Автор: Яковина Лариса Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №43
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: статья
Тема: "Окно в мир ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Стендовая информация для родителей
«Окно в мир
ребёнка»
Материал подобрала и подготовила
педагог-психолог: Яковина Л.А.
Псков
2021
«Гипер...» (от греч. курег – «над», «сверху») – составная часть сложных
слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в
русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный».
К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность,
отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность.
Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с
окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень
интеллектуального развития у таких детей не зависит от степени гиперак-
тивности и может превышать показатели возрастной нормы.
Причины возникновения
гиперактивности:
генетические
факторы,
особенности строения и функционирования головного мозга, родовые
травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые
месяцы жизни, и т.д.
Работа с гиперактивным ребенком и его адаптацией в коллективе должна
вестись комплексно: необходима помощь воспитателя, учителя, психолога,
которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка
эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Взрослым необходимо учитывать, что гиперактивные дети физически не
могут длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и
сдерживать свои импульсы. Поэтому следует научить ребенка выплескивать
свою энергию приемлемыми для общества способами: заняться спортом или
танцами, плаваньем, некоторыми видами борьбы, где ребёнок может научиться
саморегуляции и умению контролировать своё тело. Также важно учитывать, что
гиперактивному ребенку легче работать в начале урока, а не в конце, ему
сложно поддерживать активное внимание в течение 30 минут. Поэтому
педагогам рекомендуется провести физкультразминку, сделать гимнастику для
пальцев или поиграть с детьми в подвижную игру.
Работая с гиперактивными детьми, необходимо анализировать каждую
конкретную ситуацию и вырабатывать индивидуальную линию поведения:
- в дошкольном возрасте обучать ребенка не только слушать, но и слышать
инструкции взрослого (проговаривать их вслух, формулировать самому правила
поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания);
- важно совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний,
которая поможет ему лучше адаптироваться в детском коллективе;
- взаимодействовать с ребёнком необходимо в занимательной и доступной
для него форме – в виде игры (подвижные игры, в которых он обучится контро-
лировать свои движения; игры на развитие внимания, мышления);
- со школьником рекомендуется заниматься в опережающем режиме
(заранее знакомиться с материалом предстоящего урока) или дополнительно,
если он не усвоил то, что учитель объяснял на уроке, учитывая тот факт, что
периоды продуктивной работы мозга составляют 15 минут, потом необходим
короткий перерыв;
Если же гиперактивный ребенок проявляет еще и признаки агрессивности, то
следует обратиться к педагогу-психологу для получения рекомендаций по
работе с агрессивными детьми.
Родителям необходимо помнить, что:
- ребенок не виноват, что он такой, и наказания, замечания, окрики и
нотации не приведут к улучшению его поведения, а в большинстве случаев еще и
ухудшат его;
- общаться с ним надо мягко, спокойно – без криков, приказов и
эмоциональных всплесков, дети чувствительны к любому настроению;
- ребенку для уверенности в себе необходимы похвала и одобрение,
поэтому желательно хвалить его за удачно выполненное задание, аккуратность,
усидчивость – но не слишком эмоционально;
- указания взрослого должны быть немногословны и содержать не более 10
слов. (иначе ребенок «выключится»);
- задания следует давать по порядку: убери игрушки, почисти зубы и они
должны быть выполнимы и физически, и по времени;
- взрослыми в семье должны быть совместно с ребёнком оговорены
правила, которые ему необходимо выполнять всегда, даже если этого не очень
хочется делать (аккуратно вешать свои вещи, убирать за собой что-либо,
помогать в чём-то взрослым и т.п.), правда иногда могут быть исключения из
правил;
- запретов должно быть немного, их надо заранее оговорить с ребенком и
сформулировать в четкой форме, при этом ребенок должен знать, какие санкции
последуют за нарушением;
- в повседневном общении следует избегать резких запретов, начина-
ющихся словами «нет», «нельзя», так как в силу импульсивности ребенок
может отреагировать непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дать
ему возможность выбора;
- если ребенку трудно переключаться на новую деятельность сразу, лучше
предупредить его за несколько минут до ее начала (предложить по звонку
будильника или мобильного телефона, перейти к другому виду деятельности);
- неукоснительно следует соблюдать режим дня;
- предупредить учителя, что ребенок может иногда «выпадать» из урока.
Чтобы этого не случилось, достаточно привлечь внимание ученика, предложив
ему повторить задание;
- как можно больше времени уделять ребенку, помогая при подготовке
домашнего задания. Если позволяют возможности, просмотреть вместе с ним
еще не изученную программу, чтобы ему было проще усваивать новый материал
в школе.
Следует отметить, что при постоянной работе родителей и психологов
острота проблем поведения и обучения постепенно сглаживается.
Показать ребенку ясные перспективы его дальнейшего развития и успехов.
Такой подход к ребенку составляет необходимое условие его полноценного
развития и подготовки к школе.
По-иному строится подход к детям с чертами холерического темперамента,
для которых характерны непоседливость, подвижность, потребность в шумных
играх. Такие дети часто настолько увлекаются своими делами, общением со
сверстниками, что не слышат указаний воспитателя. На занятиях они нередко
приступают к выполнению задания, не выслушав объяснения до конца. Работу
выполняют быстро, но часто очень небрежно, не замечают допущенных
неточностей и ошибок. Эти черты поведения, закрепляясь, могут стать
серьезным препятствием для успешного школьного обучения.
Дети холерического темперамента благодаря своей безудержной активности
всегда находятся в зоне повышенного внимания воспитателя и нередко
считаются трудными. Неконструктивный подход воспитателя к таким детям
выражается
в
жестком
контроле
за
их
активностью,
в
замечаниях,
направленных на ограничение их потребности в активных действиях. Находясь
в атмосфере постоянного дёргания, сдерживания желаний, ребенок становится
нервным, конфликтным, перестает реагировать на взрослого. Это приводит к
потерям в формировании его личности и готовности к школьному обучению.
Задача взрослого состоит не в том, чтобы чрезмерной строгостью и
ограничением активности перегружать и без того слабые тормозные процессы
ребенка, а в правильной организации его образа жизни в группе. Главное – дать
полезное направление выходу детской энергии. Поэтому детей с холерическим
темпераментом надо приобщать к интересным и полезным делам, играм, давать
разнообразные поручения, в которых находит выход их природная активность.
На занятиях можно попросить ребенка повторить задание, проверить,
правильно ли оно выполнено, и дать оценку своей работы и работы
сверстников. Взрослые помогают ребенку осознать связь между излишней
торопливостью и
низким
результатом
труда
(«поспешишь
–
людей
насмешишь»), поощряют проявление старательности и терпения. Организуя
спокойную
деятельность
для
укрепления
тормозных
процессов
(конструирование, рисование, ручной труд), полезно использовать приемы
сдерживания активности («Подожди начинать, сначала подумай еще раз», «Не
спеши дальше рисовать, подожди, пока лучше просохнет краска»). Полезным
для данных детей является прием,
который ставит ребенка в позицию
объясняющего, обучающего других: «Расскажи Саше и покажи, как склеить
домик. Научи сестру строить мост из конструктора». Правда, сначала ребенок
может быть несдержан, резок, но напоминание взрослого о том, что он учитель,
что он должен быть внимательным и терпеливым по отношению к своим
ученикам, помогает ребенку-холерику через эту новую роль упражняться в
более спокойном и сдержанном поведении.
Ребенок-холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить,
уложить спать. Главное – не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а
помочь преодолеть его, приучать ребенка выполнять правила культуры
поведения: говорить спокойно, учитывать интересы сверстников, уступать.
Старшему дошкольнику нужно терпеливо разъяснять, что недопустимо резко
реагировать
на
замечания
взрослых,
слишком
бурно
выражать
свое
недовольство, желания, чувства. Важно показывать ребенку-холерику красоту
культурных поступков, проявления сдержанности, внимания к другим людям.
Постепенно под влиянием правильного подхода взрослого поведение
ребенка-холерика приобретает необходимые для школьного обучения черты
целенаправленности и организованности.
Непонимание или неприятия взрослыми индивидуальных особенностей
данных детей нередко приводит к неправильным оценкам: их считают
ленивыми, пассивными, неспособными. Делают им замечания при всех, дают
отрицательные оценки. Все это усиливает развитие у детей неуверенности в
своих возможностях.
Детям целесообразно поручать такие дела, с которыми они справятся и
результаты которых увидят сверстники (если ребенок хорошо рисует, можно
попросить его украсить узором рамочку для доски дежурных, сделать игрушку
в подарок малышу и т. д.). Успех окрыляет ребенка, пробуждает уверенность в
своих силах при решении более сложных задач. Большое значение для таких
детей
имеют
близкие
контакты
с
воспитателем,
задушевные
беседы,
обсуждение
предстоящих
дел.
Они
помогают
ребенку
стать
более
коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию.
Как помочь гиперактивному ребёнку учиться в школе?
Учитывать такое характерное свойство его умственной деятельности, как
цикличность.
Это значит, что периоды продуктивной работы мозга
непродолжительны (до 15 минут), их необходимо чередовать с периодами от-
дыха. При выполнении домашних заданий это сделать нетрудно. Учителю же
придется объяснить, что время от времени его подопечный может «выпадать»
из хода урока. Причем вовсе не из-за желания досадить своему педагогу. За
«спадом» вновь последует период достаточной работоспособности, просто
нужно слегка направить ребенка в русло урока повторением какой-то мысли и
т. п.
Не делать проблему из того факта, что ребенок часто не записывает на
уроке домашнее задание или записывает его неправильно. Можно выйти из
положения,
узнавая
задания
у
учителя
или
более
«ответственных»
одноклассников.
Если такой ребенок посещает группу продленного дня, взвесить все за и
против. Доводы «против» могут перевесить: шум, невозможность побыть в
одиночестве (а такая потребность есть и у гиперактивного); воспитатель вряд
ли может уделить необходимое индивидуальное внимание при приготовлении
уроков и т. д.
Основную роль в обучении такого ребенка до определенного школьного
возраста (обычно до 5 класса) выполнять придется родителям. Это значит, что
помощь нужно оказывать не только при выполнении домашних заданий.
Иногда стоит вновь разъяснить материал, который нужно было усвоить на
уроке. Упреки в разгильдяйстве тут бесполезны, лучше постепенно воспол-
нить уже допущенные пробелы. Вообще желательно создавать с ребенком
определенный задел, несколько забегая вперед учебной программы. Это
позволит ему легче усваивать «новый» материал, когда его будут объяснять
на уроке.
Что касается сроков, когда этих детей оптимально вести в школу – с шести
или с семи лет, это вопрос достаточно спорный. Нет гарантии, что
рекомендация отложить начало школьного обучения до семи или тем более до
восьми лет оправдает наши ожидания. В любом случае вопрос этот решается
индивидуально с помощью специалистов – медиков и психологов.
По мере созревания головного мозга острота описанных проблем
поведения и обучения сглаживается. Но эффекта стоит ждать, если
систематическая и грамотная работа с такими детьми ведется в течение
нескольких лет.
На что необходимо обратить внимание?
Создайте ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте
перегрузок и утомления. Сделайте так, чтобы в учении для него было больше
увлечения, чем принуждения. Для таких детей особенно важно всегда
начинать приготовление уроков в одно и то же время. Тогда им легче
мобилизоваться, настроиться на работу. Установка вырабатывается и на
постоянное рабочее место. Достаточно усесться за привычный стол, и
приходит рабочее настроение. Причем желательно, чтобы это место было
только местом для занятий, а не для игр и дополнительного чтения. Тогда
ничто не будет отвлекать ребенка от основного занятия.
Все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой.
Начиная от ручки, бумаги и до таблиц, схем, словарей и т.п.
В перерывах между сложными видами работы используйте приемы
расслабления или двигательную разрядку.
Развивайте у вашего школьника навыки самоконтроля, самопроверки
выполненной
работы.
Можно
специально
составить
текст
из
13-14
предложений. В каждое предложение включите одну-две типичные для вашего
школьника ошибки. Например: пропуски букв, слов; повторение слогов в слове;
замена букв или слов и т.п. Ребенку надо проверить текст, найти и исправить
в нем ошибки. Причем проверять можно разными способами:
- самостоятельно, читая про себя;
- читая вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками;
- сравнивать текст с правильным образцом.
Научите ребенка при
проверке пользоваться непрозрачной линейкой. С ее помощью слово открывается
постепенно, по слогам, без забегания вперед. Ведь ошибки часто не замечаются,
если ученик забегает вперед и «узнает» слово.
Выберите
специальное
время
для
упражнений,
развивающих
способность к сосредоточению,
концентрации,
повышающих устойчивость
внимания, умение переключаться. Таких упражнений достаточно много, но они
должны быть интересными и не восприниматься как продолжение
скучных уроков.
Например, если первоклассник невнимателен при чтении и письме,
предложите ему такое задание. Возьмите несколько страниц печатного текста из
старой книги или журнала (шрифт должен быть достаточно крупным).
Инструкция: «Вычеркни все буквы т, а буквы д обведи кружком». А потом вместе
с ребенком проверьте, сколько допущено ошибок. Упражнение можно повторять
каждый день, меняя инструкцию. Постепенно количество ошибок будет
снижаться.
Можно
найти специальные фигурные таблицы
для тренировки
способности к переключению внимания. Дается инструкция в каждой
фигурке таблицы поставить определенный значок. Например: в квадрате –
горизонтальную черточку, в кружке – вертикальную, в треугольнике –
точку и т. д.
Очень полезны упражнения по расшифровке сообщений, записанных
специальными значками (вроде пляшущих человечков из рассказа А. Конан-
Дойля). Придумайте такой секретный алфавит и составьте с его помощью
небольшое письмо. Этот вид работы довольно сложный, но очень полезен для
тренировки способности к концентрации и распределению внимания.
Известное упражнение – отыскивание по порядку чисел, произвольно
разбросанных на листе бумаги. Вы можете сами нарисовать такую таблицу.
Возможно, что вашему ребенку понадобится тренировка специфического
вида
внимания.
Например,
он
хорошо
воспринимает
информацию,
представленную в зрительном, наглядном виде. И благополучно пропускает
то, что предъявляется на слух. Вспомните выражение «в одно ухо влетает, из
другого вылетает». Это про него. Значит, необходимо развивать у такого
школьника слуховое внимание, учить его сосредоточиваться на своих
слуховых ощущениях. Попросите его закрыть глаза и прислушаться к
окружающим звукам. А затем пускай перечислит то, что услышал (шум
льющейся на кухне воды, звуки с улицы, разговор за стеной и т.д.). Или такое
упражнение: вы называете ребенку в произвольном порядке несколько имен.
Каждое должно прозвучать несколько раз. Например: Катя, Антон, Даша,
Дима, Антон, Антон, Даша, Катя, Дима, Катя и т.д. При этом отмечаете для
себя, сколько раз назвали то или иное имя. Задача ребенка – сказать,
сколько раз прозвучало каждое имя.
Бывает, что ребенок, наоборот, недостаточно внимателен при восприятии
зрительной
информации.
В
таком
случае
стоит
тренировать
его
наблюдательность, умение подмечать детали, сравнивать величину, цвет, поло-
жение предметов, другие признаки. Возьмите несколько любых мелких
предметов, расположите их на столе. Попросите ребенка в течение 30 секунд
рассмотреть эту композицию. Затем он отвернется, а вы в это время что-то
измените: переставите предметы, добавите такой же, но другого цвета, что-то
вовсе уберете. Ребенку нужно сказать, что изменилось. Полезно сравнение двух
картинок, похожих на первый взгляд, но различающихся в деталях.
Упражнений по развитию внимания в специальной литературе или в
детских журналах можно найти много. Выбирайте те, что интересны вашему
ребенку. Главное – занимайтесь понемногу каждый день и обязательно вместе с
ребенком фиксируйте его успехи.
Удачи Вам и терпения!!!