Напоминание

"Использование камешков Марблс в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями".


Авторы: Чупрова Надежда Витальевна, Самсонова Лидия Владимировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 40 компенсирующего вида"
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование камешков Марблс в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья:

«Использование камешков Марблс в работе с детьми раннего и

младшего дошкольного возраста с особыми образовательными

потребностями».

Авторы: Чупрова Надежда Витальевна, Самсонова Лидия

Владимировна воспитатели МДОУ «Д/с № 40 компенсирующего вида»

г. Ухта, Республика Коми

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

В настоящее время развитие мелкой моторики у детей дошкольного

возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения

пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих

овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками

самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в

тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано

учёными.

Чтобы

научить

малыша

говорить,

необходимо

не

только

тренировать артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.

Работая в коррекционном детском саду с детьми ОВЗ, НОДА,

имеющими тяжелые нарушения речи, слабую мелкую моторику и нарушение

сенсорного восприятия мы пришли к мнению, что нам необходим такой вид

деятельности, который будет интересен детям и одновременно, будет

способствовать развитию мелкой моторики рук, познавательному и речевому

развитию.

Тактильные ощущения, мелкая моторика, речь, мыслительные операции

развиваются в детской игре и поэтому процесс обучения не может

проводиться без неё. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга,

отвечающих

за

мелкую

моторику-

необходимый

элемент

в

системе

коррекционного воздействия.

Это подтолкнуло нас к поиску нетрадиционных методов и приёмов

работы с детьми.

Одним из эффективных способов обучения, имеющих коррекционную

направленность в работе с детьми с особенностями развития, на наш взгляд,

является совместная деятельность воспитателя с детьми в виде игр и игровых

упражнений с использованием камешков Марблс, которую мы уже несколько

лет используем в своей работе.

Столкнувшись в интернете с этим необычайно привлекательным

материалом и изучив опыт коллег, мы сразу прониклась симпатией к нему и

желанием применять в работе с детьми. Эта технология в настоящее время

активно используется логопедами, психологами в работе с детьми в

коррекционных целях.

1

Данный материал отвечает всем требованиям ФГОС ДО, и при

правильном и вдумчивом к нему подходе, может быть успешно реализован в

работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с особыми

образовательными потребностями. Это универсальное пособие представляет

собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета, формы,

величины, фактуры, очень привлекательны и приятны на ощупь.

Несмотря на свою простату и доступность они вызывают большой

интерес у детей.

Ведущая цель совместной деятельности, которую мы используем с

детьми раннего и младшего дошкольного возраста в виде игровых

упражнений с камешками Марблс направлена на развитие мелкой моторики

рук и решение следующих коррекционных задач:

-Развитие мелкой моторики, зрительно- двигательной координации;

-

Упражнение в ориентировке на плоскости листа;

-Развитие сенсорного восприятия (цвет, величина, форма);

-

Формирование умения сравнивать и анализировать;

-

Развитие тактильных ощущений;

-Развитие внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

-Формирование усидчивости при выполнении заданий.

Для работы в этом направлении приобрели необходимое оборудование,

разнообразный практический материал: готовые наборы игр «Цветная роса»,

«Осенний набор», наборы камней разного цвета, формы и фактуры,

предметные, сюжетные картинки и карточки-шаблоны на разные темы и с

учетом лексических тем.

Наличие разнообразного материала позволили

разработать большое количество игр и игровых упражнений для младших

дошкольников: «Узнай на ощупь», «Разложи по цвету», «Разложи по форме»,

«Разложи по размеру», «Золушка», «Разложи по контуру», «Выложи

дорожку», «Выбери гладкие камешки», «Выложи геометрическую фигуру по

контуру», «Дополни картинку», «Ловкие ручки», «Заполни шпблон» и т.д.

Разработали перспективный план по развитию мелкой моторики рук

посредством игр и игровых упражнений с камешками Марблс с учетом

общедидактических принципов планирования, возрастных и индивидуальных

особенностей детей, реализуемых целей и задач. Оформили картотеку игр и

игровых

упражнений

по

основным

разделам:

«Сенсорное

развитие»,

«Развитие

тактильных

ощущений»,

«Развитие

пространственных

представлений»,

«Речевое

развитие»,

«Развитие

элементарных

математических представлений».

В игровые занятия включаем одно или несколько видов игровых

упражнений. Каждое упражнение проводим несколько раз, постепенно их

усложняя. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста

2

ребенка,

его

умственной

и

моторной

способности,

а

также

заинтересованности в игре.

В

ходе

упражнений

предусмотрено

с

одной

стороны,

решение

сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, -

приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы

использовать в других видах деятельности.

Вашему вниманию предлагаем ряд игр и игровых упражнений, которые

мы используем в работе с детьми.

Игра «Знакомство с камешками»

Цель: Познакомить детей с камешками, привлечь внимание ребенка к

тактильному объекту.

Оборудование: цветные камешки разных размеров и форме, емкость

Задание: Педагог обращает внимание на камушки и предлагает по

перебирать камешки руками: «Посмотрите, какие у меня есть удивительные

камешки. Давайте вместе потрогаем их, рассмотрим. Их можно трогать по

одному, а можно набрать целую горсть, сжать в кулачке. Камешки можно

рассыпать по столу и гладить всей ладонью. Выбери камешки, которые тебе

нравятся. А теперь те, которые совсем не нравятся. Тебе приятно трогать

камешки или нет? Что хочется сделать? При этом педагог знакомит с

текстурой - стеклянные, гладкие. Качеством - хрупкое, прозрачное; цветом -

красный, синий, зеленый.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные

впечатления.

Оборудование: цветные

камешки

разные

по

форме

и

размерам,

мешочек.

Описание: педагог предлагает ребёнку выбрать камешки разные по

форме и величине. Затем все остальные камни складываются в мешочек

3

ребёнку предлагается на ощупь достать из мешочка камни похожие на

выбранные им. Игру можно проводить с подгруппой детей. Тогда первый

круг — это выбор любого камня из мешочка, а второй круг — выбор точно-

такого же камня, как предыдущий.

Упражнение "Змейка"

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому;

развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки Марблс

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все

камешки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать

разные цвета.

Упражнение «Найдем камешки»

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать

камешки

Марблс

среди

крупы

(Например,

гороха,

фасоли).

Оборудование: емкость глубокая, камешки Марблс, горох.

Задание: педагог предлагает найти камешки, спрятанные в горохе с

открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск

камешек закрытыми глазами, определить «Что это?».

4

Упражнение «Ловкие ручки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, умения правильно производить

захват камешков с помощью пинцетов

Оборудование: пинцет, камешки Марблс

Описание:

ребенку предлагается украсить картинку разноцветными

камешками, используя пинцет

Упражнение «Заполни шаблон»

Цель:

развитие наглядно-образного мышления, развитие мелкой

моторик рук,

Оборудование: разноцветные камешки, картинки

Описание:

Ребёнку

предлагается

заполнить

картинку,

используя

разноцветные камешки.

5

Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по

словесному

обозначению;

стимулирование

зрительно-поисковой

деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование:

камушки "Марблс", карточки с эталонами цвета,

емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых

цветов).

Таким образом, вариантов игр по использованию камешков Марблс

очень и очень много.

Используемый нами опыт работы с детьми показал, что все игры и

игровые упражнения с камешками Марблс имеют занимательный характер,

увеличивают активность и интерес детей к занятию, обладают большим

коррекционно- развивающим потенциалом и оказывает своё специфическое

влияние на развитие мелкой моторики ребенка. У детей активно развивается

6

и обогащается речь, развивается внимание, мышление, память, и творческое

воображение.

Дети

становятся

уверенными

в

себе

и

обогащаются

положительными эмоциями.

Список литературы:

1.Климанова, Г.Б. Учебно-методическая технология использования камешков

Марблс в работе с детьми дошкольного возраста // журнал Дошкольная

педагогика. 2015.-№8 (113)-С.28-37

2.Статья Черногузовой Е.А. «Камушки Марблс и их применение»

3.Статья Е.В. Афанасьевой «Блестящая математика: математические игры с

камешками Марблс»

4.Статья О.В. Бурнашовой МБДОУ №133 Новокузнецк. «Использование

камешков «Марблс» в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного

возраста»

7



В раздел образования