Автор: Скорнякова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад №5" с/п №1
Населённый пункт: город Златоуст, Челябинская область
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: " Путешествие в страну вежливости"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к
школе группе.
Тема: «Путешествие в Страну Вежливости»
Воспитатель: Скорнякова Светлана Владимировна
Цель:
Познакомить детей с общественным этикетом
Задачи:
1.
Воспитывать у детей нравственные качества и чувства, формировать
навыки культурного, эстетически грамотного поведения.
2.
Продолжать формировать навыки вербального и невербального
общения, вежливого обращения.
3.
Развивать самосознание и навыки саморегуляции.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Оборудование: дерево добра, дворцовые ворота, д/и «Добрые дела», д/и
«Цветик – семицветик», клубок ниток.
Предварительная работа:беседа «Ежели вы вежливы…», «Наши добрые
дела», чтение х/л: О. Дриз «Добрые дела», В. Осеева «Волшебное слово», С.
Маршак «Урок вежливости», д/и и упражнения «Вежливый ручеёк», «У меня
зазвонил телефон», «Кто кому уступит место», рассматривание картин,
иллюстраций.
Ход занятия.
Игра-приветствие «Клубочек имен».
-Ребята, у меня в руках волшебный клубочек. Я его передаю своему соседу
слева, а сама продолжаю держать ниточку. И так каждый передает клубочек
и держит за ниточку, пока он не вернется ко мне обратно. Передавая
клубочек, своего соседа надо приветствовать, называя его по имени.
-Ребята, вы хотите отправиться со мной в путешествие? Сегодня мы
отправимся с вами в Страну Вежливости, но попасть в нее не так-то просто.
Путь нам будет открыт, если вы вспомните «волшебные» вежливые слова,
которые спрятаны в стихотворных строка, найдите и назовите их.
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться…(доброе
утро)
Растает даже ледяная глыба от слова теплого…(спасибо)
Из вежливости, а не из жалости почаще говори…(пожалуйста)
Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем мамам мы…(спасибо)
И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(до свидания)
-Молодцы, ребята! Вот мы и попали в Страну Вежливости.
А у дворцовых у ворот
Дерево добра растет.
Налетел тут ветер вдруг
Закружил листву вокруг.
Стало дерево скучать,
Людей добрых поджидать.
Вы, ребята, приходите,
Листочки дереву верните.
Игра «Добрые дела».
-Ребята, давайте поиграем в игру «Добрые дела». Посмотрите на картинки и
найдите те, на которых изображены добрые дела. Расскажите о них и верните
эти листочки дереву. (Рассказы детей о добрых делах)
-Какое доброе дерево у нас получилось! Молодцы!
Проблемная ситуация «Помоги Петрушке».
-Ой, ребята, я забыла вам передать привет от нашего хорошего знакомого
Петрушки. Он позвонил мне и был очень огорчен. Хотите узнать почему?
Тогда присаживайтесь и послушайте, что с ним произошло!Он хотел
путешествовать с нами по Стране Вежливости, а добраться до нас не смог.
Петрушка со своими друзьями дождались автобуса, на котором они
должны были приехать к нам. Петрушка хотел пропустить выходящих из
автобуса, как тут Пёс – Барбос всех растолкал, наступил нашему Петрушке
на ногу и закричал:
- Дайте пройти, столпились тут! Я сяду вперед старого Гнома.
- Эй, Пёс – Барбос, привет! – слышалось с другого конца автобуса – Ты
заплатил за проезд?
- Я, нет! Хи-хи-хи…
Петрушка, старый Гном и другие пассажиры зашли в автобус, оплатили
проезд, а Пёс – Барбос с другом так и продолжали громко разговаривать,
смеяться и не замечали вокруг себя никого. И тогда старый Гном сказал…
- Ребята, как выдумаете, что сказал старый гном? (Ответы детей.)
(Перед тем как войти в дверь, надо сначала пропустить тех, кто выходит;
надо уступать место пожилым людям; нельзя бегать по автобусу, надо
держаться за поручни; в транспорте надо разговаривать тихо.)
ИГРА «ПРАВИЛЬНО – НЕПРАВИЛЬНО»
-Ребята,а теперь давайте поиграем и вспомним, как нужно поступать, чтобы
быть вежливым. Я буду называть действия. Если так можно поступать
культурному человеку, вы хлопаете руками, а если нельзя – топаете ногами:
Мыть руки
Обижать друзей, родителей, животных
Чавкать за столом
Надевать грязную одежду
Есть руками
Уступать место пожилым людям
Не подстригать ногти
Приходить в гости без приглашения
Здороваться
Носить носовой платок
Бегать по автобусу
Брать без спроса чужие вещи
Умываться только вечером
Смеяться над другом
Чистить зубы
В общественных местах разговаривать тихо
Не подстригаться
Помогать пожилым людям
Приходить вовремя на спектакль
Быть вежливым
Ссориться.
- Ребята, а вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Давайте
посмотрим, как это бывает?
Инсценировка проблемной ситуации А. Кузнецовой «Поссорились».
1 реб. Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
2 реб. Очень скучно друг без друга,
Помириться нужно нам.
1 реб. Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
2 реб. Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
-Ребята, как же могут помириться девочки? (Ответы детей)
-А автор стихотворения предлагает такой путь примирения:
1 реб. Дам ей мишку, извинюсь,
2 реб. Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: « Играть давай!»
-Молодцы, ребята! А знаете ли вы, что с помощью слова можно творить
чудеса? Слово может рассмешить, огорчить или обидеть человека. Когда
человек огорчен или обижен, ему очень трудно справиться с плохим
настроением, а добрым словом его можно утешить. Предлагаю вам
проверить, можете ли вы быть вежливыми каждый день и поддержать
добрым словом своих близких. Я расскажу вам начало истории, а вы
расскажите нам, как бы вы поступили дальше.
1.
Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг
Катя упала. Тогда Вера…Что сделала Вера? Почему?
2.
Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в
коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы.
Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша
ответила…Что ответила Маша? Почему?
3.
Таня и Оля играли в «дочки – матери». К ним подошел маленький
мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты
еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала…Что сказала Таня?
Почему?
4.
Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой
комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету.
Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле
и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля
ей ответил…Что ответил Коля? Почему?
5.
Саша гулял около дома. Вдруг увидел маленького котенка, который
дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша…Что сделал Саша?
Почему?
- Ребята, а какими добрыми поступками вы можете порадовать своих
близких и друзей? (Ответы детей.)
- Ребята, а вы помните сказку Валентина Катаева «Цветик – семицветик»?
Какой добрый поступок совершила девочка Женя? (Ответы детей.) Давайте и
мы с вами составим цветик – семицветик, который будет помогать нам
совершать хорошие поступки. Каждая пословица о вежливости добавит
цветку 1 лепесток.
Игра «Цветик – семицветик»
1. Вежливости открываются все двери.
2. Доброе слово лечит, а злое калечит.
3. Ласковым словом и мёд растопишь.
4. Про доброе дело говори смело.
5. Не одежда красит человека, а добрые дела.
6. Добрые слова дороже богатства.
7. Сумел провиниться, сумей и повиниться.
Рефлексия
-Ребята,
этот цветик – семицветик мы повесим
в группе, чтобы он
напоминал вам о том, что нужно быть всегда вежливыми и совершать
хорошие поступки.