Напоминание

""Готовность к обучению в школе или чего мы пока не понимаем?"


Автор: Яковина Лариса Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №43
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: статья
Тема: ""Готовность к обучению в школе или чего мы пока не понимаем?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стендовая информация для родителей

«Готовность к

обучению в школе или

чего мы пока не

понимаем?»

Материал подобрала и подготовила

педагог-психолог: Яковина Л.А.

Псков

2021

Осень / весна – это время особых хлопот в семьях будущих первоклассников.

Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть

записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки

отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям

ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или

по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом

занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок

приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме:

«Ваш сын – замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще

годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких

липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот

психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и

домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что

значит – не готов?»

Действительно, что значит – «не готов»? Что, собственно, означает эта

злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот

педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?

У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас

мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой

термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. В чём же суть

«готовности»? Готовность – это определённый уровень психического развития

человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное

образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к

школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой

готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без

родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем

своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он

не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без

родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по

правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что

можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.

Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не

читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские

преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками пользуются

привыч-ными для себя методами обучения – вузовскими. А школьников нужно

учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может

сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный

учитель. Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не

является профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот – оно их

порождает.

Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен

качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции.

Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они

отсутствуют. «Тренировка» –

вообще слово некорректное по отношению к

маленькому ребёнку. Моторика, мышле-ние, память – это всё прекрасно. Только к

школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной

продукции, никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс

внутренний, и извне им управлять невозможно.

Что отличает ребёнка, готового к школе?

Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать

её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе –

«приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл

умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать

вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая

машина столько плитки привезла и т. п., это значит: они не могут принимать

учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному

обучению.

Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий

способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую

составляя-ющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот

пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске

пример: «5 – 3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один

мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела.

Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что

ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе.

Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два

осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.

Третья составляющая готовности к школе – появление специфической само-

оценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших

школь-ников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на

картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на

следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны

торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало,

вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина

неудач?»

Что

отвечают

дошкольники?

Горка

крутая,

ведро

тяжёлое.

А

школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка

недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добав-ляют они,

потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с

ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни.

Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве

субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной

деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что

первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не

очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.

И,

наконец,

четвёртая

составляющая:

дошкольник

живёт

в

игровом

пространстве.

Его

интересует

сюжет,

но

совершенно

не

интересует

процессуальная

сторона

деятель-ности.

Казалось

бы,

это

парадокс:

ведь

дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует

способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник

скажет: «А я как будто сделал!».

Д.

Б.

Эльконин

в

своё

время

проводил

эксперимент

по

изучению

процессуально-сти у дошкольников и младших школьников. Для этого был

придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были

вырезаны прорези, по которым мог-ла двигаться куколка Красная Шапочка. И

были четыре кнопки управления этой Кук-лой. Дошкольники и школьники

совершенно по-разному участвовали в игре. Дош-кольники фантазировали по

поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести

куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт

воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они

могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип

управле-ния механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».

Вот такие специфические составляющие школьной готовности.

Успехов Вам и терпения!!!



В раздел образования