012г.
8.
Пидкосистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. - М., 2005г.
9.
Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – M., 2002.