Напоминание

"Новый год шагает по планете"


Авторы: Кирюшина Валентина Ивановна, Валентина Ивановнадоу Кирюшина
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №52 г.Пензы "Полянка"
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: Исследовательско – творческий проект
Тема: "Новый год шагает по планете"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №52 г. Пензы «Полянка»

Исследовательско – творческий проект

«Новый год шагает по планете»

подготовительная группа

Тип проекта – исследовательско – творческий

Возраст детей - 6-7 лет

Проект краткосрочный – 2 недели

Направление проекта – поисково-творческий

Цель проекта: создание условий для формирования представлений о Новом

годе, как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих

способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Новый год у

ворот», повышение эффективности детско-родительских отношений.

Задачи проекта:

1.

Формировать навыки поисковой деятельности по изучению истории появления

новогодней елки;

2.

Формирование у детей представления о новогодних обычаях и традициях

россиян и народов мира;

3.

Познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о

предметах, опасных в противопожарном отношении;

4.

Продолжать учить рисовать красками, смешивать цвета;

5.

Научить детей выполнять аппликацию из разных материалов, правильно

работать с ножницами и клеем, бумагой, пластилином; совершенствовать

технику вырезания; продолжать изготавливать поделки методом «оригами»,

тестопластики, развивать аккуратность и собранность, творческие способности;

6.

Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу,

творческое воображение во время придумывания различных рассказов, сказок,

стишков на новогоднюю тематику;

7.

Воспитывать бережное отношение к ели.

Предполагаемый результат

У детей сформированы навыки поисковой деятельности по изучению истории

появления новогодней елки, о новогодних традициях в России и в разных

странах мира. Детьми освоены навыки безопасного поведения во время

украшения новогодней елки, умеют рисовать, лепить из пластилина и соленого

теста, выполнять аппликацию, сгибают бумагу в разных направлениях, сочиняют

небольшие новогодние истории, воспитано бережное отношение к ели.

Этапы реализации проекта

1.

Организационный этап – включает в себя изучение научно –

методической литературы по теме

2. Этап практических действий:

- разработка проекта для подготовительной группы,

- создание предметно – развивающей среды для ознакомления детей с историей

возникновения нового года в России и разных странах мира.

- внесение в группу игрушечных Деда мороза и Санта Клауса

- подбор детской художественной литературы на новогоднюю тематику.

- создание коллекции новогодних открыток

- выполнение работ по изодеятельности

- Конкурс «Новогодняя история»

- Мастер-класс «Звездочка – снежинка» (оригами из разноцветной фольги)

- разработка перспективного плана, занятий, экскурсий, бесед, викторин.

3. Заключительный этап:

- диагностика детей,

- презентация проекта.

Условия реализации проекта:

Мотивационные: отсутствие у детей достаточных знаний о праздновании

Нового года в России и других странах мира.

Кадровые: исполнители проекта (воспитатели) для эффективного решения

задач должны обладать знаниями о истории возникновения праздника –Новый

год.

Материально – технические: имеющиеся в наличии ДОУ.

Учитывая принципы дошкольного образования, были разработаны модели

ознакомления с праздником «Новый год» во всех блоках педагогического

процесса.

Для реализации проекта был разработан перспективный план по ознакомлению с

праздником «Новый год»

Перспективный план по ознакомлению детей с праздником «Новый год

в разных странах»

п/п

Содержание работы

Цель

1

2

Беседа «Русский Новый год»

Легенды о появлении

новогодней елки

Продолжать знакомить детей с историей

возникновения праздника

«Новый год», с легендами о появлении

новогодней елки, с его

героями- Дедом Морозом и Снегурочкой

3

Беседа «Вотчина Деда

Мороза». Составление письма

Деду Морозу

Дать понятие, что такое-вотчина Деда

Мороза, учить детей

составлять

письмо Деду морозу

4

Беседа «Как встречают Новый

год в разных странах мира»

Познакомить детей с обычаями и

традициями встречи нового года

в разных странах мира

5

Д/И «Родственники Деда

Мороза» (Дед Январь, Дедка-с-

плеткой). Нахождение отличий

Деда Мороза Санта Клауса

Расширять знания детей о родственниках

Деда Мороза, продолжать

учить находить отличия Деда Мороза и

Санта Клауса

6

Беседа «Чем опасен сильный

мороз», «Опасные ситуации во

время катания на коньках по

льду реки, с горки на санках»

Закрепить с детьми правила безопасного

поведения в зимнее время

года.

7

Беседа «Елочные гирлянды -

красиво, но небезопасно

Познакомить детей с правилами украшения

елки, расширять

сведения детей о предметах, опасных в

противопожарном отношении

8

Оформление группы. Создание

новогодней панорамы на окне,

развешивание гирлянд,

мишуры, детских поделок,

снежинок и др.

Учить детей создавать предпраздничную

атмосферу в группе

9

П/И «Мороз Красный нос»,

«Два Мороза»

Совершенствовать двигательные умения и

навыки,

Развивать ловкость, быстроту реакции

10

«Зимние забавы»: метание

снежков в снежную корзину,

катание на санках, с горки на

ледянках, спортивная игра

«Хоккей»

Развивать координацию речи с движением,

общие речевые и двигательные навыки

11

Исследовательская

деятельность. Предметный мир

«Украсим елку»

Совершенствовать умение детей обследовать

елочные игрушки, рассказывать об игрушке

12

Д/И «Какая елочка»

Учить детей подбирать определения к слову

«елочка»

13

Цикл наблюдений за елью

Учить находить отличие ели от других

деревьев, определять, сколько лет елке, как

чувствует себя сломанная елка, чем елка на

участке отличается от искусственной.

14

Д/И «Да – нет»(елочные

украшения), «Что растет на

елке?», «Нарядим елочку»

Развивать внимание, память, логическое

мышление

15

Д/И «Дед Мороз» (Агапова

«Мир родного языка, стр.81)

Развивать воображение детей

16

Конкурс Бабы Яги (Агапова,

стр. 84)

Развивать внимание, память, логическое

мышление

17

Рассматривание иллюстраций,

открыток сказочных дворцов,

таблиц с изображением

старинных окон, крыш, узоров

Предварительная работа по изображению

сказочных дворцов

18

Рассматривание иллюстраций

о проведении новогодних

праздников

Развивать коммуникативные навыки детей

19

Конкурс «Новогодняя

история»

Сочинение сказок. Рассказов детей

совместно с родителями. Укрепление детско-

родительских

отношений

20

Пальчиковые игры «На елке»,

«Перед нами елочка», «Дед

Мороз»

Развивать мелкую моторику и речь детей

21

Сюжетно-ролевая игра «Семья

готовится к встрече Нового

года»

Развивать новые игровые сюжеты:

украшение елочки в кукольном уголке,

нарядить кукол в

карнавальные костюмы

22

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин новогодних игрушек,

подарков»

Развивать новые игровые сюжеты: продажа

елочных украшений, подарков друзьям,

родным.

23

Совершенствовать

двигательные умения и

Учить детей внимательно слушать

произведение, отвечать на вопросы по

навыки,

Развивать ловкость, быстроту

реакции

содержанию

24

Гимнастика для глаз «Елочка»

Профилактика близорукости

25

Массаж биологически

активных зон «Ели на опушке»

Укрепление здоровья детей

26

Утренняя гимнастика

«Зверюшки на елке»

Укрепление здоровья детей

27

Экспериментирование.Опыт

«Что быстрее растает снег или

лед», «Цветные льдинки»,

«Превращение воды в лед»

Развивать наблюдательность, умение

исследовать объект, находить причинно-

следственные связи

28

Сделаем сюрприз для

малышей, покажем им сказку

«Коза и семеро козлят»

Развивать детское театрально-

художественное творчество, используя

различные средства

выразительности

29

Раскрашивание и вырезывание

лошадок, изготовление из них

гирлянды

Развитие творческих способностей детей

30

Рисование «Сказочный дворец

Деда Мороза и Снегурочки»

(Т.М.Бондаренко, стр.55)

Учить детей изображать сказочное

архитектурное сооружение с использованием

холодной

гаммы красок, использовать

вспомогательный рисунок, выполняя его

простым карандашом.

Развивать творчество, замысел.

31

Лепка «Лошадка»

(тестопластика)

Учить детей лепить лошадку из соленого

теста, вырезать стекой по контуру шаблона

32

Лепка «Елочка»

(Т.М.Бондаренко, стр 119)

Учить детей лепить елочку модульным

способом, шарики расплющивать в диски по

определенному размеру, накладывать диски

поочередно. Добиваться выразительной

формы.

33

Лепка «Дед Мороз спешит на

елку» (Т.М.Бондаренко,

стр.122)

Учить детей лепить из целого куска,

украшать детали одежды. Развивать

творчество детей,

эстетический вкус, аккуратность.

34

Аппликация «В лесу родилась

елочка» методом «оригами»

(Т.М.Бондаренко, стр.166)

Учить детей складывать бумагу в разных

направлениях, составлять сюжетную

композицию

из элементов, сложенных методом

«оригами», развивать мелкую моторику рук.

35

Изготовление

пригласительных билетов на

новогодний утренник «Дед

Мороз» (Т.М.Бондаренко,

стр.175)

Развивать у детей воображение, умение

передавать разными средствами сказочность

действия (метод «оригами»)

36

Конструирование «Подарки к

Новому году пернатым

друзьям»

Учить детей изготовлять кормушки из

различного бросового материала: коробок от

конфет,

сока, бутылок от минеральной воды.

Воспитывать заботливое отношение к

птицам.

37

Конструирование «Новогодние

игрушки»

Учить детей изготовлять четырехгранный

фонарик из блестящего картона, украшать

его мелкими деталями

38

Украшение елочки на участке

детского сада

Получать удовольствие, радость от

коллективного труда

39

Создание мини-книг о Новом

годе (стихи, загадки)

Укрепление детско-родительских отношений

40

Чтение сказок «Снежная

королева», «Снегурочка», «12

месяцев», «Морозко»,

«Госпожа Метелица», В.Даль

«Девочка-снегурочка»

Учить детей эмоционально воспринимать

художественные произведения, оценивать

поступки героев

41

Чтение стихов о Новом годе,

елке : С. Михалков «В снегу

стояла елочка», Г.Х. Андерсен

«Ель», С.Маршак «песня о

елке», К.Чуковский «Елка»,

С.Маршак «12

месяцев»,Е.Трутнева «С

Новым годом!», Е.Тараховская

«Новый год», Прейсен Альф

«Веселый Новый год»,

С.Дрожжин «Дедушка Мороз»,

З.Александрова «Дед Мороз»,

р.н.сказка «Дети Деда

Мороза».Н.А.Некрасов«Мороз-

воевода», И.Черницкая «Кто

такой ДедМороз»,

Учить детей эмоционально воспринимать

художественные произведения,

42

Слушание музыкальных

произведений «Новогодняя

полька» А.Александрова,

П.И.Чайковский «Щелкунчик»,

«Во сыром бору елочка»

Учить воспринимать и различать смену

темпов музыки

43

Работа с

родителями:Оформление

выставки книг на новогоднюю

тематику, сбор стихов о елке,

Деде Морозе, изготовление

кормушек из дерева, мастер-

класс «Звездочка-снежинка»

(мама-Горбушина С.И),

Укрепление детско-родительских отношений

Историческая справка:

Новый год празднуется во всех странах мира. Традиция празднования Нового

Года вообще, и 1 января в частности, имеет очень давнюю историю, и связана

она с именем первого римского императора Гая Юлия Цезаря. Эрой, или точкой

отсчета римского календаря, был традиционно принят год основания Рима, и

началом года считалось 1 марта. Вместо него затем за календарную эпоху

принято 1-е января, время вступления в должность первых должностных лиц

Римского государства – двух консулов, республиканских царей Рима. Все

граждане Рима привыкли получать подарки 1 января от вступающих в

должность консулов, не жалевших для этого денег. Сам Цезарь едва не

разорился, оплатив небывалые до тех пор празднества.

Новогодняя ель имеет несколько легенд о ее появлении. Так, по христианской

легенде ель пришла на свет Вифлеемской звезды, но стеснялась подойти к

младенцу, т.к. у нее не было даров. И тогда растения поделились с елью своими

дарами. С тех пор каждый год ко дню рождения Христа ель наряжается.

Актуальность:

Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год.

Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные

подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты –

все это не сравнится даже с Днем рождения. Но в результате опроса,

проводимого воспитателями и детьми в подготовительной и старшей группе, и

рассматривания картинок выяснилось, что дети с трудом отличают нашего

Деда Мороза от Санта Клауса, и их знания о Деде Морозе поверхностны.

Поэтому мы решили узнать как можно больше об этих персонажах, а также

определить, какие же подарки Дед Мороз носил родителям, когда они были

детьми и сравнить, изменилось ли что-либо за столько лет. По общему мнению,

Новый год – это счастье.

Ход исследования.

В декабре воспитатель беседовала с детьми о признаках и зимы и о зимних

праздниках. В результате выяснилось, что большинство детей с нетерпением

ждут Нового Года. Все хотели украшать елку, выступать на утреннике,

устраивать фейерверки с родителями и, конечно же, ждали Деда Мороза. Новый

Год и каникулы они назвали самой счастливой порой.

Но что такое Новый Год и почему приходит Дед Мороз – никто не знал. Когда

детям были предложены картинки с изображением Деда Мороза и Санта-Клауса,

многие не смогли дать четких ответов, один и тот же это персонаж или

абсолютно разные. Так же никто не дал ответа, где живет Дед Мороз.

Поэтому была проведена исследовательская работа:

Дети спрашивали дома у родителей и делились информацией о Новом Годе,

сравнивали и оценивали принесенные открытки. С интересом были восприняты

презентации на мультимедиа-экране «Новый Год в России» и «Родственники

Деда Мороза».

Вывод: в итоге дети научились находить 12 различий между Санта-Клаусом и

Дедом Морозом, узнали о новогодних традициях в разных странах мира и даже

поучаствовали в одной из них: согласно французской традиции перед уходом

воспитанники поставили свой башмачок около кровати. И на следующее утро

все с нетерпением шли смотреть – что же там: сладости от доброго деда Января

или ремешок от Дедки-с-плеткой, были слеплены олени Санты и кони Деда

Мороза.

Дети выразили свое мнение по поводу легенд о появлении новогодней ели.

Выяснилось, что им ближе вторая легенда, в которой говорится, что зимой духи

леса перебираются в ели, поэтому раньше их задабривали разными

украшениями, чтобы год был хороший.

Рассмотрев изображения вотчины Деда Мороза и узнав его адрес, написали

письма в Великий Устюг.

Выводы: таким образом, в результате проведенной поисковой работы дети

получили обширные знания о Новом Годе и о традициях встречи этого

праздника в разных странах. Кроме того, ребята испытали огромную радость,

веселясь на новогоднем утреннике. Мы оказались правы, гипотеза

подтвердилась: Новый год дарит счастье всем людям.

Развлечение

для детей старшего дошкольного возраста

«Как встречают Новый год в разных странах»

(познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое

развитие)

Задачи:

- расширять кругозор, возможности выражения темы в разных видах

деятельности;

- вызвать интерес к особенностям празднования Нового года в разных странах

мира;

- развивать логику мышления, память, внимание, координацию движений,

чувство ритма.

- обобщить знания детей о зиме;

- воспитывать нравственные качества: любовь, уважение, заботу к людям

старшего поколения.

Предварительная работа:

- рассматривание пейзажных картин Д. Я. Алексеев «Зимняя сказка»,

«Московский дворик», фотоэтюды А. А. Ильинской «Иней», «Зимние забавы»;

- разучивание стихов, песен, хороводов;

- слушание музыки: «Елка» - В. Ребиков, «Декабрь» - П. Чайковский;

- инсценирование песен «Дед Мороз – гость наш новогодний»

«Тик – так» - Варламова, «Метелица» - Вихаревой, «Новогодняя».

- экскурсия в зимний парк.

Под веселую музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.

Вед1: Увидим мы с вами сегодня,

Как дети разных стран земли

Встречают праздник новогодний:

Садись, и слушай, и смотри.

Вед2: Дорогие дети, сегодня я хочу поговорить с вами о Новом годе. Вы все

мечтаете о подарках? Вы писали письма Деду Морозу или знаете, что он

волшебник и сам знает что вам подарить? (ответы детей) Замечательно! А я хочу

вам сегодня рассказать о том, как встречают Новый год в разных странах. Вы

слышали когда – нибудь о них? В каждой стране отмечают Новый год, только по

– разному, у каждого народа есть свои обычаи, свои традиции. Новый год

наступает в какое время?

(ответы детей) Правильно, зимой! Зимушка – зима засыпает землю

снежком.

Дети расходятся по залу, исполняют «Снежную песенку», садятся.

Муз. рук. : Зимушку называют матушкой, голубушкой хрустальной. А как еще ее

можно назвать? (ответы детей) Правильно, она и снежная,

и белая, и морозная. Зимушка к Новому году прибирает свои

владения: леса, поля сверкают белизной, речки она прячет под

голубой лед, деревья и кусты у нее в теплых, пуховых шубах.

Дети радуются снегу, спешат скорее кататься на лыжах, коньках,

строят снежные горки вместе со взрослыми.

Вед. : А сейчас я предлагаю вам «надеть» лыжи и отправиться на лыжную

прогулку.

Звучит вальс, дети импровизируют катание на лыжах, садятся.

Муз. рук. : А иногда зимой воют да свистят метели.

Старая, седая, с ледяной клюкой

Вьюга ковыляет Бабою – Ягой.

Воет вьюга: з – з – з (с усилением звука, упражнение выполняется

с разными оттенками)

Застонал лес от вьюги – м – м – м,

Свистит вьюга – ссс – ссс – ссс.

Ветер гнет деревья – шшш – шшш – шшш.

Тяжело стонут старые деревья – м – м – м (громко, тяжело)

И березки стонут – ммм – ммм – ммм (легко, высоко)

Но вот вьюга стала стихать – ссс – ссс – ссс… и затихла.

Обрадовались дети и говорят радостно о зиме:

Ах ты, зимушка – зима, все дороги замела!

А Сережа простудился, сидит дома и грустно говорит:

Ах ты. Зимушка – зима, все дороги замела…

Но вот наступила ледяная стужа. Никто из дома не выходит. Люди сердятся,

сердито говорят:

Ах ты, зимушка – зима, все дороги замела.

(Дети произносят фразы соответственно настроению.)

Вед.1 : Когда снега много, дети с удовольствием «лепят» снежную бабу, играют

в снежки.

Дети инсценируют песню «Метелица» Вихаревой, садятся.

Игра «перенеси снежок в ложке». Кто быстрее?

Вед 2. : А вы знаете, дети, откуда берутся Деды Морозы? В одной из сказок

говорится, что у них есть своя страна, особая страна Дедов

Морозов. И живут там самые разные Деды Морозы: и старые, и

молодые, и совсем малюсенькие. А выводит Дедов Морозиков

Бабушка Зима. Она рассыпает крошки по снегу и каждую крошку

накрывает волшебной шапкой. А к утру из каждой этой крошки

и вырастает Дед Морозик с шапкой на голове. Три дня Бабушка

Зима кормит их одними снежинками и ждет, когда у них отрастут

борода и усы. А потом Деды Морозики ходят в свой детский сад,

учат там стихи и песенки, а затем в школе они учат географию и

иностранные языки, чтобы знать все дороги на свете и понимать

всех людей. А перед самым Новым годом Деды морозы складыва-

ют игрушки в мешки, садятся на оленей и едут в разные стороны:

кто на север, кто на юг, кто в Японию, кто в Италию, а кто в Россию.

1 реб. : Дедушки Морозы маленькими были,

Сказочные крошки шапками накрыли.

Очень нас любила матушка Зима,

И поила, и кормила нас она сама.

2 реб. : У нее мы жили радостно, без бед,

Из снежинок завтрак, ужин и обед.

Наши шапки тоже с нами подросли,

Выросли Морозы – в детский сад пошли.

3 реб. : Вместе иностранные учили языки,

Вместе мы готовили с подарками мешки,

Чтоб страна любая и любой народ,

Весело сегодня встретил новый год!

(И. Пономарева)

Вед. : А Дед Мороз идет – по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Вед 1 : Дед Мороз приходит не один, а со своей внучкой, Снегурочкой –

любимицей детей и взрослых, жизнерадостной и задорной. А вы знаете где

живет Дед Мороз? Он мне позвонил и сказал:

Дед Мороз я настоящий,

Из глухой, таежной чащи,

Где стоят в сугробах ели,

Где бураны и метели,

Где леса дремучие,

Да снега скрипучие.

Вед.2: Перед праздником у Дедушки Мороза много работы, ведь он должен всем

детям приготовить подарки.

Первым отправляется в путь в Узбекистан «Снежный дедушка» Кербобо.

Люблю я этого замечательного старичка! С виду – то он вовсе на

Деда Мороза не похож – в полосатом халате, тюбетейке, с мешком на

ослике. Едет и песенки поет. А как детишки его любят, ждут не дождутся когда

его снова увидят.

Вед 1 : В Индии Новый год отмечают в апреле, там очень жарко, снега никогда

не бывает, поэтому там принято в Новый год обливать

друг друга водой.

Вед2 : В Венгрии в Новый год к детям в гости приходит Коза, она весело танцует

с детьми и взрослыми.

Дети слушают венгерский танец № 5.

Вед 1 : А в Италии принято в Новый год выбрасывать из окон на улицу старые

вещи. А еще у итальянцев принято мириться с теми, с кем

ты в ссоре и все обиды оставлять в прошедшем году. В новогоднюю ночь фея

Бефана раскладывает детям подарки в башмачки

и чулочки. Она летает по городу на метле, Бефана очень добрая,

но она не любит лентяев и шалунов, им вместо подарков она кла-

дет угольки и золу. В Италии все веселятся под веселую музыку,

которая называется «тарантелла».

Дети берут музыкальные инструменты и музицируют на музыку «тарантеллы».

Вед.2: А американского Деда Мороза зовут Санта Клаус. Он очень веселый,

вечно куда – то спешит, но никуда не опаздывает. В тех странах, где он бывает

проходят новогодние карнавалы – все в костюмах карнавальных, не увидишь

лиц печальных. Кругом фейерверки, танцы, веселье. А добирается до Америки

Санта Клаус на оленях из Лапландии, его родины.

Вед 1: Очень хорошая традиция есть в Монголии: там на Новый год внуки

навещают дедушек и бабушек и дарят им подарки. Такие

обычаи мне по душе, а вам? (ответы детей) Да, ребята, я согласна

с вами, к бабушкам и дедушкам надо чаще ездить в гости, заботиться о них,

помогать им, дарить по возможности подарки, сделанные своими руками,

рисунки.

Вед. 2: А в Германии и Австрии считается счастливой приметой встретиться с

трубочистом и дотронуться до него, чтобы испачкаться в саже. А сейчас я научу

вас встречать по их обычаю Новый год: встаньте, закройте глаза. Я считаю:

один, два, а на три нужно сделать прыжок вперед – вот мы и впрыгнули в Новый

год по германскому обычаю.

Ну вот, сегодня вы узнали о том, как встречают Новый год в разных

странах, о их обычаях.

Вед 1 : А мы в России дом приберем, елочку нарядим и повеселимся от души.

Такой праздник лишь раз в году бывает!

Дети образуют круг, инсценируют песню «Новогодняя».

Под фонограмму песни «Российский Дед Мороз» дети покидают зал.



В раздел образования