Автор: Паршина Марина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №25 "Золотая рыбка" Населённый пункт: г. Ступино, Московская область Наименование материала: Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы Тема: "Путешествие в осенний лес" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №25 «Золотая рыбка»
Ступинского муниципального района
КОНСПЕКТ ООД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С
ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ
ЛЕС»
Подготовила Воспитатель Паршина М.И
Ступино
Программное содержание.
1.
Организационный момент (чтение письма).
2.
Встреча с лесными жителями (белка, еж, лягушка, заяц). Загадки, стихи.
3.
Конструирование из готовых геометрических фигур.
4.
Физкультминутка.
5.
Игры:
- словесная игра «Что не растет в лесу»;
- дидактическая игра «С какого дерева листок»;
- подвижная игра «Карусель».
6.
Сюрпризный момент
7.
Анализ занятия.
Программные задачи.
Воспитательные.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, бережное и заботливое
отношение к объектам окружающей природы; умение видеть её красоту;
создавать положительный, эмоциональный настрой детей через игру.
Образовательные.
Формировать элементарные представления о диких животных, интерес к
жизни зверей в лесу; учить группировать и классифицировать предметы;
различать особенности поверхности предметов; обогащать и активизировать
словарь детей.
Развивающие.
Закреплять знания о геометрических формах, умение составлять целое из
частей; уточнять знания детей о временах года, о деревьях, основных цветах;
показать детям взаимосвязь животного и растительного мира, развивать
учение детей систематизировать животных по среде обитания.
Методические приемы.
Наглядные – игрушки-животные, природный материал (желуди, шишки,
листья), мини-бассейн.
Словесные – рассказ воспитателя, загадки детям, чтение стихотворений с
детьми.
Практические – игры.
Предварительная работа.
Заучивание стихотворений с детьми; рассматривание иллюстраций с
изображением животных; альбомов «Времена года»; беседы «Что выросло
на нашем огороде», «Времена года», «Как звери готовятся к зиме»; игры
«Найди листок, какой покажу», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты);
чтение литературы: А. Блок «Зайчик», В. Чарушин «Заяц», «Лиса», «Где ты,
белочка живешь?», И. Соколов-Микитов «Еж», «Белка», А. Фет «Лист сухой
валится»; длительные наблюдения за деревьями: березой, кленом, дубом,
рябиной.
Материалы и оборудование.
Деревья, листья, животные-игрушки (белка, еж, лягушка, заяц); природный
материал – шишки, желуди, грибы, овощи, мини – бассейн, оборудованный
под «лесное озеро», зонт с цветными лентами, украшенный листьями.
Ход занятия.
Дети и воспитатель стоят перед входом в группу. У воспитателя в руках
конверт.
Оргмомент.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня почтальон принес вот этот конверт, - в нем письмо. Я его не
распечатывала, ждала вас. Давайте прочтем, что в нем написано:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я, старичок - Лесовичок, приглашаю вас в
сказочный лес. Вы по лесу ходите, только не шумите, не сорите, зверей лесных
не спугните. До встречи, ваш старичок – Лесовичок».
Звучит фонограмма музыкального произведения «Утро» Грига.
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, мы попали в сказочный лес. Как здесь красиво! Как вы
думаете, какое время года в лесу?
Ответы детей: ( осень).
Воспитатель:
- Значит, мы с вами попали в сказочный осенний лес. Давайте прочтем
стихотворение про осень и отправимся в путь.
Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение «Очень» Е. Авдиенко:
- Ходит осень по дорожке,
Намочила осень ножки
Льют дожди и нет просвета
Затерялось где-то лето
Ходит осень, бродит осень
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желтый, розовый, кленовый.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, а у нас под ногами настоящая ковровая дорожка. Я думаю,
что это старичок – Лесовичок проложил нам тропинку, чтобы мы не
заблудились в лесу.
Воспитатель и дети идут по тропинке, выложенной из осенних листьев и
попадают на полянку, где расставлены пеньки. На одном пне сидит белочка,
около нее лежат желуди и шишки.
Воспитатель:
- А вот и первый лесной житель. Кто это на пенечке сидит?
Ответы детей: ( белочка).
Воспитатель:
- Давайте подойдем поближе и посмотрим, что около нее лежит.
Ответы детей: (желуди и шишки).
Воспитатель:
- Как вы думаете, зачем белке нужно так много желудей и шишек?
Ответы детей: ( она готовится к зиме).
Воспитатель:
- Правильно, это белочка готовит запасы на зиму. Давайте возьмем по одному
желудю, какой он?
Ответы детей: (гладкий, твердый, коричневый).
Воспитатель:
- А теперь возьмите по одной шишке. Какая она?
Ответы детей: (колкая, пахнет елкой).
Воспитатель:
- Нужно вернуть желуди и шишки белочке, т. к. этим она будет питаться
долгую зиму. Да вот беда, где же спрятать белочке свои запасы, рядом с ней нет
ни одного дерева. Мы - то знаем, что домик белочки находится где?
Ответы детей: ( на дереве).
Воспитатель:
- Как называется он?
Ответы детей: ( дупло).
Воспитатель:
- Давайте поможем белочке и посадим елочки. (На полу лежат треугольники
разной величины). Посмотрите ребята, около пенечков лежат знакомые вам
фигуры. Какие это фигуры?
Ответы детей: (треугольники).
Воспитатель:
- Правильно, я предлагаю превратить их в елочки.
Конструирование из геометрических фигур.
Воспитатель напоминает детям последовательность выкладывания елочек,
уточняя размеры треугольников: большой, средний, маленький. Звучит
музыка. Дети выкладывают на полу елочки из трех треугольников разного
размера.
Воспитатель:
- Молодцы! Теперь белочке есть, где спрятать свои запасы, тем более, что
белочка выбирает для себя несколько домиков. В одном она будет хранить
запасы на зиму, такой домик называют «Белкина кладовка», другой домик ей
нужен для сна. А сейчас послушаем отрывок из стихотворения Е. Трутневой
«Белка» (Ребенок читает стихотворение).
«Это Белкина кладовка,
Это Белкин летний сбор.
Вот она по веткам скачет,
Промелькнула над кустом,
Точно бойкий рыжий мячик.
С пышной шерсткой и хвостом».
Воспитатель:
- А теперь мы отправляемся дальше.
«Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем, ножки поднимаем, весело
шагаем».
Дети идут за воспитателем и останавливаются около дерева, под ним сидит
ежик. Воспитатель загадывает загадку: «Под соснами, под елками лежит
мешок с иголками».
Ответы детей: (ежик).
Воспитатель:
- Посмотрите, ежик свернулся в клубок. Почему?
Ответы детей: (он спит, прячется от лисы).
Воспитатель:
- А чем он может себя защитить?
Ответы детей: (иголками).
Воспитатель:
- Если мы дотронемся до него рукой, что будет?
Ответы детей: (уколет).
Воспитатель:
- Ежик любит хорошо поесть, ему надо накопить жир на зиму, который будет
его согревать во время спячки. Еж – очень полезное животное и его надо
оберегать, т. к. он поедает вредных насекомых и мышей.
- А нужно ли взять ежика из леса с собой в детский сад.
Ответы детей: (нет, это дикое животное).
Воспитатель:
- Дети, мы не будем тревожить ежика, а пойдем с вами дальше.
Воспитатель предупреждает детей, что идти нужно тихо, чтобы не
распугать жителей леса своим присутствием. Дети по тропинке подходят к
«лесному озеру».
Воспитатель:
- Мы подошли к «лесному озеру». Кто в нем живет?
Ответы детей: (рыбки, лягушки, раки).
Воспитатель:
- Верно, но рыбок уже не видно, они опустились на дно, зарылись в ил на всю
зиму, а вот лягушку мы можем рассмотреть. Что она умеет делать?
Ответы детей: (квакать, прыгать, плавать).
Воспитатель:
- Лягушка, а мы про тебя стихотворение знаем
(Ребенок читает отрывок из стихотворения)
«Вот лягушка прискакала,
Здесь воды ей видно мало,
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе».
(Воспитатель предлагает детям потрогать водичку.)
Воспитатель:
- Какая она?
Ответы детей: (холодная, мокрая, чистая).
Воспитатель дополняет – прозрачная.
Воспитатель:
- А теперь, вытирайте ручки салфетками и кладите их в пакет. Запомните,
мусорить в лесу нельзя!
Физкультминутка. Дети с воспитателем идут дальше по тропинке, под
ногами попадаются коряги, ветки и читают четверостишье:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ножки выше.
Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.
Очень долго мы шагали, но нисколько не устали».
Дети оказались на лесной поляне, где расставлены грибы и разложены овощи.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите все ли здесь правильно?
Словесная игра «Что не растет в лесу?»
Ответы детей: (капуста, морковь, лук и т.д.)
Воспитатель:
- Как это можно назвать?
Ответы детей: (овощи).
Воспитатель:
- Где растут овощи?
Ответы детей: (на грядке – в огороде, на даче).
Воспитатель предлагает исправить ошибку и собрать овощи в корзину.
Дети собирают овощи в корзину и называют каждый из овощей.
Воспитатель:
- Молодцы, вы правильно заполнили корзину. Давайте возьмем ее в детский
сад и наш повар, Лариса Ивановна, сварит нам из овощей вкусный обед.
Воспитатель:
- «Снова мы идем по лесу, а вокруг так интересно».
Дети, посмотрите, какой красивое дерево! А какой пушистый кустик около
него! Но там кто-то спрятался…. Кто же это может быть?
(Воспитатель просит назвать еще зверей, которые живут в лесу.)
Ответы детей: (заяц, волк, лиса, медведь).
Воспитатель:
- Верно, эти животные живут в лесу, сами добывают себе пищу. Значит они
какие?
Ответы детей: ( дикие).
Воспитатель:
- Правильно, но я, кажется, догадалась, кто спрятался под кустом. Послушайте
загадку: «Не барашек и не кот, носит шубку круглый год. Шубка серая для
лета, для зимы – другого цвета».
Ответы детей: (зайчик).
Воспитатель раздвигает ветки, там сидит зайчик, дети присаживаются
вокруг него.
Воспитатель:
- Дети, а что зайчик любит есть?
Ответы детей: (морковь, капусту).
Воспитатель уточняет, что морковь и капуста не растут в лесу. А едят
зайчики траву, кору деревьев.
Воспитатель:
- А давайте угостим зайчика овощами, которые мы собрали. Дети
раскладывают перед зайчиком морковь и капусту.
Воспитатель:
- Молодцы. Вы добрые и заботливые.
А теперь, отойдем от зайчика подальше и не будем его пугать. Мы знаем, что
зайчик трусливое животное.
Воспитатель предлагает детям еще раз полюбоваться осенним лесом.
Воспитатель:
- Чем он так красив?
Ответы детей: (листочками).
Воспитатель:
- Какие они?
Ответы детей: (красные, желтые).
Воспитатель просит детей взять, понравившийся листочек.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?» (Опрос детей).
Воспитатель:
- Давайте, покружимся с вами, как листочки в воздухе, на осенней карусели.
Воспитатель выносит зонт с натянутыми цветными лентами. Дети берутся за
ленты, воспитатель уточняет, какого цвета ленточка у каждого ребенка.
Подвижная игра «Карусель».
Воспитатель:
«Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели
Тише, тише не спешите!
Карусель остановите!
Раз, два
Вот и кончилась игра!»
(игра повторяется два раза).
Воспитатель:
- Понравилось вам наше путешествие?
В какой лес мы ходили? Кого встречали? Что мы делали?
(Дети перечисляют).
Воспитатель:
- Молодцы, нам пора возвращаться в детский сад.
Сюрпризный момент.
Появляется «старичок - Лесовичок». Он благодарит детей и дарит им лесные
дары (грибочки и орешки).
Анализ занятия воспитателем.