Напоминание

"Путешествие в осенний лес"


Автор: Паршина Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №25 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Ступино, Московская область
Наименование материала: Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы
Тема: "Путешествие в осенний лес"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №25 «Золотая рыбка» Ступинского муниципального района
КОНСПЕКТ ООД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С

ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ

ЛЕС»
Подготовила Воспитатель Паршина М.И Ступино

Программное содержание.
1. Организационный момент (чтение письма). 2. Встреча с лесными жителями (белка, еж, лягушка, заяц). Загадки, стихи. 3. Конструирование из готовых геометрических фигур. 4. Физкультминутка. 5. Игры: - словесная игра «Что не растет в лесу»; - дидактическая игра «С какого дерева листок»; - подвижная игра «Карусель». 6. Сюрпризный момент 7. Анализ занятия.
Программные задачи.

Воспитательные.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, бережное и заботливое отношение к объектам окружающей природы; умение видеть её красоту; создавать положительный, эмоциональный настрой детей через игру.
Образовательные.
Формировать элементарные представления о диких животных, интерес к жизни зверей в лесу; учить группировать и классифицировать предметы; различать особенности поверхности предметов; обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающие.
Закреплять знания о геометрических формах, умение составлять целое из частей; уточнять знания детей о временах года, о деревьях, основных цветах; показать детям взаимосвязь животного и растительного мира, развивать учение детей систематизировать животных по среде обитания.
Методические приемы.
Наглядные – игрушки-животные, природный материал (желуди, шишки, листья), мини-бассейн. Словесные – рассказ воспитателя, загадки детям, чтение стихотворений с детьми. Практические – игры.
Предварительная работа.
Заучивание стихотворений с детьми; рассматривание иллюстраций с изображением животных; альбомов «Времена года»; беседы «Что выросло на нашем огороде», «Времена года», «Как звери готовятся к зиме»; игры «Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты); чтение литературы: А. Блок «Зайчик», В. Чарушин «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка живешь?», И. Соколов-Микитов «Еж», «Белка», А. Фет «Лист сухой валится»; длительные наблюдения за деревьями: березой, кленом, дубом, рябиной.
Материалы и оборудование.

Деревья, листья, животные-игрушки (белка, еж, лягушка, заяц); природный материал – шишки, желуди, грибы, овощи, мини – бассейн, оборудованный под «лесное озеро», зонт с цветными лентами, украшенный листьями.
Ход занятия.
Дети и воспитатель стоят перед входом в группу. У воспитателя в руках конверт.
Оргмомент.

Воспитатель:
- Ребята, сегодня почтальон принес вот этот конверт, - в нем письмо. Я его не распечатывала, ждала вас. Давайте прочтем, что в нем написано: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я, старичок - Лесовичок, приглашаю вас в сказочный лес. Вы по лесу ходите, только не шумите, не сорите, зверей лесных не спугните. До встречи, ваш старичок – Лесовичок». Звучит фонограмма музыкального произведения «Утро» Грига. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, мы попали в сказочный лес. Как здесь красиво! Как вы думаете, какое время года в лесу?
Ответы детей: (
осень).
Воспитатель:
- Значит, мы с вами попали в сказочный осенний лес. Давайте прочтем стихотворение про осень и отправимся в путь. Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение «Очень» Е. Авдиенко: - Ходит осень по дорожке, Намочила осень ножки Льют дожди и нет просвета Затерялось где-то лето Ходит осень, бродит осень Ветер с клена листья сбросил. Под ногами коврик новый, Желтый, розовый, кленовый.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, а у нас под ногами настоящая ковровая дорожка. Я думаю, что это старичок – Лесовичок проложил нам тропинку, чтобы мы не заблудились в лесу. Воспитатель и дети идут по тропинке, выложенной из осенних листьев и попадают на полянку, где расставлены пеньки. На одном пне сидит белочка, около нее лежат желуди и шишки.
Воспитатель:
- А вот и первый лесной житель. Кто это на пенечке сидит?

Ответы детей: (
белочка).
Воспитатель:
- Давайте подойдем поближе и посмотрим, что около нее лежит.
Ответы детей:
(желуди и шишки).
Воспитатель:
- Как вы думаете, зачем белке нужно так много желудей и шишек?
Ответы детей: (
она готовится к зиме).
Воспитатель:
- Правильно, это белочка готовит запасы на зиму. Давайте возьмем по одному желудю, какой он?
Ответы детей:
(гладкий, твердый, коричневый).
Воспитатель:
- А теперь возьмите по одной шишке. Какая она?
Ответы детей:
(колкая, пахнет елкой).
Воспитатель:
- Нужно вернуть желуди и шишки белочке, т. к. этим она будет питаться долгую зиму. Да вот беда, где же спрятать белочке свои запасы, рядом с ней нет ни одного дерева. Мы - то знаем, что домик белочки находится где?
Ответы детей: (
на дереве).
Воспитатель:
- Как называется он?
Ответы детей: (
дупло).
Воспитатель:
- Давайте поможем белочке и посадим елочки. (На полу лежат треугольники разной величины). Посмотрите ребята, около пенечков лежат знакомые вам фигуры. Какие это фигуры?
Ответы детей:
(треугольники).
Воспитатель:
- Правильно, я предлагаю превратить их в елочки.
Конструирование из геометрических фигур.
Воспитатель напоминает детям последовательность выкладывания елочек, уточняя размеры треугольников: большой, средний, маленький. Звучит музыка. Дети выкладывают на полу елочки из трех треугольников разного размера.
Воспитатель:
- Молодцы! Теперь белочке есть, где спрятать свои запасы, тем более, что белочка выбирает для себя несколько домиков. В одном она будет хранить запасы на зиму, такой домик называют «Белкина кладовка», другой домик ей нужен для сна. А сейчас послушаем отрывок из стихотворения Е. Трутневой «Белка» (Ребенок читает стихотворение). «Это Белкина кладовка, Это Белкин летний сбор.
Вот она по веткам скачет, Промелькнула над кустом, Точно бойкий рыжий мячик. С пышной шерсткой и хвостом».
Воспитатель:
- А теперь мы отправляемся дальше. «Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем, ножки поднимаем, весело шагаем». Дети идут за воспитателем и останавливаются около дерева, под ним сидит ежик. Воспитатель загадывает загадку: «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками».
Ответы детей:
(ежик).
Воспитатель:
- Посмотрите, ежик свернулся в клубок. Почему?
Ответы детей:
(он спит, прячется от лисы).
Воспитатель:
- А чем он может себя защитить?
Ответы детей:
(иголками).
Воспитатель:
- Если мы дотронемся до него рукой, что будет?
Ответы детей:
(уколет).
Воспитатель:
- Ежик любит хорошо поесть, ему надо накопить жир на зиму, который будет его согревать во время спячки. Еж – очень полезное животное и его надо оберегать, т. к. он поедает вредных насекомых и мышей. - А нужно ли взять ежика из леса с собой в детский сад.

Ответы детей:
(нет, это дикое животное).
Воспитатель:
- Дети, мы не будем тревожить ежика, а пойдем с вами дальше. Воспитатель предупреждает детей, что идти нужно тихо, чтобы не распугать жителей леса своим присутствием. Дети по тропинке подходят к «лесному озеру».
Воспитатель:
- Мы подошли к «лесному озеру». Кто в нем живет?
Ответы детей:
(рыбки, лягушки, раки).
Воспитатель:
- Верно, но рыбок уже не видно, они опустились на дно, зарылись в ил на всю зиму, а вот лягушку мы можем рассмотреть. Что она умеет делать?
Ответы детей:
(квакать, прыгать, плавать).
Воспитатель:
- Лягушка, а мы про тебя стихотворение знаем (Ребенок читает отрывок из стихотворения) «Вот лягушка прискакала, Здесь воды ей видно мало, И квакушка бодро скачет Прямо к пруду, не иначе». (Воспитатель предлагает детям потрогать водичку.)
Воспитатель:
- Какая она?
Ответы детей:
(холодная, мокрая, чистая). Воспитатель дополняет – прозрачная.

Воспитатель:
- А теперь, вытирайте ручки салфетками и кладите их в пакет. Запомните, мусорить в лесу нельзя!
Физкультминутка.
Дети с воспитателем идут дальше по тропинке, под ногами попадаются коряги, ветки и читают четверостишье: «Мы к лесной полянке вышли, поднимая ножки выше. Через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Очень долго мы шагали, но нисколько не устали». Дети оказались на лесной поляне, где расставлены грибы и разложены овощи.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите все ли здесь правильно?
Словесная игра «Что не растет в лесу?»

Ответы детей:
(капуста, морковь, лук и т.д.)
Воспитатель:
- Как это можно назвать?
Ответы детей:
(овощи).
Воспитатель:
- Где растут овощи?
Ответы детей:
(на грядке – в огороде, на даче). Воспитатель предлагает исправить ошибку и собрать овощи в корзину. Дети собирают овощи в корзину и называют каждый из овощей.

Воспитатель:
- Молодцы, вы правильно заполнили корзину. Давайте возьмем ее в детский сад и наш повар, Лариса Ивановна, сварит нам из овощей вкусный обед.
Воспитатель:
- «Снова мы идем по лесу, а вокруг так интересно». Дети, посмотрите, какой красивое дерево! А какой пушистый кустик около него! Но там кто-то спрятался…. Кто же это может быть? (Воспитатель просит назвать еще зверей, которые живут в лесу.)
Ответы детей:
(заяц, волк, лиса, медведь).
Воспитатель:
- Верно, эти животные живут в лесу, сами добывают себе пищу. Значит они какие?
Ответы детей: (
дикие).
Воспитатель:
- Правильно, но я, кажется, догадалась, кто спрятался под кустом. Послушайте загадку: «Не барашек и не кот, носит шубку круглый год. Шубка серая для лета, для зимы – другого цвета».
Ответы детей:
(зайчик). Воспитатель раздвигает ветки, там сидит зайчик, дети присаживаются вокруг него.
Воспитатель:
- Дети, а что зайчик любит есть?
Ответы детей:
(морковь, капусту). Воспитатель уточняет, что морковь и капуста не растут в лесу. А едят зайчики траву, кору деревьев.
Воспитатель:
- А давайте угостим зайчика овощами, которые мы собрали. Дети раскладывают перед зайчиком морковь и капусту.
Воспитатель:
- Молодцы. Вы добрые и заботливые.
А теперь, отойдем от зайчика подальше и не будем его пугать. Мы знаем, что зайчик трусливое животное. Воспитатель предлагает детям еще раз полюбоваться осенним лесом.
Воспитатель:
- Чем он так красив?
Ответы детей:
(листочками).
Воспитатель:
- Какие они?
Ответы детей:
(красные, желтые). Воспитатель просит детей взять, понравившийся листочек.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
(Опрос детей).
Воспитатель:
- Давайте, покружимся с вами, как листочки в воздухе, на осенней карусели. Воспитатель выносит зонт с натянутыми цветными лентами. Дети берутся за ленты, воспитатель уточняет, какого цвета ленточка у каждого ребенка.
Подвижная игра «Карусель».

Воспитатель:
«Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели Тише, тише не спешите! Карусель остановите! Раз, два Вот и кончилась игра!» (игра повторяется два раза).

Воспитатель:
- Понравилось вам наше путешествие? В какой лес мы ходили? Кого встречали? Что мы делали? (Дети перечисляют).
Воспитатель:
- Молодцы, нам пора возвращаться в детский сад.
Сюрпризный момент.
Появляется «старичок - Лесовичок». Он благодарит детей и дарит им лесные дары (грибочки и орешки).
Анализ занятия воспитателем.


В раздел образования