Напоминание

"Работа с одарёнными детьми"


Автор: Светлана Петровна Размахнина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Геологическая основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Нижнеудинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с одарёнными детьми"
Раздел: начальное образование





Назад




Размахнина С.П.,

учитель начальных классов

Работа с одаренными детьми в начальной школе

(из опыта работы).

Поддержать талантливого ученика, разглядеть и развить его способности -

задача не только семьи, но и школы. Учителю, прежде всего, необходимо

отыскать таких детей. Разглядеть среди

учеников несколько «звездочек»,

восприимчивых к новой информации, не боящихся

трудностей, умеющих

находить неординарные способы решения поставленных перед ними задач.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из

этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта,

нужно приложить немалые усилия. Работать с такими детьми интересно и

трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы

обучения.

Работу по выявлению одарённых детей и дальнейшему развитию их

способностей необходимо начинать как можно раньше. Уже на этапе

предшкольной подготовки начинаю работу по выявлению способностей и

интеллектуального уровня будущих певоклашек. А также педагогом-психологом

проводится первичная диагностика. К концу первой четверти первого учебного

года определяются склонности ребенка, изучается сфера физического развития

ребенка. По полученным результатам проходит собеседование с родителями о

потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации по

особенностям работы с конкретным ребёнком. Далее при выполнении тестовых

заданий на уроках дети проходят диагностику собственной одаренности. В

результате исследований выявляются дети с опережающим развитием.

Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое

представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.

Следующий этап ориентирован на создание условий для оптимального развития

одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не

проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть

серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый

процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей

учащихся, важно, чтобы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные,

физические потребности и мог проявить свои возможности в самых разных

сферах деятельности.

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

Дифференцированный и индивидуальный подход

Использование современных образовательных технологий (проблемное

обучение, деятельностный метод, проектная деятельность,)

Включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-

исследовательского уровней

Работа в группах (способные учащиеся в определенной образовательной

области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь

слабому ученику в учебном процессе)

На различных уроках использую дифференцированные задания трёх разных

уровней сложности. Задания повышенного уровня сложности даю и в ходе

выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным

предметам. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень,

создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное

выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет

учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного

материала учащихся. Домашние задания индивидуальные творческого или

поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки

технологии, изобразительной деятельности, которые проходят в атмосфере

свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок,

рисунков, применяют свои творческие способности на практике, помогают

товарищам справиться с трудностями.

А также уделяю внимание детям, которые испытывают затруднения в обучении.

Стараюсь создать условия, чтобы такой ребенок мог проявить себя в других

сферах деятельности - спорте, искусстве. Побуждаю и родителей к тому, чтобы

они предоставили ребенку возможность заниматься в кружках, секциях по

своему желанию. Посещая музыкальную школу, кружки художественного

творчества, танцевальные или спортивные кружки учащиеся приобретают опыт

творческой деятельности.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление

скрытой одаренности и способностей,является система

внеклассной

воспитательной работы в классе: конкурсы, выставки (поделок, рисунков),

концерты для родителей. У меня есть опыт проведения внеурочных

интеллектуальных мероприятий, в частности: интеллектуальный марафон, игры

«Крестики – нолики», «Своя игра».

Начиная со второго полугодия дети участвуют в школьных предметных

олимпиадах, далее 3 и 4 классы в районных предметных олимпиадах.

Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных.

Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает

побед – и это неудивительно. Поэтому стараемся участвовать в олимпиадах не

только школьного, районного, но и во Всероссийских и международных

интеллектуальных конкурсах («Олимпусик», «Русский медвежонок»,

«Кенгуру», «Клевер», Лисёнок»)

Проведение предметных недель позволяет разнообразить работу с одарёнными

детьми. А проведение КВН, литературных рингов, конкурсов чтецов

раскрыться таланту ребёнка.

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют

не

только посещение кружков по интересам, но и участие в творческих проектах

для младших школьников, конкурсах («Пожарная безопасность»,

Велогонках, лыжных гонках и разных спортивных соревнованиях)

Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их

информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес

к предмету. Поэтому исследовательская деятельность, позволяет выйти за

рамки школьной программы, поддерживать и развивать интерес учащихся к

предмету. В начальных классах систематически предоставляется возможность

участвовать в такой работе на уроке окружающего мира, начиная уже с 1 класса.

Мои ребята представляли свои работы на научно-практической конференции

«Первые шаги в науку». В прошлом учебном году в феврале месяце была

организована работа над индивидуальными проектами четвероклассников, темы

проектов выбирали учащиеся самостоятельно, обязательно выполняли продукт

по теме своего проекта. А далее голосованием ребят выбраны две лучшие

работы для Муниципального фестиваля «Радуга проектов»: «Арктическая

станция Восток» и «Волшебный мир оригами»

Т.к я являюсь руководителем М.О. учителей начальной школы, ежегодно

провожу диагностику школьной мотивации и познавательной активности

учащихся начальной школы. Около половины учащихся (48-58 %) имеют

высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до

45% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От 9 до 13% детей

имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся

внеучебной деятельностью. Менее 10% составляют учащиеся с низкой

школьной мотивацией. Таким образом, можно сделать вывод, что детям в школе

комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс.

Я попыталась представить Вам лишь маленькую часть огромной деятельности

учителя, классного руководителя по выявлению, поддержке и развитию

одарённости. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая,

гениальная личность в дальнейшем, зависит от многих обстоятельств.



В раздел образования