Напоминание

Методическое сопровождение деятельности педагогов в ДЮСШ


Автор: Домнина Елена Викторовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района Ростовской области
Населённый пункт: ст. Багаевская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическое сопровождение деятельности педагогов в ДЮСШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка по теме:

«Методическое сопровождение деятельности педагогов в ДЮСШ»

«Методическое сопровождение деятельности педагогов в ДЮСШ»

Домнина Елена Викторовна

инструктор-методист 1 категории

МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района

Ростовской области

В федеральной программе развития образования в России отмечается, что

одной из главных задач, решаемой в системе образования, является повышение

уровня профессионального мастерства педагогов, улучшение методического

обеспечения. Процессы обновления, происходящие в системе образования,

требуют

совершенствования

системы методической

работы.

Изменяется

функция

методического

сопровождения,

обеспечивающего

деятельность

педагога, модернизируются подходы к организации методической работы.

Методическая работа в ДЮСШ – это система взаимосвязанных действий и

мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства

каждого тренера-преподавателя,

на развитие и повышение творческого

потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, на

совершенствование

учебно-тренировочного

и

воспитательного

процесса

ДЮСШ.

При этом важно помнить, что методическая работа в любом образовательном

учреждении начинается с педагога. Для демонстрации профессионального

мастерства

тренера-преподавателя

однажды

полученного

образования

не

хватает. Сущность методической работы ДЮСШ в обучении тренеров-

преподавателей на рабочем месте. В этой связи особое значение приобретают

вопросы,

связанные

с

усилением

непрерывного

характера

обучения

и

профессионального совершенствования педагога, как условия его активной

адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности

к решению профессиональных задач.

Главным предназначением

методической работы является подготовка кадровых ресурсов, способных

создавать условия для повышения качества образовательных услуг, развития

образовательного учреждения.

Спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность,

специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы,

ей присущие. На современном этапе развития общества основными критериями

физического совершенства служат нормы и требования государственных

программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Важное место в сфере физической культуры и спорта и в современной системе

образования

нашей

страны

занимают

спортивные

школы,

являющиеся

учреждениями дополнительного образования спортивной направленности.

Спортивная школа является одной из самых динамичных и развивающихся

образовательных систем: сегодня она наиболее открыта и свободна от

стандартного подхода (постоянно обновляется его содержание, методы и

формы работы с детьми, возможна творческая авторская позиция педагога).

Образовательная система должна формировать и развивать личностные

качества и ценности, учить способности мыслить, жить в новых условиях

рыночной экономики, учить толерантному мышлению и коммуникативности.

Ключевую роль в условиях модернизации в системе образования призван

сыграть кадровый потенциал.

Основной

путь,

существенно

влияющий

на

повышение

уровня педагогического

мастерства

педагогов,

это

четкая

организация методической работы.

Основным фактором реализации такой деятельности является системное

методическое сопровождение.

Методическое сопровождение деятельности педагогов является актуальным,

так как модернизация системы образования требует создания и развития

различных

направлений

повышения

профессиональной

компетентности педагогов.

Методическое

сопровождение

педагога -

важнейший

способ

организации методической деятельности в образовательной организации,

позволяющий максимально удовлетворять потребности педагогов в получении

своевременной методической помощи при решении образовательных задач в

условиях модернизации образования.

Поэтому особое значение приобретает усиление непрерывного характера

обучения

и

профессионального

совершенствования педагога.

Во

время

повышения

профессионального

уровня

происходит

осмысление

собственного педагогического опыта

и

выработка

своей педагогической

позиции.

Решение задач, стоящих перед спортивной школой, зависит с одной

стороны, от адекватного понимания и описания системы функционирования, а

с

другой

от

внедрения

в

практику

современных методик, научно-

педагогических технологий

и

достижений

в

тренировочный

процесс,

направленный на конечный результат. Он предполагает не только особую

мотивационно - целевую ориентацию педагогического коллектива, но и новый

подход

к научно-методическому и

информационному

обеспечению,

организации работы, анализу, планированию, контролю и регулированию

всей деятельности.

В

данной

разработке

раскрываются

механизмы методического

сопровождения учебно-тренировочного процесса, обеспечивающие переход из

функционирующего в развивающийся режим.

Методическое

сопровождение

деятельности

педагога будем

рассматривать как целостную, системно организованную деятельность, в

процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога,

развития его профессионально-педагогической компетентности, т. е.

как

управленческую технологию организации сотрудничества субъектов.

Педагоги разделяются на категории:

1. Педагог - «новатор». Педагоги с ярко выраженным новаторским духом,

которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что

новое хорошо уже потому, что оно новое;

обладают способностями к решению нестандартных задач; они не только

воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и

разрабатывают педагогические инновации.

2. Педагог – «передовик» Первыми осуществляют практическую,

экспериментальную проверку той или иной инновации в своей школе. Они

первыми подхватывают появившиеся в районе инновации.

3. Педагог - «умеренный» «Золотая середина» - освоение новшеств

осуществляется воспитателями умеренно, они не спешат, но в, то, же время не

хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность,

когда новое будет воспринято большинством или частью коллег.

4. Педагог - «предпоследний»

Педагоги, которые предпоследними решаются к

принятию новшества. Эта категория воспринимает новое только после того, как

сформируется общее положительное мнение к новому.

5. Педагог – «последний» Педагоги, сильно связанные с традициями, со

старыми консервативными формами работы.

Для успешной работы со всеми категориями педагогов, нужно подстроить

работу методиста в педагогическое русло его идей, мыслей, целей, форм,

привычек.

Методическое

сопровождение предполагает

непрерывную (заранее

спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей

или освоение нового. Исходя из определения организационно-методического

сопровождения,

субъекту

образования

предоставляется

большая

самостоятельность в плане принятия решения о необходимости оказания ему

помощи. Кроме того, «создание условий» говорит о свободе выбора субъектом

образования того или иного пути решения проблемы.

Программа методического

сопровождения

рассматривается

через

последовательную реализацию следующих шагов:

— диагностики сути проблемы;

— информационного поиска методов для ее решения;

обсуждения

вариантов

решения

проблемы

и

выбора

наиболее

целесообразного пути ее решения;

— оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.

В процессе деятельности были проведены мероприятия:

-

разработана

разноуровневая

модель методического

сопровождения

педагогической

деятельности

ДЮСШ,

исходя

из

конкретных

условий,

образовательных запросов и потребностей тренеров-преподавателей;

- разработаны механизмы интеграции своих педагогических находок через

работу мастер-классов в рамках семинаров-практикумов;

- функционирует система мониторинга педагогического процесса;

- идет работа по обновлению дополнительных образовательных программ,

созданию рабочих программ и методических рекомендации;

- оказывается консультативная и практическая помощь в оформлении и

разработке программ и другой учебной документации;

-

отработан

механизм

мониторинга

результативности

соревновательной деятельности обучающихся.

В

качестве

способов

и

средств

организации деятельности

могут

использоваться:

современные

технологии

обучения,

в

том

числе

информационно-коммуникационные, дистанционное обучение, диалог и др.

Для методистов важно, что эти способы содержат в себе рефлексивную основу

как необходимый элемент и показатель качества взаимодействия в системе

непрерывного повышения квалификации.

Кроме того, к формам методического сопровождения педагогов относят:

— организацию методической поддержки (консультирование, тьюторство,

помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические

советы). Это направление носит в основном характер передачи информации, но

формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на

активные (дискуссии, тренинги и т. д.) и пассивные (выступление на педсовете,

конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной

информацией (книги, учебные пособия) и т. д.);

— создание организационных и методических (консультирование) условий

для

участия педагогов

в

различных

мероприятиях:

курсы,

конференции, методические

объединения,

круглые

столы,

семинары

практикумы и т. д.;

— оказание методической поддержки (тьюторство) для педагогов;

информационная

поддержка

участия педагогов

в

различных

педагогических

мероприятиях (конференции,

мастер-классы,

конкурсы

профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.

Успешно

включаются

в

учебно-тренировочный

процесс:

открытые

занятия, педагогические (тренерские) советы, родительские собрания, мастер-

классы, педагогические чтения.

Регулярно, в целях пропаганды здорового образа жизни, проводятся

спортивно-массовые мероприятия («День открытых дверей, традиционные

мероприятия «Отцы и дети», досуговые мероприятия).

Ведется методическая работа с тренерско-преподавательским составом по

оформлению «Портфолио тренера». Такая работа, по сути, представляет

панораму передового опыта и позволяет педагогическому коллективу лучше

узнать

своих

коллег,

получить

позитивную,

доброжелательную

оценку

своей деятельности. Это требует полноценной теоретической и методической

подготовки,

побуждает

тренеров-преподавателей

к

рефлексии

своей деятельности и мотивации освоения новых ступеней мастерства и

профессионализма, которые задают более высокую планку и рождают стимулы

к дальнейшему росту.

Методическое

сопровождение,

конечно,

это

очень

серьезная

и

ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы.

Но

ее

конечный

результат,

принесет

радость

и удовлетворение всем

участникам образовательного процесса.

Любое изменение подразумевает переход из одного состояния в другое.

Другое по качеству, другое по уровню, другое по степени соответствия

внешней системе требований и нашей системе ценностей.

Если изменениями не управлять, они все равно произойдут, независимо от

того, хотим мы этого или нет. Вот только совсем не факт, что они будут именно

такими, как нам хочется. Управление предназначено именно для того, чтобы

перевести систему в желательное для нас состояние. Чтобы работать в таких

условиях, которые нам подходят. Чтобы делать то, что нам нравится. Чтобы

получать от своей работы удовлетворение.

Используемая литература:

1. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной

школой. Выпуск II. Организация и содержание методической работы: Практич.

пособие для школьной администрации, руководителей методических объединений,

методистов, учителей, студентов пед. учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов

- н/д: Изд-во “Учитель”, 2003.

2. Сергеева Т.А., Уварова Н.М.. Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах:

Методическое пособие. - М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и

методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и

профессионально-прикладных форм физической культуры): М.: Физкультура и спорт,

2010.

4. Памятка для методистов и педагогов «Как составить методические рекомендации»

Составитель: Журавлева С.В., ст. методист ОЦРДО, 2010г

5.

По материалам «Методические рекомендации по составлению и оформлению

методических разработок» / Сост. Левкович Н.Ф. – МГУМЦ ПО, 2004.



В раздел образования