Автор: Яковина Лариса Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №43
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: статья
Тема: ""Готовность к обучению в школе или чего мы пока не понимаем?"
Раздел: дошкольное образование
Стендовая информация для родителей
«Готовность к
обучению в школе или
чего мы пока не
понимаем?»
Материал подобрала и подготовила
педагог-психолог: Яковина Л.А.
Псков
2021
Осень / весна – это время особых хлопот в семьях будущих первоклассников.
Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть
записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки
отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям
ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или
по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом
занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок
приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме:
«Ваш сын – замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще
годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких
липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот
психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и
домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что
значит – не готов?»
Действительно, что значит – «не готов»? Что, собственно, означает эта
злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот
педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?
У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас
мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой
термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. В чём же суть
«готовности»? Готовность – это определённый уровень психического развития
человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное
образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к
школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой
готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без
родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем
своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он
не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без
родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по
правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что
можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.
Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не
читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские
преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками пользуются
привыч-ными для себя методами обучения – вузовскими. А школьников нужно
учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может
сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный
учитель. Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не
является профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот – оно их
порождает.
Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен
качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции.
Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они
отсутствуют. «Тренировка» –
вообще слово некорректное по отношению к
маленькому ребёнку. Моторика, мышле-ние, память – это всё прекрасно. Только к
школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной
продукции, никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс
внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать
её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе –
«приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл
умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать
вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая
машина столько плитки привезла и т. п., это значит: они не могут принимать
учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному
обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий
способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую
составляя-ющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот
пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске
пример: «5 – 3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один
мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела.
Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что
ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе.
Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два
осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к школе – появление специфической само-
оценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших
школь-ников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на
картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на
следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны
торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало,
вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина
неудач?»
Что
отвечают
дошкольники?
Горка
крутая,
ведро
тяжёлое.
А
школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка
недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добав-ляют они,
потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с
ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни.
Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве
субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной
деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что
первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не
очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.
И,
наконец,
четвёртая
составляющая:
дошкольник
живёт
в
игровом
пространстве.
Его
интересует
сюжет,
но
совершенно
не
интересует
процессуальная
сторона
деятель-ности.
Казалось
бы,
это
парадокс:
ведь
дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует
способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник
скажет: «А я как будто сделал!».
Д.
Б.
Эльконин
в
своё
время
проводил
эксперимент
по
изучению
процессуально-сти у дошкольников и младших школьников. Для этого был
придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были
вырезаны прорези, по которым мог-ла двигаться куколка Красная Шапочка. И
были четыре кнопки управления этой Кук-лой. Дошкольники и школьники
совершенно по-разному участвовали в игре. Дош-кольники фантазировали по
поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести
куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт
воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они
могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип
управле-ния механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».
Вот такие специфические составляющие школьной готовности.
Успехов Вам и терпения!!!