Напоминание

Организация работы и планирование по профилактике нарушения осанки в процессе НОД по физической культуре


Автор: Колесник Татьяна Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4
Населённый пункт: г.Славянск-на-Кубани
Наименование материала: методическая разработка о здоровье воспитанников
Тема: Организация работы и планирование по профилактике нарушения осанки в процессе НОД по физической культуре
Раздел: дошкольное образование





Назад




М

униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 города Сла-

вянска-на-Кубани

муниципального образования Славянский район

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

«Организация работы и планирование по профилактике нарушения

осанки в процессе НОД по физической культуре»

Автор: Колесник Татьяна Александровна

Инструктор по физической культуре

Описание: Данная разработка содержит перечень методов, приёмов и средств,

а также перспективное планирование по профилактике нарушения осанки в

процессе НОД по физической культуре в условиях ДОУ.

Материал будет интересен инструкторам по физической культуре, воспитате-

лям, старшим воспитателям и методистам ДОУ.

Перспективное планирование соответствует требованиям ФГОС дошкольно-

го образования и рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Формирование осанки – одна из важнейших задач физического воспитания

детей старшего дошкольного возраста. Она создаёт наилучшие условия для

правильного положения и нормальной деятельности всех внутренних органов,

что способствует повышению функциональных возможностей систем организ-

ма.

Факторы, определяющие формирование осанки

На формирование осанки оказывают влияние множество как внешних, так и

внутренних факторов. На некоторые из них нет возможности повлиять извне,

например: наследственность, тип конституции, темпы роста, экология и.т.д. Но

существуют внутренние факторы, которые можно и нужно учитывать в процес-

се физического воспитания детей дошкольного возраста. Сюда относятся: уро-

вень развития физических качеств, уровень развития навыка правильной

осанки. Понятие осанки определяется как привычное положение вертикально

расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, ске-

летным равновесием и мышечным балансом, поэтому одним из главных факто-

ров формирования осанки является уровень развития опорно-двигательного

аппарата, интенсивное формирование которого происходит в течение всего

дошкольного возраста. Соответственно, осанка является отражением состояния

опорно-двигательного аппарата.

В свете актуальности вышеизложенной проблемы возникает необходимость в

мероприятиях, направленных на предупреждение (профилактику) заболеваний

опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель: Профилактика нарушения осанки у детей старшего дошкольного возрас-

та в процессе НОД по физической культуре.

Задачи:

1.

Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата:

Укреплять мышечный корсет,

Способствовать увеличению гибкости и подвижности в суставах

2.

Формировать навык правильной осанки и систематически закреплять этот

навык.

3.

Повышать уровень развития физических качеств.

4.

Формировать общие представления о правильной осанке и упражнениях

способствующих формированию правильной осанки, о физическом воз-

действии выполняемого упражнения на соответствующую группу мышц.

Ожидаемые результаты: на выходе из детского сада дети знают, что такое

осанка и какие упражнения способствуют формированию правильной осанки,

умеют правильно выполнять эти упражнения и показывают прирост показа-

телей развития физических качеств выше 15%.

Организация работы по профилактике нарушения осанки

При организации работы по профилактике нарушения осанки в процессе

НОД по физической культуре целесообразно:

Реализация принципа сознательности;

Использование методов, приёмов и средств, используемых в ЛФК при на-

рушениях осанки и сколиозах.

Использование элементов игрового стретчинга.

Реализация принципа сознательности

При организации образовательной деятельности по физической культуре

необходимо руководствоваться общепринятыми принципами: систематично-

сти, доступности, от простого к сложному, повторения, индивидуального под-

хода и.т.д.

Но основополагающим я считаю принцип сознательности, который

приучает к самостоятельности и воспитывает потребность в занятиях разными

формами физической культуры.

Во время выполнения упражнений сначала нужно проговорить полностью,

желательно в стихотворной форме, на какую группу мышц или на развитие,

какого физического качества в данный момент направлено упражнение. Напри-

мер: «На пятках шагаем – ноги укрепляем!», «Чтобы сердце укреплять нужно

долго и медленно бежать!», «Мячик отбиваем – ловкость развиваем!». В даль-

нейшем проговаривать только начало предложения, а дети должны хором его

продолжить. Например, педагог начинает: «Наклоны будем выполнять…», а

дети продолжают: «…спину будем укреплять». Педагог начинает: «По канату

(скамье) мы идём и нам весело, не теряем на ходу…», дети продолжают: «…

равновесие!» и.т.д.

При обучении общеразвивающим упражнениям, во время первого выпол-

нения упражнения, нужно задавать медленный темп и предложить детям почув-

ствовать, какие мышцы у них задействованы в работе. Затем дети должны пере-

числить, на какие группы мышц они почувствовали воздействие.

Для осознания детьми старшего дошкольного возраста значимости правильной

осанки с определённой периодичностью можно проводить два эксперимента.

Суть первого эксперимента заключается в том, что дети в исходном положе-

нии стоя или сидя, ноги скрестно принимают сутулую осанку посредством

того, что «обнимают» себя за плечи. И в таком положении я предлагаю им сде-

лать глубокий вдох. После этого дети принимают правильную осанку (расправ-

ляли плечи) и также пытаются сделать глубокий вдох. Затем они рассказывают

свои ощущения и делают вывод, что только при правильной осанке можно пол-

ноценно дышать и есть больше места для работы сердца.

Суть второго эксперимента заключается в том, что стоя перед зеркальной

стеной, дети принимают неправильную осанку, а затем правильную. После это-

го оценивают эстетику каждого положения тела и делают вывод, что красиво

они выглядят только когда принимают правильное положение тела.

Использование методов и приёмов ЛФК при нарушениях осанки

Контроль за выполнением упражнений

Контроль состоит из двух составляющих – это контроль, за темпом выполне-

ния упражнений и техникой выполнения упражнений.

При решении задач по профилактике нарушения осанки нецелесообразно

выполнять упражнения в быстром темпе. При выполнении общеразвивающих

упражнений нужно задавать умеренный темп, чтобы дать возможность детям

потянуться, выпрямиться, проработать мышцы. Регулируя темп выполнения

упражнений, обеспечивается разная нагрузку на нужные группы мышц, отдавая

преимущество тем, которые нужно укреплять в данное время. Тоже касается и

выполнения основных видов движений на равновесие и некоторых упражнений

на развитие скоростно-силовых качеств. Например, ползание по гимнастиче-

ской скамье, подтягиваясь двумя руками, прыжки с продвижением вперёд и.т.д.

Даже при выполнении динамических упражнений, нужно стараться задавать

такой темп, чтобы дети на доли секунды могли фиксировать статическое напря-

жение, которое способствует укреплению мышечного корсета.

Большое внимание нужно уделять профилактики плоскостопия, которое яв-

ляется патологией ОДА. При плоскостопии стопа не может нести свою основ-

ную рессорную функцию. Эта функция перекладывается, как дополнительная

нагрузка на поясничный отдел позвоночника, что не может не отразиться на

осанке.

Для профилактики плоскостопия используются упражнения на укрепление

мышц сводов стопы. Это ходьба на носках, на пятках; по палке, обручу, канату

и.т.д. Также необходимо вести постоянный контроль за упражнениями, в про-

цессе выполнения которых можно способствовать и в том числе профилактике

плоскостопия. Например, во время ползания по гимнастической скамье на жи-

воте, подтягиваясь двумя руками, нужно следить, чтобы носок был натянут от

себя. Во время ходьбы с высоким подниманием колена давать задание тянуть

носок от себя или на себя, тоже и при сгибании, поднимании ног из различных

исходных положений во время выполнения ОРУ. Особое внимание уделять тех-

нике прыжков. Правильное выполнение отталкивания и приземления способ-

ствует укреплению свода стопы. При лазании по гимнастической стене, ходьбе

по канату, наклонной лестнице, палке, обручу следить, чтобы дети становились

на предмет серединой стопы.

Для увеличения экскурсии грудной клетки целесообразно использовать ды-

хательные упражнения, сопровождающиеся поднятием рук вверх, разведением

в стороны при вдохе и опускании рук в и.п. при выдохе, произнося различные

звуки. При выполнении упражнений нужно следить, чтобы работа руками вы-

полнялась с полной амплитудой, вдох был достаточно глубокий, а выдох длин-

нее вдоха.

Самоконтроль за выполнением упражнений

Приём «самоконтроль ребёнка за осанкой» необходимо использовать на

протяжении всей НОД по физической культуре.

Нужно разными способами побуждать детей к самоконтролю во время вы-

полнения упражнений, например, во время ходьбы в водной части подбадри-

вать вопросом или выражением «Кто красивей всех шагает, голову не опус-

кает?» и дальше продолжать «Все ребята высший класс? Посмотрю сейчас на

вас!».

Также для самоконтроля я использую приёмы создания игровой мотивации (мы

солдаты, стройные ромашки и др.)

В основной части образовательной деятельности при планировании обще-

развивающих упражнений подбирать такие упражнения, во время выполнения

которых невозможно удержать равновесие, если не принять правильную

осанку. Например, присед на носки колени в стороны, стойка на одной ноге

и.т.д. Во время выполнения основных видов движений при ходьбе по гимнасти-

ческой скамье, дети делают остановку на середине и выполняют стойку на нос-

ках, присед на носки колени в стороны. Также дети выполняют ходьбу по гим-

настической скамье с мешочком на голове, что способствует самоконтролю

ребёнка за осанкой. В конце основной части занятия можно проводить подвиж-

ную игру, в которой предусмотрены правила для фиксации правильной осанки.

Например, подвижная игра «Снежная королева», содержание которой состоит в

том, что «Снежная королева» догоняет детей и, дотронувшись за ребёнка, замо-

раживает его. В конце игры королева может разморозить, только тех детей, кто

принял правильную осанку.

Использование средств ЛФК

При планировании НОД по физической культуре целесообразно включать

упражнения, используемые в ЛФК при нарушениях осанки. Это различные

виды ходьбы, общеразвивающие упражнения, игровые упражнения и подвиж-

ные игры для профилактики плоскостопия и формирования навыка правильной

осанки, дыхательные упражнения для увеличения подвижности грудной клетки

и.т.д.

Использование игрового стретчинга

К правилам стретчинга относятся: медленное и плавное исполнение упражне-

ний, расслабление мышц, «правило ровной спины», спокойное дыхание и регу-

лярная растяжка. Всё это способствует росту и развитию ОДА, развитию мы-

шечной силы и подвижности в различных суставах, координационных способ-

ностей, создаёт условия для положительного психоэмоционального состояния

детей и.т.д.

Поэтому элементы игрового стретчинга можно использовать в процессе НОД

по физической культуре. Лучше всего включать упражнения в водную часть, в

комплекс общеразвивающих упражнений и в заключительную часть НОД.

Перспективное планирование по профилактике нарушения осанки

у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД по физической культу-

ре

Так как осанка является, по определению двигательным навыком, то целесообразно

планировать одни и те же упражнения, способствующие профилактике нарушения

как для детей старшей, так и подготовительной группы. Только при систематиче-

ском повторении происходит закрепление и совершенствование навыков выполне-

ния упражнений.

При календарном планировании НОД дозировка упражнений учитывается исходя из

возрастных особенности детей и зоны ближайшего развития.

Аббревиатура

ОРУ – общеразвивающие упражнения

ОВД – основные виды движений

И.п. – исходное положение

Ме-

сяц

Название упражнения

Описание упражнения

Место в

структу-

ре НОД

Цель

Сентябрь

Ходьба с остановками

Ходьба

в обход, свободно размахивая руками (4 – 8

– 12 счётов); остановка с проверкой

осанки (4 счёта).

Вводная

часть

Формирование навыка правильной

осанки.

Дыхательное упражнение

«Дыши спокойно»

И.п. – стойка ноги врозь, глаза закрыть.

Медленный вдох носом, пауза (кто сколько сможет), за-

тем плавный выдох через нос. (5 – 10 раз)

Вводная,

основная

часть

Увеличение подвижности грудной

клетки.

ОРУ «Потягушки»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1-2 – тянуться по полу руками вверх, ногами вниз,

3-4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Мы колено подтяну-

ли»

И.п. – лёжа на спине, ноги на стопах.

1 – согнуть правую ногу, подтягивая её руками к живо-

ту,

2 – и.п.,

3 – согнуть левую ногу, подтягивая её руками к животу

Основная

часть

Укрепление мышц брюшного

пресса.

ОРУ «На носочках подрас-

таем»

И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс.

1-2 – стойка на носках,

2-3 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц свода стопы,

развитие функции равновесия и

координационных способностей.

Игровое упражнение Тише

едешь — дальше будешь».

Дети стоят в шеренге, ведущий становится впереди них

на некотором расстоянии.

Ведущий говорит: «Тише едешь — дальше будешь». В

это время дети идут вперед. По сигналу ведущего:

«Стоп», дети останавливаются и проверяют осанку

Заключи-

тельная

часть

Формирование навыка осанки и

функции равновесия.

Октябрь

Ходьба руки вперёд с оста-

новками

Ходьба в обход, руки вперёд (4 – 8 – 12 счётов);

остановка, руки вниз, проверка осанки (4 счёта)

Вводная

часть

Формирование навыка правильной

осанки и функции равновесия.

Дыхательное упражнение

«Воздушный шар»

И.п. – стойка ноги врозь. Руки на нижней части рёбер.

Медленный вдох через нос, руки ощущают распирание

грудной клетки. Выдох – грудная клетка медленно зажи-

мается руками в нижней части рёбер. Мышцы живота и

плечевого пояса остаются неподвижными (6 – 10 раз).

Вводная,

основная

часть

Увеличение подвижности грудной

клетки.

ОРУ «Пешеходик»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1 – приподнять правую ногу, левую руку и голову,

2 – и.п.

3 – приподнять левую ногу, правую руку и голову,

4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Колено согни, носок

натяни»

И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.

вариант 1 (для старшей группы):

1 – согнуть правую ногу, носок от себя

2 – и.п.,

3 – согнуть левую ногу, носок от себя

4 – и.п.

вариант 1 (для подготовительной группы):

1 – согнуть правую ногу, носок от себя

2 – согнуть левую ногу, носок от себя

3 – правую ногу в и.п.,

4 – левую ногу в и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц брюшного

пресса.

ОРУ «Ставим ногу на но-

сок»

И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс.

1-6 (10) - поочередное сгибание ног с опорой на носок.

Основная

часть

Укрепление мышц свода стопы,

развитие функции равновесия и

координационных способностей.

Игровое упражнение «Хо-

дим в платочках»

Дети строятся на определённые места на одной стороне

зала, кладут на голову «платочки». Проверив правиль-

ность осанки, идут обычным шагом на противополож-

ную сторону зала, сохраняя хорошую осанку и удержи-

вая «платочек».

Заключи-

тельная

часть

Формирование навыка правильной

осанки и функции равновесия.

Ноябрь

Ходьба руки в стороны с

остановками

Ходьба в обход, руки в стороны (4 – 8 – 12 счётов);

остановка, руки вниз, проверка осанки (4 счёта)

Вводная

часть

Формирование навыка правильной

осанки и функции равновесия.

Дыхательное упражнение

«Воздушный шар подни-

мается вверх»

И.п. – стойка ноги врозь. Вдох и выдох через нос со спо-

койным и плавным поднятием и опусканием плеч ( 4 – 8

раз).

Вводная,

основная

часть

Увеличение подвижности грудной

клетки.

ОРУ «Лодочка»

И.п. – лёжа на животе, руки вдоль туловища.

1- приподнять голову и плечевой пояс,

2-3 – держать,

4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Карандашики»

И.п. – лёжа на спине, ноги на стопах, руки вдоль тулови-

ща.

1 – выпрямить правую ногу,

2-3 – «рисовать» круг, 4 – и.п.

5-8 – тоже с левой ноги.

Основная

часть

Укрепление мышц брюшного

пресса.

ОРУ «Пяточка-носочек»

И.п. – о.с., руки на пояс.

1 – праву вперёд на носок.

2 –на пятку,

3 –на носок, 4 – и.п.,

5-8 – тоже с левой.

Основная

часть

Укрепление мышц свода стопы,

развитие функции равновесия и

координационных способностей.

Игровое упражнение «Хо-

дим в платочках-2»

Дети строятся в колонну по одному, кладут на голову

«платочки». Проверив правильность осанки, идут по уз-

кой дорожке, руки в стороны на противоположную сто-

рону зала, сохраняя хорошую осанку и удерживая «пла-

точек».

Заключи-

тельная

часть

Формирование навыка правильной

осанки и функции равновесия.

Декабрь

Ходьба руки за голову с

остановками

Ходьба в обход, руки за голову (4 – 8 – 12 счётов);

остановка, руки вниз, проверка осанки (4 счёта)

Вводная

часть

Формирование навыка правильной

осанки.

Дыхательное упражнение

«Радуга, обними меня!»

И.п. – стойка ноги врозь. Вдох носом, руки в стороны;

задержать дыхание на 3 – 4 секунды. Выдох – произно-

сить звук «с», растягивая губы в улыбке, втягивая в себя

живот и обнимая себя руками за плечи (3 – 4 раза).

Вводная,

основная

часть

Увеличение подвижности грудной

клетки.

ОРУ «Рыбка»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

вариант 1 (для старшей группы):

1- приподнять голову и плечевой пояс,

2-3 – держать,

4 – и.п.

вариант 1 (для подготовительной группы):

1 – приподнять голову, плечевой пояс и ноги от пола,

2-3- держать,

4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Трамплин»

И.п. – лёжа на спине, ноги на стопах, руки вдоль тулови-

ща.

вариант 1 (для старшей группы):

1 – выпрямить правую ногу, носок от себя,

2 – выпрямить правую ногу, носок от себя,

3 – согнуть правую ногу в и.п.,

4 – согнуть левую ногу в и.п.

вариант 1 (для подготовительной группы):

1 – выпрямить ноги,

2-3 – держать,

4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц брюшного

пресса.

ОРУ «Приседаем-подрас-

таем»

И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – полуприсед,

2 – и.п.,

3 – стойка на носках,

4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц свода стопы,

развитие функции равновесия и

координационных способностей.

Игровое упражнение «Хо-

дим в платочках-3»

Дети строятся в колонну по одному, кладут на голову

«платочки». Проверив правильность осанки, идут, пере-

шагивая через барьеры высотой 5 см, руки на поясе.

Заключи-

тельная

часть

Формирование навыка осанки и

функции равновесия.

Январь

Ходьба на носках с оста-

новкой

Ходьба в обход на носках, останавливаясь и опускаясь

на полную стопу, проверяя осанку.

Вводная

часть

Формирование навыка правильной

осанки.

Дыхательное упражнение

«Трубочка»

Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух. Сделать

глотательное движение, пауза 2 – 5 секунд. Поднять го-

лову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и

медленно (4 – 6 раз).

Вводная,

основная

часть

Увеличение подвижности грудной

клетки.

ОРУ «Звёздочка»

И.п. – лёжа на животе, руки и ноги в стороны.

1- приподняться,

2-3 – держать,

4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Точка-строчка»

И.п. – лёжа на спине, ноги на стопах.:

1 – выпрямить ноги,

2 – ноги в стороны,

3 – ноги вместе,

4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц брюшного

пресса.

ОРУ «Поймай равнове-

сие»

И.п. – о.с.

1-2 – присед на носки колени в стороны, руки внешними

дугами вверх (вперёд, в сторо-ны),

3-4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц свода стопы,

развитие функции равновесия и

координационных способностей.

Игровое упражнение «Хо-

дим в платочках-4»

Дети строятся в колонну по одному, кладут на голову

«платочки». Проверив правильность осанки, идут, по уз-

кой ограниченной опоре высотой 5 см старшая группа,

10 см – подготовительная группа, руки на поясе.

Заключи-

тельная

часть

Формирование навыка осанки и

функции равновесия.

Февраль

Ходьба с высоким подни-

манием колена с останов-

кой

Ходьба в обход с высоким подниманием колена, руки на

пояс (4 – 8 счётов); осанка, руки вниз, проверка осанки

(4 счёта).

Вводная

часть

Формирование навыка правильной

осанки.

Дыхательное упражнение

«Регулировщики»

Стойка ноги врозь, правая рука вверх, левая в сторону.

Вдох носом. Поменять положение рук с удлинённым

выдохом, произнося звук «а»

Вводная,

основная

часть

Увеличение подвижности грудной

клетки.

ОРУ «Кошечка»

И.п. – стойка на четвереньках.

1 – прогнуть спину (кошечка добрая),

2 – и.п.,

3 – выгнуть спину (кошечка злиться),

4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Велосипед»

И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.

1- согнуть ноги на весу.

2-7(9) – ногами имитация езды на велосипеде,

8(10) – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц брюшного

пресса.

ОРУ «Маленький-

большой»

И.п. – сед на пятках, руки на пояс.

1 – стока на коленях, упор на носки,

2 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц свода стопы,

развитие функции равновесия и

координационных способностей.

Игровое упражнение

«Пройди-не ошибись»

Дети строятся на определённые места на одной стороне

зала. Проверив правильность осанки, идут, ставя пятку к

носку впереди стоящей ноги на противоположную сто-

рону зала, сохраняя хорошую осанку.

Заключи-

тельная

часть

Формирование навыка осанки и

функции равновесия.

Март

Ходьба в различном темпе

с остановкой

Ходьба в обход в различном темпе (4 – 20 счётов); оста-

новка с проверкой осанки.

Вводная

часть

Формирование навыка правильной

осанки.

Дыхательное упражнение

«Каша кипит»

Стойка ноги врозь, одна рука лежит на груди, другая на

животе. Вдох носом, втягивая живот. Выдох, втягивая

живот и произнося «Ш-ш-ш…»

Вводная,

основная

часть

Увеличение подвижности грудной

клетки.

ОРУ «Кошечка потягива-

ется»

И.п. – сед на пятках.

1-2 – руками потянуться по полу вперёд.

3-4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Горочка»

И.п. – лёжа на спине, ноги на стопах, руки вдоль тулови-

ща.

1– поднять таз,

2-3 – держать, 4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц брюшного

пресса.

ОРУ «Цапля»

И.п. узкая стойка., руки на пояс.

1 – согнуть правую ногу вперёд носок от себя,

2 – носок на себя,

3 – носок от себя,

4 – и.п.,

5-8 – тоже с левой.

Основная

часть

Укрепление мышц свода стопы,

развитие функции равновесия и

координационных способностей.

Игровое упражнение

«Пройди-не ошибись-2»

Дети строятся в колонну по одному. Проверив правиль-

ность осанки, идут, ставя пятку к носку впереди стоя-

щей ноги по намеченной линии, сохраняя хорошую

осанку.

Заключи-

тельная

часть

Формирование навыка осанки и

функции равновесия.

Апрель

Ходьба приставными ша-

гами боком с

остановкой

Ходьба в обход боком приставным шагом руки на поясе;

остановка с проверкой осанки. Повторить со сменой

направления.

Вводная

часть

Формирование навыка правильной

осанки.

Дыхательное упражнение

«Семафор»

Стойка ноги врозь. Вдох, поднимая руки в стороны. Вы-

дох, медленно опуская руки вниз, произнося звук «С-с-

с…»

Вводная,

основная

часть

Увеличение подвижности грудной

клетки.

ОРУ «Силачи»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1- приподнять плечевой пояс.

2- руки к плечам,

3 – руки вверх, 4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Змейка

И.п. – лёжа на спине, руки вверх.

1-2 – тянуться по полу руками вверх, ногами вниз,

3-4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц брюшного

пресса.

ОРУ «Постоим мы на нос-

ках, а потом на пятках»

И.п. – узкая стойка ноги врозь, руки на пояс.

вариант 1:

1 – стойка на носках,

2 – и.п.,

3 – стойка на пятках,

4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц свода стопы,

развитие функции равновесия и

координационных способностей.

Игровое упражнение

Дети свободно располагаются в зале. Где-то сидит или

стоит «сова». Ведущий говорит: «День наступает, все

оживает». Все играющие в спокойном темпе движутся

по площадке, выполняя различные движения руками,

имитируя полет бабочек, стрекоз. Ведущий произносит:

«Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все

должны немедленно остановиться, принять правильную

осанку. У кого плохая осанка, того «сова» отправляет в

«дупло».

Заключи-

тельная

часть

Формирование навыка осанки и

функции равновесия.

Май

Ходьба с остановкой и рас-

слаблением

Ходьба, сохраняя хорошую осанку (4 – 8 – 12 счётов);

остановка с расслаблением: опустить голову, плечи

вперёд (4 счёта); выпрямиться: поднять голову, развер-

нуть плечи.

Вводная

часть

Формирование навыка правильной

осанки.

Дыхательное упражнение

«Семафор»

Медленная ходьба по залу в обход. На вдох – поднять

руки в стороны, Выдох – руки вниз, с длительным

произношением звука «у-у-у…»

Вводная,

основная

часть

Увеличение подвижности грудной

клетки.

ОРУ «Молоточки»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1 – приподнять плечевой пояс,

2-7(9) – поочерёдное постукивание кулаками по полу.

8(10) – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц спины.

ОРУ «Брёвнышко»

И.п. – лёжа на спине, руки вверх.

1- перевернуться вправо на спину,

2- и.п..

3- перевернуться влево на спину, 4 – и.п.

Основная

часть

Укрепление мышц брюшного

пресса.

Игровые упражнения

«Ловкие ноги»

Дети сидят на полу по кругу, опираясь сзади руками,

ноги вытянуты вперед, между стопами — мяч. Обхватив

мяч стопами, перекладывают мяч в сторону, передавая

его следующему.

Основная

часть

Укрепление мышц свода стопы,

развитие функции равновесия и

координационных способностей.

Игровое упражнение

«Стойкие оловянные сол-

датики»

Основная стойка. Дети принимают правильную осанку,

закрывают глаза. Самоконтроль за осанкой (15-20 се-

кунд)

Заключи-

тельная

часть

Формирование навыка осанки и

функции равновесия.

Список литературы

1.

Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку лёгкой. – М:

ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. – (Здоровый малыш)

2.

Красикова И.С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от

трёх до семи лет. – СПб: КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. –

336с.

3.

Красикова И.С. Плоскостопие. Профилактика и лечение. – СПб: Изда-

тельство «Корона. Век», 2014 – 128с.

4.

Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у

старших дошкольников. – М: Издательство «Скриптлрий 2003», 2009.

– 80 с.

5.

Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта ра-

боты /Автор-составитель О.Н.Моргунова. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,

2013. – 144с.

6.

Реабилитация детей с патологией опорно-двигательного аппарата в

условиях дошкольного образовательного учреждени/ Сост. Н.А.Скля-

нова, О.И.Черемисина, Е.Б. Лейтан, О.В. Зайцева. – Новосибирск. –

2012. – 128с.

7.

Сулим Е.В. Занятия по физической культуре в детском саду: Игровой

стретчинг. – М: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с. – (Здоровый малыш)

8.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы / Авт.

сост. О.Н. Моргунова – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 176 с.



В раздел образования